Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
23.01.2021

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в г. Березино Минской области (Республика Беларусь)

«Идея охранения произведений человеческого гения так прекрасна
и так насущна, что хотелось бы скорее провести ее в жизнь.
Ведь сколько лет пройдет, пока сознание масс научится уважать то,
что будет охранено Знаменем! А время не терпит».

Е.И.Рерих

«Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству.
Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни,
ибо она живет во всем мыслящем и сознательном.
Культура защищает историческое достоинство народа».

Н.К.Рерих

 beresino2.gif

Герб г. Березино

14 января 2021 года в Березинском районном Центре ремесел состоялось торжественное открытие Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность».

Пакт Рериха – «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» является первым международным договором, который целостно решает вопросы защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, в мирное время и является основой современной международной правовой системы по защите этих ценностей. Пакт дает огромные возможности для охранения культуры и несет в себе новые перспективы для будущего. Некоторые из этих возможностей в прошлом были использованы, другие были потеряны. От ныне живущих зависит, насколько мы сумеем во имя Культуры воплотить в жизнь те идеи, которые заложены в Пакте, поскольку их реализация в современном мире жизненно необходима.

В адрес организаторов и участников выставки «Пакт Рериха. История и современность» поступили приветствия от председателя Координационного совета «Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха» Лейли Штробль и от председателя Борисовского рериховского общественного объединения «Культура и Знание» О.В.Дубенко.

Березинский район – один из регионов Минской области, богатый своими культурными традициями. Народные промыслы составляют мощный пласт историко-культурного наследия. Березинские мастера в совершенстве владеют секретами ткачества, резьбы по дереву, вышивки, соломоплетения, бисероплетения, трели и вязания, передают свои навыки на секциях и встречах, мастер-классах и уроках мастерства.

Березино также славится уникальными народными обрядами и обычаями, которые являются нематериальными проявлениями творчества человека и включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В начале открытия выставки прозвучали современные музыкальные композиции на флейте и белорусские народные мелодии на инструменте «дудка белорусская» в исполнении преподавателей Березинской детской школы искусств Марии Рязановой и Анастасии Борисенок. Присутствующие также посмотрели фрагмент фильма Валерия Шатина «Время собирать камни», повествующий об истории создания и подписания Пакта, о том, какую угрозу для исторических памятников представляют современные военные конфликты.

Председатель МОО «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь Владимир Михайлович Попов отметил во вступительном слове актуальность идей Пакта Рериха в наши дни и вместе с сотрудником Белорусского отделения Еленой Анатольевной Чулковой провел экскурсию по выставке.

Гуманистические миротворческие идеи Н.К.Рериха, великого русского художника с мировым именем, общественного деятеля планетарного масштаба, оставившего потомкам уникальное наследие, не могут не найти отклик в сердцах тех, кто любит свою родину, стремится к высоким идеалам красоты и нравственным качествам, осознает жизненность этих принципов как единственной возможности мирного существования и процветания человечества под знаменем Культуры.

Идея о необходимости заключения международного соглашения об охране памятников культуры, особенно во время вооруженных конфликтов, появилась у Н.К.Рериха в период русско-японской войны 1904–1905 годов. Ранее, во время паломничества Николая Константиновича и Елены Ивановны, его жены, вдохновительницы, ближайшего друга и соратника, по древнерусским городам в 1903–1904 годах, он обращает внимание на бедственное состояние памятников старины. По возвращении из путешествия Рерих выступает в Императорском Русском археологическом обществе с докладом о необходимости принятия срочных мер по охране культурного наследия.

В 1912–1914 годах Н.К.Рерих создает одну из наиболее знаменательных живописных серий – предвоенную, которую иногда называют пророческой. Образы этих картин многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой. Рерих обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Но голос Рериха тогда не был услышан.

После Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) усилиями русского художника и его единомышленников создаются Комитеты Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке, Париже и Брюгге для подготовки и осуществления этого международного документа о защите культурных ценностей.

В 1931 и 1932 годах в Брюгге, в 1933 году в Вашингтоне состоялись международные конференции, посвященные Пакту Рериха, на которых был разработан план пропаганды идей Пакта и рекомендовано подписание его правительствам всех стран.

Отдельный раздел выставки «Пакт Рериха. История и современность» посвящен Знамени Мира. Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный флаг для идентификации объектов охраны, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, известный как Знамя Мира. Знак Знамени Мира – знак Триединcтва, один из древнейших символов, – прошел через историю и культуру многих народов мира и выбран художником не случайно. Он писал: «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересовНаоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира».

В 1932–1933 годах он пишет такие картины, как «Мадонна Орифламма», «София Премудрость», «Мадонна Защитница», считая, что Знамя Мира должна поднять, прежде всего, женщина.

«Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!

Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание, Красота».

15 апреля 1935 года в Белом Доме, в присутствии президента Рузвельта, Соединенными Штатами Америки и представителями 20 американских республик был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)».

Красной линией через всю жизнь и творчество Н.К.Рериха прошло возвышенное почитание Учителя. Значение и ведущая роль Учителя для формирования у подрастающего поколения интереса и уважительного отношения к ценностям Культуры раскрываются через представленные на выставке репродукции картин Николая Константиновича, посвященные России и деятельности великого строителя Земли Русской, Русской Духовной Культуры Преподобного Сергия Радонежского: «Сергий Строитель» (1925), «Сам Вышел» (1922), «И мы трудимся» (1922).

Нынешний век еще более обострил конфликты между странами и внутригосударственные противоречия. Безудержная гонка вооружений, демонстрация силы и превосходства одних государств над другими для достижения узких эгоистических целей, разжигание вражды между народами достигли предела, за которым возможна гибель планеты. И, как следствие, проблема безвозвратной утраты ценностей культуры не стала менее острой. Утрата бесценных сокровищ искусства сделали очевидной необходимость предотвратить новые трагедии, научиться разрешать межнациональные, классовые, религиозные конфликты бескровными способами. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретают сегодня особую актуальность.

Созданный Международным Центром Рерихов (МЦР), по инициативе Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015), генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, известного ученого-востоковеда, заслуженного деятеля искусств РФ, Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» напоминает об истоках возникновения движения в защиту культурного наследия, инициатором которого был Николай Константинович Рерих, и о необходимости консолидации усилий для сохранения мира и культуры на планете.

Актуальным для мировой общественности является сегодня спасение и сохранение наследия семьи Рерихов, которое было безвозмездно передано в Россию их младшим сыном, Святославом Николаевичем. В соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха руководство страны выделило в Москве Усадьбу Лопухиных для размещения на ее территории общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Более четверти века МЦР и его общественный Музей сохраняли и приумножали наследие Рерихов, проводя широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и за рубежом. За это время Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем памятника культуры. Без копейки бюджетных средств, за счет народных пожертвований МЦР осуществил уникальную реставрацию зданий Усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами. Заслуга возвращения Усадьбы к жизни, превращение ее в уникальный международный культурный и научный центр по исследованию и популяризации наследия Рерихов принадлежит, прежде всего, Людмиле Васильевне Шапошниковой.

Тем не менее это не воспрепятствовало Музею Востока при поддержке Министерства культуры РФ в апреле 2017 года на глазах мировой общественности совершить акт вандализма и преступление против Культуры: разрушить экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха, вывезти абсолютно все предметы искусства из Усадьбы Лопухиных и лишить МЦР наследия Рерихов, которым он владел на законных основаниях.

Усадьба Лопухиных решением правительства страны была предназначена именно для общественного Музея имени Н.К.Рериха, и наследие Рерихов непременно должно вернуться в свой изначальный дом. Все другие варианты использования этой Усадьбы станут актом пренебрежения к имени нашего великого соотечественника, который своим творчеством на века прославил Россию.

В завершение мероприятия по установившейся традиции было сделано совместное фото участников открытия выставки со Знаменем Мира, символом Пакта Рериха.

За содействие и помощь в организации и проведении данного проекта от имени Отделения МЦР в Республике Беларусь вручены благодарственные письма начальнику отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Березинского районного исполнительного комитета Г.А.Соколовской и руководителю народного клуба мастеров государственного учреждения культуры «Березинский районный Центр ремесел» И.В.Хващевской.

Церемония открытия выставки завершилась музыкальными импровизациями (фортепиано), исполненными преподавателем Березинской школы искусств Геннадием Сергеевичем Дайнеко.

Выставка продлится до 14 февраля 2021 года.

На протяжении всего срока экспонирования выставки в Березинском районном Центре ремесел будут демонстрироваться фильмы о творчестве семьи Рерихов («Время собирать камни», «Зов Космической эволюции») и фильм, посвященный восстановлению православной часовни святой Анастасии в городе Пскове (с росписями, сделанными по эскизам Н.К.Рериха) «“Анастасия” – значит “возрождение”».

Владимир Попов, Елена Чулкова



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007