Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
26.02.2021

Рериховские чтения в Беларуси «Тема сотрудничества в жизни и творчестве Рерихов»

 foto2.jpg

Тема сотрудничества всегда сопровождает культурно-просветительские инициативы Международного Центра Рерихов и его отделений. В 2020 году эта тема звучала все чаще. Основам сотрудничества уделяется большое внимание в книгах философской системы Живой Этики, письмах и трудах Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха. В воспоминаниях о семье Рерихов много говорится о той объединяющей силе для творческого сотрудничества, которую нес в себе каждый из них.

Если проследить жизнь и творчество истинных подвижников Культуры, которые внесли большой вклад в развитие науки, искусства, философии, мы увидим проявление космических законов, описанных в Живой Этике. Именно эти законы являются залогом эволюционного развития человека и Вселенной. Дружба, братство, содружество, творческий коллектив, научное объединение, основанные на истинных законах бытия, несут прекрасные возможности для преображения жизни как человека, так и окружающего мира.

31 января 2021 года в Минской областной библиотеке имени А.С.Пушкина (Республика Беларусь) прошли Рериховские чтения «Тема сотрудничества в жизни и творчестве Рерихов». Были представлены сообщения на предложенную тему как в очной форме, так и в видеоформате.

Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, вице-президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов (Москва), в своем докладе «Основы сотрудничества и общины» обратил внимание на то, что сотрудничество во Вселенной имеет своей целью дать всему дыханию Космоса форму и назначение по закону Красоты. Каждый человек, в силу особенностей внутренней природы, воспитанности сознания, способен сознательно уявить сердечное сотрудничество, обращаясь к духовному наследию Великих Учителей человечества. Философия Живой Этики дает представление о самосовершенствовании человека по трем основным направлениям, основываясь на сердечной этике, на осознании силы мысли и утверждении товарищества на доверии во имя Общего блага.

Анатолий Андреевич в контексте своего выступления еще раз обратил внимание на определение сознания как лаборатории для всех ощущений: процессы сознания связаны с мыслью, которая является рычагом для всего, что в нем происходит. Воля творится мыслью, а мысль порождается волей – образуется колесо сотрудничества. Гармония взаимодействия воли и мысли утверждает путь неуклонного восхождения.

Свой видеодоклад А.А.Лебеденко проиллюстрировал слайдами картин севастопольского художника-космиста Людмилы Леонидовны Кирилловой, члена Союза художников России.

«Зов звучнейший о сотрудничестве» – эти слова Н.К.Рериха очень точно отразили содержательный посыл выступления Галины Шнайдер, председателя правления Немецкого Рериховского общества (Ремшайд, Германия).

Можно сказать, что ранее в истории еще не было эпох, когда от человечества требовалось бы такое бескорыстное сотрудничество и объединение, как теперь. Для объединения необходимо деятельное участие передовых личностей, которые стремятся к утверждению прогрессивных идей и принципов гуманистического характера. Основная примета времени – все больше глобальных задач требуют коллективного решения. Е.И.Рерих 18 июня 1936 года писала: «Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным». Также Е.И.Рерих обращала внимание на разные виды сотрудничества, реализация которых зависит от различной подготовленности сотрудников и возлагаемой ответственности. В одном из очерков Н.К.Рериха, как отметила в своем докладе Г.Шнайдер, говорится о таком качестве, как взаимность в деле сотрудничества: «Ведь все чувства должны быть воспитаны. Но много истинной человечности и терпимости нужно проявлять, чтобы сама идея взаимности могла бы расти свободно и добровольно». Н.К.Рерих подчеркивал, что именно в культурной деятельности каждый может идти путем индивидуальности, но в сердечной взаимности. И в каждом своем обращении к культурным сообществам он призывал мыслить на благо Культуры, обмениваться идеями, поддерживать инициативы культурного строительства. Н.К.Рерих писал: «Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве. Творчество же в существе своем при единстве мировых законов всегда свободно, покоясь лишь на сознательной дисциплине духа. Эта сознательность духа приводит нас к сотрудничеству, тоже сознательному и строительному».

В своем докладе «Тема сотрудничества в современной жизни согласно философии Живой Этики» Дмитрий Владимирович Дорохин, члена ИРО ВТОО «Союз художников России», доцента кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна имени В.Г.Смагина ИРНИТУ, члена ИРОО «Рериховское культурное творческое объединение» (Иркутск), проанализировал различные аспекты сотрудничества в условиях современного мира. Сейчас человечество во многих отраслях деятельности открывает для себя новые направления, которые превращаются в узкоспециальные сферы деятельности. Главное в этой ситуации – не забыть о своем предназначении на Земле – реализации своего духовного потенциала. Вместе с тем вопрос совершенствования в профессиональной деятельности напрямую связан с сотрудничеством. Дмитрий Владимирович считает, что разрешение вопросов сотрудничества на основе тех знаний, которые раскрывает творчество семьи Рерихов, стало насущной необходимостью в наши дни. Вся деятельность Рерихов по созданию культурно-просветительских учреждений была направлена на поиск сотрудников и утверждение прекрасной идеи «Мир через Культуру». Один из ярких творческих союзов был явлен сотворчеством Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, который писал, что его картины должны бы носить два имени.

Энергетическая концепция строения мира, которая представлена в Учении Живой Этики, дает представление о том, что за проявленным многообразием кроются незыблемые космические законы Мироздания. И понимание его энергетической основы, законов бытия, дает нам возможность осознать и насущную тему сотрудничества. Вне зависимости от специальности человек может заниматься творчеством, которое реализуется через мысль. И именно мысль может сплотить и направить людей к осуществлению тех или иных творческих задач. Живая Этика раскрывает возможности реализации созидательного совместного творчества. В наше время концепция Н.К.Рериха «Мир через Культуру» является самой актуальной для сотрудничества и духовного восхождения человека. В свете энергетического мировоззрения ответственность лежит на каждом человеке – на что он будет тратить свою энергию. Каждый должен обрести ясное и осмысленное направление своего творчества, на основе чего, согласно закону созвучия, будут формироваться творческие сообщества.

Выступление председателя Отделения МЦР в Республике Беларусь Владимира Михайловича Попова «Общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха» касалось защиты имени и наследия Рерихов и той ситуации с общественным Музеем имени Н.К.Рериха в Москве, которая сложилась на сегодняшний день. Крайне важной, жизненно насущной задачей для общественности наших и зарубежных стран является спасение и сохранение наследия семьи Рерихов, которое было безвозмездно передано в Россию их младшим сыном Святославом Николаевичем Рерихом. В соответствии с волей С.Н.Рериха руководство страны предоставило усадьбу Лопухиных для размещения на ее территории Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Более двадцати пяти лет Международный Центр Рерихов и его общественный Музей сохраняли наследие Рерихов и за этот период приумножили его, проводя широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и за рубежом. За время нахождения в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем памятника архитектуры XVII–XIX вв. Без финансовой помощи со стороны государства, исключительно за счет народных пожертвований МЦР осуществил уникальную реставрацию зданий усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами. Заслуга возвращения усадьбы к жизни, превращение ее в уникальный международный культурный и научный центр по исследованию, популяризации наследия Рерихов принадлежит прежде всего Людмиле Васильевне Шапошниковой, известному ученому-востоковеду, писателю, философу, заслуженному деятелю искусств РФ, академику Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, доверенному лицу Святослава Николаевича Рериха.

Тем не менее эти убедительные и неоспоримые достижения не помешали Музею Востока при поддержке Министерства культуры РФ в апреле 2017 года на глазах у мировой общественности совершить акт вандализма и преступление против Культуры: полностью разрушить уникальную экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха и вывезти абсолютно все предметы искусства, более 16 тысяч единиц музейного хранения, из усадьбы Лопухиных, лишив тем самым МЦР наследия, которым он владел на законных основаниях, а мировую общественность единственного в своем роде Музея имени Н.К.Рериха. Усадьба Лопухиных предназначалась именно для этого Музея, и наследие Рерихов обязательно должно вернуться в те залы, где оно находилось более четверти века. Все другие варианты использования этой усадьбы являются актом пренебрежения к имени деятеля мировой культуры и великого сына России, который своим творчеством на века прославил свою родину.

Марина Юрьевна Логинова, директор Музея жизни и творчества семьи Рерихов Харьковского Культурного Центра имени Н.К.Рериха, член Европейской Ассоциации поддержки МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, подготовила доклад «Формы сотрудничества с общественными организациями в защиту Международного Центра Рерихов».

По мнению автора доклада, чем больше в различных странах будет проводиться международных форумов в защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха, тем большую поддержку получит МЦР. Так, 20 декабря 2020 года состоялось онлайн-совещание актива Международного Рериховского движения по поводу плана создания в усадьбе Лопухиных центра гуманитарных исследований в память известного ученого-искусствоведа и многолетнего директора ГМИИ имени А.С.Пушкина И.А.Антоновой. Также 16 января 2021 года прошло Совещание участников рериховских организаций Украины и представителей международной культурной общественности «Наследие Рерихов и Усадьба Лопухиных». Марина Юрьевна озвучила решение совещания для широкого распространения, в котором особое внимание уделяется расширению контактов рериховских обществ с культурными и научными деятелями для ознакомления с правдивой информацией о реальном положении дел с усадьбой Лопухиных и наследием Рерихов, а также для привлечения их к поддержке МЦР и его деятельности по сохранению наследия Рерихов и выполнению волеизъявления С.Н.Рериха относительно размещения в Усадьбе Лопухиных Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Рассмотрению такого аспекта сотрудничества, как Учитель-ученик, посвятил свое выступление Анатолий Валентинович Волков, сотрудник Белорусского отделения МЦР. Он подготовил сообщение под названием «Не люблю учить, но лишь передавать знания. Е.И.Рерих». Елена Ивановна Рерих, создавшая в сотрудничестве с Учителями Востока философскую систему Живой Этики, которая является синтезом многовековых знаний Востока и Запада, отвечала на вопросы своих корреспондентов и учеников. Просто, доступно, по сознанию она умела разъяснять сложнейшие вопросы о космических законах, о смысле человеческого существования, о нелегком пути ученичества, о Великих Учителях человечества, Их жертвенном труде ради спасения нашей планеты. Тема доверия и преданности проходит через все творчество Е.И.Рерих, раскрывает наиболее полно наивысшее сотрудничество, которое устанавливается между Учителем и учеником на пути самосовершенствования человека. В письмах Е.И.Рерих можно найти простые формулы преображения жизни. По мнению Елены Ивановны, не уход от жизни, а применение Учения Живой Этики в жизни и работа на общее благо являются главными ключами ко всем духовным достижениям. Прежде всего, Елена Ивановна и Николай Константинович стали учителями жизни для своих сыновей, которые рано смогли проявить свой богатый духовный потенциал.

Тему сотрудничества в науке и искусстве рассмотрела Татьяна Святославовна Захарова, сотрудник Белорусского отделения МЦР. Учение Живой Этики также раскрывает тему сотрудничества в творческом процессе и обращает внимание на такое качество, как синтез: «Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни. Запомним это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о Вечности и ограждается тупостью от всех зовов?» (Иерархия, 326). Это качество ценно не только в процессе индивидуального творчества, но и в совместной работе. О Ю.Н.Рерихе говорят как о носителе синтеза: как ученый он владел двумя путями приобретения Знания – научным в западной традиции, или интеллектуальным, и восточным, или духовным, не исследованным и не объясненным в терминах современной науки.

Юрий Николаевич Рерих – известный ученый-востоковед. И в Индии, где более 10 лет он являлся бессменным директором Института «Урусвати», и в Советском Союзе, куда он вернулся в 1957 году и работал в Институте востоковедения, в его научной и педагогической деятельности раскрылось такое понятие, как сотрудничество между Учителем и учеником. Изучение древних восточных рукописей предполагает необходимость искать суть содержания, выявлять, с какой целью они написаны, какой смысл в них заложен. Отношение к материалу должно быть личностным – необходимо понять, что именно автор хочет сказать лично тебе, ибо древние тексты обращены не ко всем вообще, но к каждому отдельному человеку, к личности. В своей педагогической деятельности Ю.Н.Рерих добивался эффекта восприятия учениками древних знаний не по частям, а в неразрывной целостности, которая требует внутреннего постижения, одномоментного проникновения в смысл древнего манускрипта. Этот метод изучения старинных источников Ю.Н. Рерих передал и своим ученикам.

Всемирно известный художник Святослав Николаевич Рерих размышлял о сотрудничестве в искусстве в таком жанре, как портретная живопись. Чрезвычайно важным фактором, как он считал, была и остается также степень согласованности между художником и моделью. Бывает сотрудничество, так называемое молчаливое общение, – и в результате возникает прекрасное полотно или скульптура, которые несут в себе некую, не поддающуюся измерению частицу присутствия модели. С.Н.Рерих говорил, что модель, исполненная желанием сотрудничать с художником, служит не только своим личным интересам, но интересам искусства в целом, ибо дает каждому истинному художнику неограниченную радость возможности при сознательном сотрудничестве с моделью создать подлинное произведение искусства. И далее он продолжал развивать мысль о своеобразном сотрудничестве, взаимодействии произведения искусства и зрителя. Святослав Рерих считал, что творения искусства – это кристаллизация опыта, чувств и мыслей творца. Словно отпечаток духа на веществе. Картины пробуждают у зрителя те же чувства, мысли, вибрации.

Белорусское отделение МЦР планирует дальнейшее обсуждение многогранной темы сотрудничества, основываясь на философии Живой Этики и творческом наследии семьи Рерихов.



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007