Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2021

03.04.2021

Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в городе Мяделе (Республика Беларусь)

Дума о Культуре есть Врата в Будущее.

Н.К. Рерих

Там, где ценят культурные сокровища, – там будут прочны народные корни, там разовьется самосознание и будет охранена честь народа. Все это не отвлеченные понятия, но реальнейшие двигатели к лучшему будущему.

Н.К.Рерих

 Gerb_Mjadel.jpg 

Герб г. Мяделя

Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» открылся 18 февраля 2021 года в городе Мяделе (Республика Беларусь) в Мядельском музее народной славы. Проект продолжает свое шествие по белорусским городам. Это уже 30-я выставка, организованная Белорусским отделением Международного Центра Рерихов.

Много есть красивых мест в Белоруссии, а земля нарочанская – одно из них. Имя ей дало самое большое и самое, пожалуй, живописное озеро Нарочь. Здесь, на этой земле, в центре современного города Мяделя в XI столетии стояли порубежная крепость и замок Полоцкого княжества. Неприступные стены замка когда-то преградили путь в город завоевателям-тевтонцам. За многие столетия Нарочанский край стал свидетелем самых разных событий. По этой земле не раз катились кровавые войны, ее топтали чужеземцы-завоеватели, испепеляли пожары. Но мужественные заступники вставали на пути врагов, защищая свой дом, свое Отечество. В память об исторических событиях, в память дедов и прадедов, которые жили на Мядельщине, обороняли ее в боях, возводили города, села и в наставление потомкам – был создан Мядельский музей народной славы.

Не случайно именно этот музей принял выставочный проект, имеющий ярко выраженную гуманистическую, миротворческую и патриотическую направленность, – «Пакт Рериха. История и современность».

Проект посвящен Международному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – первому документу международного гуманитарного права по безусловной защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время.

Инициатором и создателем этого уникального документа выступил выдающийся русский художник, ученый, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Пакт Рериха провозгласил, что ценности культуры независимо от их принадлежности являются культурным наследием всего человечества.

Идея о сохранении народного достояния начала формироваться у Николая Константиновича еще во время экспедиции «По старине» в 1903–1904 годах, которую он предпринял с целью изучения корней русской культуры, памятников древнерусского зодчества и иконописи. Уже в то время Рерих выражал обеспокоенность по поводу утраты культурного наследия, неумелой и непрофессиональной реставрации памятников старины. Он писал: «…Пора нам любить старину и время теперь уже говорить о художественном отношении к памятникам».

Перед Первой мировой войной Н.К.Рерих пишет серию картин (впоследствии названную «пророческой»), предупреждающих об опасности новых жертв, а после варварских разрушений германской армией городов-памятников во Франции и Бельгии обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В 1915 году он также делает доклад Императору Николаю II о необходимости создания нового Красного Креста – Культуры. Но голос Рериха не был услышан тогда.

В 1929 году, по окончании Центрально-Азиатской экспедиции, Н.К.Рерих возвращается к идее сохранения культурного наследия и выносит эту проблему на международный уровень, выступая как общественный деятель планетарного масштаба. В сотрудничестве с юристами-международниками он подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта.

Николай Константинович предлагает особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ – Знамя Мира с изображением древнего символа – знака Триединства. Он пишет, что защита культурного наследия человечества «предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».

Этот флаг «подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира». Предложенное Знамя, отмечает Рерих, «уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства».

Учреждаются Комитеты Пакта в Нью-Йорке, Париже и Брюгге, во многих странах возникают общества имени Н.К.Рериха. Одним из главных направлений деятельности этих организаций является широкое распространение идей о необходимости защиты культурного достояния и утверждение высоких ценностей Красоты и Знания в сознании людей. В 1931 и 1932 годах в Брюгге и в 1933 году в Вашингтоне проходят международные конференции в поддержку Пакта. Общественный резонанс в отношении Пакта был огромен. Рерих писал: «Мы имели многие тысячи сочувственных Пакту отзывов от высоких представителей человечества, от государственных и образовательных учреждений». Однако события в мире вновь нагромождались, возникали локальные военные конфликты в Европе, набирал силу фашизм; европейские государства были отрезаны от дальнейшей работы по Пакту.

15 апреля 1935 года Пакт Рериха – Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне представителями 21 страны американского континента.

Однако идея Пакта Мира была забыта в пожаре Второй мировой войны. И только по ее окончании она вновь привлекла внимание культурной общественности.

«Мир через Культуру!» Этот девиз Пакта, следуя заветам Николая Константиновича Рериха, проводит в жизнь Международный Центр Рерихов, созданный младшим сыном Н.К. и Е.И.Рерихов Святославом Николаевичем Рерихом – всемирно известным художником, ученым и общественным деятелем, а также его доверенной Людмилой Васильевной Шапошниковой – генеральным директором Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве, известным ученым-индологом, Заслуженным деятелем культуры РФ, академиком РАЕН и РАКЦ им. К.Э.Циолковского. Международный Центр Рерихов (МЦР) осуществляет многоплановую культурно-просветительскую деятельность: проводит ежегодные научно-общественные конференции; организует циклы лекций по широкому спектру научных, культурных и философских проблем; созывает педагогические конференции; проводит концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры; организует выставки современных художников и международные конкурсы детского рисунка; осуществляет масштабные издательские проекты.

Николай Константинович Рерих писал о культурном наследии всего мира, называя его «Памятники Творчества Человечества», «Сокровища Творческого духа», «Истинные Сокровища Духа человеческого». По словам Людмилы Васильевны Шапошниковой, с разрушением памятников культуры наша планета теряет энергетику Красоты, необходимую ей для дальнейшего эволюционного развития. В XXI веке мы являемся свидетелями разрушений культурных ценностей в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Египте, Сирии, Украине, Карабахе.

В один ряд с этими актами вандализма можно поставить и действия Министерства культуры РФ. В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственный музей Востока при поддержке руководства Министерства культуры осуществил незаконный силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных в Москве, где располагался общественный Музей имени Н.К.Рериха. Впоследствии Музей был полностью разрушен. Еще в 1989 году в соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха руководством страны была выделена усадьба Лопухиных для размещения на ее территории общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Более четверти века МЦР и его общественный Музей сохраняли наследие Рерихов и за этот период приумножили его, проводя широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и за рубежом. За время местонахождения в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем этого исторического памятника культуры. Исключительно за счет народных пожертвований МЦР осуществил уникальную реставрацию зданий усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами.

Бесценное наследие великой семьи Рерихов, всецело отдавших свои жизни служению Культуре, было вывезено после захвата усадьбы, и сейчас часть картин экспонируется в Москве на ВДНХ в неприспособленном для музейного показа и хранения павильоне. Судьба остальной части наследия неизвестна. Усадьба Лопухиных, решением Правительства страны была предназначена для размещения в ней общественного музея имени Н.К.Рериха, и наследие Рерихов, безусловно, должно вернуться в свой изначальный дом.

Директор Мядельского музея народной славы Наталья Михайловна Бурак выразила благодарность Международному Центру Рерихов за предоставленную выставку. Она отметила, что в 2005 году в музее проходила выставка репродукций Н.К.Рериха, которая пользовалась большим интересом у посетителей, и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.

Выставка продлится до 10 апреля 2021 года.



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2021 Международный Центр Рерихов