Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
02.05.2021

Лекция «Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире» в Санкт-Петербурге

 tomsha2.jpg
 

15 апреля 2021 года в петербургской библиотеке имени К.А.Тимирязева состоялась лекция «Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире», лектор – руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР, психолог, арт-терапевт Елена Юрьевна Томша.

Перед началом лекции к собравшимся с приветствием обратилась Ирина Эрнестовна Салыкина, сотрудник библиотеки имени К.А.Тимирязева. Она поздравила всех с Днем Культуры – праздником, который отмечается 15 апреля во многих странах мира.

«Экологическая роль изобразительного искусства в современном мире» – тема, вызывающая неизменный интерес у самой широкой аудитории. Материал состоявшейся лекции – результат многолетней работы, анализа отечественных и зарубежных научных исследований в сочетании с практическими наблюдениями психолога за детьми, подростками, взрослыми на экспозициях в музеях и в повседневной жизни.

Стремительное развитие в конце ХХ столетия техники и технологий, в том числе цифровых, наряду с новыми возможностями, такими как общение по видеосвязи с друзьями и родными в других городах и странах, доступность для жителей небольших городов или даже сельской местности фондов крупнейших библиотек мира, посещение виртуальных филиалов знаменитых музеев и т.д., породило целый ряд специфических проблем. Информационное поле, по подсчетам Ф.Данна, за последние 30 лет увеличилось так же, как в предыдущие 5000 лет, причем объем информации удваивается каждые 5 лет. Остро стоит проблема ее организации и структурирования – информационный мир представляет собой в настоящее время «скорее информационный хаос, чем информационный космос». Западный исследователь У.Ки называет «насилием чувств» применяемые средствами массовых коммуникаций техники воздействия на подсознание и подчеркивает их назначение «управлять, манипулировать человеческим поведением». Классик медиа-экологии Н.Постман утверждает, что с развитием электронной коммуникации «информация превратилась в мусор», изменился характер человеческих ценностей, что привело к моральному дефициту.

Особенно важно учитывать влияние массовой культуры на подрастающее поколение – детей, подростков и молодежь, находящихся в процессе построения своей картины мира. «Формируя жизнь молодого поколения, – пишет классик отечественной музейной педагогики Б.А.Столяров, – визуальная культура передает ему знания о мире, язык, коды и ценности повседневного бытия, нормы социального поведения и уровни художественных предпочтений. Именно визуальная культура через телевидение, кино, книги, журналы, рекламу, дизайн помещений, одежду и т.д. определяет характер взаимодействия человека с окружающей средой, включающей в себя образы и объекты, с которыми он сталкивается в повседневности».

В связи с этим следует отметить серьезную озабоченность и тревогу специалистов – психологов, педагогов, медиков, социологов, как отечественных, так и зарубежных, по поводу деструктивного влияния СМИ.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что тиражируемые СМИ визуальные образы разрушительно воздействуют на психику человека, особенно в наиболее сенситивные периоды ее становления – детство и отрочество.

Наибольшая нагрузка информационного потока приходится на визуальный канал. О том, как изменяется зрительное восприятие современных детей, влияющее на их мышление, чувствование и передачу эмоциональных состояний, какие это может иметь последствия, шла речь во время основной части лекции.

Специфика нынешней ситуации в том, что современные дети и их родители имеют принципиально разный опыт детства. Никогда прежде в истории человечества не было такого сильного, стремительного изменения жизненных условий, которое приводит к непониманию между поколениями. Достаточно напомнить, что многие дети даже дошкольного возраста сейчас более уверенно обращаются с компьютерами и легче находят необходимую информацию в интернете, чем их бабушки и дедушки, а иногда и родители. Для осознания серьезности затрагиваемой проблемы Елена Юрьевна привела результаты научных исследований и примеры из собственной практики работы с детьми и подростками.

Мы приходим к выводу, что поколение взрослых людей оказалось не готово к тем проблемам, которые возникли с чрезмерным распространением цифровых технологий и компьютерной техники.

В настоящее время специалисты – педагоги, психологи, врачи, все, кто по роду деятельности связан с детьми и их развитием, а также наиболее прогрессивные, осознанные родители, находятся в интенсивном поиске правильных решений: как сочетать приобщение детей к «благам цивилизации» без ущерба для их психического и физического здоровья; как устанавливать разумные рамки доступа к гаджетам; что можно предложить детям и подросткам в качестве альтернативы виртуальной реальности, являющейся для них столь заманчивой.

Обращение к ценностям культуры, к целительному потенциалу изобразительного искусства может дать некоторые ответы на эти насущные вопросы.

Лекция сопровождалась показом презентации, в которой наглядно были представлены два разных мира: мир культуры (пространства художественных музеев, знаменитые картины выдающихся мастеров), наполненный красотой и глубокими смыслами, и мир «массовой культуры», насыщенный агрессивными, примитивными, зачастую безобразными визуальными образами, мутным потоком льющимися с экранов телевизоров и компьютеров. Какие образы наполнят и сформируют внутреннее пространство души подрастающего поколения, во многом зависит от осознанного выбора и поведения взрослых, их воспитывающих.

Источник: Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007