2021
Любовь Хоменок. Премия Рериха за преступление против Рериха…
Это что за странная история? Как такое может быть, ведь высокие награды даются за особые заслуги перед Родиной, ее народом, культурой?! Мы привыкли верить, что отмечают обычно лучших из лучших. Но, как выясняется, в нашем государстве бывает всякое. Вот и премия имени Николая Рериха, великого русского художника, мыслителя, ученого, путешественника, культурного и общественного деятеля вдруг стала антирериховской.
Сама награда была учреждена с благородными целями. Так, на сайте одного из учредителей можно прочитать высокие слова о ее назначении: «…Выявление высоких образцов служения человека Культуре и Обществу, общественное признание бескорыстного труда тех истинных подвижников, для кого высокое творчество жизни и стремление к Общему Благу стали конкретным и повседневным делом, чья деятельность может стать вдохновляющим примером для молодого поколения, которому предстоит нести ответственность за будущее нашего Отечества и мира в целом». Действительно, кто будет спорить с такими красивыми декларациями? Как нужны сегодня подрастающему поколению образцы для подражания! Да и какие же другие цели могут быть у премии, когда среди ее учредителей есть очень солидные, авторитетные организации? Среди них: Санкт-Петербургский государственный университет, Всемирный клуб петербуржцев, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха. Председатель оргкомитета премии – генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев М.Б.Пиотровский.
Однако ни солидные звания, ни высокий статус, как показывает практика, не могут служить доказательством, что награда присуждена достойному лицу, действия которого отвечают ее целям. Свидетельством тому – вручение премии имени Н.К.Рериха в начале октября 2021 года Александру Седову [1], генеральному директору Государственного музея Востока, человеку, который не погнушался совершить преступление против воли Рерихов, разрушив созданный С.Н.Рерихом, младшим сыном Н.К.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве.
Всем, кто знаком с деятельностью этого музея, до сих пор памятно, как темным апрельским вечером 2017 года во главе отряда неких бойцов в черном без опознавательных знаков, сильно похожих на братков из 90-х, он ворвался на территорию старинной усадьбы Лопухиных в ничего не подозревающий музей, где только что завершился концерт… Так начался тот преступный захват, который лишил Россию самого крупного общественного музея, привел к вандальному разгрому его экспозиции, порче музейного оборудования МЦР и захвату наследия Рерихов [2].
В сухом остатке значительную часть захваченных фондов вскоре перевели в павильон № 13 на ВДНХ. Не проработав и года, после скандалов он закрылся на ремонт, окончание которого регулярно переносится, на этот раз уже до декабря 2021 года [3]. Случилось то, о чем всегда переживали Рерихи, – попрана их воля, многие картины на неопределенное время погребены в музейных запасниках и недоступны народу России. К тому же сохранность и целостность всей награбленной коллекции вызывает немало вопросов и беспокойства. И вот теперь все эти действия явно антирериховского характера оргкомитет премии называет «большой работой по сохранению и популяризации наследия Рерихов»? Не говоря уже о том, что «большой объем» наследия Рерихов Государственному музею Востока обеспечил как раз наглый и беспрецедентный захват его у МЦР, без описей и актов приема-передачи. Вот таким весьма «оригинальным образом» учредители премии имени Н.К.Рериха представляют себе благородство, бескорыстное служение культуре и «вдохновляющий пример для молодежи»! Остается только воскликнуть: «О времена, о нравы!»
И все-таки нынешняя награда – случай особый. Цинизм ее присуждения действительно зашкаливает. Как известно, г-н Седов всегда выступал против мировоззрения и идей великого гуманиста: у него, видите ли, «волосы шевелятся», когда он слышит «о новом космическом мышлении», которым было пронизано все творчество Николая Константиновича. Для него Николай Рерих оставался только художником, чьи картины всего лишь выставляются в ГМВ. Их смысл и значение ему непонятны в силу его мировоззрения, и потому он готов с ними сделать все, что ему скажут: надо – вывесит, не нужно – сгноит в запасниках, надо одобрить клевету на семью Рерихов – сделает и это (как в недалеком прошлом ГМВ издал книгу своего сотрудника В.Росова «Николай Рерих: Вестник Звенигорода», в которой автор представил Н.К.Рериха амбициозным политиком, рвущимся к власти), а может, и того хуже. Достаточно вспомнить, что первое действие, сделанное с одобрения А.Седова, когда ГМВ завладел усадьбой Лопухиных, было снятие с флагштока Знамени Мира, предложенное Н.К.Рерихом для защиты Культуры и культурных учреждений [4], а еще через два года, в канун юбилея Мастера, он настоятельно добивался от МЦР удаления из усадьбы Лопухиных мемориала с его прахом и памятников его сыновьям [5].
Но, видимо, оргкомитет премии эти антикультурные подробности посчитал незначительными или, наоборот, в присуждении награды руководствовался именно ими. Просто обернул захват общественного Музея МЦР и варварское разрушение его постоянной экспозиции в праздничную упаковку красивых формулировок. Благо и повод есть, г-н Седов сейчас переживает нелегкие времена.
Международный Центр Рерихов, который ограбили Седов и компания, лишив его всего наследия Рерихов, еще год назад подал на Государственный музей Востока в суд с формулировкой «истребование имущества из чужого незаконного владения», а это более десяти тысяч музейных предметов. Среди них – бесценные картины, рисунки членов семьи Рерихов, их коллекции, личные вещи, уникальные дары, ценнейший архив, мемориальная библиотека. И эти процессы проходят не так гладко, как хотелось бы г-ну Седову. К его недоумению, некоторые судьи почему-то наотрез отказываются признавать имущественное право за ГМВ на том основании, что это Государственный музей Востока, вот и приходится постоянно лгать, изворачиваться, подтасовывать факты [6]. Причем ведомство Седова отказалось подтвердить наличие 50 музейных предметов из наследия Рерихов, находящихся там в момент захвата усадьбы Лопухиных. А это такие бесценные реликвии, как кольцо египетской царицы Нефертити, автограф Учителя Рерихов на бересте, коллекция индийской миниатюры XIV в. и многое другое [7]. Спрашивается, где осели эти ценности и можно ли такое отношение назвать заботой о рериховском наследии?
Добавил неприятностей и скандал в СМИ по поводу неудовлетворительного состояния 13-го павильона на ВДНХа, куда перевезли из усадьбы Лопухиных награбленное наследие Рерихов [8]. На голову директора ГМВ посыпались проверки [9], а только что отреставрированный и разрекламированный павильон пришлось срочно закрыть.
Почувствовал себя безвинной жертвой, А.Седов еще в 2020 году, можно сказать, возопил в СМИ: «Нас преследуют с ноября месяца, работать в таких условиях довольно сложно, а в целом ситуация продолжается лет 25. Это пора заканчивать» [10]. Видимо, ему понадобилась «помощь друга». И она подоспела…
Г-н Пиотровский уже не раз прикрывал своей широкой спиной делишки директора ГМВ Седова. Сразу после захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха в 2017 году, когда к нему полетели письма встревоженной общественности, он позорно отошел в сторону, пробормотав нечто невнятное и невразумительное, как написал известный правозащитник Юрий Самодуров, «ответ академика Пиотровского невнятен и “ни о чем”» [11]. Однако к 2020 году позиция Пиотровского вполне прояснилась. СМИ узнали, что г-н Пиотровский заявил о создании специальной комиссии, которая теперь будет заниматься многострадальным наследием Рерихов, но на деле ее целью было лишь письмо в адрес Президента РФ с настоятельной просьбой оградить г-на Седова от третирования непрофессионалами и общественниками [10]. Вот и сейчас Пиотровский снова протянул руку, якобы защищая интересы культуры…
И, конечно, не он один. Еще один учредитель премии – Музей-институт семьи Рерихов. Что, впрочем, не удивляет. У этого учреждения давно сложились теплые отношения с ГМВ в противостоянии с МЦР, особенно укрепившиеся в 2017 году, когда его сотрудники также поддержали захват общественного Музея имени Н.К.Рериха и теперь претендуют на экспонирование его произведений.
Оргкомитет премии даже не подумал о том высоком имени, которое носит учрежденная им награда. Николай Константинович Рерих, человек исключительной честности и порядочности, всю жизнь не на словах, а на деле вступался за культуру. Каждое разрушение памятников, музеев, библиотек отзывалось в нем сердечной болью и еще больше укрепляло его в решимости защищать культуру. Настоящей вершиной его деятельности стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), заложивший основы международного законодательства в области охраны культуры. Как бы Николай Константинович сегодня отнесся к тому, что его музей разрушен, а разрушителя награждают, используя его честное имя?
К сожалению, в своей жизни Н.К.Рерих сталкивался не только с высокими наградами и уважением в обществе, но и с гнусным предательством, в результате которого был уничтожен первый Музей его имени в Нью-Йорке. Одним из главных разрушителей стал финансист Луис Хорш, распродавший впоследствии бесценные полотна мастера. Спустя почти век история повторилась. Только теперь вандалом стал директор Музея Востока Александр Седов. И присуждать ему премию имени Н.К.Рериха – это то же самое, что награждать за предательство Хорша.
«Можно противодействовать культурным начинаниям, можно разрушать или искажать созидательные мысли и тем способствовать одичанию. Каждый, кто делом или мыслью будет способствовать таким опустошениям, навсегда сопричислится к вандалам», – писал Николай Константинович Рерих [12, с. 155].
Ничего другого нельзя сказать о тех, кто присудил эту премию А.В.Седову, и о нем самом.
2. Хроника разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).
3. Уважаемые посетители! // Музей Рерихов на ВДНХа (офиц. сайт).
4. Протест против снятия Знамени Мира // Сохраним Музей Рериха (офиц. сайт).
5. Рерихов в «изгнание»? // Moscow-post (офиц. сайт).
8. Госхоронение // Версия (офиц. сайт).
9. Генпрокуратура заступилась за картины Рерихов // Новые известия (офиц. сайт).
11. Михаил Пиотровский отказался защитить Музей имени Рериха // Бизнес Новости России (офиц. сайт).
12. Рерих Н.К. Вандалы (24 июня 1938 г.) // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. (Серия «Большая Рериховская библиотека»).
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007