Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
13.12.2021

13 декабря – день памяти Николая Константиновича Рериха

 portret2.jpeg
 

74 года тому назад, 13 декабря 1947 года, в Индии ушел из жизни великий русский художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих.

Академик Л.В.Шапошникова в своей статье «Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры» пишет: «Творчество и личность Николая Константиновича Рериха (1874–1947) имеют мировое значение. Рериха по энциклопедичности знаний, разносторонности таланта часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения. Рерих был личностью уникальной, полностью не осмысленной ни современниками, ни потомками. Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал внутренним синтезом знаний и творчества, обуславливавшим целостный подход к разным областям научной и художественной деятельности. Такой синтез создает условия, при которых любая сфера деятельности Рериха не только тесно связана с другими, но и находится в процессе взаимопроникновения, в неотрывной взаимосвязи. Рерих был блестящим историком, причем его исторические предвидения нередко имели пророческий характер. Рерих был крупным археологом и этнографом. Наука и искусство в пределах синтетического пространства внутреннего мира Рериха тесно взаимодействовали, проникая друг в друга и составляя единое целое».

Всю свою жизнь посвятил Н.К.Рерих России. «Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – отмечал великий художник.

О международном признании Н.К.Рериха свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Предлагаем вашему вниманию статью Вишванатха «Друг Индии», опубликованную в журнале «Огонек». 1982. № 40. С. 25.

Вишванатх (Индия)

ДРУГ ИНДИИ

В моей памяти хранятся нестершиеся впечатления от выставки картин великого художника Николая Рериха, состоявшейся в Лахоре очень давно, еще в тридцатые годы. Я тогда был студентом-первокурсником.

Мы все были очень взволнованы событием – никогда раньше прославленный иностранный художник, художник с мировым именем, не привозил в Лахор свою большую выставку, да еще на тему, дорогую сердцу каждого индийца, – Гималаи в их блистательной красе. Для нас, индийцев, Гималаи – это не просто горы, это символ самой Индии, символ величия нашей родины; там берут начало наши реки – священная Ганга, с которой связано столько мифов и легенд. Но не только в таинственной притягательной силе Гималаев было дело: нас волновало и то, что написал эти картины русский художник, поселившийся высоко в горах, в долине Кулу, чтобы работать над своими полотнами.

Весь город говорил о выставке, имя художника было у каждого на устах. Звучало все это необычайно романтично, особенно для молодежи, загоравшейся чувством гордости за свою родину, столь необходимым во времена британского владычества.

Выставка помещалась в Лахорском музее, прямо напротив знаменитого здания Пенджабского университета, студентом которого я тогда и был. Музей мог служить классическим образцом британской архитектуры – массивное, величественное строение, целый комплекс просторных залов, отведенных разным историческим эпохам, археологии, искусству и ремеслам. Картины Рериха находились в боковом крыле, в картинной галерее. Студентом я часто забегал в музей: мне очень нравились картины известных европейских художников, постоянно выставленные там. Хотя разницы в стиле я в те времена не улавливал, но был в восторге от тщательно выписанных деталей, от жизнеподобия изображений, от игры тени и света. Картины Рериха потрясли меня еще и тем, что они оказались совершенно иными. Я до сих пор не в силах забыть состояние, близкое к экстазу, которое охватило меня при виде огромных полотен, сиявших совершенно необычным сочетанием красок, с акцентом на красные, оранжевые, индиговые и синие тона, при виде величия и одухотворенности панорамы гималайских вершин, написанных смелыми красивыми мазками.

Должен признаться: моя влюбленность в Гималаи началась с картин Рериха, хотя задолго до того, как я увидел их, мое воображение поразили стихи о Гималаях великого поэты урду Икбала.

Мне довелось увидеть и самого художника в окружении его полотен, когда он зашел на выставку. Одетый в свободный плащ, с черной шапочкой на голове, Рерих излучал какое-то удивительное благородство.

Я переживал в те годы сильное увлечение Рабиндранатом Тагором, и когда несколько лет спустя Тагор приехал в Лахор, мне посчастливилось побывать на встрече с ним. Мне бросилось в глаза поразительное сходство этих двух великих людей. Тагор был прежде всего поэтом, но искусство рисования было его страстью, он оставил свыше трехсот картин и рисунков. Рерих же, который был прежде всего художником, известен и как поэт и как ученый.

Значительно позднее я где-то прочитал, что в 1920 году Тагор и Рерих встретились в Лондоне и что их дружба длилась много лет.

Столько общего было даже в их внешности – сильные, красивые люди, с таким изяществом носившие свои свободные одежды; оба производили огромное впечатление на окружающих естественнейшей простотой, которая была в то же время и изысканностью.

На выставке Рериха перебывал весь город, газеты печатали восторженные отзывы критиков, много писали о жизни Рериха, о его экспедициях в Тибет и Монголию.

Я до сих пор помню выставку, где меня особенно поразили два полотна: «Канченджанга» – одна из гималайских вершин, а на другой картине был изображен йог в ритуальной позе на фоне гималайской панорамы захватывающей мощи.

В конце я хотел бы рассказать о крохотном эпизоде из моей собственной жизни. Года три назад нам с женой представилась возможность съездить в Кулу. Мы решили во что бы то ни стало посетить маленькую, совершенно очаровательную деревушку Наггар, притаившуюся в долине Кулу. Здесь провел Николай Рерих последние годы жизни, здесь он испустил последний вздох в 1947 году.

На месте кремации – камень с надписью, слова которой заключают в себе все:

«Великий русский друг Индии».

Перевела М.Салганик

Журнал «Огонек». 1982. № 40. С. 25.

Вишванатх – в то время глава издательской фирмы «Раджнал и сыновья», известный общественный и культурный деятель Индии, активный пропагандист советской литературы на своей родине.

Ссылки:

Рерих С.Н. Щедрый синтез. Бангалор, 1964 года

Рерих С.Н. Слово об отце. Выступление в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К.Рериха, 25 ноября 1974 года

Шапошникова Л.В. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры. Опубликовано в сборнике РАН Новая и новейшая история. – 2006. – № 4. – C.128–165

Выдающиеся люди о Николае Константиновиче Рерихе

Рерих Николай Константинович (раздел на сайте Международного Центра Рерихов)

Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха

Мировое признание

Малая планета «Рерих»

Н.К.Рерих о Культуре

Пакт Рериха

Центрально-Азиатская экспедиция

Институт «Урусвати»

Фильмы о жизни и эволюционной деятельности семьи Рерихов

Николай Рерих (1976)

Письмена. Николай и Святослав Рерихи (2004)

Аудиокнига Л.В.Шапошниковой «Мастер». Часть 1

Аудиокнига Л.В.Шапошниковой «Мастер». Часть 2

Аудиокнига Л.В.Шапошниковой «Мастер». Часть 3



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007