Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
23.12.2021

Памяти Евгения Васильевича Путри

 putriya2.jpg
 

15 ноября 2021 года ушел из жизни Евгений Васильевич Путря – известный украинский художник-график, член Национального союза художников Украины, лауреат премии имени Самуила Величко (2003), премии имени Панаса Мирного (2009), премии имени Ивана Котляревского, премии имени Николая Ярошенко (2017); отец юной художницы Саши Путри (1977–1989), чье творчество широко известно во всем мире. Сердечное, доброе сотрудничество многие годы связывало Евгения Васильевича и его супругу Викторию Леонидовну Емец с общественным музеем имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Они всегда были желанными гостями Музея, который неоднократно проводил выставки работ Саши Путри. Воспоминания Евгения Васильевича о дочери оставляли у посетителей выставок глубокое впечатление. Как, например, на открытии выставки «Русские космисты XX–XXI веков» в октябре 2013 года.

Генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, академик Людмила Васильевна Шапошникова высоко ценила творчество Саши Путри. Ее рисунки публиковались во многих изданиях МЦР, в том числе в журнале «Культура и время» и в литературных трудах самой Л.В.Шапошниковой, например в ее последней книге «Свет и тернии космического пути планеты Земля» (2015). В 2016 году для сборника Международного Центра Рерихов «Дети нового сознания» (2016) Евгений Васильевич Путря написал отдельную статью «Слово о дочери».

Поэтому не случайно бесценное творческое наследие Саши Путри и ее архив были переданы родителями в Международный Центр Рерихов. Это решение они озвучили в 2014 году на выставке Сашиных работ «Рисунки одной короткой жизни». Принимая бесценный дар, директор Музея Л.В.Шапошникова пообещала: «Это наследие будет храниться у нас, и его история станет частью истории нашего Музея».

До конца своих дней Евгений Васильевич Путря живо интересовался жизнью Музея имени Н.К.Рериха. С огромной болью и горечью он воспринял силовой захват усадьбы Лопухиных в 2017 году, разорение Музея и разгром его экспозиции Государственным музеем Востока при участии руководства Министерства культуры РФ.

Несмотря на все тяжелые испытания, сотрудники Музея добились возвращения музейной коллекции картин современных художников-космистов, в том числе всех рисунков Саши Путри. Сегодня ее творчество по-прежнему озаряет светом высокой духовности тысячи посетителей выставок, наполняя сердца людей Красотой и Любовью.

Сотрудники Международного Центра Рерихов выражают искренние соболезнования родным и близким Евгения Васильевича Путри. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах сотрудников Международного Центра Рерихов.

Краткая биография Е.В.Путри

 sirius2.jpg

Саша Путря.
Последняя композиция «Сириус» (11 лет)

Евгений Васильевич Путря родился 1 ноября 1936 года в Днепропетровской области, в интеллигентной, многодетной семье. Через год семья переехала жить в Полтаву. Евгений Васильевич горячо любил Полтаву и посвятил все свое творчество любимому городу, его истории и известным людям. Еще в детстве мальчик начал рисовать и решил, что будет художником. Он закончил художественную студию при Дворце пионеров, а после службы в армии в 1960 году поступил в Харьковское художественное училище, которое успешно закончил через пять лет. Кроме интереса к рисованию, Евгений Васильевич очень любил музыку, обладал прекрасным голосом, а также всегда стремился к знаниям, увлекался историей и археологией, участвовал в археологических раскопках. В Харькове Евгений Васильевич встретил свою будущую жену и любовь на всю жизнь – Викторию Леонидовну Емец, талантливого музыканта.

После учебы Евгений Васильевич возвращается в Полтаву, где с увлечением начинает работать в творческой группе художников-новаторов. Деятельность этой группы охватывала огромный диапазон экспозиционных задач: от научно-исследовательских до реставрационно-оформительских. Благодаря работе группы было оформлено 12 музеев. Среди них: литературно-мемориальный музей имени И.П.Котляревского, историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы», музей-усадьба В.Г.Короленко, усадьба Н.В.Гоголя, музей А.В.Суворова в г.Очакове, Музей театра и кино в г. Киеве и другие.

Е.В.Путря – художник широкого творческого диапазона, его работы отличаются техникой выполнения и пластичными формами. Он писал портреты, иконы, делал скульптурные барельефы современников и исторических личностей, графические композиции для книг и журналов, эскизы этнографических костюмов для театра, занимался чеканкой. Широкую известность получили его чеканки-портреты Тараса Шевченко, Давида Гурамишвили, Василия Кочубея, Маруси Чурай, а также чеканки-миниатюры А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, П.И.Чайковского и многие другие.

Евгений Васильевич Путря внес огромный вклад в историю и культуру Украины. Он оставил прекрасное наследие. Его творческие работы были представлены на многих городских, областных и международных выставках. Сегодня работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях Украины, России, Австрии, Германии, Канады.

В 1977 году в семье Евгения Васильевича и Виктории Леонидовны родилась дочь Сашенька. С родителями у нее сложились теплые отношения, особенно с папой. Близкие нередко отмечали их необыкновенное душевное созвучие. Саша и Евгений Васильевич всегда понимали друг друга с полуслова. Они могли часами вместе гулять, любоваться природой, мечтать о будущем. С ранних лет отец знакомил Сашу с миром живописи. В три года она впервые взяла в руки фломастеры и кисти, начала рисовать. Родители не могли нарадоваться, какая у них прекрасная, умная и талантливая дочь.

«Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры», – вспоминал Евгений Васильевич.

Болезнь Саши, а врачи долго не могли поставить диагноз, явилась как гром среди ясного неба. Шесть лет из отпущенных одиннадцати девочка боролась с лейкемией, не переставая создавать шедевры. В 1989 году, когда состояние резко ухудшилось, ее положили в больницу. Там она нарисовала автопортрет, а еще попросила папу приложить руку к белому листу и четко обвела контур. Через два дня Саша умерла. Последние ее слова были: «Папа? Ты прости меня… За всё…»

После смерти дочери Евгений Васильевич нашел последнюю картину Саши. На голубом фоне изображено очертание отцовской руки, а в ней – маленькая ладошка его дочери. Над руками в земном небе расположилась звезда Сириус…

Елизавета Луговская. На последней картине нарисовала руку отца со своей ладошкой внутри. Трагедия Саши Путри, самой юной художницы СССР



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007