Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2021

30.12.2021

В Казани в рамках лектория «Держава Рериха» состоялась лекция «Страницы театрального творчества Н.К.Рериха в ХХ веке»

 pus2.jpg
 

Лекторий «Держава Рериха» еженедельно проходит в казанской Галерее современного искусства, где в декабре 2021 года открылась выставка шедевров Николая Константиновича Рериха из собрания Государственного Русского музея.

Очень важно, чтобы за время работы этой выдающейся выставки, на которой представлены более 70 картин великого художника, посетители смогли как можно больше узнать о его многогранном творчестве и различных этапах жизненного пути. Именно это стало главным намерением организаторов лектория – Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Татарстанского рериховского культурного объединения при всесторонней поддержке Международного Центра Рерихов (МЦР).

Открыл работу лектория 18 декабря 2021 года сотрудник МЦР, руководитель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Скородумов. Его выступление по теме «Рерих и Русь» вызвало большой интерес у посетителей галереи, что только подтвердило важность и востребованность такого формата общения с аудиторией, как культурные и научно-просветительские лекции.

Прочитать лекцию в Казань приехала председатель рериховского общества города Сызрани Наталья Геннадьевна Зоткина. Гостью представила заведующая Галереей современного искусства ГМИИ РТ Алия Ильфаровна Якупова и вручила в подарок Наталье Геннадьевне каталог картин Николая Константиновича Рериха из собрания Русского музея.

Свою лекцию Наталья Зоткина посвятила вкладу великого художника в театрально-декорационное искусство ХХ века.

Н.К.Рерих, будучи человеком разносторонних интересов и носителем синтетического таланта, проявил его во множестве направлений творчества, в том числе сценического. Николай Константинович высоко ценил театр, был уверен, что театральное искусство имеет большое значение в процессе воспитания чувства прекрасного. Он писал: «…Следует помнить, что в этих движущихся преходящих картинах всегда возможности коренного воздействия на толпу. Красивый облик жизни прежде всего мелькает из-за рампы и может крепко запасть на сердце».

С театром Рерих был знаком еще с детства, активно участвовал в домашних спектаклях, а позднее в гимназии – в ученических постановках.

К профессиональным театральным постановкам Николай Константинович прикоснулся в 1907 году. А именно, 18 марта его картина «Пещное действо» использовалась в качестве видеодекорации к воспроизведенному историческому исполнению литургического Пещного действа – первого древнерусского театрального представления, известного с XII века.

Событие проходило в Москве в зале епархиального дома на заседании Комиссии по изучению памятников церковной старины города Москвы и Московской епархии. Хор под управлением композитора Александра Кастальского обработал и аранжировал старинные крюковые ноты, относящиеся к церковному песнопению Пещного Действа. Пение сопровождалось демонстрацией при помощи «волшебного фонаря» на экране старинных и новых изображений. Последним была картина Рериха «Пещное действо», на которой пещь написана с реально существующего амвона из новгородского собора Святой Софии.

Газета «Московские ведомости» от 20 марта 1907 года сообщала: «На заседании присутствовали Их Императорские Высочества Великий Князь Дмитрий Павлович и Великая Княжна Мария Павловна и множество гостей из особ высшего общества и духовенства… Громадная зала епархиального дома была переполнена, не было нигде свободного места, публика стояла даже во всех проходах».

В том же 1907 году на волне возрождения интереса к древним искусствам, литературе и памятникам старины в Петербурге родился «Старинный театр». Николай Константинович Рерих стал художником данного театра вместе со своими соратниками по объединению «Мир искусства». Именно ему было доверено оформить первую постановку, открывшую программу спектаклей «Старинного театра» – драму «Три волхва», созданную на основе текста рукописи XI века.

Вот как описала спектакль исследователь творчества Николая Рериха Елена Ивановна Полякова: «Слева – огромный портал собора… Паперть сложена из тяжелых камней, мощеная площадь в центре замкнута башнями и воротами из того же грубого обтесанного камня. Рериховский город, средневековый город – словно живое единое существо, словно каменное растение, венчающее землю…» Спектакль получил восторженные отзывы в прессе. Отмечалось и искусство Рериха, покоряющее жизненною убедительностью и торжественностью решений.

После данной премьеры Николай Константинович продолжил работу театрального художника. В 1908 году он создал эскизы декораций к спектаклю «Снегурочка» для «Оперы Комик» в Париже. Сюжет «Снегурочки», основанный на славянской языческой мифологии с ее пантеистическими верованиями и одухотворением природы, был истинно рериховским материалом. И Николай Константинович с большим воодушевлением работал над эскизами ко всем постановкам «Снегурочки», а их было три – в Париже, Петербурге и Чикаго.

По приглашению Сергея Павловича Дягилева Николай Константинович принял участие в подготовке первого «Русского сезона» в Париже 1909 года – создал эскизы декораций и костюмов к опере Бородина «Князь Игорь», а также эскизы декораций к двум действиям оперы Римского-Корсакова «Псковитянка».

В 1912 году Николай Константинович одновременно работал и с Дягилевым, и с театрами Петербурга и Москвы. В этом году впервые в России в Московском художественном театре была поставлена пьеса Ибсена «Пер Гюнт», а эскизы декораций создавал Николай Рерих. Он написал эскизы костюмов и декораций ко всем 5 актам, ко всем 13 картинам спектакля.

Елена Полякова приводит в своей книге воспоминания Николая Эфроса о работе Рериха: «Весь спектакль был праздником его кисти… Великолепны те два черных пейзажа, которыми начинается спектакль, с красными обнажениями горных пород, с богатою зеленью, с “живыми” небесами. Великолепен и зимний пейзаж с бегущей среди снегов мутной рекою и с мутным, так не похожим на обычное театральное, небом. Полный восторг – гиганты-сосны, точно огнем пылающие на закатывающемся солнце. И домик среди них, в котором Сольвейг ждет возвращения».

Среди театральных работ Николая Константиновича особое место занимает легендарная постановка балета Стравинского «Весна священная». Здесь Рерих выступил не только как художник, он был одним из авторов замысла балета и участвовал в создании либретто. Четырежды, в разные годы, он обращался к оформлению балета для театров Парижа, Лондона, Филадельфии, Милана и Стокгольма. Но самой яркой осталась первая постановка 1913 года, осуществленная во время пятого «Русского сезона Дягилева» не только в Париже, но и в Лондоне. Она навсегда прославила своих создателей – композитора Игоря Стравинского, балетмейстера Вацлава Нижинского и художника Николая Рериха.

Новаторство спектакля, его особая красочность, разрушало привычные каноны музыкального театра. Для Рериха работа над балетом и его оформлением оказалась очень привлекательной. Ему была близка тема языческой Руси, ему нравилась музыка Стравинского. Про музыку он говорил: «Чувствуется в ней непосредственное общение с землей. При полном отсутствии этнографичности она полна какого-то общего доисторического проникновения».

Балет сохранился в памяти Рериха на долгие годы. В 1945 году он, находясь в Индии, написал станковую картину «Весна священная», которая хранится в собрании Русского музея.

Всего Николай Константинович выполнил эскизы декораций и костюмов более чем для 20 театральных постановок. Он прикасался к сценическому искусству не только как художник, но и как либреттист и сценарист, написал сценарии трех пьес.

Театрально-декорационное искусство великого русского художника стало неотъемлемой частью истории драматического и оперного театра ХХ века. «Театр Рериха» сложился как самобытное явление и достояние не только отечественной, но и мировой культуры.



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2022 Международный Центр Рерихов