Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
08.02.2022

Открытие выставки «Н.К.Рерих и Псковский край» в Островской центральной районной библиотеке

 Pskov_0.jpg 
 

17 декабря 2021 года в Островской центральной районной библиотеке состоялось торжественное открытие выставки «Н.К.Рерих и Псковский край», посвященной деятельности Николая Константиновича Рериха на Псковщине. Для экспонирования в г. Острове выставка предоставлена Международным Центром Рерихов. Проект организован при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в Острове.

Выступая на открытии выставки, директор библиотеки Татьяна Петровна Андреева отметила: «Мы очень рады познакомиться с этой тематической выставкой Н.К.Рериха, которого мы считаем своим земляком. Двадцать лет назад в нашей библиотеке состоялась первая тематическая выставка, посвященная творчеству Рериха. Я надеюсь, что за время работы новой выставки с ней познакомятся многие жители нашего уездного города, поскольку все мероприятия библиотеки будут проходить в этом зале. Мы благодарны Международному Центру Рерихов за поддержку нашей исторической памяти. Пусть эта выставка вызывает у зрителей живой интерес к изучению творчества Н.К.Рериха».

Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Ревякин поблагодарил руководство библиотеки за сотрудничество и вручил от руководства МЦР фильм о Пакте Рериха «Время собирать камни» и каталог международной выставки «Пакт Рериха. История и современность». Он отметил, что в 2019 году библиотеке были переданы книги рериховской тематики, в том числе изданные в Международном Центре Рерихов. Д.Ю.Ревякин также рассказал об усилиях общественности по сохранению Дома Н.К.Рериха в г. Острове, которые начались с проведения круглого стола «Как спасти родовое гнездо Н.К.Рериха в Острове» [1]. В работе круглого стола приняли участие Международный Центр Рерихов, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Псковское отделение ВООПИиК, представитель Островской центральной районной библиотеки, депутат Л.М.Шлосберг, местная общественность. В настоящий момент главной задачей остается спасение в г. Острове архитектурного комплекса, связанного с именем Н.К.Рериха, его дальнейшее восстановление и превращение в полноценный культурный выставочный комплекс, доступный как островичам, так и гостям города.

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха неразрывно связаны с Псковом и Псковским краем. Здесь он восхищался благородством города, «выросшего на “великом водном пути”, от Балтийского моря до Черного» и впитавшего «лучшие соки ганзейской культуры». Здесь, на этой земле Святой Троицы, его родовые истоки по материнской линии.

«Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времен связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями», – вспоминал Николай Константинович близкий сердцу край в далеких Гималаях. Матушка художника Мария Васильевна Калашникова родилась и до замужества жила в г. Острове Псковской губернии. Его родители обвенчались там же, в Троицком соборе, в 1860 году. Константин Федорович Рерих познакомился со своей будущей супругой во время строительства варшавской железной дороги и железнодорожного вокзала в Острове. В старинном бабушкином доме на Липенке юный Николай Рерих неоднократно гостил вместе с близкой родней: «1879 год. Остров, древний псковский город на реке Великой. Крепость на острове. Мы гостили у бабушки Татьяны Ивановны Коркуновой-Калашниковой. На Липенке – старинный дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные – охряные, со ставнями и белыми наличниками окон. Под косогором Великая, а за ней парк какого-то большого поместья с белым екатерининским домом». Здесь же пригодился и деревянный меч, подаренный местным мастеровым, которым было сражено немало «драконов» из лопухов и репейника в заросшем саду. Дом бабушки сохранился и поныне, чтобы со временем стать местом, где будет увековечена память о великом художнике и философе-миротворце.

В 1894 году молодой художник, возможно, перед поступлением в Императорскую Академию художеств создал произведение «Пскович», посвященное героической обороне Пскова во время пятимесячной осады города войсками польского короля Стефана Батория, в ходе которой псковичи героически отразили 31 приступ неприятеля и остались непокоренными.

В 1899 году Н.К.Рерих проводит одни из своих первых археологических раскопок в Порховском уезде, делает важные для региона открытия. Всего во время поездки по Порховскому уезду молодой археолог произвел разведку в 50 населенных пунктах, были исследованы 16 могильников, раскопано 26 курганов и более 35 жальников. Археологическая коллекция «Порховские курганы. 1899 г.», наряду с другими коллекциями Н.К.Рериха, заняла достойное место в собрании Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа. Во время работы в Порхове и его окрестностях молодой ученый и художник создал ряд графических работ, среди которых «Порхов. Колокольня на крепостной башне», «Село Дубровна Порховского уезда», а также рисунки археологических раскопов.

В 1903 году Н.К.Рерих и его супруга Е.И.Рерих совершают поездки по древнерусским городам, в числе которых Псков, Изборск, Печоры, Сенно. Художник рисует этюды древнерусских памятников, а его вдохновительница и спутница жизни их фотографирует. Цикл картин, написанных во время этой поездки, С.Эрнст назвал «Пантеоном русской славы». Именно тогда у Н.К.Рериха возникла идея «особого охранения святынь народных», которая со временем выросла в международный договор защиты и охраны памятников, известный как Пакт Рериха. Под впечатлением от этой поездки он запишет: «До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам красивый Псков и то мало знаем. Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед лицом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в пределах».

Во время этого путешествия у мастера рождается цикл живописных произведений, воспевающий лучшие памятники Псковщины: «Псков. Общий вид кремля» (1903), «Успенская Пароменная церковь в Пскове» (1900-е), «Изборск. Рельефные кресты на стенах» (1903), «Изборск. Крест на Труворовом городище» (1903), «Изборск. Башни» (1903), «Городские стены Изборска» (1903), «Печоры. Большая звонница» (1903), «Печоры. Монастырские стены и башни» (1903), «Внутренний двор Печорского монастыря» (1903), «Печоры. Ризница» (1903), «Псковский погост» (1904), «Псков. Окна старого дома» (1903), «Печоры. Полуверка» (1903). Последняя работа посвящена жизни малого этноса Псковского края – народности сету.

Н.К.Рерих способен не только запечатлеть современный вид памятника, но и возродить для зрителя былое величие старины, словно проникая через завесу столетий. Тому свидетельство картина «Старый Псков» (1904), где он мастерски изображает крепостные стены и храмы «обители Святой Троицы» в период раннего средневековья. «Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей. Как все это красиво, как все близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами…», – замечает он в статье «По старине».

Особое внимание Николай Константинович проявляет к Изборску, который за свою стойкость немецкие крестоносцы, главные враги псковской земли, называли «железным городом». К теме стойкости изборян художник обращается в 1905-м, изображая «Дозор», возвращающийся в крепость, а также в 1914 году в картине «Меч мужества». В обоих случаях картины Н.К.Рериха – призыв к соотечественникам, отражение событий Русско-японской и Первой мировой войн.

Еще древнее Труворово городище, о котором художник пишет: «Труворово городище. Красивейшее место подле Изборска, на берегу оврага – прежде Чудского озера, теперь отступившего на 12 верст. Есть следы вала. На кладбище много плитных крестов, вышиною до 3 аршин. Место красивее, чем положение крепости Изборска».

Мальская долина, словенские тысячелетние ключи под Изборском. Не здесь ли над этими двенадцатью целебными ключами – ключами «Двенадцати апостолов» – стоит сама Богоматерь? Ключи сливаются в единый ручей – «Реку жизни». Не отсюда ли знаменитый сюжет поздней фрески Н.К.Рериха «Царица Небесная над рекой жизни» для Храма Святого Духа в Талашкино?

В 1913 году по эскизам Н.К.Рериха Г.О.Чириковым была расписана Анастасьевская часовня в Пскове, созданная по проекту архитектора А.В.Щусева. В настоящий момент известно о двух эскизах росписи мастера: «Спас над дверью» (1913), где изображены святые псковские князья Довмонт и Всеволод-Гавриил, а также эскиз росписи плафона.

В честь святой княгини Ольги, повелевшей создать град Святой Троицы, художник в 1915 году пишет эскиз росписи «Святая Ольга». В воспоминаниях Н.К.Рериха есть такие строки: «Собрались ставить во Пскове памятник княгине Ольге. <…> Только памятник-музей, который в будущем запечатлеет всю жизнь родного края, может быть достойным памяти св. Ольги. Памятник-музей приличествует св. Ольге, собирательнице земли». Возможно, роспись задумывалась именно для будущего памятника.

В последующие года Николай Константинович не раз возвращался к теме Псковщины. В 1922 году создана картина «И несем Свет» из серии «Sankta», где запечатлено шествие монахов Псково-Печерского монастыря у Никольской церкви со звонницей. В том же году пишется серия эскизов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка». В 1935–1936 годах создаются работы «Псков» и «Древний Псков», где мастер запечатлел «Дом Лапина» (XVII в.).

Образ Преображенского собора Мирожского монастыря использован художником на картине «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934). Не забыт и образ святого благоверного князя Александра Невского. В 1942 году, памятуя о победе русского войска над немецкими псами-рыцарями, художник создает полотно «Александр Невский», предрекая победу русского народа над фашизмом, которая достанется нелегкой ценой. Отсюда и склоненная над павшим русским воином фигура князя.

Пройдя великую реку жизни, мастер воспел в своих художественных произведениях красоту и величие древних псковских памятников на фоне холмистой, поросшей лесом и изрезанной многочисленными ручьями, озерами и реками северной природы. Проблемам сохранения древностей Псковской земли он посвятил немало своих статей и выступлений. Пусть Псковский край остается таким же прекрасным, каким его увековечил на своих бессмертных полотнах гений певца Нового мира, культуры и красоты.

Выставка «Н.К.Рерих и Псковский край» продлится в Островской центральной районной библиотеке до 31 марта 2022 года.

 

1. Любовь Хоменок. Круглый стол «Как спасти родовое гнездо Н.К.Рериха на Псковщине?» // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007