|
версия для печати |
Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в г. Островце (Республика Беларусь)
Герб города Островец |
19 февраля 2022 года в островецком историко-этнографическом музее, расположенном в новом многофункциональном комплексе социально-культурного назначения, открылась выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру».
В очередной раз в белорусском городе атомщиков выставку представило Отделение МОО «Международный Центр Рерихов» в РБ.
Островец – самый быстрорастущий город страны, спутник Белорусской атомной электростанции. Статус города Островец получил в 2012 году. На наших глазах он превратился из провинциального поселка в современный элегантный город XXI века с развитой инфраструктурой. Сегодняшний Островец очень молодой во всех смыслах этого слова. Здесь много детей и молодежи.
В марте 2021 года был сдан в эксплуатацию многофункциональный комплекс социально-культурного назначения. В нем оборудованы три зоны. В центре культуры разместились историко-этнографический музей Островетчины, конференц-зал, различные кружки и студии, библиотека с читальным залом, компьютерный класс. Имеется кинотеатр и зал с эстрадой для проведения концертов. Этот объект очень нужен горожанам.
В год 80-летия Островецкого района в городе появилась достопримечательность, которая, безусловно, является его украшением: на набережной у мостика на остров любви, рядом с церковью святых Петра и Павла, установлен памятник святым Петру и Февронии Муромским, легенда о вечной любви которых пережила столетия. Вместе они в согласии и молитве прошли все тяготы и лишения, прожили долгую счастливую жизнь и умерли, как и просили в своих молитвах Бога, в один день. Эта величественная бронзовая скульптура – подарок белорусскому городу атомщиков концерна «Росэнергоатом».
Открывая выставку, директор музея Марина Владимировна Правлуцкая-Колко рассказала об экспозиции, организаторах и устроителях проекта и передала слово председателю Белорусского отделения МЦР Георгию Васильевичу Шестирекову.
Георгий Васильевич сообщил, что эта новая выставка Международного Центра Рерихов впервые представлена в Республике Беларусь и собравшиеся гости являются ее первыми посетителями, после чего зачитал приветствие от Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и предложил просмотреть видеофильм под названием «Пакт Рериха. Мир через Культуру».
После просмотра Георгий Васильевич провел экскурсию по выставке. Среди участников в зале присутствовали школьники Островецкой гимназии со своими педагогами, работники многофункционального комплекса и музея.
В начале экскурсии Георгий Васильевич обратил внимание слушателей на масштабы личности Николая Константиновича Рериха и всей его семьи. Он отметил, что их имена золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Все четверо работали для реализации высокой миссии – пробуждения сознания человечества к постижению значения и смысла духовной Культуры и неотложной необходимости ее беречь и защищать.
Николая Константиновича Рериха с детских лет влекли живопись, археология, история, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
В 1903–1904 годах Н.К.Рерих вместе с женой совершил большое путешествие по древнерусским городам. Они посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с историей России. «Поездка по старине» – так художник назвал это путешествие. Он поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания, песни. И во всем этом видел красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные». В ходе поездки Николай Константинович Рерих посетил Гродно, где имел возможность осмотреть Борисоглебскую-Коложскую церковь XII века.
Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Его статьи того времени посвящены состоянию храмов, свидетельствовали о неумелой реставрации и порче прекрасных старинных фресок. Николай Константинович писал: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно… Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…»
Именно это путешествие Н.К.Рериха послужило началом борьбы художника за сохранение исторического и культурного достояния, которая завершилась принятием в 1935 году Пакта Рериха – первого международного документа по защите художественных и научных учреждений и исторических памятников. Активная работа по подготовке к подписанию Пакта Культуры развернулась после окончания уникальной Центрально-Азиатской экспедиции Рериха (1924–1928).
На выставке представлены материалы, рассказывающие о деятельности Н.К.Рериха по реализации проекта Пакта и Знамени Мира, проведении трех предварительных конференций в 1931–1933 годах в Брюгге и Вашингтоне и последующем подписании Пакта 15 апреля 1935 года двадцатью американскими государствами и США.
Этот договор является первым и к настоящему времени единственным всеобъемлющим международным соглашением, направленным на безусловную защиту всех объектов культурного наследия как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. На основании этого договора защите подлежат не только объекты культуры, но и работающий в них персонал. Этот договор был по праву назван Пактом Рериха в честь своего инициатора и вдохновителя – великого русского художника, ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха.
Отличительным флагом Пакта Рериха, предназначенным для обозначения объектов, подлежащих охране, является предложенное Николаем Рерихом Знамя Мира – три красные сферы внутри круга, нанесенные на белое полотнище и символизирующие прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности, а также синтез науки, искусства и религии в едином поле Культуры.
Пакт Рериха дал импульс к созданию международной системы гуманитарного права, направленного на защиту мирового культурного наследия, и разработке основных его механизмов, которыми руководствуется ЮНЕСКО в своей деятельности, заложил основы для подписания Гаагской конвенции 1954 года и двух ее протоколов, направленных на защиту культурного наследия во время вооруженных конфликтов.
События, происходящие в мире в наше время, как видно из представленных на выставке материалов, свидетельствуют о множестве региональных конфликтов и массовой гибели культурного наследия разных стран, и необходимость популяризации главной идеи Пакта Рериха – «Мир через Культуру» – не только не ослабла, но и становится все более насущной.
Актуальным дополнением к настоящей выставке Международного Центра Рерихов явились два новых баннера, изготовленные Белорусским отделением, под общим названием – «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждой».
На одном из них под названием «Храмы Беларуси» представлены четыре известных храма страны, судьба которых сложилась непросто. Ранее разрушенные, они, благодаря усилиям государства, были восстановлены и теперь функционируют. Это такие храмы, как Борисоглебская (Коложская) церковь (XII в.) в Гродно, Храм рождества Пресвятой Богородицы (XVI в.) в д.Мурованке Гродненской области, Свято-Воскресенский кафедральный собор (XVII в.) в г.Борисове Минской области и Спасо-Преображенская церковь (XII в.) в г.Полоцке Витебской области.
На другом баннере – «Замки Беларуси» – представлены четыре замка, которые в свое время также подверглись либо частичному, либо полному разрушению. И сегодня три из них – Несвижский (XVI в.), Мирский (XVI в.) и Лидский (XIV в.) – полностью восстановлены и являются успешно действующими музеями, а останки (руины) Кревского замка (XIII в.) находятся в процессе консервации.
В ходе экскурсии Г.В.Шестиреков познакомил присутствующих с репродукциями работ Н.К.Рериха, представленными на выставке. Директор музея М.В.Правлуцкая-Колко в знак благодарности за прекрасную выставку и интересный рассказ подарила Белорусскому отделению МЦР новую прекрасную книгу под названием «Художественный образ Гродненщины», изданную в 2019 году на двух языках – русском и английском.
В заключение, по уже установившейся традиции все присутствующие сфотографировались со Знаменем Мира.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007