Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2022

11.03.2022

«Вдохновенный иероглиф будущего»: в Казани прошла лекция о пророческой серии картин Н.К.Рериха

 cazan.jpg
 

В казанской Галерее современного искусства с декабря 2021 года работает еженедельный лекторий «Держава Рериха», который сопровождает выставку картин Николая Константиновича Рериха из собрания Русского музея. 26 февраля 2022 года лекцию под названием «Пророческая серия картин Н.К.Рериха» прочла сотрудница Татарстанского рериховского культурного объединения, кандидат педагогических наук Любовь Николаевна Осипова.

Любовь Николаевна начала выступление с характеристики личности Николая Рериха, который был одновременно всемирно известным художником, мыслителем, общественным деятелем и ученым. Причем в своих исследованиях Рерих совмещал в себе методы эмпирической науки и метанаучной мысли, обладал синтезом сознания, был великим интуитивистом. Он вспоминал: «…Когда в одной большой литературной организации нужно было найти спешное решение, я спросил Горького о его мнении. Он же улыбнулся и ответил: “Да о чем тут рассуждать, вот лучше Вы как художник почувствуйте, что и как надо. Да, да, именно почувствуйте, ведь Вы интуитивист. Иногда поверх рассудка нужно хватить самой сущностью”».

Н.К.Рерих предчувствовал события, знал последствия их, наблюдал в исторической панораме «вдохновенного иероглифа будущего». Кроме того, его жена Елена Ивановна Рерих видела пророческие сны и видения, которые художник воплощал в своих картинах. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени – мужское и женское».

«Пророческая традиция, – как отмечает академик Людмила Васильевна Шапошникова в книге «Ученый, Мыслитель, Художник», – идет с древнейших времен, и ее осмысление связанно, в первую очередь, с духовным развитием и уровнем сознания тех, кто имел непосредственное к ней отношение. ХХ и XXI век ничего нового в эту традицию не добавили. Способность к пророчеству считается непостижимым чудом или шарлатанством, не достойным доверия. Живая Этика, в отличие от всех современных “мудрецов”, считает это явление вполне объяснимым с научной точки зрения».

Яркое воображение и предчувствие Николая Константиновича Рериха выразились в его творчестве как символические пророческие картины будущего.

Так, в выпускной работе художника «Гонец» (или «Восстал род на род») 1897 года в названии звучит слово «восстал», и именно знаком восстания и борьбы начнется ХХ век. На полотне – языческая, древняя Русь, противостояние рода на род. Старец сосредоточен над решением трудной проблемы. Он обязательно найдет выход, противостояние не должно состояться, и восстание обернется миром. Это видно по молодому месяцу, по глади реки, по уверенной позе гребца.

Мотив провозвестия грядущих грозных событий в общественной жизни прозвучал у Рериха в полотне «Зловещие» еще в 1901 году. В одном из писем художника читаем: «Был у Куинджи. До часу ночи проговорили – разговор полон трагизма». Композиционным стержнем картины стали вороны как олицетворение беды, зла.

В 1911–1914 годах Рерих создал пророческий цикл картин, которые предрекали страшную катастрофу человечества – Первую мировую войну. Например, поразительная картина «Небесный бой», созданная в 1912 году. На пространстве, занимающем почти все полотно, идет «небесный бой»: ветер гонит по небу темные грозовые тучи, которые сталкиваются с оранжево-красными облаками. Схлестываясь, тучи и облака превращаются в фантастические фигуры сражающихся и гибнущих воинов. Беззащитно и обреченно выглядят непрочные человеческие жилища на сваях.

Или произведение «Короны»1914 года. Война еще только начнется, а на полотне Рериха три короля стоят на земле, и над ними в небе возникают три облачные короны, улетающие куда-то вдаль. Смысл картины станет ясным несколько лет спустя, когда война сметет три монархии: Романовых, Гогенцоллернов, Габсбургов (России, Австрии и Германии).

В 1935 году государственными и культурными деятелями южноамериканских стран и США во главе с президентом Рузвельтом был подписан документ под названием «Пакт Рериха», который говорит о необходимости сохранения культурного наследия всего человечества во время войн и в мирное время, когда случаются «тихие погромы». Страны Европы и СССР отказались от принятия этого документа.

В своей картине «Армагеддон» 1936 года Рерих показал, что ожидает человечество, если оно будет продолжать вести себя безответственно и беспечно. Он писал своему сотруднику: «Действительно, тяжкое время. На Армагеддоне, указанном в Откровении Св. Иоанна, шумит и небесная и земная битва, а люди не только не хотят осознать серьезности часа, но продолжают грызться». Рерих создавал одно за другим произведения, выражавшие призыв к обороне Родины, к предельной готовности защитить ее. Это полотна: «Святогор» (1938), три картины под названием «Тревога» (1939), «Ковер-самолет» (1939), «Армагеддон» (1940), «Богатыри проснулись» (1940), «Весть Тирону» (1940).

Последнее из названных произведений передает историю о Федоре Тироне, одном из первых христиан, живших во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан. Вместе со своими единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Константинович стал создавать произведения, в которых воспевал победу духа человеческого и добра над злом: «Гесэр-хан» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Александр Невский» (1942), «Победа» (1942), «Партизаны» (1943), «Единоборство Мстислава с Редедей» (1943) и другие. Например, в картине «Ковка меча» (или «Нибелунги») 1941 года меч – это символ ковки будущей победы над фашистской Германией.

Ратуя против военного безумия, приносящего невыносимые страдания, Николай Константинович всегда провозглашал, что оборона родины – священный долг каждого человека: «Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно – в защиту Родины приносятся опыт и познания. Небрежение к родине было бы прежде всего некультурностью».

Рерих своей мыслью созидал мирное и гармоничное послевоенное будущее. Например, в картине «Земля Славянская» 1943 года видны славянские дали, в которых раскинулись города и селения, где текут полноводные реки и синеет мощный бор. Это духовное созерцание будущего любимой Родины.

Одаренный художественной интуицией, Рерих живет в будущем, на много лет вперед устремляясь из мира причин в мир следствий. Еще будучи в царской России, он создал картины, сюжеты которых были таинственны и загадочны. В них иное пространство, где время остановилось и как бы превратилось в вечность. За этими полотнами стояла какая-то неведомая и еще непознанная реальность. Их три: «Сокровище Ангелов» (1905), «Владыки нездешние» (1907) и «Книга Голубиная» (1911). Потом выяснится, как пишет Л.В.Шапошникова, что эти картины послужили началом того, что сам Николай Константинович назвал «помимо историков» и что сыграло в его жизни как художника и историка важнейшую роль. Речь идет о начале записей в 1920-е годы Учения о космической реальности, получившего название «Живая Этика», или «Агни Йога». Это Учение станет пророчеством в научном мире.

В своей работе «Земной маршрут космической эволюции» Л.В.Шапошникова отмечала: «Николай Рерих был одним из первых среди историков своего времени, кто сочетал в своем творчестве историю и метаисторию. <…> В духовном пространстве его внутреннего мира действовало и творило все богатство метаисторических методов, таких как высокий уровень сознания, глубокая интуиция, сны прошлого, озарения, видения, а позже свидетельства».

Метаисторический процесс, который идет в согласии с космической эволюцией, творил свои образы через духовное поле великого художника. Время и пространство этих образов были другими, и они обретали в земной плотной материи таинственные качества. Прошлое, настоящее и будущее в них было единым целым. И это, в свою очередь, придавало метаисторическому процессу пророческий характер, так четко отразившийся в творчестве Николая Рериха.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов