Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
20.03.2022

Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в г. Новополоцке (Республика Беларусь)

   novorolotsc2.jpg

Герб города Новополоцк

12 марта 2022 года в выставочном зале библиотеки имени Якуба Коласа г. Новополоцка (Витебская область) состоялось открытие выставки фоторабот «По маршруту Мастера» ученого-востоковеда, директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, заслуженного деятеля искусств РФ Людмилы Васильевны Шапошниковой. Выставка подготовлена Международным Центром Рерихов (МЦР) и организована Отделением МЦР в Республике Беларусь.

В начале встречи прозвучала музыка И.С.Баха «Менуэт» в исполнении скрипичного дуэта Анны Вахнинцевой и Елены Ивановой, учащихся Детской школы искусств № 1 г. Новополоцка.

Заведующая отделом обслуживания библиотеки имени Якуба Коласа Светлана Константиновна Асташкина целью данной выставки назвала формирование единого культурного пространства, а задачами – воспитание чувства уважения к народам и культуре Востока, привлечение внимания общественности к сохранению культурных ценностей, развитие сотрудничества с учреждениями культуры. Светлана Константиновна рассказала о том, что в выставочном зале библиотеки, как в одном из учреждений культуры, проходит много уникальных, неповторимых и не похожих друг на друга выставок. Каждая из них по-своему особенная, это всегда открытие мира творчества, красоты и мудрости. Происходит знакомство с удивительным творческим миром талантливых людей, мастеров. «Сегодня, – сказала она, – мы открываем выставку, организованную совместно с нашими хорошими и постоянными друзьями – Отделением Международной общественной организации “Международный Центр Рерихов” в Республике Беларусь. МЦР основан по инициативе Святослава Николаевича Рериха – живописца, ученого, просветителя, яркого общественного деятеля, человека многогранных талантов, младшего сына Н.К.Рериха и Е.И.Рерих. В 1990 году Святослав Николаевич передал бесценное наследие своих родителей для создания в Москве общественного Музея имени Николая Рериха – великого русского художника, философа, путешественника, археолога, общественного деятеля.

Стены нашего выставочного зала в эти дни оформлены авторскими фотоработами Людмилы Васильевны Шапошниковой, известного исследователя творческого наследия семьи Рерихов. Выставка “По маршруту Мастера” посвящена Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Константиновича Рериха».

Музыка Жюля Массне «Элегия» в исполнении учителя Детской школы искусств № 1 г. Новополоцка Илоны Петровны Манько (виолончель) помогла настроиться на путешествие «По маршруту Мастера».

Светлана Константиновна напомнила слова Н.К.Рериха: «Зажигая светочи духа, разве это не прекрасно сознавать, что и в других странах те же самые светочи сверкают», – и выразила надежду, что фотовыставка позволит каждому увидеть мир в необычном ракурсе, поможет проникнуться красотой и еще серьезнее задуматься о назначении человека в этом удивительном мире.

Магистр культурологии Татьяна Святославовна Захарова провела экскурсию по выставке.

Она рассказала, что Л.В.Шапошникова в период с 1975 по 1980 год прошла по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1923–1928). Изучая ее цель и задачи, автор фотовыставки приходит к выводу, что экспедиция стала главным свершением в жизни художника. «Н.К.Рерих искал то, что объединяет разные народы и культуры, а не разъединяет их, – пишет Л.В.Шапошникова. – Единство древнее, пройдя через разъединение, должно было завершиться более высоким единением в будущем».

В дальнейшем Н.К.Рерих будет размышлять над смыслом мудрых древних обычаев, о которых он узнал на маршруте своего путешествия Вот один из них из путевого дневника «Алтай – Гималаи»: «В Монголии есть обычай большой древности. В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высшую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней. Конь как символ Будды, силы и счастья. И, кружась, неслись эти кони валькирий, эти Световитовы кони, неся помощь неведомым бедствующим. <…> И в этой неведомости – та же забота об общем благе. Такие обычаи лам ценны. Это не “сидение под деревом”, не просьба в пространство, не фигурные движения ритуала, но “приказ” о помощи неведомым бедствующим, горний голос, требующий, чтобы умиротворились беды людские».

Рерих ощущал закономерности, связывал воедино прошлое-настоящее-будущее, умел найти в этом потоке времени то, что было способно к дальнейшему развитию. Также во время Центрально-Азиатской экспедиции произошла научная оценка значения в мировой истории кочевых культур как моста между Востоком и Западом. Ю.Н.Рерих, старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, выдающийся ученый, принимавший участие в данной экспедиции, пришел к выводу, что направление Юг-Север – это путь распространения взаимодействия культур между Востоком и Западом. Л.В.Шапошникова обращает внимание, что задачи и результаты экспедиции также следует изучать с точки зрения энергетического мировоззрения Живой Этики, которому соответствует и концепция биосферы В.И.Вернадского, и теория пассионарности Л.Н.Гумилева.

На выставке «По маршруту Мастера» представлены фотоработы Л.В.Шапошниковой, которые она сделала спустя 50 лет после окончания экспедиции Рериха, повторяя маршрут по Алтаю, Монголии, Индии, включая Западные и Восточные Гималаи.

На маршруте прослеживается этнокультурное взаимодействие народов Центральной Азии, пути их миграций и переселений. Л.В.Шапошникова создает галерею образов многовековой истории национальных культур, размышляет над избирательностью маршрута экспедиции Н.К.Рериха, изучает памятники древних культур. На красочных фотографиях: природа, портреты людей народов Азии, национальные костюмы, памятники архитектуры и культурные артефакты, которые рассказывают историю событий, запечатленных в легендах, сказаниях и научных теориях исследователей. Многие легенды объединяют народы Востока: сказание о Заповедной стране Беловодье – на Алтае и сказание о Шамбале – на просторах от Монголии до Индии, легенды о Мудрецах – Великих Учителях человечества, легенда о таинственном Камне. Влияние одних и тех же культов сохранилось в различных странах и сформировало похожие культурные традиции. На протяжении маршрута Л.В.Шапошникова встречалась и с ламами, и с простыми жителями различных стран, собирала легенды и изучала значение культовых обрядов, обращала внимание на влияние культуры в формировании характера и образа жизни народа.

В ходе выставки мы знакомимся с Людмилой Васильевной Шапошниковой как со смелым путешественником, замечательным фотохудожником и вдумчивым исследователем. В своей книге «По маршруту Мастера» Шапошникова талантливо, красочно описывает свое путешествие, передавая особенности характеров людей, описывает с большим юмором ряд интересных встреч и событий. Татьяна Святославовна рекомендовала посетителям выставки ознакомиться с различными книгами и электронными ресурсами по данной тематике для расширения кругозора и уточнения каких-то вопросов, возникших при изучении культуры Востока, а также с работами семьи Рерихов, работами ученых-востоковедов, индологов. А знакомство с тематическими живописными полотнами художников Николая и Святослава Рерихов, безусловно, откроет удивительный и прекрасный мир как маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, так и загадочной Индии.

Слово и понятие «Мастер», отметила Татьяна Святославовна, в культуре Востока означает «Учитель», духовный руководитель. Пройдя по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, Л.В.Шапошникова приобрела неоценимый духовный опыт. Отвечая на вопрос журналистки: «Что изменилось в Вашей жизни после завершения путешествия?», – Людмила Васильевна утверждает, что раньше для нее существовало несколько вариантов решения одного вопроса, а после экспедиции стало ясно, что существует единственное истинное решение.

На открытии выставки присутствовали сотрудники библиотеки имени Якуба Коласа, специалисты Централизованной библиотечной системы г. Новополоцка, педагоги и учащиеся учреждений общего среднего и дополнительного образования города, участники клуба друзей культуры «Истоки», представители общественности.

Выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» продлится до 25 апреля 2022 года.



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007