Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
27.03.2022

Лекция «Космические струны в творчестве Николая Константиновича Рериха» в Казани

 0Lection_Kazan.jpg
 

В казанской Галерее современного искусства с декабря 2021 по март 2022 года экспонировались полотна Николая Рериха из собрания Русского музея. Работу выставки сопровождал еженедельный лекторий «Держава Рериха», организованный Татарстанским рериховским культурным объединением (ТРКО) при всемерной поддержке Международного Центра Рерихов. 5 марта с программой «Космические струны в творчестве Николая Константиновича Рериха» выступила сотрудница ТРКО Диана Галлямова.

В начале встречи ведущая поблагодарила всех пришедших на лекторий за проявленный ими интерес к новой, сложной, но столь важной теме – космическому мышлению, мировоззрению, которое раскрывал Николай Константинович Рерих в своем великом творчестве – художественном, литературном и научном. Нам еще только предстоит понять всю его глубину, это дело будущего. Сегодня же мы имеем возможность изучать философское наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов во многом благодаря индологу, историку, академику Людмиле Васильевне Шапошниковой, основателю общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, создавшей новую научную школу рериховедения, в которой изучается философия космической реальности и строится соответствующая методология. Диана Галлямова адресовала слушателей лектория к прекрасным трудам Людмилы Васильевны Шапошниковой и подчеркнула, что в основном благодаря работе с ними был подготовлен материал лекции.

Всем известно, что Земля – не единственное, а одно из бесчисленного множества космических тел в Галактике. Как постичь ее? В долгой истории человечества, как писал Рихард Яковлевич Рудзитис, «всегда появлялись такие смелые, бесстрашные первопроходцы, которые вели народы по пути прогресса и стремились познать истинные законы необъятной Космической Природы».

Если мы говорим об античности, это такие имена, как Пифагор Самосский, Гераклит Эфесский, Аристарх Самосский, Гиппарх Никейский, Архимед Сиракузский и другие выдающиеся философы. Конечно, переворот в понимании строения Космоса вызвал Ренессанс – эпоха Возрождения. Джордано Бруно, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей – все они были мыслителями, одаренными гениальной интуицией и великим вдохновением. Их гипотезы и логические умозаключения показывают, как хорошо они понимали космическую действительность.

В Космосе постоянно, непрерывно происходит процесс развития – эволюция, которая затрагивает и Землю. Высшее ведет за собой низшее. Это первый из объективных, величайших законов. Но речь идет не только об эволюции видов материальной природы, но прежде всего об эволюции сознания живых существ. Происходит она непосредственно через признание Высшей силы, которая едина для Вселенной и образует источник основополагающих нравственных законов.

Лучшие представители человечества – пророки, учителя, духовные сподвижники – несли людям знания о существовании великой космической силы. Николай Константинович Рерих, наверное, как никто другой из мировых художников, много внимания, а точнее наибольшую часть своего творчества, посвятил героям духа и раскрыл их святые истины для нас.

Так, в картине из серии «Знамена Востока» под названием «Моисей Водитель – на вершине, окруженный сиянием неба» 1925 года написания фигура человека с протянутыми к небу руками выступает как связующее звено Неба и Земли. Цветовой контраст темно-синих и фиолетовых оттенков земной тверди и нежно-зеленых сполохов привлекает внимание к природному явлению, разыгравшемуся на ночном небе. Зритель словно становится свидетелем диалога Моисея и Высшего мира. У Рериха космический огонь – духовно-материальная субстанция, способная соединить высшее и земное, Бога и человека.

Моисей воззвал к Божественному Присутствию, и Оно начало говорить через него: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Всем известны эти первые строки первой книги Библии «Бытие», по преданию, написанной Моисеем.

История, переданная в Евангелии, хорошо показывает, что шаги космической эволюции идут через человека, через расширение его сознания. Те личности, которые движутся впереди на этом пути и ведут других за собой, называются космистами. Философы, ученые, художники, поэты, композиторы. А кто-то одновременно сочетает в себе множество ипостасей, как Леонардо да Винчи. Людмила Васильевна Шапошникова писала: «В своем творчестве они обгоняли время. Большинство были пророками, которые четко и верно чувствовали и видели будущее. Они были связаны с Высшей материей Космоса. В их внутреннем мире непоколебимо жило двоемирие…».

В России в начале ХХ века сформировалось культурное пространство, названное Серебряным веком, которое дало планете целую группу творцов, наделенных космическим сознанием. Они совершили Духовную революцию, сумев научно и философски описать и художественно выразить эволюционные процессы. Это философы В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, ученые В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, композитор А.Н.Скрябин, художник М.К.Чюрленис.

В данном ряду истинных вестников космического сознания находится и великий художник, мыслитель, общественный деятель мирового значения Николай Константинович Рерих.

Мы чувствуем в картинах Рериха победу человеческого духа над тяжестью материи, то есть ощущаем, осязаем все виды материи, от плотной до самой тонкой. Художник изображает нашу планету на фоне Космоса. Космос у него отражается и звучит в каждой былинке и цветке придорожном, в величественных обликах гор и тем более в прекрасной душе человека, являющей собой венец эволюции.

Космические основы человеческой личности – это наиболее благородные, альтруистические качества характера. Дружелюбие, любовь, преданность, терпимость, великодушие, жертвенность, чуткость… Космическое – это то, что не ограничено, не замкнуто только на себе, на своей самости, но постоянно устремляется к широкой общественности и благу других.

Таковы персонажи полотен Рериха, изображенные в вечном движении, в творении блага. Все они – великие личности, которые жертвуют собой и самоотверженно спешат на помощь неведомым страждущим или искателям. Среди них – Прокопий Праведный, который отводит каменную тучу, угрожающую его родному городу, или, сидя на высоком берегу реки, молится за неведомых плавающих, и свет, исходящий от святого, рассеивает тьму. Среди них – Пантелеймон Целитель, по весне на цветущих лугах собирающий целебные травы: каждый цветок – проявление сердечной заботы о том, как найти лучший способ для утоления страданий человеческих. Все полевые цветы он знает, как своих родных сестер. Ничего лишнего не сорвет, ибо природа для него священна.

Рерих ощущает жизнь мироздания повсюду, как бы биение сердца во всем, и не только в органической, но и в так называемой «неживой» природе. Он видит ее одушевленной, в процессе вечного становления. В природе текут потоки неведомых космических сил, которые, дополненные богатым поэтическим воображением, выявляются в выразительных образах.

Например, картина «Веления неба» и звучащая в ней симфония облаков. Люди в старинных одеяниях воздели руки к небу, где проносятся красно-радужные вереницы облаков, и, преисполненные чудесных предчувствий, внемлют небесному приказу. Этот космический настрой дополняет серо-пурпурная таинственная дымка, поднимающаяся над горизонтом и холмами.

Или «Знамение»: на горе, среди переливов радужных красок пестрых цветов и вереска, стоит юноша и будто в великом изумлении смотрит вверх, где проплывают над ним дивные, причудливые облака. Все вокруг сверкает в просветленной гамме.

Можно сказать, что в динамике форм природы в искусстве Рериха отражается великий огненный ритм космической эволюции, сформулированный еще Гераклитом в известном тезисе: все течет – все меняется, в становлении уносится навстречу вечной цели восхождения Вселенной.

В мире нет ничего неживого, не одухотворенного. В картинах Рериха мы находим это единство всего сущего. Так, через произведение «Будда Испытатель» мы узнаем легенду о том, что Будда проповедовал свое учение в морском царстве рыбам. А на полотне «Святой Франциск» мы лицезрим христианского святого Франциска Ассизского, который проповедовал птицам и лесным зверям. Все великие духовные подвижники излучали дружелюбие не только на людей, своих братьев, но и на другие живые создания.

«Современная наука, – отмечала в 1935 году Е.И.Рерих, – быстрыми шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руки. Будем надеяться, что и наша церковь просияет новым сознанием и не останется заштатным зрителем этого нового союза. Так, наука уже поняла, что материи нет, но есть лишь энергия, и обратно. Таким образом, она подошла к одухотворению Единого Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать и измерять ее физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!»

Елена Ивановна Рерих – выдающийся философ, ученый, супруга Николая Константиновича и его сподвижница. Рерихи вместе работали над проблемами космической эволюции и нового космического сознания. «В начале 20-х годов ХХ века, – писала Л.В.Шапошникова, – произошло событие важного эволюционного значения – в Россию на русском языке из духовного пространства была передана система знаний, связанная самым тесным образом с процессами космизации мышления, которые имели место в России».

Система была оформлена Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами в книги «Зов», «Озарение», «Община», «Аум», «Беспредельность», «Сердце», «Агни Йога», «Мир Огненный», «Братство», получившие общее название – Учение Живой Этики, или Агни Йога.

В Учении Живой Этики мы находим понятия – мысль, мыслетворчество, мыслеобразы. Мысль как таковая есть не только инструмент познания, но и связь с инобытием, ибо является порождением этого инобытия. Мысль принадлежит к сфере Духа. Из Живой Этики мы узнаем, что «мысль – это энергия». Причем энергия очень высокая и тонкая, обладающая рядом важных свойств. Из тонкого состояния она может переходить в физическое, что крайне расширяет диапазон ее действия. Это свойство выводит мысль в пространство творящих сил Космоса.

Поэтому мысль – это самая важная часть нашего существа, о чем доносил Николай Константинович через свое творчество. Оно напитано идеями Живой Этики.

Например, на картине «На высотах» на вершине горы, среди снегов сидит йог, полураздетый, от напряжения его внутренней энергии снег вокруг растаял. Кто этот удивительный человек, который так совершенно овладел импульсами своего сознания и тела, что не ощущает ни холода, ни голода, ни пространства, ни времени? Он словно монумент среди горных громад – исполин духа, тянущийся к вершинам, в бесконечные дали. Или он тот, кто преодолел себя и излучением своей мысли может «сжигать тьму»?

Или произведение «Приказ Учителя». Восточный Гуру на вершине Гималаев посылает белого орла с приказом: в этом приказе символизирован спешный труд на общее благо. Может быть, он знает, кому конкретно нужна помощь, кого энергия мысли поднимет, спасет от грозной опасности.

Как писал Рихард Рудзитис в книге «Космические струны в творчестве Николая Рериха», «Рерих пламенно верит в сокрытую в человеке мощь блага, в его способность к совершенствованию, но знает, что надо высекать из человеческой души возвышенные искры света. Ведь задача человека – неустанно и сознательно становиться лучше, чтобы служить всеобщему счастью». В этом и заключается космическая сила человека, необъятная и безграничная. Знания об этой силе обретаются через развитие в себе соответствующих взглядов, мышления, которое нужно утончать, воспитывать. От каждого человека, без преувеличения, зависит судьба дальнейшей эволюции всего общества, от готовности меняться, воспринимать новое, утверждать высокие культурные идеи и духовные ценности, воплощать их в жизни.

Людмила Васильевна Шапошникова призывала к ответственности следующими словами: «Майя в течение многих веков воздвигла между нашей планетой и Космосом непреодолимую преграду. Но это явная иллюзия нашего недостаточного сознания, которую может разрушить новое космическое сознание. За это сознание боролись художники, поэты, философы, ученые Серебряного века. Рерихи, неся в себе космический импульс Живой Этики, оставили нам богатейшее космическое наследие. Наследие, которое тьма стремится затоптать и уничтожить. Полагаю, от нас зависит успешная защита этого наследия. От нас – и ни от кого иного».



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007