|
версия для печати |
Выставка «Пакт Рериха – Мир через культуру» в г. Любани (Республика Беларусь)
Герб города Любани |
24 марта последователи семьи Рерихов отмечают День Учителя. В этот день в 1920 году выдающийся мыслитель Елена Ивановна Рерих в сотрудничестве с духовными Учителями Востока сделала первую запись, положившую начало созданию философии Живой Этики.
В этом году День Учителя в Республике Беларусь ознаменовался открытием в выставочном зале Любанской детской школы искусств выставки Международного Центра Рерихов (МЦР) «Пакт Рериха – Мир через Культуру».
Выставку организовало Отделение Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь совместно с Любанским музеем народной славы.
Любань – это небольшой город, расположенный на реке Оресса на юге Минской области. История города, окруженного густыми лесами, своими корнями уходит в XVI век. В те далекие времена данная территория находилась во владении князей Олельковичей, а позже ею владели Тышкевичи и князья Радзивиллы. В 1793 году Любань вошла в состав Российской империи.
Сегодня в городе можно посетить Музей народной славы, где представлена богатейшая коллекция по археологии, нумизматике и бонистике, а также работает детская школа искусств, которая, идя навстречу музею, не имеющему свободных площадей, радушно приняла выставку МЦР.
Перед открытием выставки педагоги школы искусств из г.п.Уречье Любанского района Лариса Папко и Анна Орловская создали празднично-торжественную атмосферу, исполнив произведения «Совершенный» Любови Дорошенко, «Если душа сложила крылья» Екатерины Лихачевой и «Покой» из репертуара группы Hillsong.
Открыла выставку директор Музея народной славы Наталья Николаевна Синяк. Она рассказала о том, что ранее музей уже имел возможность принимать и демонстрировать выставки репродукций картин Николая Константиновича Рериха и теперь вновь рад представить такой прекрасный миротворческий проект выдающегося русского художника, ученого, деятеля культуры и общественного деятеля, особенно актуальный в настоящее неспокойное время. На открытии выставки присутствовали ученики и педагоги детской школы искусств, работники музея, а также начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Любанского районного исполнительного комитета Татьяна Николаевна Алексеева.
Далее Наталья Николаевна представила организатора выставки – Отделение Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь и передала слово председателю Отделения Георгию Васильевичу Шестирекову.
Георгий Васильевич совместно с членом Отделения Людмилой Михайловной Шестирековой провел экскурсию по выставке.
Из их рассказа присутствующие узнали о том, что имена всех четверых членов этой выдающейся русской семьи – Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов – золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Все четверо работали над реализацией одной важной и главной задачи –расширения сознания земного человечества, необходимого для понимания роли Культуры как главного устоя эволюции, как единственного фундамента, на котором только и должно строиться все здание земной цивилизации. Никакая другая основа не сможет удержать это громадное, живое здание. И одним из таких важнейших действий семьи Рерихов, которое Генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР Людмила Васильевна Шапошникова называет эволюционным, является разработка и продвижение международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как Пакт Рериха. Этому Договору и посвящена выставка МЦР.
Идея подобного пакта была предложена Н.К.Рерихом еще до Первой мировой войны. «В 1903-м, – писал он в своих путевых дневниках, – большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных».
Побывал Николай Константинович и на границе литовской в городе Ковно (ныне Каунас), и в городе Гродно. Он был очарован Коложской церковью: «Но вот стоит Коложская церковь около Гродно... Остались от нее не бесформенные остовы стен без всяких ближайших сведений; в ней еще виден склад украшателя, и о ней мы знаем – она была устроена с особенным великолепием, и следы его еще обозначались в XVIII столетии, как говорит Игнатий Кульчинский в своем инвентарном описании Коложи 1738 года. Кроме изразцовых настенных украшений, еще сохранившихся, мы знаем о фресках, об остатках богатого иконостаса; знаем об оконных свинцовых переплетах; знаем о покрытии крыши и купола цветною, глазурованною черепицею. Своды храма уничтожены только при осаде Гродно Карлом Двенадцатым. Все это еще так свежо и в то же время уже неосязаемо, невосстановимо... Если Коложской церкви суждено “поддержание”, то в каких формах выразится оно?» Даже из этого небольшого отрывка записных листов видно, сколь обширны познания Рериха в истории, археологии, искусстве.
По возвращении из путешествия Николай Константинович выступил в Императорском Русском археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и необходимости принятия срочных мер по их охране. В этом же году он обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Создает плакат «Враг рода человеческого», в котором осуждает варварское разрушение памятников культуры. Пишет картину «Зарево», выражая протест против Первой мировой войны.
В 1920-е годы усилиями русского художника и его единомышленников создается Международный союз для подготовки и осуществления Пакта – первого международного документа о защите культурных ценностей. В 1929 году по окончании Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта. Комитеты Пакта и Знамени Мира для продвижения идей Пакта создаются Нью-Йорке, Париже и Брюгге. Во многих странах возникают общества в его поддержку. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие известные деятели культуры поддержали идею Н.К.Рериха. Проект Пакта получил всемирное признание.
В 1931 году в городе Брюгге состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, на которой был разработан план пропаганды (популяризации) идей Пакта.
Для идентификации объектов культуры, подлежащих охране, Рерих предложил отличительный флаг, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными сферами, получивший всемирную известность как Знамя Мира. В 1932–1933 годах он пишет такие картины, как «Мадонна Орифламма», «София Премудрость», «Мадонна Защитница», где изображает Знамя Мира.
Таким образом, в начале 30-х годов прошлого века за несколько лет до Второй мировой войны возникло общественное движение, которое увенчалось подписанием Пакта Рериха. Это первый в истории юридический документ, целью которого является защита культурного наследия планеты не только во время войны, но и в мирное время. Пакт поддержал целый ряд государств Америки и президент США Франклин Рузвельт. Но, к сожалению, Пакт не был подписан Советским Союзом. На это имелись свои причины.
Тогда же Н.К.Рерих приступает к созданию пророческой серии картин. В 1931 году он пишет «Цветы Тимура». Мы видим горный пейзаж, башню, на которой горит сигнальный огонь, предупреждающий о военной опасности, и всадника в военных доспехах, седлающего коня. Все ясно на этой картине. И хотя она относится к прошлому времени, тем не менее сюжет символически напоминает нашим современникам о грозящей опасности.
Картина, следующая за ней, «Армагеддон» написана Рерихом в 1936 году и прямо свидетельствует о грядущих событиях: горящий старинный город и вереницы беженцев, уходящих в никуда. Все то, что потом произойдет в Европе, будет выглядеть так же. Это были картины-предупреждения. Но на них никто не обратил внимания. Надвигалась мировая война, в которую еще никто не верил.
Страшная трагедия Второй мировой войны, во время которой были уничтожены миллионы людей и разрушены памятники культуры в России и Беларуси, Германии, Франции, Польше, Румынии, Венгрии и других странах Европы, подтвердила, насколько необходим был Пакт Рериха.
В 1950 году Комитет Пакта Рериха в Нью-Йорке направил всю документацию по Пакту главному директору ЮНЕСКО доктору Торезу Бодэ. 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В основу Заключительного акта конвенции лег Пакт Рериха, подписанный в Вашингтоне в 1935 году.
Сегодня, в ХХI веке, проблема безвозвратной утраты ценностей культуры не стала менее острой. Вооруженные столкновения и локальные военные конфликты, гибель бесценных сокровищ искусства и их творцов сделали до боли очевидной необходимость предотвратить новые трагедии, научиться разрешать межнациональные, классовые, религиозные конфликты бескровными способами. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретают сегодня особую актуальность. «Не устанем твердить, – писал Н.К.Рерих, – что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».
Беларусь прошла долгий и сложный путь исторического развития. Белорусская земля пережила много потрясений. Она страдала от бесконечных гражданских и военных конфликтов. Особо тяжкий урон был нанесен в ХХ веке. Первая мировая война, революция, Вторая мировая война оставили глубокие раны на культурном теле страны. Во время ожесточенных боев были разрушены многочисленные культурные памятники. Что уцелело во время войн, уничтожалось в мирное время, когда были стерты с лица земли сотни шедевров белорусской культуры.
В средние века Беларусь называли «страной замков». Постоянная военная угроза формировала архитектурный облик этих сооружений. Но, к сожалению, до наших дней сохранились лишь единицы. Сегодня только два замка – Мирский и Несвижский – дают возможность увидеть воочию средневековые цитадели.
Два новых баннера на выставке, на которые обратили внимание экскурсоводы, подтверждают тот факт, что сегодня сохранение историко-культурных ценностей стало одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь и предпосылкой ее устойчивого развития. В последние десятилетия в стране восстанавливают храмы и строят новые, реставрируются замки и дворцы, памятники гражданской архитектуры. На баннерах представлены фото 4-х замков и 4-х храмов Беларуси, разрушенных в свое время человеческим заблуждением и восстановленных сегодня человеческой надеждой.
После завершения экскурсии Георгий Васильевич Шестиреков от имени Белорусского Отделения МЦР вручил благодарственные письма за сотрудничество в деле организации данной выставки заместителю председателя Любанского районного исполнительного комитета Тамаре Николаевне Домашевич и начальнику отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Любанского Райисполкома Татьяне Николаевне Алексеевой, а также благодарственные письма и буклеты «Музей, который нужен миру» директору Любанского музея народной славы Наталье Николаевне Синяк и директору детской школы искусств Марине Иосифовне Кубец.
Завершая встречу, слово взяла Татьяна Николаевна Алексеева. В своем выступлении она горячо поблагодарила Белорусское отделение за предоставленную возможность прикоснуться к творчеству Николая Константиновича Рериха – великого русского Водителя Культуры, создавшего Пакт Культуры, актуальность которого со временем только растет, свидетельством чему являются сегодняшние события во всем мире. Культура и еще раз культура, не уставала повторять Татьяна Николаевна, сегодня особо востребована.
Подводя итоги сказанного, можно привести высказывание Л.В.Шапошниковой: «Если мы поднимем Культуру и, в первую очередь, нашу духовную Культуру, это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха».
Материал подготовили Г.В.Шестиреков и Л.М.Шестирекова
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007