Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
16.04.2022

Международная научно-практическая конференция «Роль Учителя в истории человечества» в Иркутске

 0Irkutsk .jpg
 

26 марта 2022 года в Иркутском национальном исследовательском техническом университете состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Роль Учителя в истории человечества».

Организаторами конференции выступили Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение», Иркутское отделение Международной Лиги защиты Культуры, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ). Конференция проводилась при поддержке Международного Центра Рерихов.

В работе конференции приняли участие около 70 представителей культуры, науки и образования из Иркутска и Иркутской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Канска, а также из Германии, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана.

Музыкальным прологом к открытию заседания стали выступления народного коллектива Студии этнической перкуссии «Этнобит» и народного вокального ансамбля «Пой, Friend!» Центра культурно-массовой и воспитательной работы ИРНИТУ.

С приветственным словом к участникам обратились:

– Кононов Александр Матвеевич, кандидат геолого-минералогических наук, проректор по научной работе, заместитель председателя научно-технического совета, член ученого совета ИРНИТУ, Иркутск;

– Стеценко Александр Витальевич, вице-президент МОО «Международный Центр Рерихов», Москва;

– Шнайдер Галина Константиновна, председатель правления Немецкого Рериховского Общества, Ремшайд, Германия;

– Руденко Юлия Петровна, председатель Кемеровского регионального отделения МОО «Лига защиты Культуры», Кемерово;

– Марцинечко Маргарита Геннадьевна, заведующая Информационно-образовательным центром ГБУК «Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачёва», Иркутск.

Открывая конференцию, А.М.Кононов отметил, что в настоящее время роль учителя в обществе занижена. Из-за этого в обществе происходят серьезные негативные изменения. Вместе с тем роль учителя не только в жизни отдельного человека, но и всего человечества трудно переоценить. Учителями всего человечества являются выдающиеся деятели мировой культуры, исторические лидеры, повлиявшие на ход эволюции нашей планеты. В свою очередь мы тоже являемся учителями для многих людей, нас окружающих. Таким образом, мы все взаимосвязаны и влияем на судьбу друг друга. Поэтому очень важно, чтобы нас окружали высокодуховные люди. А их могут воспитать только учителя.

А.В.Стеценко обратил внимание на то, что Учитель – понятие высоконравственное, это основа человеческой культуры. Истинный Учитель не просто передает людям знания, а принимает активное участие в формировании характера человека, расширении его сознания, воспитании сердца и укреплении духа. Именно он учит глубокому пониманию Культуры, ее ведущей роли в жизни и эволюционном развитии человечества и этим открывает Врата в будущее. Там, где Учитель уважаем, пользуется заслуженным авторитетом и почитанием, общество процветает.

Г.К.Шнайдер в своем приветствии отметила, что понятие Учителя объединяет все народы. Как на Востоке, так и на Западе есть понимание роли Учителя, который передает различные культурные достижения, накопленные народом, новому поколению. Тем самым Учитель связывает прошлое народов с его настоящим для будущего.

Ю.П.Руденко выразила мнение о том, что именно сейчас пришло время сместить акцент из области образовательной в область воспитания. Учителя развивают умственные силы народа, обогащают его полезными знаниями, но через воспитание укрепляются и нравственные силы и духовные качества, которыми всегда был славен народ России.

М.Г.Марцинечко отметила важную роль культуры в воспитании подрастающего поколения, в приобщении ко всему прекрасному.

С вступительным словом к присутствующим обратился Д.В.Дорохин, доцент, и.о. заведующего кафедрой монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г.Смагина ИРНИТУ, член Союза художников России (Иркутск).

Учитель утверждает необходимую преемственность всего лучшего. Культура творится в первую очередь руками учителей и духовных героев, которые зачастую являются в одном лице. В энергетической концепции строения мира Учитель является важным звеном, т.к. именно через него идет: передается необходимый эволюционный импульс.

С глубокой древности людям известно о Великих Духовных Учителях человечества. Легенды и сказания говорят о них как о высших помощниках и хранителях человечества, руководящих его эволюционным развитием. Они духовно настолько выше обычного человека и обладают такими необычайными духовными способностями и знаниями, что древние люди считали их Богами. Это Лао Цзы, Кришна, Будда, Пифагор, Христос и другие. Без Учителя прерывается связь с Космической эволюцией, прекращается восхождение по эволюционной лестнице. Учитель – главное лицо в духовном совершенствовании каждого из нас.

Дальнейшая работа конференции проводилась по секциям: «Наследие Рерихов», «Педагогика», «Искусство».

В секции «Наследие Рерихов», проходившей под председательством кандидата физико-математических наук Л.М.Бакунина, прозвучало 12 докладов. В них затрагивались самые разные вопросы, говорилось о том, что человек не самое высшее создание на этой планете, что на Земле всегда, на протяжении многих миллионов лет, существовали более совершенные люди, которые вели и направляли планету и человечество.

На секции были представлены доклады о Великих Учителях человечества: об Акбаре Великом, Святом Преподобном Сергии Радонежским, Елене Ивановне Рерих и других. Приводились примеры наставников из жизни участников конференции.

На секцию «Педагогика» под руководством кандидата педагогических наук Т.В.Нарулиной поступило 12 докладов. Когда ребенок рождается, его первыми учителями становятся его родители, далее воспитатели детского сада, педагоги в школе, преподаватели в вузе и т.д. В ходе работы рассматривались вопросы о роли Учителя в жизни человека, о миссии учителя в современной школе, о влиянии учителя на формирование личности учащихся, о педагогическом призвании, о воспитании своим примером. Педагоги делились своими наработками в сфере воспитания подрастающего поколения.

На секции «Искусство», проходившей под председательством Д.В.Дорохина, также было заявлено 12 докладов. Понятие красоты раскрывалось докладчиками как проявление высочайшего значения культуры. Были представлены доклады о Николае и Святославе Рерихах и их вкладе в развитие Культуры, о заслуженном иркутском архитекторе Викторе Шматкове и его творчестве, о ювелирном искусстве Карла Фаберже, о ювелирном Доме Картье и других деятелях искусства.

Участники говорили о роли педагога в приобщении детей к культуре через ознакомление с творчеством художников и народными промыслами. Многие доклады дополнялись демонстрацией авторских наработок в сферах изобразительного творчества и педагогической деятельности. Было отмечено, что такой взгляд на обсуждаемую тему через личную практику очень важен для исследователя и для формирования сознательного культурного общества.

Всего на конференции прозвучало 36 докладов историко-культурологического, философского, искусствоведческого и педагогического характера.

Кроме того, с материалами о роли Учителя в истории человечества и современном обществе можно было ознакомиться по стендовым докладам:

– Великий Закон Космоса (первый вице-президент МЦР, генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ – Л.В.Шапошникова (1926–2015), г. Москва);

– О роли учителя в китайском буддизме в свете Учения Живой Этики (магистр искусств, Немецкое Рериховское Общество – Е.А.Щусь, Германия, г. Бохум);

– Ведущий принцип эволюционного развития «Учитель-ученик» в жизни и творчестве Ю.Н.Рериха (магистр культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств – Т.С.Захарова, Республика Беларусь, г. Минск);

– Роль педагогов и воспитателей в вопросах воспитания (кандидат наук, редактор журнала «Общество и женщина», член Союза писателей Азербайджана, член Российского Союза писателей – С.М.Маммадова, Азербайджан, г. Баку);

– Метанаучный способ познания в трудах Людмилы Васильевны Шапошниковой (кандидат культурологии, ведущий редактор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова – Б.Ю.Соколова, г. Москва);

– Мои земные Учителя (учитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 323 – Т.Н.Кочеткова, г. Санкт-Петербург).

После выступлений были подведены итоги работы секций и конференции в целом. Участники круглого стола отметили, что доклады, представленные на конференции, отразили широкий спектр вопросов, касающихся актуальности проблемы роли Учителя в современном мире. Поднятая тема объединила представителей разных специальностей и разных поколений. Прозвучавшие доклады, обсуждение и обмен опытом свидетельствуют не просто об интересе к поставленным вопросам, но и об актуальности заявленной темы и необходимости проведения подобных конференций в будущем.

По итогам круглого стола была принята резолюция конференции.




Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007