Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
29.04.2022

Лилия Монасыпова. Пять лет борьбы и побед

 museum2.jpg
 

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла», – писал крупнейший ученый и защитник культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В 2014 году в России Указом Президента от 24.12.2014 № 808 были утверждены «Основы государственной культурной политики» [1].

Обоснованием для реализации «Основ» была названа стоящая перед государством «задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира», где также отмечалось, что «это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса».

К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса отнесены снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения, деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России, атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежение правами других.

Все эти проявления мы реально наблюдаем в окружающей жизни и часто думаем, что нам нечего противопоставить влиянию источников, сеющих нетерпимость, психологию потребления и безответственности, обесценивающих общечеловеческие понятия дружбы, любви, семьи.

Линию, которая укрепляет ценности, нужно проводить сознательно, поэтому появление «Основ государственной культурной политики» можно рассматривать как попытку провести более длинную линию. Ведь задачи, озвученные в «Основах», затрагивали необходимость приложения сил не только в сфере искусства, сохранения культурного наследия, но и в области воспитания, просвещения, детского и молодежного движения.

Без развития общественной формы культуры, которую представляют организации, не связанные бюрократическими рамками, «Основы» воплотить почти невозможно. Для эффективной реализации любых указов важны люди, для которых строки документа – не красивые слова, а отражение запросов современности на заполнение духовного вакуума, который и порождает описываемые выше признаки кризиса.

Примером организации, чья деятельность направлена на осознание гражданами важности такого явления как культура, является Международный Центр Рерихов (МЦР), созданный по инициативе Святослава Николаевича Рериха. Именно МЦР Святослав Николаевич передал наследие своих родителей.

Более четверти века общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в усадьбе Лопухиных (Москва, Малый Знаменский переулок) был открыт для посетителей. Постоянная экспозиция этого Центра-Музея раскрывала творческое и научное наследие членов семьи Рерихов. Учитывая, что каждый был выдающимся в разных областях человеческой деятельности, концепция экспозиции позволяла подчеркнуть привлекательность их стремлений в раскрытии дарований в науке, искусстве и общественной деятельности, понимания, что жизнь предоставляет возможности реализации для тех, кто действует. Важные векторы усилий семьи Рерихов были отражены в залах Центрально-Азиатской экспедиции, Пакта Рериха, посвященного первому международному документу о защите культурных ценностей, а также в зале Живой Этики и др.

Возвращаясь к «Основам», отметим, что целями государственной культурной политики названы: укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала. Таким образом, можно утверждать, что одна только музейная экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха работала в ключе достижения озвученных в «Основах» целей.

Но МЦР занимался не только музейной работой. Велась научная деятельность по осмыслению наследия Рерихов. Людмилой Васильевной Шапошниковой, генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха МЦР, была сформирована научная школа рериховедения. Ежегодно проводились общественно-научные конференции; работал лекторий, посетители которого имели возможность расширить свои знания в области истории, философии, культуры, ознакомиться с биографией и творениями выдающихся людей. В МЦР организовывались разнообразные мастер-классы, велась активная издательская деятельность. Усадьба Лопухиных, памятник XVII–XIX веков, в стенах которого располагался МЦР, была восстановлена из руин и отреставрирована благодаря меценатам и помощи общественности без копейки государственных средств.

Однако, многогранный труд, приносящий много полезного для общества, не только не был оценен и поддержан государством, но, напротив, чиновниками была запущена машина по уничтожению МЦР и его общественного музея.

В 2015 году Министерство культуры РФ передало усадьбу Лопухиных в оперативное управление Государственному музею Востока (ГМВ). Новый управляющий в 2017 году расторг с МЦР договор о безвозмездном пользовании помещениями усадьбы, при этом главным аргументом ГМВ и Министерства культуры являлись планы по созданию в ее стенах Государственного музея семьи Рерихов. Ради этих планов была варварски разрушена живая, уникальная постоянная экспозиция общественного Музея МЦР, в которую вложено немало средств и труда, разбиты дорогостоящие витрины, уничтожены диорамы, макет карты Центрально-Азиатской экспедиции. Был осуществлен рейдерский захват бесценных музейных экспонатов, принадлежащих МЦР. Заявленный Государственный музей семьи Рерихов так и не создали, по прошествии пяти лет усадьба Лопухиных стоит пустая. Пространство, которое можно назвать оазисом культуры, где каждый из посетителей мог найти что-то вдохновляющее, сегодня стало пространством серых стен.

Судьба вывезенного из усадьбы Лопухиных художественного наследия и архивных материалов Рерихов вызывает у общественности тревогу, поскольку павильон № 13 на ВДНХ, где ГМВ разместил экспозицию из числа незаконно изъятых у МЦР картин, не приспособлен для хранения живописных полотен.

Прошло пять лет со дня разрушения Музеем Востока постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха и захвата усадьбы Лопухиных. Остановила ли Международный Центр Рерихов потеря серьезной части наследия и в первую очередь музейной экспозиции от реализации значимых просветительских проектов? Гражданская позиция сотрудников МЦР и рериховских организаций не позволила прекратить просветительскую деятельность. МЦР продолжает воплощать идеи, которые несет наследие великой семьи, ведет музейную работу, проводит выставки, продолжает издательскую и просветительскую деятельность, знакомя людей с многогранным наследием семьи Рерихов, обладающим большим потенциалом в укреплении культурного пространства. Актуальность мероприятий МЦР, направленных на приобщение молодежи к национальной культуре, пробуждение интереса к истории своей страны, осознание непреходящей ценности исторических памятников не вызывает сомнений.

Примером таких мероприятий являются выставки «Пакт Рериха. История и современность» и «Пакт Рериха. Мир через Культуру». С 2012 года и до сегодняшнего дня они проходят в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Выставки производят большое впечатление на посетителей, поскольку раскрывают значение культурного наследия и обращают внимание на актуальные вопросы сохранения мировых ценностей для будущих поколений. Отдельный раздел выставочных проектов посвящен истории формирования международной правовой системы защиты культурных ценностей. «Договор об охране культурных и научных учреждений и исторических памятников», известный также как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. На его основе разработаны «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов» (принята 14 мая 1954 г.), «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (принята в 1972 г.) и другие документы ЮНЕСКО. Актуальность Пакта Рериха заключается не только в том, что он вводил безоговорочную защиту культурных ценностей. Небольшой по объему документ подразумевал защиту не только архитектурных объектов, но и музеев, научных, образовательных и культурных учреждений, и что немаловажно – персонал упомянутых выше учреждений. Иными словами, Пакт Рериха обеспечивал высокий статус защиты всем учреждениям культуры и их работникам, выдвигая на первый план идеи просвещения.

Международный Центр Рерихов не ограничивается проведением выставок, но и поддерживает практические проекты по сохранению культурного наследия России. Сотрудники МЦР оказывают поддержку проекту Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих по восстановлению уникального памятника Пскова – Анастасиевской часовни (архитектор А.В.Щусев, фрески Н.К.Рерих), входящей в состав Государственного Псково-Изборского объединенного музея-заповедника. Для привлечения внимания к памятнику, оказанию благотворительной помощи в его восстановлении, а также популяризации народных художественных промыслов и ремесел народов России Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих и Международный Центр Рерихов учредили Всероссийский благотворительный конкурс декоративно-прикладного искусства «110 лет Анастасиевской часовне в Пскове» [2].

Еще одним важным мероприятием, в котором МЦР принял деятельное участие, стала международная конференция «О проблеме сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга», прошедшая 4–5 декабря 2021 года и организованная Санкт-Петербургским союзом ученых (СПбСУ) в партнерстве с общественными организациями, исследовательскими и научно-образовательными центрами России, зарубежными учеными, экспертами ИКОМОС Санкт-Петербурга. Конференция проводилась с целью найти решение проблемы сохранения важнейших ландшафтно- и градообразующих исторических объектов, расположенных в границах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО № 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников». В частности, рассматривался вопрос комплекса архитектурно-археологических памятников Охтинского мыса, являющегося важнейшим свидетельством истории этих земель, борьбы Руси за выход в Балтику и разносторонних культурных связей со странами Западной Европы. Конференция обратилась к государственным органам с просьбой обеспечить постановку выявленных на мысу фортификационных сооружений в полном объеме на государственную охрану в качестве недвижимых объектов культурного наследия и запретить любое строительство на этой территории [3].

Важным направлением в работе МЦР является изучение и популяризация наследия Л.В.Шапошниковой. С этой целью организуются чтения, продолжает экспонироваться фотовыставка работ Людмилы Васильевны «По маршруту Мастера». Выставка прошла по многим городам России, странам СНГ и Европейского союза. Основа ее экспозиции – фотографии маршрута путешествия, которое совершила Л.В.Шапошникова в 1975–80-е годы, повторяя крупнейшую в ХХ веке Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха.

Также Международным Центром Рерихов уделяется внимание работе с детьми и молодежью. Примером может быть проект конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса». Конкурс вызвал большой интерес во всем мире. За четыре года в нем приняли участие более 20 тысяч детей из 28 стран. Конкурс был учрежден в 2016 году Благотворительным Фондом имени Елены Ивановны Рерих и Международным Центром Рерихов при поддержке Российской академии художеств, Международного Союза педагогов-художников, Ассоциации музеев космонавтики России, Российской академии естественных наук. Участниками конкурса становятся дети от 5 до 14 лет. Лучшие работы юных художников выставляются в музеях и картинных галереях. Из отзывов посетителей выставки – детей и взрослых, можно заключить, что подобные мероприятия удивляют, вдохновляют творить, оставляют положительные впечатления [4].

С 1992 года Международный Центр Рерихов ежегодно проводит международные научно-общественные конференции, являющиеся площадкой для обсуждения важных проблем современности и обмена опытом. Традиции продолжаются и сегодня, даже в условиях пандемии научные мероприятия проводятся на онлайн-платформах. Если посмотреть тематику конференций, проведенных за последние пять лет, то можно заметить, что они отвечают запросам современности на повышение роли культуры в жизни общества: «Мы любовью Родины богаты» (к 115-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха) (2017), «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире» (2018), «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих» (2019), «Философия космической реальности и новое научное мышление. К 100-летию создания Живой Этики» (2020), «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия» (2021). В конференциях принимают участие ученые из разных стран мира, в связи с этим они являются мероприятиями, направленными на укрепление международного сотрудничества в сфере культуры и науки.

Сотрудники МЦР проводят онлайн экскурсии по виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха. 13 декабря 2018 года, в день памяти Николая Константиновича Рериха, Международный Центр Рерихов открыл сайт «Музей, который потеряла Россия», где представлены виртуальные панорамы всех залов общественного Музея имени Н.К.Рериха до его захвата и разрушения.

Лекторий МЦР, ведущий начало с 2008 года, также продолжает свою работу. Тематика лекций включает самый широкий круг вопросов: творческую биографию семьи Рерихов, различные направления мировой культуры и науки. «Космизм в философии: от прошлого к будущему», «Николай Рерих. Триптих «Жанна д’Арк», «Эволюция человека и человечества в музыкально-философской доктрине А.Н.Скрябина», «Камиль Фламмарион как космист» – вот лишь краткий список лекций, прочитанных за последний период.

Не прекращается издательская деятельность, сотрудники МЦР продолжают работу с наследием семьи Рерихов.

Так день за днем, год за годом, невзирая на сложности, сотрудники Международного Центра Рерихов напитывают пространство культуры.

Культурная деятельность МЦР продолжается в условиях непрекращающихся судебных процессов по отстаиванию своих прав и возврату принадлежащего ему наследия Рерихов. Пока справедливость не восстановлена. Между тем Международный Центр Рерихов остается единственным законным владельцем изъятого у него наследия Рерихов, которое он в течение многих лет добросовестно сберегал и исследовал.

Наследие Рерихов несет важный посыл. Оно направлено на пробуждение творческих сил человека, на актуализацию его лучших качеств, осознание своих лучших способностей, на укрепление внутренней культуры.

Николай Рерих называл работу людей сферы культуры целительной: «Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Врач не только спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь, но он работает над оздоровлением всей жизни… Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоян¬ном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество…» [5].

Проблемы сегодняшнего дня особо проявляются среди детей и молодежи – наркотизация, рост депрессий и тревожных расстройств, кризис института семьи. Культура является целительным источником, способным напитать пространство смыслов, к которому у молодых сердец всегда есть особая жажда. Но мы должны им что-то предложить. Многогранная работа Международного Центра Рерихов – пример того, как именно можно напитывать пространство смыслов. Вопрос, почему эта работа не только не поддерживается, но ей всячески мешают, остается открытым. Вспоминаются слова Людмилы Васильевны Шапошниковой, звучавшие в ее последнем интервью корреспонденту журнала «В мире науки» Наталии Лесковой: «…Причина проста – отсутствие нравственных ориентиров, национальной идеи, которой может и должна стать культура. Наука, кстати, – это часть культуры. Идея главенства культуры, науки, духовности стоит в центре философского наследия Рерихов» [6].

«Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития», – говорится в «Основах государственной культурной политики». Получат ли положения любого документа практическое воплощение или останутся красивыми словами на бумаге – зависит от людей, от граждан страны. Гражданское самосознание – это в первую очередь гражданская совесть.

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает “пространство совести”» [7].

Несмотря на то, что Международный центр Рерихов лишен наследия Рерихов, его сотрудники продолжают быть носителями духовных идей семьи Рерихов, являют пример гражданской совести – продолжают утверждать приоритет и высокую миссию Культуры.

Источники:

1. Об утверждении Основ государственной культурной политики. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 01.04.2022).

2. Всероссийский благотворительный конкурс декоративно-прикладного творчества «110 лет Анастасиевской часовне в Пскове». Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7112&sphrase_id=491360 (дата обращения 01.04.2022).

3. Резолюция Международной научной конференции «О проблеме сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга» (4–5 декабря 2021 года). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7252 (дата обращения 01.04.022).

4. Благотворительный фонд имени Елены Рерих. Отзывы с выставок «Мы – дети Космоса». Режим доступа: https://www.found-helenaroerich.ru/news/news_detail.php?ELEMENT_ID=2807 (дата обращения 01.04.022).

5. Рерих Н.К. Культура – почитание Света. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/711 (дата обращения 01.04.022).

6. Культура должна стать национальной идеей. Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/lyudmila-shaposhnikova-kultura-dolzhna-stat-natsionalnoj-ideej (дата обращения 01.04.022).

7. Лихачев Д.С. Русская культура. Режим доступа: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215 (дата обращения 01.04.022).



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007