Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
10.10.2022

О карликах и Титанах

Вы возмущены брошюрой Вас[илия] Иванова. Действительно, она очень невежественна, и… написана она с определенной целью. Ведь все подобные писания оплачиваются из нескольких источников, которым нужна сейчас дискредитация всех наших выдающихся соотечественников. <…> В общем, кучка этих хулиганов немногочисленна, их прошлое и позорное настоящее прекрасно всем известны, но хозяевам их хулиганские выходки на руку и они широко пользуются их услугами. Тем более что современные Иуды берут даже дешевле.

Е.И.Рерих. Письмо от 26.11.1935 г.


Н.К. Рерих. Сеча при Керженце. 1911

Николай Константинович Рерих – великий русский художник, ученый, мыслитель, литератор, путешественник, общественный деятель, автор первого международного договора в защиту культурного наследия. Рериха по энциклопедичности знаний, разносторонности таланта часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения. Действительно, и масштаб его личности, и грандиозность свершений вряд ли вписываются в общепринятые рамки. Но, как известно, на каждого титана есть свой карлик, и таких карликов вокруг Николая Рериха всегда было много. Еще при жизни, начиная с 20–30-х годов ХХ века, находились такие мелкие душонки, которые то ли из-за личной ненависти, то ли по заказу обвиняли его в связях с советскими, английскими, японскими, немецкими спецслужбами, называли мистиком и главой религиозной секты, безбожником и карьеристом, а также пытались подсчитать якобы баснословные богатства. Но, как ни странно, все эти небылицы, покрытые паутиной десятилетий, с легкостью перешагнули рубеж нашего века и заполнили книги, статьи и фильмы современных карликов.

Об одном из них хочется сказать особо. Олег Шишкин сегодня позиционирует себя как журналист, писатель, историк, архивист и ведущий программы «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» на РЕН-ТВ. Но показательно, что начал он свою медийную карьеру с клеветы на Николая Рериха в далеком 1994 году. Тогда еще мало кому был известен 30-летний актер, сотрудничавший с рядом столичных газет. Он привлек к себе внимание, выпустив сразу несколько пасквилей на Николая Рериха в газете «Сегодня». Затем последовали и другие публикации в не менее желтых СМИ. Когда в одном из интервью Шишкина спросили, почему он решил заняться рериховской темой, тот ответил, что Рериха пытаются обожествить, а он стремится показать его как живого человека: «У них есть свой персонаж. Он, наверное, несколько иконный. Но был образ и не иконный, вполне себе живой и настоящий. Вот он мне интересен» [1].

Правда, судя по всему, у господина Шишкина достаточно странные представления о «живом человеке». Не мудрствуя лукаво, он собрал в своих книгах и статьях, пожалуй, всю застарелую грязь, вылитую на Николая Рериха, выдав миротворца и ученого за советского шпиона, который по заданию ОГПУ собирался свергнуть Далай-Ламу. По мнению Шишкина, вся его деятельность финансировалась на деньги, отнятые у РПЦ. Одними из центральных фигур этих опусов были террорист Яков Блюмкин и чекист Глеб Бокий. Наглая беззастенчивая ложь о великом человеке возмутила многих исследователей творчества Н.К.Рериха. Тогда была проведена большая кропотливая работа: просмотрены горы архивных документов, проверены десятки цитат, сопоставлено множество событий, отправлены запросы и даже проведены экспертизы. Результат оказался ожидаемым. Шишкин сознательно и целенаправленно оклеветал Николая Рериха: документы сфальсифицированы, события искажены, цитаты неточны, экспертизы фальшивые. Более того, рассекреченные данные российской и английской спецслужб подтвердили, что Николай Константинович не работал ни на одну из разведок мира. Об этом публично не раз заявляли и официальные представители ФСБ России, это же следовало из архивных документов [2]. Таким образом, Шишкин, мягко говоря, просто лгал, когда уверял, что хотел раскрыть правдивый образ Николая Рериха.

В 1996 году пасквилянт был привлечен Международным Центром Рерихов к суду по иску о защите чести и достоинства Николая Рериха [3]. Этот процесс для горе-писателя стал драматичным. Он не смог документально подтвердить ни одного из своих измышлений и ответить на предъявленные ему обвинения. Шишкин не только с треском проиграл суд, и заплатил приличный штраф, но и газете «Сегодня» тоже досталось сполна. Ей также пришлось выложить кругленькую сумму за оскорбления и опубликовать опровержение [4].

Казалось бы, на этом можно поставить точку – разоблачение очередного клеветника состоялось. Но, как поется в песне, «точка усмехнулась и стала запятой». Этот громкий скандал, ударивший по репутации Шишкина как независимого и непредубежденного исследователя, ничуть не отбил у него охоту снова взяться за перо. В 1999 году в издательстве «Олма-Пресс» вышла книга О.Шишкина «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж», где без зазрения совести он повторил все свои прежние небылицы о Николае Рерихе. За них тут же ухватились и стали цитировать другие недобросовестные авторы. В России на доброе имя Николая Константиновича обрушилась целая волна грязной лжи, в стороне не остался даже телеканал «Культура».

Как выяснилось, Шишкина волнуют не только шпионские страсти. Снискав скандальную славу на поприще клеветы на Николая Рериха, он обратился к великой русской литературе. Одним из пострадавших оказался Л.Н.Толстой. Его знаменитую героиню Анну Каренину, в конце романа покончившую жизнь самоубийством, Шишкин в своей пьесе решил оживить, правда, оставил инвалидом-колясочником без ног, рук и глаза. В пьесе немало безобразных сексуальных сцен, всяких извращений, откровенного садизма, а в итоге во всем оказывается виноватым «паровоз»!? Широко разрекламированная премьера спектакля «Анна Каренина 2», заявленная как «новая классика» и состоявшаяся в одном из зарубежных театров, с треском провалилась. Спектакль получил разгромные отзывы в прессе: «безобразный текст, еще хуже спектакль», «тарабарщина», «сатанинские черты», «грязь», «бессмыслица» «посттолстовский бред», – возмущались критики [5]. По мнению одного из них: «Граф Лев Николаевич при всем своем непротивлении злу насилием распорядился бы высечь осквернителей гробниц. Для их же пользы» [6].

Но и этот провал не остановил Шишкина – он принялся за Михаила Булгакова. В его новой книге «Биография Воланда» писатель был назван наркоманом, знаменитый роман «Мастер и Маргарита» плодом больной фантазии, а из-под маски Воланда на зрителя, по мнению Шишкина, взглянул его прототип – чекист Глеб Бокий, на что один из читателей остроумно заметил «Воланда явно понизили» [7]. Потом неутомимый журналист взялся раскрыть последнюю тайну Распутина, но, пожалуй, самым показательным является его опус «Красный Франкенштейн». Здесь бойкие фантазии Шишкина приобрели еще более странный, даже омерзительный оттенок. Его книга, заявленная как документальное расследование, представляет собой гремучую смесь из нездоровых сексуальных фантазий, противоестественных опытов над людьми и животными, безумия кремлевской элиты 20–30-х годов ХХ века [8].

«Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг», – справедливо советовал Редьярд Киплинг. Действительно, именно творчество раскрывает нам истинный портрет автора. Так и произведения Шишкина-писателя многое могут рассказать о Шишкине-человеке. И этот образ не только странен, но и страшен, поскольку абсолютно безнравственен. Кажется, что тот мир, в котором живет Шишкин, – это фантасмагорический, противоестественный мир грязных садистов, извращенцев, шпионов, мир, где нет места светлым человеческим чувствам, вере в добро и красоту. В такой темный мир он увлекает и своих читателей. Но, позвольте, разве мы хотим в ад?! Теперь понятно, почему Шишкин не может принять и оценить благородство таких личностей, как Н.К.Рерих или Л.Н.Толстой. Его мир, вернее мирок, диаметрально противоречит всему тому, что несет людям высокая культура, выдающимися представителями которой эти личности являются. Но карлики не только не верят, они не в состоянии смириться с миром титанов.

И вот спустя 27 лет автор и ведущий передачи на РЕН-ТВ Олег Шишкин выпускает новую книгу «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса». Получив полное разоблачение своим измышлениям об участии Блюмкина в Центрально-Азиатской экспедиции, да еще к тому же чуть не угодив под уголовное разбирательство, Шишкин вынужден был признать несостоятельность своей интриги. Зато теперь он «компенсирует» свой «недосмотр» массой очередных, не имеющих основания, обвинений. В своем новом повествовании Шишкин только слегка перетасовывает старых героев и вводит несколько дополнительных, но по-прежнему все они шпионы и авантюристы, даже если известны во всем мире как выдающиеся ученые (например, Н.И.Вавилов), деятели культуры, святые или простые охотники и погонщики верблюдов. Вопиюще то, что многие свои измышления автор строит на протоколах допросов людей, арестованных ОГПУ, к примеру, того же Бокия. Какими способами получались подобные признания, всем хорошо известно. Ни одно из них не обходилось без физических и духовных мучений. Нередко пыткам подвергались ближайшие родственники арестованных: жены, матери, дети. В такой ситуации несчастный готов был подписать любое, даже самое абсурдное, «сочинение» следователя. Известный советский диссидент Лев Разгон, на книгу которого ссылается Олег Шишкин, описывает один из таких «романов»: «На первом (допросе. – П.) из них обвиняемый (Глеб Бокий. – П.) признается, что он стал масоном еще в 1909 году, вступив в ложу, где членами ордена были и академик Ольденбург, и художник Рерих (который везде именуется “английский шпион Рерих”), и скульптор Меркуров... Ложа продолжала активно существовать, от нее ответвилось “Великое братство Азии”, где уже начинается нечто из романов Луи Буссенара: таинственная секта исмаилитов, их легендарный и зловещий глава Ага-Хан, бродячие дервиши-шпионы...» [9]. Через неделю Бокий подписал все. Только вот Лев Разгон справедливо называет эти сочиненные следователем обвинения «гимназической галиматьей» [9], а Шишкин выдает за чистейшую правду. Может, потому, что абсурдное сочинение садиста-следователя наиболее близко душе криводушного журналиста, если он и сам пишет книги в том же духе? В самом деле, такое использование материалов бесчеловечных допросов выглядит не только мерзко, но может быть расценено как надругательство над памятью о миллионах жертв сталинских репрессий и подобие осквернению безымянных братских могил Бутовского полигона, Соловков, Колымы, Катыни.

Николай Рерих в те страшные годы жил за пределами России. И хотя он всеми силами стремился вернуться на Родину, ему отказали. Маховик репрессий, который прокатился по жизням и судьбам многих творцов Серебряного века, его тогда не коснулся. Однако ныне тень подручных Ежова, Ягоды, Берии, благодаря Олегу Шишкину и другим ему подобным, нависла над светлой памятью Николая Рериха. Словно и он вдруг стал одной из жертв репрессий, организованных против него недобросовестными журналистами и алчными чиновниками.

Сегодня, когда Россия переживает очень сложные времена, когда во всем мире растет русофобия и пытаются отменить русскую культуру, разве можно позволить, чтобы ее великих творцов так унижали и оскорбляли какие-то карлики внутри самой страны? Ведь этим наносится огромный вред самой России. Нельзя не согласиться с открытым письмом Правления Международного Центра Рерихов министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой, где такие антикультурные явления сравниваются с духовным терроризмом [10]. Все, подобные Шишкину, втаптывают в грязь основу нашего государства – его великую культуру. Именно она является как неиссякаемым источником вдохновения для будущих поколений, так и объединяет нацию перед лицом опасности. Несомненно, из-за бредней невежественных авторов у нас не перестанут уважать и ценить творчество Л.Н.Толстого, М.А.Булгакова, Н.К.Рериха, К.Э.Циолковского и других, но проявляя равнодушие, а порой и нездоровый интерес к этим оскорблениям, мы разрушаем сами себя, а значит, и будущее России. Е.И.Рерих писала: «Пора научиться ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Не массы слагают историю и славу страны, но ее великие люди. Потому будем всячески охранять наших великих людей, являющихся истинным СОКРОВИЩЕМ Страны» [11, с. 23].

Правдолюб

1. Жданов О. Писатель Олег Шишкин: «Белая гвардия» – это последнее произведение классической русской литературы // Радио «Комсомольская правда». 13.12.2015 (дата обращения: 22.09.2022).

2. Ермилин П. Был ли Николай Рерих сотрудником спецслужб? // Правда.ru. 06.06.2003. Обновлено: 08.10.2019 (дата обращения: 22.09.2022).

3. Папилова Ю. Суд в защиту чести Рериха // Коммерсант. 30.11.1995 (дата обращения: 22.09.2022).

4. Решение Тверского Межмуниципального районного Народного суда ЦА округа г. Москвы от 18 января 1996 г.

5. Тух Б. Осквернители гробниц или любовь к трем паровозам // Неделя+Вести. 28.09.2001.

6. Райкина М. Отрежем, отрежем Карениной ногу // Московский комсомолец. 31.05.2002.

7. Bakowski Babbitts. Большевики с горы Брокен против тамплиеров из Урюпинска // Лайвлиб (дата обращения: 25.09.2022).

8. Rosio. Документально-эротическое исследование или печальная история проф. И. // Лайвлиб (дата обращения: 25.09.2022).

9. Разгон Л. Перед раскрытыми делами // LibKing (дата обращения: 25.09.2022).

10. Открытое письмо Правления Международного Центра Рерихов министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой // МЦР (дата обращения: 29.09.2022).

11. Страна лучшая (из писем Е.И.Рерих). М.: МЦР, 2017.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007