Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
08.11.2022

Встреча с актрисой Дипти Навал в усадьбе Рерихов (Индия)

 dipti1.jpg
 

«Вечер девятого октября. У входа в конференц-зал стояла невысокая, но очень статная женщина в красивом красно-бордовом сари. Сразу стало понятно, что это Дипти Навал. Мне посчастливилось вести беседу с Дипти и задать ей вопросы о семье, о кино, о детстве».

Так описывает свое первое впечатление от встречи с известной индийской актрисой Елена Ашикова, гостья из России, член семейного клуба «Семицветик» (Москва), которая была ведущей на презентации новой книги госпожи Дипти Навал «Страна под названием Детство». Презентация состоялась в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) в день рождения Н.К.Рериха во время проведения Российско-индийского Рериховского фестиваля Культуры.

Встреча с Дипти Навал в мемориальной усадьбе Рерихов не случайно состоялась в день рождения великого русского художника. Дело в том, что ее отец Удайчандра Навал был знаком с Н.К.Рерихом и в течение всей своей жизни хранил драгоценные воспоминания о посещении дома Рерихов в Наггаре. Этим воспоминаниям Дипти Навал посвятила страницы одной из глав своей новой книги.

Дипти Навал начала свой путь киноактрисы в 1980 году, когда она дебютировала в фильме «Ek Baar Phir», и после этого снялась более чем в девяноста фильмах. За свои прочувствованные и близкие к жизни женские образы, а также за некоторые режиссерские работы Дипти Навал получила признание критики, любовь зрителей и международные награды. Талантливая и многогранная творческая личность госпожа Дипти известна не только как актриса и режиссер, но и как художник и поэт. Ее работы маслом на холсте носят ярко выраженный экспрессионистский характер. В своих стихах (опубликованы три сборника), порой автобиографических, Дипти Навал выражает свои чувства и размышления. Как пишут критики, в ее стихах «звучит прямой и честный женский голос».

Новая книга Дипти Навал «Страна под названием Детство» увидела свет этим летом и уже завоевывает признание читателей. Некоторые отрывки из книги прозвучали во время встречи в конференц-зале ММТР в исполнении автора и вызвали у присутствующих искренний интерес и восхищение. «Наше воображение вмиг перенесло нас в Индию конца 50-х, – рассказывает Елена Ашикова. – Дипти очень выразительно описывала свои первые воспоминания; места, где она росла; людей, окружавших ее. Даже самые обычные явления казались ей тогда волшебными. С особым теплом Дипти отзывалась о своих родителях».

Одна из глав книги посвящена ее отцу Удайчандру Навалу, по словам дочери, истинному «энтузиасту искусства и искателю прекрасного». В юности он изучал английскую литературу в колледже в Лахоре, и однажды – это было в 1941 году – друг пригласил его побывать в Манали, небольшом городке в долине Кулу. Здесь молодой Удайчандра Навал и услышал о русском художнике Николае Рерихе, который поселился в Наггаре вместе со своей семьей. Рассказ отца Дипти когда-то записала на магнитофон, и эта запись полностью вошла в ее книгу:

«Я написал Рериху письмо с просьбой о встрече. В те дни я готовился к изданию небольшого журнала под названием “Радость искусства” и подумал, что было бы очень интересно узнать мнение русского художника об искусстве для нашей первой публикации. Ответ Рериха пришел в виде рукописной записки, доставленной человеком Пахади.

Я перечитывал слова снова и снова.

“Уважаемый Удай,

Я буду рад принять Вас у себя дома. Пожалуйста, приезжайте в Наггар. Следующая пятница кажется подходящей. Скорее всего вы доберетесь до долины к полудню. Как только вы прибудете в Патликуль, у моста вас будет ждать мул, который доставит вас в коттедж. Это довольно крутой подъем... и не забудьте взять с собой пальто. Я и моя семья будем ждать вас на обед”.

В конце желтого листка было подписано синими чернилами имя: Николай Рерих».

Это путешествие к Рериху стало настоящим приключением. Молодому человеку неловко было даже представить, что он должен ехать к русскому художнику на муле, как-то не эстетично, тем более, что они собирались говорить об искусстве! Он отказался от предложения и отправился из Патликуля в гости к Рерихам пешком. Путь оказался долгим и очень непростым, он шел и шел, и добрался до дома Рерихов, когда семья, не дождавшись гостя, уже села обедать. Но встреча прошла прекрасно, все было интересно и необычно для молодого Удайчандры. Они до самой ночи говорили с Николаем Константиновичем об искусстве, о его путешествиях по Азии. Его оставили ночевать и спать положили в пижаме самого Рериха, хотя она и была ему велика. И самое главное, знаменитый художник дал согласие передать Удайчандре Навалу для публикации свой очерк об искусстве.

Этот очерк под названием «Радость искусства» был напечатан в первом выпуске журнала об искусстве «Art Miscellany» весной 1942 года (Амритсар, Индия). Вступление было написано Р.Тагором, предисловие – С.Радхакришнаном. Главным редактором издания был Удайчандра Навал.

Интересно, что в архивах Треста Рерихов в Наггаре хранится небольшой желтый листок с текстом под названием «Радость искусства». Благодаря нашему знакомству с Дипти Навал, которое состоялось несколько лет назад, и ее рассказу об отце этот скромный документ обрел свою легенду. Это оказался рекламный листок издания «Радость искусства». Текст, по всей вероятности, написан редактором издания Удайчандром Навалом:

«РАДОСТЬ ИСКУССТВА всемирно известного русского художника Николая Рериха, с предисловием Рабиндраната Тагора и предисловием сэра С.Радхакришнана, – это не просто книга, а нечто большее – она указывает на образ жизни, на тот путь, который и есть единственный путь. Это призыв к человеку подняться над уровнем зверя. <…> Если говорить о дне сегодняшнем, то это утверждение веры против скептицизма, доброй воли против недоверия, божественной человечности против варварства – весть о рассвете в черноте ночи, воскрешение жизни в ужасе смерти. Это ответ “ДА” на силу “НЕТ”.

Это Гете и Микеланджело в мирном оружии против Гитлера и Муссолини... Это то, чего вы так давно хотели. Это даст вам настоящую духовную радость, если таковая вообще существует; это восстановит ваш расстроенный моральный дух, если это возможно. Это действительно то, что три величайших ума нашей страны могли бы сказать вам сегодня.

Ваш экземпляр можно приобрести в магазине. Цена: всего 12 анн».

Встреча с Дипти Навал завершилась ответами на многочисленные вопросы слушателей. «Конечно, невозможно было не упомянуть Девику Рани, – вспоминает Елена Ашикова. – Кто-то спросил, оказала ли она влияние на карьеру Дипти». «Безусловно, – ответила актриса. – Девика Рани была первой леди индийского кинематографа. И знаете, когда я вышла на сцену, чтобы получить свою первую награду, ее вручила мне Девика Рани»

Удивительные узоры ткет жизнь – узоры, в которых порой самым для нас неожиданным образом переплетаются прошлое, настоящее и будущее. Встреча с индийской актрисой, художницей, писателем и поэтом госпожой Дипти Навал стала для гостей усадьбы Рерихов в Наггаре одним из таких ярких и запоминающихся узоров.



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007