Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
20.11.2022

Екатеринбург. Развивая сотрудничество, намечаем совместные культурные проекты

 1Ekaterinburg.jpg
 

24 сентября 2022 года в Екатеринбурге состоялось заседание Мастерской педагогического творчества, созданной более 10 лет назад в Уральском Центре духовной культуры (УЦДК) для развития педагогики на принципах философии космической реальности. Мастерская педагогического творчества нацелена на создание будущей Педагогики Культуры, обмен опытом по раскрытию в детях потенциала космического мышления, на подготовку проектов для региональных чтений, объединяющих уральское педагогическое сообщество.

Встреча проходила в завершение мероприятий ежегодно отмечаемого дня рождения УЦДК. На заседании присутствовали генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (г. Москва) Н.Н.Черкашина, которая, будучи в деловой поездке, любезно согласилась принять участие в работе Мастерской, а также педагоги из четырех городов Среднего Урала.

На встрече обсуждались планы, опыт и культурные проекты, связанные с празднованием предстоящего в 2023 году 120-летия путешествия по старине известного художника, философа, археолога, путешественника, автора Международного Пакта по охране объектов культуры Николая Константиновича Рериха и блестящего философа Елены Ивановны Рерих, отстаивавших культурные ценности русской Земли, «русскую старину», изучавших памятники русской архитектуры, искусства, фольклора, обычаи и костюмы, проводивших археологические раскопки.

Подвижническая культурная деятельность этой уникальной семьи, давшей миру двух выдающихся сыновей, может служить основой для воспитания истинной любви к родным истокам, к познанию сокровищницы российских просторов, культурных объектов, к описанию их истории и красоты. Об идее подобных проектов рассказала Н.Н.Черкашина, чем обогатила видение форм и направлений поисковой и популяризаторской, культурно-познавательной и культурно-защитной деятельности педагогов. Состоялся живой, заинтересованный обмен мнениями о возможности включения детей в познавательную культурную работу, высказывались возможные формы ее проведения.

Основные принципы педагогической и воспитательной деятельности, реализуемые Мастерской, – это, во-первых, опора на богатейшее педагогическое наследие философии Живой Этики, на культурные семейные традиции, давшие миру высокодуховных личностей. Во-вторых, созвучие с направлениями исследований Международного Центра Рерихов, использование знаний об особенностях детей нового сознания, понимание необходимости защиты Культуры, анализ педагогического опыта рериховских организаций.

И, безусловно, важную роль в этом процессе играют традиции и педагогическое наследие основателя УЦДК – педагога, кандидата биологических наук, известного на Среднем Урале общественного и культурного деятеля Е.К.Богомоловой, которая всегда следовала важнейшему направлению в работе: «Главное – практика». Прежде всего, необходимо самим освободиться от авторитарного, собственнического стиля в семье и в воспитательном процессе, научиться уважать ребенка, дружить с ним, создать в школе атмосферу радости познавания нового, радости творчества, радости игры, научить сосредоточению и еще многим другим качествам. Все это требует самосовершенствования и самого воспитателя.

Подобные подходы и определили основные направления и формы работы по развитию Педагогики Культуры. Так, ежегодно с 2010 года Мастерской организуются региональные мультидисциплинарные педагогические чтения по нескольким направлениям:

2019 год – «Три ключа будущего: Любовь, Красота, Знание. Педагогика Культуры». Девятые педагогические чтения. 80 участников из 11 городов.

2020 год – «Будем счастливыми. Педагогика Культуры». Десятые педагогические чтения. 80 участников из 10 городов.

2021 год – «Педагогика Культуры. Культура сотрудничества». Одиннадцатые педагогические чтения в (очно-заочном формате). 32 участника из 6 городов.

2022 год – «Педагогика Культуры: Добротворчество». Двенадцатые региональные мультидисциплинарные педагогические чтения (в очно-заочном формате) собрали 39 участников из 8 городов и городских округов Среднего Урала.

Особую роль в развитии Педагогики Культуры играет обмен опытом в рамках ежемесячных встреч участников педагогической Мастерской. Выставочная и публикаторская деятельность УЦДК нацелена на создание культурного поля для будущего.

На встрече в Екатеринбурге рассматривались успешные практики – осуществление проектов «Азбука добрых слов», «Неделя добра» с его гранями по дням, «Автобус добра», украшенного детскими рисунками-пожеланиями лучших дел, методики «Тайный друг» и других, развивающих принципы добротворчества, созидания, миролюбия. На принципах андрогогики образовался Клуб постижения Красоты для педагогов, который они сами назвали «Невозможное – возможно». Сотрудники поделились находками в области музейной педагогики, которые позволяют на примере национальных героев России поднимать дух героизма посредством сопереживания их подвига. Интересен опыт работы меценатов разных регионов России, Урала и города Березовского по созданию музеев, сохранению культурного и духовного наследия, приобщению к этому детей. Преобразующая сила доброты выявляет лучшие устремления у воспитанников, что раскрывается в их творчестве. Например, дети-дошкольники спроектировали и коллективно создали специальный прибор «Накопитель сердечной энергии», основанный на проявлении сердечных качеств сотрудничества, творчества, доброжелательства, заботы о близких и т.п. По направлению «Знамя Мира в Космосе» особенно ярко зазвучала тема рисунков «Космическое добротворчество», раскрывающая понимание действий ребенка младшего возраста в единстве с природой и Космосом. Предложенная для создания куклы тема «Сестра милосердия» открыла множество возможностей для познания учащимися истории родины, героизма, развития сердца, самоотверженности, необходимости защиты как человека, так и его высшего творчества – Культуры. Сохранению народной культуры способствовал проект «Музей в чемодане» с элементами уральской росписи.

На памятной встрече с Н.Н.Черкашиной сотрудники Мастерской с благодарностью отметили связующую культурно-созидательную роль МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха как бьющегося сердца вопреки разрушительным нападкам и испытаниям, высказали идеи для дальнейшего развития культурных проектов в сфере формирования будущей педагогики.

По отзывам, прошедшая сердечная встреча еще больше укрепила дружеские связи и сотрудничество УЦДК с культурным фокусом, устремление к сотрудничеству и красоте, единение, оставила яркий след в памяти участников и дала новый импульс будущим культурным начинаниям.

Торжественным и символичным стало посещение городской Аллеи Культуры на набережной реки Исеть, совместное возложение цветов к памятному камню с изображением Знамени Мира и словами Н.К.Рериха «Культура объединит человечество».

Из истории.

Аллея Культуры была открыта представителями Уральского отделения Международной Лиги защиты культуры, Уральского Центра духовной культуры, общественностью Екатеринбурга в 2004 году к 130-летию Н.К.Рериха и к 100-летию его младшего сына С.Н.Рериха. Проект Аллеи Культуры создан по поручению руководителя УЦДК Е.К.Богомоловой его сотрудницей, архитектором А.В.Рогачевой. Идея Аллеи представляет собой образ стрелы, символизирующей устремление в будущее и обрамленной 21 яблоней, которые символизируют XXI век. В начале Аллеи установлен гранитный памятный камень с высеченными словами исследователя и защитника культуры Н.К.Рериха: «Культура объединит человечество» и со знаком его охранительного Пакта – Знаменем Мира.

В репортаже, опубликованном в те дни в газете «Вечерний Екатеринбург», есть такие строки: «Культура – это не только литература и искусство. Это еще и культура отношения к городу, природе, друг к другу», – пояснил президент Уральского отделения Лиги, академик Российской академии наук Владимир Большаков. Аллея Культуры – это подарок городу, всем екатеринбуржцам.

«Сегодня, когда нам так не хватает чего-то общего, именно культура даст ценностные ориентиры, которые выведут к свету», – выразил надежду вице-президент Уральского отделения Лиги Валерий Ануфриев.

Директор Уральского Центра духовной культуры Екатерина Богомолова: «Свет несет радость. Представляете, сколько будет радости, когда яблони зацветут?! Сколько света! Но это еще и повод вспомнить учение Рерихов, утверждающее будущее. Это особенно актуально сейчас, когда так много неверия в Россию, во все человечество. Аллея Культуры – жизнеутверждающий символ. Символ победы света над тьмой» [Вечерний Екатеринбург, 26 октября 2004 года].



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007