Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
25.11.2022

Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в городе Бресте (Республика Беларусь)


11.jpg


Всемирно известный художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих писал о культуре: «Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению созидательной энергии».

Понятие культура включает в себя все творческие достижения человечества, накопленные на протяжении продолжительного становления человеческого общества, начиная с Древнего мира и до наших дней. Обладая таким огромным пластом наивысшей человеческой деятельности, культура в первую очередь является светочем духа человечества, его творческого гения, раскрытого через искусство, архитектуру, науку и знание. Культура объединяет и роднит, казалось бы, совершенно различных людей, сближает целые эпохи, «раздвигает» границы государств, дружественно примиряет нации и этносы. Она является истинным объединителем человечества под единым знаменем – знаменем Красоты. «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства», – так говорил о культуре английский литературовед, культуролог, поэт, эссеист и педагог Арнольд Мэтью. Известный русский религиозный и политический философ Н.А.Бердяев считал культуру приоритетным направлением социального развития.

«Культура в основе своей есть Эволюция, отвергая культуру, заменяя ее технократией, мы отвергаем Эволюцию и нарушаем космический закон», – писала выдающийся мыслитель Елена Ивановна Рерих. Только воспевая красоту посредством многогранного творчества многих современников эпохи, складываются вехи будущей Культуры. И в основе такого творчества должен стоять величественный Дух человека, его нравственная красота. Только так удастся избежать перевеса технократии над Культурой.

По-особому трепетно определял культуру Н.К.Рерих: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Впервые Н.К.Рерих коснулся вопроса об охране памятников материальной и духовной культуры в 1899 году, когда проводил раскопки на территории Санкт-Петербургской губернии. Тогда же он заговорил об охране памятников археологии, донесших до нас «мироощущение и миросозерцание» предшествующих поколений. Он высказывался против невежества обывателей и чиновников, хищничества разорителей. В 1903–1904 годах во время путешествия по древним городам мысль о создании особого механизма для защиты памятников старины и святынь народныхясно оформилась и стала основой будущего международного договора об охране культурных ценностей.

С тех пор прошло более ста лет, но мало что изменилось, и призыв Рериха о защите Культуры становится все более актуальным. Сознание человечества достаточно инертно и сегодня, мировые СМИ полны новостей, свидетельствующих об уничтожении тех или иных культурных и исторических сокровищ. В настоящее время, как и в прошлом, жизненно необходимо охранить Культуру, несущую идеи единения, красоты и просвещения всему человечеству, а значит,сохранить Мир и благополучие.

Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру», организованная Белорусским отделением Международного Центра Рерихов, открылась 17 ноября 2022 года в Российском центре науки и культуры в городе Бресте, который является отделением Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь. Это отделение начало свою работу в июле 2013 года. Официальное открытие Русского дома в Бресте состоялось 21 июня 2014 года.

В ходе работы в Центре проводятся различные мероприятия с участием российских и белорусских политических и общественных деятелей, представителей науки и культуры, ансамблей и фольклорных коллективов, проходят выставки и творческие встречи, которые собирают большое количество зрителей. Установлены и успешно развиваются партнерские отношения с министерствами и ведомствами, детскими, молодежными и ветеранскими организациями Беларуси.

В партнерстве с Министерством образования РФ Центр ежегодно отбирает кандидатов в абитуриенты для обучения в российских высших учебных заведениях. С этой целью в Русском доме в Бресте для всех желающих в свободном доступе работает библиотека, киноконцертный и выставочный залы, творческая студия, учебно-методический центр русского языка. 

Выставку «Пакт Рериха – Мир через Культуру» открыла главный специалист-эксперт Российского центра София Юсефовна Пякшева. В своем кратком сообщении она подчеркнула важность культуры в жизни человека и значимость роли Пакта Рериха в ее сохранении.

Утверждая созидательное влияние красоты и культуры прозвучали музыкальные произведения – «Баллада на тему Х.Тизола “Караван”» В.Новикова и «Balkandance» польского музыканта Я.Войтаровича в исполнении дуэта аккордеонистов, учащихся четвертого курса Брестского музыкального колледжа имени Г.Ширмы Екатерины Трофимуки, Глеба Ковальчука (класс педагога Дмитрия Стрелова).

Во фрагменте документального фильма «Время собирать камни», продемонстрированного присутствующим, отмечены основные исторические и философские аспекты Пакта Рериха, важность сохранения и преумножения мирового культурного наследия, раскрыт смысл Знамени Мира (Знамени Культуры).

Продолжая встречу, сотрудник Отделения МЦР Анатолий Волков рассказал о жизненном пути Н.К.Рериха, о вехах становления идеи Пакта Рериха. Он обратил внимание на основу композиционной структуры выставки, имеющую три ключевых изображения. В центре триптиха представлена картина Николая Константиновича Рериха «Мадонна Орифламма», слева и справа портреты главных создателей Пакта – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Емкие слова на центральных баннерах выставки раскрывают эволюционную роль созидательного творчества Н.К.Рериха: «Значение Николая Константиновича Рериха для русской и мировой культуры огромно, но до сих пор еще в полном объеме не осмыслено. Личность уникальная: великий художник, оригинальный мыслитель, разносторонний ученый, неустанный путешественник-исследователь и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, при котором любая область в круге его интересов – будь то живопись, наука, философия, поэзия или публицистика – оказывалась не только связанной с другими, но и находилась с ними во взаимопроникновении, была неотрывна от них».

Миротворческие идеи пронизывают все художественное и философское творчество Николая Константиновича Рериха. Мысль о необходимости специального международного соглашения по охране культурных памятников не оставляла Рериха и в период русско-японской войны. Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны он обращается к верховному командованию русской армии, к правительствам Франции и США, призывая к охране культурного достояния путем соответствующей договоренности между странами. В послевоенный период призрак нового столкновения народов не покидает его, и он вновь обращается ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурного достояния человечества.

В 1930 году Николай Константинович Рерих писал в своем обращении: «Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо выражает Новую Эру. <…> Мы оплакивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто – “Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческою надеждою”. Но все же пагубные заблуждения, в той или иной форме, могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть разрушены. Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленно меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен иностранным правительствам».

В рамках Пакта утвержден предложенный Н.К.Рерихом особый отличительный знак – Знамя Мира, «который будет почитаем как международная нейтральная территория». На белом полотнище Знамени изображены три соприкасающихся амарантовых круга, окруженные кольцом Вечности. Николай Константинович говорил о том, что Знамя Мира, олицетворяя собой Красный Крест Культуры, должно «развеваться над соборами, музеями, книгохранилищами, университетами и прочими культурными центрами» как символ наступления Нового Мира. Как охранитель истинных – культурных, духовных ценностей человечества Знамя призвано «широко напоминать о том, что должно быть свято охранимо как вехи и залог для светлого будущего».

В сентябре 1931 года в Брюгге прошла Первая Международная конференция Пакта Рериха, в работе которой приняли участие представители правительств, деятели общественных и культурных организаций разных стран. Был намечен план действий по распространению идей Пакта Мира, особенно в школах и среди молодежи, а также установлен постоянный контакт с такими международными учреждениями, как Международный комитет по делам искусства и Бюро конференции по ограничению вооружения.

В августе 1932 года состоялась Вторая Международная конференция в Брюгге. Одновременно с конференцией была организована масштабная выставка фотографий уникальных памятников культуры, подлежащих охране, в которой приняли участие 22 страны.

Третья Международная конференция, посвященная Пакту Рериха, прошла в ноябре 1933 года в Вашингтоне, США. Ее поддержали уже 35 стран, рекомендовавшие подписание Пакта правительствам всех народов.

15 апреля 1935 года Пакт Рериха сделался международным документом. В этот день в Белом доме в Вашингтоне в присутствии президента Ф.Д.Рузвельта Пакт подписали представители США и 20 латиноамериканских государств. В своей речи президент Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

Главный девиз Пакта Рериха – «Мир через Культуру!» В этом призыве заложено глубокое понимание миротворчества, которое будет победным только через проявление созидательных основ Культуры.

Л.В.Шапошникова, первый вице-президент МЦР, генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, говорила: «Если мы поднимем культуру, и в первую очередь нашу духовную культуру, это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха».

Николай Константинович считал одним из важнейших предназначений Пакта – просветительное. Он писал, что «внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества». Пакт «нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

В продолжение встречи выступила Ирина Николаевна Тарима, заведующая Брестским музеем «Спасенные художественные ценности». Выставка, посвященная Пакту Рериха, как отметила Ирина Николаевна, призывает к миру, к миру через культуру, так как без культуры просто не может быть человека. Культура, ее развитие, ее возрождение по-настоящему возможны только в условиях мирной жизни. Это прекрасно видно на примере Брестского края и Беларуси в целом. Разрушительные войны, которые прошли по этой земле, уничтожили почти все культурное наследие. Но как много было восстановлено за последние десятилетия мирной жизни. Можно назвать самые знаковые памятники архитектуры. Это дворцово-парковый ансамбль Сапегов в Ружанах, где несколько лет назад открылась музейная экспозиция. Небывалым успехом и популярностью пользуется Косовский дворец, который посещают белорусы, россияне и туристы из других стран. На основании литературных описаний, документов, а также зарисовок известного художника Наполеона Орды воссозданы практически с нуля усадебный комплекс рода Мицкевичей в Барановичском районе и усадьба Тадеуша Костюшко. Одним из возрожденных памятников является дом самого Наполеона Орды. Сейчас интенсивно ведутся работы по реставрации часовни-усыпальницы рода Ожешко в Закозели. Когда-нибудь возродится и родовое гнездо Достоевских. Говоря о том, что необходимо сохранение культуры, говоря о великих творениях человеческого гения, мы не можем не думать о самих творцах этого искусства, этой культуры, и о тех, для кого эти творения предназначены. Здесь вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил, что в каждом человеке живет Моцарт или, по крайней мере, способность откликнуться на творения Моцарта, на великие творения искусства. И как садовник лелеет розу, так и человечество должно лелеять каждого человека, «Моцарта» в нем, дать ему возможность раскрыться.

Торжественно прозвучали слова Леонида Михайловича Нестерчука, кандидата исторических наук, председателя Брестского общественно-культурного объединения «Фонд Тадеуша Костюшко», автора ряда книг по краеведению. Леонид Михайлович сообщил, что с творческим и духовным наследием Николая Рериха познакомился, когда учился в Варшавской академии дворцово-паркового искусства, где имя Рериха постоянно звучало на лекциях. Проблему охраны всемирного историко-культурного наследия Николай Константинович Рерих поднял в глобальном масштабе. После принятия Пакта были разработаны другие охранные документы, но даже сейчас не удается уберечь мир от войн, революций, религиозного фанатизма. По-прежнему происходит уничтожение шедевров культуры. В Беларуси пролито много человеческой крови и разрушено огромное количество исторических памятников. Поэтому голос Николая Рериха будет звучать долго и сегодня как никогда актуален. Время Рериха – вечно.

В завершение мероприятия в торжественной обстановке Российскому центру науки и культуры были подарены буклет «Музей, который нужен миру», изданный Европейской Ассоциацией поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, сборник очерков Н.К.Рериха «Мир через Культуру» и сборник «Н.К.Рерих и духовно-историческое наследие России». Руководителю Российского центра науки и культуры в городе Бресте Юлии Евгеньевне Семенченко и главному специалисту-эксперту Центра Софии Юсефовне Пякшевой за оказанную помощь в организации и оформлении выставки были вручены благодарственные письма.






Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007