Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
05.01.2023

Программа в Казани «Рыцарь Востока: к 120-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха»

 0RytsarVostoka_Kazan.jpg
 

В Галерее современного искусства города Казани продолжается работа ежемесячного публичного лектория «Держава Рериха», организованного Татарстанским рериховским культурным объединением (ТРКО) при поддержке Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Международного Центра Рерихов. В декабре с программой «Рыцарь Востока: к 120-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха» выступила сотрудник ТРКО Диана Галлямова.

«Речь сегодня пойдет о выдающемся человеке, одном из крупнейших востоковедов мира, – обратилась к аудитории ведущая. – Юрия Николаевича Рериха называют ученым Новой Эпохи, что справедливо, так как он стал представителем синтетического научного знания, которое соединяется с глубоким пониманием религии, философии, искусства».

Индийский учёный Нирмал Сингх так сказал о Ю.Н.Рерихе: «Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времён».

«Средняя Азия – это Египет будущего в смысле археологических раскопок», – говорил Юрий Николаевич о предмете своего изучения. В определении его научных интересов огромную роль сыграл отец – великий художник, археолог, путешественник и общественный деятель Николай Рерих. Как ученого Ю.Н.Рериха волновали проблемы взаимодействия культур Востока и Запада, Индии и России. Он был убежден в том, что в глубокой древности существовал общий источник, сформировавший славянскую и индийскую культуры. С этой целью Рерихами была организована крупнейшая в ХХ веке научно-исследовательская и художественная экспедиция в Индию и Центральную Азию. В ходе экспедиции Юрий Рерих, который в совершенстве владел более чем 30 языками и множеством восточных диалектов, посещал юрты кочевников, поднимался в недоступные для обычных путешественников горные обители – сокровищницы древнеиндийских, непальских и тибетских святынь. Также Юрий Николаевич, наряду с тем, что был бессменным переводчиком, выполнял функции начальника военной охраны экспедиции, проходящей по неизведанным и очень опасным маршрутам.

Достижения этого уникального путешествия нашли отражение в монографии Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии», которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ведущих ученых-первопроходцев Азии. Результатом путешествий по Сиккиму и Бутану в Восточных Гималаях стала монография «Тибетская живопись», завершенная Юрием Рерихом в 23 года. А труд «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» рассказал об уникальной традиции особого стиля, свойственного древним жителям континента – от южнорусских до центральноазиатских степей. Данный труд явился открытием в мировой науке. Лев Николаевич Гумилев спустя время так писал о нем: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

Материалы, собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции, стали основой для института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Гималаях.

После десятков лет работы там Юрий Николаевич приехал в Москву, где возглавил в Академии наук СССР сектор философии и истории религии Индии. За оставшийся краткий срок жизни, два с половиной года работы в Москве, он сумел возродить школу российского востоковедения, создать отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начать преподавание санскрита, успел заложить фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). Ученый подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов.

Наряду со всей научной, преподавательской работой, Юрий Николаевич отдавал всего себя делу популяризации идей и наследия Рерихов в России. Из Индии он привез на Родину более 400 картин Н.К.Рериха, огромную библиотеку, часть рукописного архива Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, старинные иконы семьи, коллекцию произведений искусства Востока. Юрий Николаевич организовал выставки работ Н.К.Рериха в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Пробудился массовый интерес к творчеству Н.К.Рериха, о котором на Родине до того было мало известно. Юрий Николаевич добился того, чтобы публиковалось литературное наследие отца, издавались альбомы, репродукции. По сценарию Юрия Николаевича был снят фильм о Н.К.Рерихе, вышли передачи на радио и телевидении.

Знаменитый востоковед, академик, основатель и первый генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве Людмила Васильевна Шапошникова отмечала, что именно от Юрия Николаевича окружающие его люди узнали о сути и главной концепции философии Живой Этики, созданной Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями Востока. Именно Юрий Рерих положил начало рериховскому культурному движению в России. «Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в нашей стране, – писала Л.В.Шапошникова – в корне изменил ситуацию и изменил наше общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им. Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. И мы увидели волшебный мир Красоты, который заставил задуматься многих из нас. Юрий Николаевич с присущей ему щедростью пополнил наши галереи, в частности, Русский музей и Новосибирскую картинную галерею бессмертными полотнами своего отца из собственной коллекции. Эти произведения мы раньше никогда не видели. Он, не жалея своего времени, выступал с лекциями, докладами и рассказами. Из них мы узнавали о реальных Рерихах, об их делах и достижениях во имя Родины».

Велик был магнит личности Юрия Николаевича Рериха, истинного гуманиста, посвятившего всю свою жизнь без остатка развитию и воплощению идей культурного обогащения и духовного совершенствования народов, общества и отдельного человека.

Нирмал Сингх говорил, что «Ю.Н.Рерих как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н.Рерих как ученый». Пользуясь концепцией Льва Николаевича Гумилева, можно сказать, что, без сомнения, Юрий Николаевич Рерих в истории стал одним из пассионариев, то есть людей, наделенных энергетикой, импульсы которой превышают инстинкты самосохранения и способны преобразовывать окружающую действительность.

По завершении лекции председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Зайцев презентовал слушателям книги о Ю.Н.Рерихе, изданные Международным Центром Рерихом. Это сборник, посвященный 100-летию со дня рождения героя, «Воспоминания о Ю.Н.Рерихе» и книга Рихарда Рудзитиса «Встречи с Юрием Рерихом».

Во второй части программы состоялся просмотр фильма Луизы Тележко «Старший сын». В этой документальной картине показаны основные этапы жизненного пути героя. Очень подробно в фильме отражены годы обучения Ю.Н.Рериха в Америке и Европе, когда он сформировался как ученый-востоковед. Советский период жизни Ю.Н.Рериха представлен в фильме живыми воспоминаниями учеников Юрия Николаевича – В.Вертоградовой, Т.Я.Елизаренковой и А.Н.Зелинского. Малоизвестные детали и подробности деятельности Ю.Н.Рериха, черты его характера и внешности, его слова и высказывания воссоздаются благодаря этим воспоминаниям. В ленту включены уникальные документальные кадры, на которых запечатлены члены семьи Рерихов, что придает картине особую значимость и подлинность. Фильм «Старший сын» был создан в 2002 году к 100-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха.

Также во время своего выступления Диана Галлямова рассказала аудитории о прошедшей в августе 2022 года культурно-образовательной экспедиции, посвящённой 120-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. Она охватила памятные места семьи Рерихов в Тверской и Новгородской областях. В городе Окуловка Новгородской области, где родился Юрий Николаевич, участники экспедиции выступали на торжественном митинге у памятника Ю.Н.Рериху, на открытии выставки «Гималайский институт “Урусвати” – прообраз научных учреждений будущего» в Окуловском краеведческом музее и на международном круглом столе «Юрий Николаевич Рерих – человек подвига. Судьба наследия. Актуальные вопросы, проблемы сохранения и популяризации».

О Юрии Николаевиче Рерихе

Биография

Хронология

Библиография

Культурно-образовательная экспедиция, посвященная 120-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха




Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007