Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
20.01.2023

В Кемерове представлена творческая программа «Образ преподобного Сергия Радонежского в отечественной культуре»

 0Program_SRad.jpg

3 января 2023 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова (Кемерово) состоялась встреча, на которой была представлена творческая программа «Образ преподобного Сергия Радонежского в отечественной культуре». Ее автор – сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Скородумов.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа», – писал всемирно известный художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих.

В русской традиции содержатся имеющие глубочайшее значение обращения к преподобному Сергию. Так, в «Акафисте Святому Преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу» приведены слова на церковно-славянском языке: «данный России воеводо», «не точию России, но и всей вселенней прославленный», «видящи вся Россия и иныя страны», «земный ангеле и небесный человече».

Первым жизнеописателем преподобного стал его ученик Епифаний Премудрый. В 1418 году он создал «Житие преподобного Сергия», которое является основным источником информации о святом. После смерти Епифания «Житие» было отредактировано Пахомием Логофетом, сербом по происхождению.

Дивный облик Сергия, его деяния во все времена привлекали к себе сердца писателей, живописцев, поэтов. Жизнь преподобного Сергия нашла отражение в художественной литературе. Великому русскому святому посвятили свои произведения Борис Зайцев, Сергей Бородин, Дмитрий Балашов, Иван Шмелев и другие авторы. О Сергии с любовью и почитанием писали В.О.Ключевский, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Карамзин, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, В.Г.Распутин, Д.С.Лихачев и многие другие представители передовой русской интеллигенции.

Святой Сергий родился в мае 1314 года в семье именитых бояр Кирилла и Марии в местечке Варницы, которое расположено под Ростовом Великим (Ярославская область). При крещении он получил имя Варфоломей, что в переводе означает «сын радости». К 700-летнему юбилею Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде был открыт памятник, посвященный его семье (скульптор Константин Чернявский). В этой композиции сам Сергий изображен в подростковом возрасте вместе со своими родителями и братьями – Петром и Стефаном.

Во время выступления в библиотеке Сергей Скородумов ознакомил слушателей с историй Троице-Варницкого монастыря, который был основан в 1427 году на месте рождения преподобного Сергия. Именно в Варницах произошла удивительная встреча отрока Варфоломея с чудесным Старцем, который по молитве помог ему одолеть грамоту и предсказал Кириллу и Марии, что их сыну «надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей». Этот сюжет отобразили в своем творчестве многие мастера искусств. Картина русского художника М.В.Нестерова «Видение отрока Варфоломея» стала первой из цикла его работ, посвященных Сергию Радонежскому. Скульптор В.М.Клыков воплотил этот сюжет в памятниках, которые установлены в Радонеже и Дунайском парке в Нови-Саде (Сербия).

Духовная деятельность преподобного Сергия относится к тяжелому времени раздробленности Руси, которая в XIV веке страдала не только от нашествия монгольских завоевателей, но и от внутренних междоусобиц. Сергий буквально из осколков собирал единую Русь. Неслучайно его называют «умиротворителем князей». Монастыри, основанные им и его учениками, можно назвать не только религиозными, но и трудовыми общинами, где выковывались дух и характер русского народа. Сколько таких духовных магнитов, связанных с именем и памятью святого Сергия, находится на Руси! До сих пор эти места притягивают людей, стремящихся к Высшему смыслу жизни.

Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько духовных обителей: Высоцкий монастырь, Старо-Голутвин монастырь близ Коломны, Георгиевский монастырь на Клязьме.

Почувствовав неповторимость и важность исторического момента, преподобный благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву с полчищами Мамая, направил в помощь двух иноков из своей обители: Андрея Ослябю и Александра Пересвета и предсказал победу русскому воинству.

Этот исторический сюжет показан в работах многих художников. Его отобразили в своих картинах А.Д.Кившенко, В.А.Челышев, Ю.М.Ракша, А.Немеровский, А.Н.Новоскольцев, П.В.Рыженко и другие мастера искусств.

В 1380 году с Куликовской битвы возвращался единый русский народ. Была одержана победа не только над завоевателями, но и над своими страхами перед ними. Неслучайно Павел Флоренский называл преподобного Сергия «Ангелом Хранителем России» и считал, что русский дух и русская идея непосредственно связаны с Ним и его обителью – Троице-Сергиевой лаврой. Павел Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».

Философское осмысление роли преподобного Сергия в истории России и космической эволюции человечества представлено в трудах генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва), академика Л.В.Шапошниковой. В своей книге «Град светлый» она пишет: «Стараниями Сергия монашеская община его обители сохраняла ту изначальную чистоту, которая была заложена в его идее. Эта удивительная община стала своеобразным прообразом будущего лучшего устройства мира, где людей объединяет труд и где духовные, культурные ценности занимают одно из важнейших мест. В этом отношении Сергий намного опередил свое время».

Преподобный Сергий – один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество церквей в России, на Украине и в Белоруссии. Храмы в его честь воздвигнуты и во многих других странах: в Литве (Векшняй), Узбекистане (Фергана), ЮАР (Мидранд, Йоханнесбург), в Германии (Бад-Киссинген), Швеции (Стокгольм), Венгрии (Будапешт), Бразилии (Порту-Алегри), Таиланде (Чанг) и др.

Самое древнее изображение преподобного Сергия – шитый покров, выполненный в 1420-х годах, находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Образ святого Сергия широко представлен в русской иконописи. Для его изображения характерен текст, связанный с заветами святого: «Внимайте себе о всём братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…» Эти слова обычно написаны на свитке, который Сергий держит в руке. Одной из наиболее известных является икона середины XVII века «Преподобный Сергий Радонежский, с житием и сценами Сказания о Куликовской битве» из фондов Ярославского художественного музея. Она представляет единственное в иконописи изображение Куликовской битвы.

Образ святого Сергия вдохновил многих скульпторов. Памятники, посвященные ему, установлены у стен Троице-Сергиевой лавры, в Москве, Коломне, Ржеве, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Элисте, Самаре, в других городах и селах России, а в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия были открыты памятники в Симферополе, Черкесске, Минеральных Водах, в Минске (Белоруссия) и Астане (Казахстан). Преподобный Сергий изображен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

К облику Сергия Радонежского неоднократно обращались выдающиеся художники. Среди них – В.М.Васнецов, который создал икону преподобного для храма в Абрамцево. Позднее Васнецов написал картину, посвященную Сергию. На ней изображено чудо с источником. Однажды в монастыре закончилась вода. Тогда преподобный Сергий нашел специальное место, окрестил его крестом и стал молиться. И произошло чудо – в этом месте забил родник.

Святой Сергий был высоко почитаем в семье Рерихов, которые видели в нем Учителя и свою жизнь строили по его заветам. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Н.Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский». Многие картины Николая Константиновича Рериха связаны с именем и образом преподобного. «И мы не боимся», «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий Строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Святой Сергий (Сотрудники)», «Сам вышел», «Мост славы» – названия только некоторых из них. Николай Рерих показал на своих полотнах Сергия как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры.

«Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению – так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего!..» – писала Елена Ивановна Рерих в 1934 году в очерке «Преподобный Сергий Радонежский».

«Одним из отличительных признаков великого народа, – утверждал академик В.О.Ключевский в 1892 году, – служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу». Именно таким человеком и стал для России преподобный Сергий. Его образ на протяжении многих веков вдохновлял русский народ на защиту Родины и стал путеводным на нелегких исторических перекрестках, через которые проходила Россия.

Встреча в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова, посвященная образу преподобного Сергия в отечественной культуре, сопровождалась показом слайдов и вызвала большой интерес слушателей.

Алексей Борисенко, г. Кемерово



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007