Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
04.04.2023

Программа «Космизм в науке. Ноосфера Владимира Ивановича Вернадского» в Казани


019.jpg


В Галерее современного искусства города Казани продолжается работа лектория «Держава Рериха». Его организатором является Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО). Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств (Казань) и Международного Центра Рерихов (Москва).

18 марта 2023 года с программой «Космизм в науке. Ноосфера Владимира Ивановича Вернадского» выступил сотрудник Международного Центра Рерихов Сергей Владимирович Скородумов. Мероприятие было посвящено 160-летию со дня рождения всемирно известного ученого.

В XX веке в России начало складываться новое космическое мышление. Изменения в представлении о человеке и Вселенной оказались настолько значительными, что сегодня многие исследователи называют этот процесс Духовной революцией. Русские философы Серебряного века, такие как П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и другие, рассматривали эволюционное предназначение человека и роль Высшего в развитии человечества. Научный взрыв 20-х годов прошлого века стал важной частью Духовной революции. Выдающиеся ученые и мыслители К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский ощутили и описали изменения, происходящие в процессе взаимодействия Космоса и нашей планеты.

Идеи ведущих ученых и философов-космистов звучали словно инструменты единого оркестра и находили свое отражение в произведениях великих мастеров искусства, музыки и литературы – М.К.Чюрлёниса, Н.К.Рериха, А.Н.Скрябина, А.А.Блока, А.Белого… Основой нового мышления стало творческое наследие семьи Рерихов, философская система Живой Этики, созданная в сотрудничестве с Учителями Востока. Одна из важнейших особенностей нового мировоззрения – это положение об энергетическом  единстве мироздания.

Личность академика Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945) по-прежнему играет особую роль в формировании новой науки. Ученый Александр Евгеньевич Ферсман в свое время дал ему такую оценку: «Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его – открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни». С этой оценкой невозможно не согласиться. Область интересов В.И.Вернадского необычайно широка. Он является основоположником новых научных дисциплин и направлений: генетической минералогии, геохимии, радиогеологии, биогеохимии, космохимии, учения о природных водах, биосфере и ноосфере. Владимир Иванович известен как крупнейший организатор науки и ее историк, самобытный философ и мыслитель, который, по словам ученого Льва Семеновича Берга, «в своем лице представлял всю Академию».

Приведем только несколько примеров. В.И.Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Академии наук Украины, образованной в 1918 году. В январе 1922 года он участвовал в создании Радиевого института в Петрограде, который возглавлял до 1939 года. Ученый много путешествовал, учился и работал за границей, хорошо знал европейские языки. Он написал более 700 научных работ.

В 1922–1926 годах Владимира Ивановича Вернадского командировали во Францию для чтения курса геохимии в Сорбонне. Он трудился в Музее естественной истории и Институте Кюри. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия».

В.И.Вернадского принято считать выдающимся естествоиспытателем и организатором науки. На самом деле его образ намного глубже и значительнее. Осознанию научного подвига В.И.Вернадского помогают работы известного ученого, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015).

В наследии Вернадского, к сожалению, еще не изданном полностью, есть поразительно смелые и проницательные философские мысли. В архиве Академии наук хранятся его киевские, таврические и петроградские лекции 1918–1920 годов. Еще не все тексты расшифрованы, но уже сегодня мы можем оценить поистине космический масштаб личности нашего выдающегося соотечественника. Его труды свидетельствуют о мощном таланте, сочетавшем смелость первопроходца и одухотворенность исполнения. Раскрывая образ Вернадского как ученого будущего, Л.В.Шапошникова обстоятельно поясняет предложенное им понятие ноосферы, которое сегодня некоторыми специалистами либо трактуется узко материалистически, либо вообще отвергается.

Владимир Иванович Вернадский родился в марте 1863 года и ушел из жизни в январе 1945. Это время вместило множество исторических событий, которые отразились на судьбе ученого, – революции, распад и создание новых государств, сталинские репрессии, две мировые войны. На его жизненном пути встретилось много препятствий, но они не сломили его, а только помогли утвердить те идеалы, которым он следовал.

Многих космистов – ученых, философов, художников – объединяет одна общая черта: они не только писали и говорили о высоких идеях, но и стремились претворить их в своей жизни. Порой это становилось невыносимо трудно. Судьба ставила их перед серьезными испытаниями и, казалось, проверяла их убеждения на прочность.

В жизни В.И.Вернадского известен яркий пример крепкой дружбы, которая началась в 80-е годы XIX века в Санкт-Петербургском университете со студенческого кружка. Молодые студенты назвали свой кружок Братством, были верны друг другу и не отступили от своих идеалов, несмотря ни на какие тяжелые жизненные обстоятельства. В Братство входили и девушки с Бесстужевских курсов. Созвучие сознаний участников позволило им чувствовать себя чем-то цельным и единым. Так возник ряд счастливых и гармоничных семей, работающих для человечества. Впоследствии, во времена репрессий, участники Братства, рискуя жизнью, буквально спасали друг друга. Возможно, им удалось воплотить в жизнь многовековую мечту человечества о создании общины. Огромную роль в жизни Вернадского играла его жена Наталья Егоровна Старицкая, ставшая его другом, совестью, хранителем…

Еще одно важное качество, присущее космистам, – патриотизм и любовь к Отечеству. Особенно ярко проявилось оно у Вернадского. Он верил в силу советского народа. Ученый мог уехать за границу, устроиться там и достичь немалых высот, но не сделал этого. Он выбрал гораздо более тяжкий путь и остался в Советском Союзе.

Многие передовые ученые того времени, выражаясь словами философа Николая Бердяева, переходили «в иное идейное измерение». Вернадский увлеченно разрабатывал новое научное мировоззрение и новую систему познания. «Научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности – Космоса», – писал он.

Ученый считал Восток и Запад двумя историческими полюсами мира, которые дополняют друг друга. Он пришел к выводу, что классические и новые философские системы Индии могут многое дать для создания новой научной картины Космоса. Вернадский интересовался Ведантой и Упанишадами, а также современной индийской философией – трудами Рамакришны и Вивекананды. Несомненно, интерес к духовному наследию Востока – еще одна общая черта русских ученых-космистов. Через них шла передача эволюционного импульса из Индии в Россию. Этот импульс одухотворял науку и приводил исследователей к мыслям и идеям, которые во многом опережали свое время.

Живя в материалистическом обществе, В.И.Вернадский считал себя глубоко религиозным человеком. Но эта религиозность не была связана с каким-то определенным церковным институтом. Она являла более глубокое восприятие окружающего мира. Возможно, в какой-то мере ее можно выразить стихами Федора Ивановича Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В жизни В.И.Вернадского произошел случай личного соприкосновения с высшей духовной действительностью. В 1920 году в Крыму во время болезни сыпным тифом в течение трех недель он прожил как бы параллельную жизнь. Все это время он не только созерцал, но в своих представлениях творил, занимался научными исследованиями, писал книги, организовал и возглавил Институт живого вещества в Америке. При этом он мыслил очень четко и ясно. Три недели болезни вместили около 50 лет этой удивительной «параллельной жизни». Когда Вернадский поднялся на ноги, он описал свои воспоминания в дневнике. То, что произошло с ним в 1920 году, еще ждет своей оценки и осмысления, поскольку это исключительное и, возможно, единственное зафиксированное явление в истории человечества. Этот уникальный опыт оказал значительное влияние на всю дальнейшую научную деятельность ученого.

В.И.Вернадский по-новому осмысливал проблемы «пространство-время» и «материя-энергия». Он писал: «Для понимания физических явлений приходится геометрически пользоваться пространством не трех, а четырех измерений. Граница между энергией и материей стирается».

Ученый всерьез задумывался над тем, что же такое мысль, полагая, что она может стать спусковым крючком, который способен мгновенно менять судьбы народов. Следовательно, необходима гигиена мысли. Выходя за рамки современной науки, В.И.Вернадский размышлял над энергетической природой мысли и предполагал, что ее скорость превышает скорость света.

Научная деятельность Вернадского носила профетический, или прогностический, характер. Он пытался понять принципы развития человечества и заглянуть в будущее планеты. Особый интерес представляют мысли великого ученого о развитии биосферы и ее переходе в новую стадию – ноосферу, или сферу разума.

В 20-30-е годы прошлого века В.И.Вернадский создал учение о биосфере – оболочке Земли, в которой существует жизнь. Он написал целый ряд работ, посвященных живому веществу и биосфере, их связи с Космосом. По мысли ученого, со временем человечество превращается в мощную геологическую силу, преобразующую планету. Эта деятельность может стать разрушительной, и в целях самосохранения человечество должно взять на себя ответственность за свое будущее. Как очень точно заметил писатель Бернард Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».

Впервые (после Эдуарда Леруа и Пьера Тейяра де Шардена) Вернадский употребил слово ноосфера в 1936 году. Переход биосферы в ноосферу является космическим процессом, а сама ноосфера – результатом мыслительной деятельности человека и следующей ступенью нашей эволюции. На этой эволюционной ступени, по мнению академика РАН Александра Леонидовича Яншина, все человечество будет объединено и начнет разумно преобразовывать природу для мудрого удовлетворения своих духовных и материальных потребностей. Но перед этим должно произойти много важных событий: прекращение войн, выход человечества в Космос, открытие новых источников энергии, достижение равенства людей всех рас и религий и многое другое. Создание ноосферы будет проходить через мощное противостояние разрушительным силам.

В.И.Вернадский считал, что важнейшую объединительную роль сыграет именно научная мысль. В понятие ноосферного сознания он включил этику и культуру. Ученый писал о новой форме «биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биохимической энергией». Он считал, что именно эта энергия «создает в настоящее время ноосферу». Примечательно, что понимание ведущей исторической роли культуры, а не экономики – еще одна общая черта многих космистов. «Экономика относится к средствам, а не к целям жизни. И когда ее делают целью жизни, то происходит деградация человека», – писал философ Николай Бердяев.

Вернадский был сторонником свободы мысли. Если мы вспомним, в какое время он жил, то станет понятно, почему взгляды и оценки великого ученого часто не вписывались в официальное мировоззрение, основанное на диалектическом материализме. Его идеи, составлявшие основы новой науки, встретили сильное сопротивление, которое ему пришлось преодолевать. Работы ученого о ноосфере не публиковались, открытия замалчивались, на него обрушились несправедливые обвинения. Книга В.И.Вернадского «Научная мысль как планетное явление» была  напечатана  только в 1977 году.

Однако идеи В.И.Вернадского привлекали внимание многих исследователей. Среди них А.Е.Ферсман, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Н.Моисеев, А.Л. и Ф.Т.Яншины и другие ученые, сделавшие большой вклад в развитие этого мировоззрения.

Интересно, что в России после перестройки мысли Вернадского нашли свое отражение даже в правительственных документах. Так, в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Утверждена Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина № 440 от 1 апреля 1996 года) говорится: «Движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В.И.Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой». К большому сожалению, эти замечательные документы так и не нашли своего дальнейшего развития и применения.

На Земле не так много умов, сумевших постичь законы, по которым развиваются наша планета, Космос и человек. Одним из таких людей был Владимир Иванович Вернадский. Своей жизнью и научными трудами он слагал новую ступень космической эволюции человечества. Его работы – пример творчества ученого будущего. «Царство моих идей впереди», – прозорливо замечал он. И сегодня труды Вернадского заслуживают самого серьезного внимания.

Именно сейчас, когда планета переживает масштабный системный кризис, наступило время для освоения наследия Владимира Ивановича Вернадского и других выдающихся ученых, философов, деятелей культуры Серебряного века. Их труды зовут нас к новому мышлению, которое говорит о высоком предназначении человечества и о его великом будущем, связанном с реальным Космосом.

Программа «Космизм в науке. Ноосфера Владимира Ивановича Вернадского», которую представил в Казани С.В.Скородумов, вызвала большой интерес присутствующих. Она сопровождалась показом слайдов, музыкальными произведениями композиторов Альфреда Шнитке и Румиля Вильданова, стихотворениями Федора Тютчева, Рабиндраната Тагора, Льва Куклина и Дмитрия Голубкова.


Алексей Борисенко

Фото Бориса Зайцева


Шапошникова Л.В. «Царство моих идей впереди» // Л.В.Шапошникова. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005. С. 251–395.


Озарения Вернадского. Документальный фильм. 2007–2008. Автор сценария Л.Николаев. Режиссер О.Рябохлыст. Телекомпания «Народное кино». 






Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007