Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
30.04.2023

В Ярославле отметили 120-летие путешествия семьи Рерихов по Руси


 0Yaroslavl.jpg

Н.К.Рерих. Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. 1903


16 апреля 2023 года в Центральной библиотеке имени М.Ю.Лермонтова города Ярославля была представлена программа «Путешествие “по старине”. К 120-летию экспедиции семьи Рерихов по России и посещения Ярославского края». Мероприятие провел Сергей Скородумов, сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион».

1 сентября 1955 года в Ярославле открылась Юношеская библиотека. Имя великого русского поэта М.Ю.Лермонтова было присвоено ей 31 августа 1956 года. В 1966 году библиотека получила статус центральной, а с октября 1976 года стала во главе городских библиотек и сейчас объединяет 15 филиалов. В 2020 году коллектив Центральной библиотеки имени М.Ю.Лермонтова представил на конкурс национального проекта «Культура» работу «Библиотека нашего времени», которая стала победителем и вошла в десятку лучших. Теперь после проведенной модернизации в Библиотеке имени М.Ю.Лермонтова организовано культурное пространство для всех читателей вне зависимости от возраста и возможностей здоровья. Оно предназначено для отдыха, творчества и проведения культурного досуга.

Программа, посвященная путешествию Рерихов по древнерусским городам, проходила в день празднования православной Пасхи. Сергей Скородумов начал свой рассказ с описания картины Н.К.Рериха «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» («Пасхальня ночь») Зрители посмотрели музыкальную видеокомпозицию, в которой представлены картины великого художника, посвященные России. Николай Константинович Рерих писал: «Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви, есть одна общечеловеческая любовь». Пройдя по многим странам мира, Рерихи везде утверждали русскую культуру и имя Святого Сергия Радонежского, которого считали своим Учителем. Писатель Всеволод Иванов отметил: «Да, были и есть разные России. Рерих имеет с собой как раз одну Россию, которая есть творческая любовь и которая держит тайны Космоса. От имени ее он и говорит, идя по миру, и сеет свои слова плодотворно, возвышая их картинами».

В 1903 году Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной направился в большое путешествие по России. «Поездкой по старине» назвал его художник. Они посетили около 40 старинных русских городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль стал первым городом на их маршруте. Во время путешествия Николай Константинович написал целую художественно-архитектурную серию – более 90 этюдов, запечатлевших облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст назвал их «Пантеоном нашей былой славы» и «Российскими Елисейскими полями».

Академик Л.В.Шапошникова в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам… Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика… Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность… Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему… Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам». Отметим, что имя Преподобного Сергия Радонежского, который родился в местечке Варницы под Ростовом Великим, тесно связано с Ярославским краем.

Поездка семьи Рерихов по Руси послужила началом их широкой общественной деятельности в защиту культуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие».

Спустя несколько десятилетий был подписан Договор об охране культурного достояния человечества – Пакт Рериха. Тогда же было предложено и Знамя Мира, или Красный Крест Культуры, охранительный флаг, который должен размещаться над культурными учреждениями.

В 1998 году общественная организация Международная лига защиты Культуры, учрежденная в 1996 году, предложила объявить день подписания Пакта Рериха как Международный день Культуры. С этого времени День Культуры отмечается в России и во многих странах мира.

Путешествие семьи Рерихов в 1903–1904 годах отразилось в публикациях того времени, в архивных документах и в прекрасных полотнах художника. Ярославская газета «Северный край», № 145 за четверг 5 (18) июня 1903 года, в разделе «Городская хроника» опубликовала сообщение о посещении города Н.К.Рерихом: «Императорским обществом поощрения художеств командируется художник Н.К.Рерих, который должен совершить поездку по России и дать целую коллекцию эскизов и этюдов остатков русской старины. Г[осподин] Рерих, между прочим, предполагает побывать у нас в Ярославле, как городе, имеющем много археологических древностей, а также посетить Юрьев, Ростов, Углич, Смоленск, Владимир, Печору, Ригу, Изборск, Псков и много других городов. Императорским археологическим обществом, которое желает собрать возможно полную коллекцию старинных городищ, г-ну Рериху предложено попутно зарисовать памятники археологической древности».

На полотнах художника «Ярославль. Церковь Рождества Христова», «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Ростов Великий», «Церковь на Ишне» и других остались изображения прекрасных храмов Ярославля, Ростова, Углича.

В Ярославле, Романове-Борисоглебске (в 1918 году город переименовали в Тутаев) и Ростове Рерихи побывали в 1903 году. Углич Николай Константинович посетил в 1904 году.

Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сопровождалось чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Тихие погромы» (1911) и «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» (1912) Николай Константинович впоследствии посвятил Ярославским храмам. «Ярославцы не осрамятся, не забудут про Илью Пророка» – через столетие обращается великий художник к современным жителям древнего русского города.

Очерк «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески: «По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. <…> Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. К примеру, на месте разрушенного в 1933 году храма Святого Власия в Ярославле в советские времена построили гостиницу «Ярославль». Не случайно художник в статье «Спас Нередицкий» (1906) призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни».

Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок были обнаружены предметы X века (железные ножи, железная дужка, фрагменты гребня и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей (25 номеров) хранится в фондах Отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа.

Интересно отметить, что, уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур, много лет спустя, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Н.К.Рерих снова вспоминает Ярославский край. Так, будучи в Индии, в княжестве Сикким, Н.К.Рерих пишет: «Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она прекрасная фресковая живопись. Вот они, цветные орнаменты, обвившие все наличники оконцев и дверей. Вот те же согбенные спины богомольцев, преданных вере. И огни прилежных приношений…».

Главный дворец махараджи Кашмира также вызывает у Николая Константиновича воспоминания о России и Ярославском крае: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменные лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки “с поклоном”, резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?»

Рерихи всегда верили в великое будущее России и посвятили родной стране все свои мысли, труды и устремления. В одном из писем Елена Ивановна Рерих писала: «Я не опасаюсь за судьбу России, ибо верю в сердце русского народа». И сегодня картины и статьи Николая Константиновича Рериха, очерки и письма Елены Ивановны помогают нам «узнать и полюбить Русь».

Вечер в Центральной библиотеке имени М.Ю.Лермонтова сопровождался выставкой книг и репродукций картин Н.К.Рериха, посвященных России, Ярославлю и Ярославскому краю. Сергей Скородумов познакомил гостей библиотеки с архивными материалами и документами по теме встречи. Некоторые из этих документов до сих пор еще не расшифрованы, не опубликованы и представляют немалую ценность. Например, авторский список картин Н.К.Рериха архитектурной серии, направленных на Всемирную выставку в Сент-Луис (США) в 1904 году и завоевавших серебряную медаль. Впоследствии эта серия картин в числе работ других русских художников была продана в Америке с аукциона за долги устроителя и не вернулась на родину.

Во второй половине 70-х годов прошлого века Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (верная сотрудница Рерихов в Америке) передала в дар России 41 картину архитектурной серии Н.К.Рериха. Сегодня они находятся в фондах Государственного музея Востока. Среди них – работы с изображениями храмов Ярославского края. К сожалению, картины долгое время экспонировались под неточными названиями. Необходима тщательная работа по их атрибуции. Лектор отметил, что тема «Рерих и Ярославский край» представляет огромный интерес для исследователей и до сих пор разработана очень мало.

Путешествие семьи Рерихов по Руси вызывает сегодня большой интерес научной и культурной общественности. К 120-летию этой экспедиции Международный Центр Рерихов организовал выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Он пройдет по городам, которые посетили Рерихи во время путешествия 1903-1904 г.г., в том числе и в Ярославле.

Алексей Борисенко




Информация

Рерих и Ярославский край

Н.К.Рерих. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Н.К.Рерих. Тихие погромы

Н.К.Рерих. По старине




Публикации в СМИ:



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007