Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
03.06.2023

В Казани представлена программа «Вестник Космической эволюции. Образ Елены Петровны Блаватской в творчестве семьи Рерихов»

 0Lection_Kazan .jpg
 

20 мая 2023 года в Галерее современного искусства Казани продолжил работу лекторий «Держава Рериха», организованный Татарстанским рериховским культурным объединением при поддержке Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Международного Центра Рерихов (Москва). С программой «Вестник Космической эволюции. Образ Е.П.Блаватской в творчестве семьи Рерихов» выступил сотрудник Международного Центра Рерихов, советник Российской академии естественных наук, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Скородумов.

Елена Петровна Блаватская (1831–1891) – выдающаяся русская женщина-легенда, открывшая Западу мир восточной мудрости и тайн, в основе которого лежит древнее знание. Она родилась 12 августа 1831 года (по новому стилю) в Екатеринославе (Днепропетровск) в семье полковника Петра Алексеевича фон Гана и известной писательницы Елены Андреевны Фадеевой. По материнской линии Елена Петровна происходила из древнего русского рода князей Долгоруких, ведущих свое начало от легендарного Рюрика. По отцовской линии ее род начинался от обрусевшего немецкого семейства фон Ган. По замечанию родных, именно от своей немецкой бабушки она унаследовала курчавые волосы и «живой, добродушный, веселый нрав».

Елена Петровна отличалась мужественным характером и великолепным чувством юмора. Она трижды совершила кругосветное путешествие, побывала в Западной Европе и Америке, Китае и Японии, Греции, Египте, Индии и на заповедных высотах Тибета. В России читатели с интересом знакомились с ее очерками из Индии, которые под псевдонимом Радда-Бай печатались в «Русском вестнике» в 80-е годы XIX века.

С целью сделать для современников доступными учения Востока Е.П.Блаватская вместе с полковником Г.С.Олькоттом, У.К.Джаджем и другими единомышленниками основала в 1875 году в Нью-Йорке Теософское общество. Первоначальные цели этого философского общества можно кратко определить следующим образом: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; поощрять изучение мировых религий и наук; исследовать сокровенную сторону природы во всех ее аспектах и непроявленные психические и духовные силы человека. Девизом Теософского общества стали слова «Нет религии выше истины!».

Еще при жизни Елены Петровны на английском языке были опубликованы ее книги, созданные в сотрудничестве с Учителями Востока: «Разоблаченная Изида», «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии» и два тома «Тайной Доктрины».

Современный «Краткий философский словарь», подготовленный коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова, называет Елену Петровну Блаватскую «русским религиозным философом, ученым, просветителем». К ее трудам обращались Махатма Ганди и А.Эйнштейн, А.Скрябин и Т.Эдисон, Г.Гессе, Джек Лондон и М.К.Чюрлёнис. Ее научно-философское наследие глубоко воздействовало на творческую мысль русских космистов – талантливых представителей эпохи Серебряного века в России.

Всемирно известный художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих посвятил Елене Петровне Блаватской несколько своих полотен под названием «Вестник». Он написал их в 1922, в 1924 и в 1946 годах. 18 января 1925 года в Адьяре (Индия), где находилась штаб-квартира Теософского общества, Николай Константинович преподнес ему в дар одну из картин с такими словами: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится семенем будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: “Красота есть одеяние Истины”». Супруга художника, выдающийся философ Елена Ивановна Рерих перевела с английского на русский язык «Тайную Доктрину» – основной фундаментальный труд Е.П.Блаватской.

К сожалению, многие современники так и не смогли оценить и осознать значение ее жизни и творчества. Наверное, ни одна историческая личность не подвергалась такому количеству нападок и клеветы, как она.

Достоверные биографические данные о жизни и деятельности Елены Петровны и сегодня представлены в очень немногих изданиях. В России вплоть до конца XX века клеветническая информация о ней присутствовала даже на страницах академических словарей.

В письме от 6 мая 1934 года Елена Ивановна Рерих подчеркивала: «Как сказано Великим Учителем: “Одна Блаватская знала”, и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства ее ближайших сотрудников, Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности».

Западные миссионеры объявили работы Блаватской «антихристианским учением». Но сама она выступала не против христианства, а против фарисейства и лицемерия на религиозной почве. Блаватская провозглашала идеалы Всемирного Братства и высокие принципы этики.

«…Не против религии, не против Христа направлена моя книга, а против гнусного лицемерия тех, кто во имя величайшего Сына Божия, – с той самой минуты, как он умер на кресте за все человечество и в особенности за греховных, павших людей, за язычников, павших женщин и заблудших братий, – режут, жгут, убивают во имя его!», – поясняла она.

Е.П.Блаватская обладала огромной внутренней      силой и демонстрировала опыты с психической энергией. Но она считала, что в духовной и философской области феномены ничего не доказывают, а стремление к чудесам у человека подобно опьянению. Так, соприкоснувшись со спиритизмом, она очень быстро поняла его опасность и впоследствии критиковала это занятие в своих трудах. Гораздо важнее научное познание мира, считала Е.П.Блаватская. Но наука не должна быть материалистически замкнутой. Та реальность, о которой говорят религии, может быть изучаема не только с точки зрения веры и философии, но и научными методами. Существуют древние знания, которые могут направить человечество по пути космической эволюции. Выразителями этой древней мудрости были Гермес Трисмегист, Пифагор, Платон…

Эксперт Лондонского общества психических исследований Р.Ходжсон в декабре 1885 года объявил Е.П.Блаватскую мошенницей. И лишь спустя столетие другой английский эксперт В.Харрисон, расследовав дело Е.П.Блаватской повторно, пришел к выводу, что она невиновна и принес ей извинения.

В России роль злого гения в жизни Е.П.Блаватской сыграл Всеволод Соловьев – сын известного историка Сергея Соловьева и брат выдающегося философа Владимира Соловьева. Вс.Соловьев рассчитывал стать учеником Е.П.Блаватской и получить психические способности, которыми она обладала. Не достигнув желаемой цели, он оклеветал Елену Петровну, а после ее смерти написал книгу «Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П.Блаватской и “теософическим обществом”». В.П.Желиховская, сестра Е.П.Блаватской, в 1893 году в своей работе. «Е.П.Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В.П.Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву» опровергла его клевету. Но ее труд более ста лет не переиздавался. В то время как книга Вс.Соловьева публиковалась не один раз.

Мало кому известно, что следующей жертвой Вс.Соловьева стал его же собственный отец. Он опубликовал отцовские записки в «Русском вестнике», где исказил образ отца до неузнаваемости. Младшие братья Владимир и Михаил Соловьевы посчитали это надругательством над его памятью, разорвали отношения с Всеволодом и больше не возобновляли их.

Долгое время мнение о Е.П.Блаватской человека со столь запятнанной репутацией считалось авторитетным, и клевета тиражировалась во многих изданиях, включая философские словари. Лишь в конце ХХ века философы, ученые и представители культурной общественности стали понемногу осознавать значение ее научного творчества. Именно в трудах Елены Петровны заложены идеи, ставшие основой нового космического мышления, приходящего на смену сугубо «материалистической» науке.

В письме от 8 сентября 1934 года Елена Ивановна Рерих писала о Елене Петровне: «Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма».

В новых исторических условиях дело Е.П.Блаватской продолжила всемирно известная русская семья Рерихов. Сотрудничая с Учителями Востока, как и Елена Петровна, Н.К. и Е.И.Рерихи дали миру Учение Живой Этики – философию Космической реальности, которым пронизано все их творчество.

В своем фундаментальном труде «Тайная Доктрина» Блаватская писала: «Ни одна великая истина никогда не была принята a priori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда… И настоящий труд будет оправдан частично или целиком в двадцатом столетии».

Сегодня теософия становится предметом диссертационных исследований. Жизненному пути и творчеству Е.П.Блаватской посвящаются научные конференции. 175-летие Елены Петровны Блаватской отмечалось в Санкт-Петербурге сразу в двух музеях – Всероссийском музее А.С.Пушкина и в Музее Г.Р.Державина, где состоялась научная конференция.

Обладая прекрасным научным предвидением и опираясь на древние знания, Блаватская, вопреки всем авторитетам, утверждала, что Дарвин и Ньютон правы далеко не во всем. Теперь, сотню лет спустя, мы знаем, что это действительно так. Представления Ньютона справедливы как частный случай теории относительности Эйнштейна, а эволюция протекала несколько сложнее, чем предполагал Дарвин. Но какой смелостью нужно было обладать этой русской женщине, чтобы вопреки всем авторитетам в XIX веке открыто вступить в научный спор. И победить в нем!

Характерный пример. Во времена Блаватской физики считали атом неделимым. Вот что она писала в 1888 году в противовес всем устоявшимся догмам того времени: «Атом именно делим и должен состоять из частиц или субатомов…» Через 9 лет, в 1897 году, был открыт электрон, и прежние представления физиков о строении мира полностью изменились.

Блаватская выдвигала теории, к которым наука подошла только в XX столетии. Она предугадала открытие ультразвука, знала об эквивалентности массы и энергии. Елена Петровна утверждала, что Космос проходит через повторяющиеся циклы расширения и сжатия. Многие современные ученые сегодня придерживаются такой же точки зрения. По воспоминаниям племянницы Эйнштейна, «Тайная Доктрина» лежала на столе у знаменитого физика. Елена Ивановна Рерих считала, что в России со временем будет основан Институт имени Е.П.Блаватской. Когда-то это обязательно произойдет.

Путешествуя по всему миру, Елена Петровна всегда оставалась большой патриоткой своего Отечества. Она считала себя русским человеком и многократно выступала в прессе разных стран мира со статьями в поддержку России.

Во время лекции в Казани Сергей Скородумов представил книгу «Вестник Космической эволюции», посвященную Е.П.Блаватской, и рассказал о том, как участвовал в ее подготовке в качестве одного из авторов и редактора. Мероприятие сопровождалось книжно-иллюстративной выставкой и вызывало большой интерес у присутствующих.

Подготовил Алексей Борисенко
Фотографии Бориса Зайцева


Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 34–35.

Блаватская Елена Петровна
(1831–1891)

русский религиозный философ, ученый, просветитель, основатель Теософического общества. В 1848 г. покидает Россию и вплоть до 1870 г. путешествует по странам Европы, Азии и Америки. В ноябре 1875 г. создает в Нью-Йорке Теософическое общество, которое выдвинуло следующую программу: 1) образовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии; 2) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока; 3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека. В целях пропаганды своего учения выезжает в Индию. После возвращения в Европу в 1883 г. жила в Париже, затем в Лондоне, где и скончалась. Главная работа – «Тайная Доктрина», синтез науки, религии и философии», написанная на английском языке и переведенная на русский продолжательницей ее дела Е.И.Рерих. Учение Блаватской – теософия – ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины.

Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.


* * *

Выдающиеся люди о Елене Петровне Блаватской


Л.Н.Толстой (1828–1910),
русский писатель, мыслитель

«Читаю прекрасный теософич[еский] журнал; много общего с моим пониманием».


Махатма Ганди (1869–1948),
один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, философ

«Теософия – это учение госпожи Блаватской, оно вобрало в себя лучшее, что есть в философии Индии. Теософия – Братство человечества».

Культуролог Ксения Мяло приводит слова Махатмы Ганди о том, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».


Д.Т.Судзуки (1870–1966),
японский философ и психолог, один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма

«…Несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны…»


А.Н.Скрябин (1871–1915),
русский композитор и пианист

«Читаю интересную книгу: «La Clef de la Theosophie» Блаватской. <…> «La Clef de la Theosophie» – замечательная книга.

…До какой степени близко ко мне».


Г.П.Малаласекера (1899–1973),
цейлонский буддолог, дипломат, президент-основатель Всемирного братства буддистов

«Не подлежит сомнению ее [Е.П.Блаватской] знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».


К.Воннегут (1922–2007),
американский писатель

«Как минимум, госпожа Блаватская познакомила Америку с мудростью Востока, в которой страна и тогда, и теперь весьма нуждается… Поэтому я говорю: “Мир и честь госпоже Блаватской!”… Между прочим, у неe есть и такие слова: “Не допускай, чтобы палящее Солнце осушило хоть единую слезу боли прежде, чем ты сам сотрешь ее с очей страждущего”».


Далай-лама XIV,
духовный лидер буддистов всего мира

«…Я <…> был счастлив узнать о юбилейном издании “Голоса Безмолвия”, которое выходит в этом году. Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет еще очень и очень многим».

По свидетельству обозревателя «Российской газеты» Всеволода Овчинникова, Далай-лама XIV утверждал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е.П.Блаватской.


С.Н.Рерих (1904–1993),
художник, мыслитель, общественный деятель

«Возьмите жизнь Е.П.Б[лаватской]. Ее мучили, не понимали, на нее клеветали, ее подозревали. Прошли годы, и что мы видим? Ее героическая личность кажется небывалой. Она возвышается над всей ограниченной клеветой, часто исходившей от ее ближайших сотрудников, и заставляет этих людей казаться еще темнее из-за черноты их мрачных деяний, порожденных завистью и амбициями, этими двумя бичами, которые лежат в основе любой клеветы! Как справедливо заметил Баркер, труды Е.П.Б[лаватской] – самый лучший критерий, который всегда будет говорить сам за себя. Чем ярче свет, тем сильнее контраст. Это пробный камень».


* * *

Вестник Космической эволюции. Сборник статей к 180-летию со дня рождения Е.П.Блаватской. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2012

Юбилей Е.П.Блаватской во Всероссийском музее А.С.Пушкина // Интернет-портал «Музеи России», 29.05.2006 г.

Юбилей Е.П.Блаватской в Музее Г.Р.Державина и русской словесности его времени // Интернет-портал «Музеи России», 29.05.2006 г.

Юбилей Е.П.Блаватской в Музее истории г. Ярославля // Интернет-портал «Музеи России», 14.05.2006 г.




Публикации в СМИ:



Возврат к списку

Архив: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007