Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
30.05.2024

«Время первых…» К 90-летию летчика-космонавта Алексея Леонова

 0Leonov.jpg
 

Страна не может жить без героев, без тех,
на кого можно равняться, кому хочется подражать.

Алексей Леонов

 

Человечество должно беречь своих героев.
Также должно оно беречь и память о них, ибо
в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение.
Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои
не только имеются на страницах преданий, переходя
в божественные мифы, но они оказываются
посланными и в наше время.

Николай Рерих

 

30 мая 2024 года исполняется 90 лет со дня рождения Алексея Архиповича Леонова (30.05.1934–11.10.2019), легендарного летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, первого человека, шагнувшего в открытый космос, генерал-майора авиации, академика Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, академика Международной академии астронавтики, большого друга Международного Центра Рерихов.

За шестьдесят с лишним лет истории космонавтики десятки людей побывали в открытом космосе, но история человечества навсегда сохранит имена первопроходцев, которые находились в авангарде и рисковали собой. Нельзя забыть первые 108 минут в космосе Юрия Гагарина, первый суточный полет Германа Титова и многосуточный полет Андрияна Николаева, первую женщину в космическом пространстве Валентину Терешкову и Алексея Леонова, первым преодолевшего границу, отделяющую космический корабль от беспредельного пространства космоса... Так началась новая ступень в техническом освоении космоса, которую открыл Алексей Архипович Леонов.

Замечательный летчик-испытатель из первого отряда советских космонавтов, которых готовил к полетам Сергей Павлович Королев, Алексей Леонов прожил невероятно насыщенную жизнь от юного паренька, влюбленного в живопись и авиацию, до участника исторических космических полетов и почетного члена Российской академии художеств.

Родился Алексей Леонов в Сибири, в селе Листвянка Кемеровской области. Школьную учебу начал в Кемерове, а заканчивал в Калининграде. Отдавая дань живописи, стремился поступить в Рижскую академию художеств, но материальные проблемы определили выбор, и Алексей «рванул» в Кременчугское летное училище. Затем по окончании в 1957 году Чугуевского военного авиационного училища получил специальность летчика-истребителя и стал летать в боевых полках на Украине и в составе группы советских войск в Германии.

Благодаря своему упорству, знаниям и физической форме в 1960 году, пройдя сложнейший конкурс, Алексей Леонов был зачислен в отряд Центра подготовки космонавтов ВВС, отобранный для первых полетов в космос. 4 апреля 1961 года получил назначение на должность космонавта и квалификацию «космонавт ВВС».

Имя С.П.Королева Алексей Архипович всегда вспоминал с благодарностью. Спустя пять лет напряженной тренировки, 18 марта 1965 года, в космос отправились два космонавта – Алексей Леонов в качестве второго пилота и Павел Беляев в качестве командира корабля «Восход-2». В тот день, провожая экипаж с космодрома Байконур, Королев «был спокойным и добрым… Он сказал всего несколько слов: – Я прошу одно. Ты, Леша, только выйди из корабля и войди в корабль. Пусть солнечный ветер будет тебе попутным».

В ходе полета Алексей Леонов совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунда, из них 12 минут 9 секунд провел вне корабля и удалялся от корабля на 5,35 метра.

Свои поистине необыкновенные впечатления Алексей Леонов образно описал в мемуарах «Время первых. Судьба моя – я сам…»:

«Первые слова, которые я сказал, шагнув в пустоту…: “А Земля-то круглая”. Но вообще-то космос – это, конечно, гармония. Когда смотришь на фотографии сверхновых взрывов, “схлопывания” галактик, снятые телескопом “Хаббл”, – вот это хаос, и это страшно. А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил их на колеры Рокуэлла Кента и Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь – это Кент, а в обратную сторону – Рерих. Музыка тоже звучала. На темной стороне Земли, где нет помех, я отчетливо слышал звук своего дыхания и как бьется мое сердце. Эти звуки выстраивались в какое-то музыкальное повествование…».

Потом в результате неполадок последовало технически очень сложное возвращение на корабль, а затем и на Землю, когда космонавты приземлились в нерасчетном районе пермской тайги. Из-за отказа системы автоматического управления Павел Беляев впервые в пилотируемой космонавтике осуществил ручное управление посадкой.

Позже Леонов сравнил свой опыт с описанием первого выхода человека в открытый космос в научно-фантастической повести Циолковского «Вне Земли». Какие-то вещи Циолковский называл по-другому, но в целом, по словам Леонова, была дана «абсолютно точная иллюстрация того, что [он] в открытом космосе наблюдал, а самое поразительное то, что описал это человек, который никогда этого не видел…»

За успешное осуществление полета и проявленные при этом исключительное мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Светского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1966 году А.А.Леонов был назначен космонавтом-инструктором, затем заместителем командира отряда космонавтов, а с 1976-го командиром первого отряда Центра подготовки космонавтов.

С января 1967 по январь 1970 года Леонов проходил подготовку по программе облета Луны на космическом корабле в качестве командира экипажа. Старт пилотируемого корабля планировался на 8 декабря 1968 года, но разрешение так и не поступило. В то же время по лунно-посадочной программе к экспедиции готовилась специальная группа космонавтов для высадки на Луну, которую возглавил Алексей Леонов. В рамках подготовки он отрабатывал действия по пилотированию лунного корабля при посадке на Луну и взлете с нее, а также прошел тренировки по переходу из лунного орбитального корабля в лунный корабль и обратно. Однако по техническим причинам полет не состоялся, и программу отменили ввиду проигрыша СССР в «лунной гонке».

В 1968 году А.А.Леонов окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского и получил специальность «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним».

После подготовки в 1973–1975 годах по программе «Союз – Аполлон», утвержденной соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, 15–21 июля 1975 года Алексей Леонов совместно с Валерием Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19». Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду. Тогда впервые в истории общемировой космонавтики на орбите состоялась стыковка советского и американского кораблей известная также как «рукопожатие в космосе», за которым следила вся планета. 22 июля 1975 года А.А.Леонов был награжден второй медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина.

В 1981-м Алексей Леонов окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, защитил кандидатскую диссертацию. На его счету четыре изобретения и более десятка научных трудов.

В марте 1992 года генерал-майор авиации А.А.Леонов был уволен с действительной военной службы в запас и продолжил свою деятельность как ученый, благотворитель, общественник, энтузиаст, принимавший активное участие в пропаганде достижений ракетно-космической техники и в патриотическом воспитании молодежи.

За свою долгую жизнь Алексей Архипович Леонов участвовал во множестве международных конгрессов и научных конференций, выступал с докладами и лекциями. Он обладатель многих советских, российских и иностранных государственных и общественных наград. Почетный гражданин Московской, Калининградской, Смоленской и Кемеровской областей и десятков городов мира. Его имя присвоено Технологическому университету в городе Королеве, названы кратер на обратной стороне Луны, малые планеты № 5154 «Леонов» (1969) и № 9533 «Алексей Леонов» (1981), международный аэропорт Кемерово, улицы и школы в разных городах, ему посвящены почтовые марки.

Алексей Леонов – автор книг «Выхожу в космос» (1974), «Солнечный ветер» (1977), «Земная и космическая живопись» (2001), «Человек и космос», (2017), «Время первых. Судьба моя – я сам…» (2017); cоавтор ряда научных монографий, в т.ч. «Восприятие пространства и времени в космосе» (1968), «Психологические особенности деятельности космонавтов» (1971), «Психологические проблемы межпланетного полета» (1975), «Two Sides of the Moon» (2004).

О космическом подвиге Алексея Леонова сняты десятки документальных и художественных фильмов, первый из которых «В скафандре над планетой» создан в год знаменательного полета. В фантастическом романе Артура Кларка «2010: Одиссея Два» и его экранизации «Космическая одиссея 2010» в честь Алексея Леонова назван советский межпланетный космический корабль.

Алексей Архипович был очень одаренным человеком и получил признание как профессиональный художник, запечатлевший неповторимую красоту космоса. Увлечение живописью стало его «второй специальностью»: в 1965 году он был принят в Союз художников СССР, с 2004 года стал почетным членом Российской академии художеств. «Для меня живопись – не просто отображение, – говорил знаменитый космонавт, – а сама жизнь, ее достойнейшее проявление, ее многообразие». Алексей Леонов – автор более 200 картин, автор и соавтор художественных альбомов «Ждите нас, звезды» (1967), «К звездам!» (1970), «Звездные пути» (1971), «Космические дали» (1972), «Человек и Вселенная» (1976), «Жизнь среди звезд» (1981); соавтор наборов открыток: «Человек в космосе» (1966), «В глубинах Вселенной» (1973), «На звездных трассах» (1975).

В лице Алексея Леонова Международный Центр Рерихов обрел доброго друга. Практически с первых лет существования общественного Музея имени Н.К.Рериха он поддерживал культурную деятельность Музея на разных этапах его развития, участвовал в акциях и просветительских проектах МЦР. Так, А.А.Леонов, вице-президент международной ассоциации участников космических полетов, дал согласие стать руководителем Международного научно-просветительского космического проекта «Знамя Мира» и президентом управляющего совета. Инициаторами проекта выступили Международная Лига защиты Культуры, Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, Федерация космонавтики России и другие организации.

Впервые Знамя Мира во имя Культуры было поднято над Землей в рамках программы «Космос – Человек – Культура» 11 февраля 1990 года космонавтами А.Соловьевым и А.Баландиным, которые на космическом корабле «Союз ТМ-9» доставили его на орбитальную станцию «Мир». На борту этой станции в составе экипажа А.Соловьева–А.Баландина и Г.Стрекалова–Г.Манакова Знамя Мира облетело всю Землю. Полет длился 179 суток. В ходе полета Знамя Мира находилось в открытом космосе 9 суток и совершило 144 витка вокруг Земли. Напряженная орбитальная вахта успешно совмещалась с выполнением обширной культурной программы. По убеждению космонавтов, «Культура – это основа построения общего земного дома человечества. Ради этой цели российские и международные общественные организации начали культурный космический проект “Знамя Мира”».

Начиная с августа 1997 года, Международный научно-просветительский проект «Знамя Мира» продолжался до затопления станции «Мир» в Тихом океане в марте 2001-го. Под Знаменем Мира работали многие международные экипажи транспортных космических кораблей «Союз ТМ» и «Спейс-Шаттл» в составе 18 российских и 20 иностранных космонавтов.

Летом 1997 года в НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина состоялась торжественная церемония передачи Знамени Мира представителями Международного Центра Рерихов экипажу космического корабля «Союз ТМ-26» В.Соловьеву и П.Виноградову. В соответствии с программой 5 августа 1997 года несколько полотнищ Знамени Мира были доставлены на орбитальную станцию «Мир». «Мы подняли над планетой Знамя Мира, – сказал бортинженер корабля Павел Виноградов, – чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».

9–10 октября 1999 года традиционная конференция Международного Центра Рерихов прошла под знаком четырех юбилеев: 125-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 120-летия со дня рождения Елены Ивановны Рерих, 95-летия со дня рождения Святослава Николаевича Рериха и 10-летия МЦР.

Центральным событием юбилейных торжеств стало открытие Мемориала Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, установленного у входа в Музей имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных. Торжества сопровождались вручением генеральному директору общественного Музея Л.В.Шапошниковой знаковых даров, в том числе свидетельства о присвоении малой планете № 4426 имени «Roerich», Знамени Мира и книги «Община», побывавших в космосе на орбитальной станции «Мир». Все эти дары нашли свое почетное место в экспозиции Музея, посвященной Пакту Рериха и Знамени Мира.

Одним из этапов космической программы стал обмен Знаменами Мира между российским и американским экипажами на станции «Мир» в 1998 году. Как рассказал участник конференции, командир корабля «Союз ТМ-27» Талгат Мусабаев, работавший на станции «Мир» с 29 января 1998 года, на ее борту находилось два образца Знамени Мира: один – российского, другой – американского происхождения. Американский экипаж космического корабля «Дискавери» (STS–91), который стартовал по программе «Спейс-Шаттл» 2 июня 1998 года и провел четверо суток на станции «Мир», получил и доставил на космодром во Флориде российский образец Знамени Мира. Соответственно экипаж космического корабля «Союз ТМ-27» 25 августа 1998 года возвратил на Землю американский образец Знамени Мира, заверенный подписями космонавтов и астронавтов и врученный в дар Международному Центру Рерихов.

Передавая книгу «Община» с официальными печатями станции «Мир», Т.Мусабаев отметил, что она находилась на орбите 208 суток, с 29 января по 25 августа 1998 года. «Мы ее прочитали, – сказал он, – и теперь хотим прочитать все труды Рерихов, взяв их в космос на следующую Международную космическую станцию».

По словам бортинженера корабля «Союз ТМ-9» Александра Баландина: «Каждого космонавта, когда он впервые прилетает на станцию, приятно удивляет, когда он видит в небольшой бортовой библиотечке труды Чижевского, Вернадского, Циолковского и, конечно, книги Рериха».

В центре зала Знамени Мира в Музее имени Н.К.Рериха находилась модель вращающегося земного шара, на поверхности которого маленькие флажки обозначали все места, где развернулось Знамя Мира. Над земным глобусом на космических орбитах располагались станция «Мир» и корабль «Спейс-Шаттл». История глобуса тоже очень интересна. Он был обнаружен неожиданным образом в подвале Генерального штаба Вооруженных Сил. Глобус принадлежал маршалу Г.К.Жукову, и маршал отмечал на нем ход войны. Символично, что прежнюю карту боевых действий Второй мировой войны сменило продвижение Знамени Мира, открывающего врата к светлому Будущему.

Среди наиболее ценных экспонатов экспозиции зала до 2017 года можно было видеть и Знамя Мира, находившееся в космосе с 5 августа 1997 и доставленное на Землю 28 августа 1999 года космонавтами В.Афанасьевым, С.Авдеевым и Ж.П.Эньере на космическом корабле «Союз ТМ-29». Торжественная передача Знамени Мира Центру-Музею имени Н.К.Рериха состоялась 12 февраля 2000 года. Вместе со Знаменем вручался и соответствующий сертификат, заверенный подписями космонавтов и бортовыми печатями станции «Мир». Сертификат информировал: «Настоящее Знамя Мира предназначено для вечного хранения в Международном Центре Рерихов в г. Москве (Россия)».

Что примечательно, летчик-космонавт Виктор Афанасьев принимал деятельное участие в международных акциях МЦР и с 2001 по 2012 год являлся президентом Международной Лиги защиты Культуры, образованной 12 февраля 1996 года по инициативе МЦР. Это общественное объединение приняло эстафету у Всемирной Лиги Культуры, которую основали Рерихи в 1931 году для продвижения культурных и миротворческих идей Пакта и Знамени Мира.

В космосе Знамя Мира стало символом сотрудничества разных народов и защиты культуры, символом глобальной ответственности за жизнь человечества и планеты. Отмечая роль Н.К.Рериха в деле сохранения культурного наследия человечества, А.А.Леонов подчеркивал: «Если мы поднимем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает. Пакт Рериха не был обычным договором, это были не только слова, написанные на бумаге. Это было прежде всего действие, направленное на защиту Культуры от невежества и разрушения».

Алексей Леонов с огромным уважением относился к генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха Людмиле Васильевне Шапошниковой и вместе с другими деятелями культуры, искусства и науки выступал в защиту общественного статуса Музея, предложенного его основателем С.Н.Рерихом. В 2005 году в рамках Международной научно-общественной конференции «70 лет Пакту Рериха» в залах Музея экспонировалась выставка «Земная и космическая живопись Алексея Леонова», вызвавшая у публики огромный интерес. Л.В.Шапошникова, отмечая уникальность и значимость экспозиции, обращала внимание на то, что выставка по-новому раскрывала красоту нашей планеты, представляла ее глазами очевидца и передавала в красках одухотворенное пространство мироздания, каким его увидел и прочувствовал житель Земли.

Большую радость Алексею Леонову доставляли выставки детского рисунка «Объединенные космосом» в Музее имени Н.К.Рериха, организованные Общественным благотворительным фондом «Взгляд Ребенка», Международным Центром Рерихов и НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина при поддержке Мемориального музея космонавтики. Во Всероссийском конкурсе принимали участие дети из Москвы, Московской области и разных регионов России. Алексей Архипович с удовольствием подписывал почетные грамоты маленьким победителям конкурса. Было важно, что юных авторов интересовала не только внешняя красота и необычность космических миров, но и то, что они пытались постичь законы мироздания и почувствовать себя частью бесконечного мира.

По мнению исследователей, отдельного внимания заслуживает взгляд Леонова на проблему космоса, восприятие человека как части Вселенной. Уникальный опыт и мировоззрение таких представителей научной космонавтики, как Алексей Леонов, обладающих творческим даром, интуитивно ощущающих свое неразрывное единство со Вселенной, способствуют формированию космического миропонимания и новых подходов к познанию Вселенной и человека. По мнению космонавтов, космическая деятельность – это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления. «Придет время, – писала Елена Ивановна Рерих, – и наука о мирах дальних, так мало сейчас ощутимая, будет захватывающе интересной и близкой нашему сознанию, станет осязаемой. Мы поймем всю нашу зависимость обоюдную от этих дальних и близких миров. Единство Космоса с человечеством станет истиной неоспоримой, и такое осознание преобразит жизнь мыслящего человека. И к такому продвижению приблизят нас лаборатории новых ученых-искателей, смелых и нашедших в себе сокровище психической энергии».

Подготовила Нина Игнатова

Предлагаем вашему вниманию одну из глав книги воспоминаний Алексея Леонова «Время первых. Судьба моя – я сам…».


*  *  * 

Алексей Леонов

Сердце художника

Меня назвали Алексеем Архиповичем в честь отца – Архипа, деда – Алексея и Святого Алексея. Ведь когда я родился в 1934 году, был праздник Алексея – божьего человека. Тогда церковные праздники давно не отмечали, все уже были безбожниками. В сельской церкви устроили клуб и танцы. Но мама сказала: «Алексей – божий человек, и это имя сыну больше всего подойдет. Сердцем чувствую».

Если бы любовь к небу и космосу не переборола во мне любовь к рисованию, я точно стал бы художником. Помню, маленький был – рисовал постоянно, а сестра Раиса меня поддерживала и защищала: «Пусть рисует, у Лёни – дар божий».

Не знаю про божий дар, но зов неба я, мальчишка с сердцем художника и мечтами о путешествиях, почувствовал еще в родной Листвянке. Потом в моей жизни много лет был космос. И в творчестве был только космос.

Мои космические работы сделаны по замерам приборов, которые я сам сконструировал и сделал. Только одну работу «Здесь родилось человечество» я сделал несколько утрированно. У меня в альбоме есть описание, как я снимал цветовые характеристики, каким прибором что я делал. Достоверность цветов – порядка 70–75 процентов. Никогда никакой фотоаппарат этого не сделает: хочешь получить звезды – Земли не будет. Землю снимаешь – горизонта нет. К тому же меняется там все настолько быстро – восемь километров в секунду. Я четко классифицировал цветовые характеристики вокруг Земли. Вокруг нашей планеты мной был описан голубой пояс – продукт деятельности человека. Через него просматриваются только красные звезды. Потому что проходят только длинные волны. А дальше звезды голубые, белые… Мы на Земле с хорошим зрением видим звезды только 4-й величины, а в космосе это ограничение снимается, и человек видит звезды 6-й величины. И там звездное небо совершенно другое.

Я цвет определял по цветовому треугольнику с соответствующей фиксацией времени и координат пролета точки. Потом, уже на Земле, я все расшифровывал. У меня была идея создания карты по истинным цветовым характеристикам, так как все цвета у нас придуманные. Она должна была стать основой моей докторской диссертации. Но я мало сделал замеров, поскольку полеты были непродолжительными, а нужны были сотни измерений. Я отдал это своим младшим товарищам, но они не потянули. Просто у них нет такого отношения к восприятию цвета, как у меня. А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил всё на колеры Рокуэлла Кента и Николая Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь, то есть переходишь со света в тень – это Кент, а в обратную сторону – Рерих и его гималайский цикл.

В полетах я черпал вдохновение, воссоздавая столь непохожие на земные цвета космоса. Эти космические цвета захватили мое воображение. Когда я уже был в отряде космонавтов, у меня появилось желание создать цикл картин о космосе и завоевании его человеком. На борт «Восхода-2» я взял с собой цветные карандаши, и мне удалось выкроить несколько минут, чтобы зарисовать виды, которые произвели на меня наибольшее впечатление. При этом меня вдохновляло сознание того, что в этой области живописи я был первым. Я рисовал Солнце и Землю, и когда это делал в полете, во мне рождалось такое чувство, будто я – космический Микеланджело!.. И думал, как бы он это все сделал. Он на земле неповторим, а в космосе нашел бы то, что мы никто никогда не найдем.

Во время своих космических полетов я нередко вспоминал произведения Куинджи, Василия Верещагина…

Это же потрясающе! Мне первому из землян удалось увидеть наш Земной шар не через иллюминатор, а в свободном парении с высоты пятьсот километров. Никакая, даже самая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты. Я выполнил много измерений цветовых и световых явлений, их угловые размеры, кривизну горизонта и толщину атмосферы, наблюдал и зарисовал солнечную корону. Все это я потом использовал в своих картинах, поэтому изображенное там высоко достоверно.

Более тридцати лет, наряду с основной работой, я трудился над живописным космосом: иногда то, что получалось, нравилось, но чаще я не был удовлетворен – уж очень неподатлив оригинал и беспределен в формах и цветоощущениях. Но все же я ближе к истине, чем другие художники, потому что я видел в натуре то, что потом изображал.

Вообще я считаю себя не любителем-дилетантом, а настоящим профессиональным художником, хотя и не имею диплома об окончании художественного учебного заведения. Ведь можно иметь соответствующий диплом и вместе с тем не быть в своем художественном творчестве профессионалом.

В 1966–2000 гг. у меня прошли персональные выставки в Москве, Белграде, Париже, Вене, Лас-Вегасе… В настоящее время мои картины находятся в музеях и частных коллекциях Германии, США, Чили, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, а также в Калининграде, Астрахани, Владимире, Гагарине и других городах России.

Сейчас, когда я на пенсии, для меня предпочтительнее всего профессия художника, хотя, по правде говоря, мне до сих пор ночами то и дело снится, будто летаю – то на самолете, то на космическом корабле.

Вот я и живу такой «двойной» жизнью: одна ее половина принадлежит небу, космонавтике, а другая – земле, живописи. Всего я написал около двухсот картин. В 1965 году меня приняли в Союз художников СССР, а с 2004 года я – почетный член Российской академии художеств. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым мы создали ряд почтовых марок на космическую тему.

Интересно, что в 1965 году при приеме в Союз художников СССР председатель этого союза Екатерина Федоровна Белашова назвала меня лучшим космонавтом-художником и лучшим художником-космонавтом.

Космические пейзажи очень красивы, но все равно земные – гораздо более многообразные. Пусть в космосе каждую секунду что-то меняется, на Земле все-таки лучше. Постепенно я начал рисовать не только ракеты, но и корабли, просто пейзажи. Я много копировал Айвазовского, Шишкина, других художников. Очень люблю Айвазовского, его морские бездны, корабли, терпящие бедствие, прибрежные пейзажи… У него на картинах запечатлены корабли, и, рассматривая именно его живописные полотна, начинаешь понимать, как много значит в искусстве точное знание предмета.

У меня теперь тоже много сделано работ на морскую тематику. Однажды я совершенно случайно оказался в городе Хеда, расположенном на берегу океана, недалеко от Токио. Туда в 1854 году пришел из Кронштадта фрегат «Диана» с первым нашим послом, адмиралом Путятиным. И на рейде корабль был разрушен цунами. Остались там наши моряки. Из обломков они стали строить новый корабль, построили хорошую двухмачтовую шхуну водоизмещением порядка ста тонн. Интересно, что конструктором был Александр Федорович Можайский, тогда капитан 3-го ранга, который потом сделал первый российский самолет. Вместе с японскими рабочими они сделали шхуну, назвали ее «Хеда», и вот оставшаяся команда, шестьдесят человек, ушла во Владивосток.

Я вырос в Калининграде, я видел парусники многих стран, собрал много литературы, а история с Дианой меня поразила. Я нашел чертежи фрегата «Диана», восстановил полностью такелаж на чертежах и сделал картины: «Диана в Балтийском море», «Шторм в Северном море», «Диана в Тихом океане», «Диана в Индийском океане»… Дальше – «Разрушение Дианы» и как на «Хеде» моряки российские возвращаются во Владивосток. Получилась целая серия картин – вот у меня откуда такое отношение к парусу.

Я всю жизнь занимаюсь исследованиями и знаю много замечательных кораблей. И «Седов», и бриг «Товарищ», и «Крузенштерн», это чудо крылатое – корабли, которые сейчас мы уже не построим. Сейчас у нас утеряно все, что делали раньше. «Меркурий» во Владивостоке, «Седов» и «Крузенштерн» – вот там ребят чему-то учат. Но ведь это суда не наши – постройки Германии, переданы нам по репарациям. А мы не строим… Восстановили, по-моему, «Орел» в Санкт-Петербурге – хорошую сделали копию, но ведь это один корабль на всю страну! По технологии парусник построить гораздо сложнее, чем сделать железный корабль. Даже на «Крузенштерне» железные мачты и двигатели помимо парусов, а это уже совсем другой настрой экипажа. Он понимает, что в случае чего можно паруса смайнать и пойти под двигателями.

У меня есть картина, на которой изображен корабль «Космонавт Юрий Гагарин». Таких кораблей – водоизмещением в 45 000 тонн – в мире не было. Он больше, чем «Титаник» или «Куин Мэри». Но «Куин Мэри» сейчас стоит в Лос-Анджелесе, а наш корабль друзья из Украины отогнали в Индию и распилили на металлолом по цене в 120 долларов за тонну. Это был уникальный корабль. Я долго над ним работал по чертежам. Я хочу, чтобы люди знали, что у нас было, и что мы по дури потеряли. Много на этом честные люди не заработали. Заработали те, кто запачкал, как говорят на Украине, свои руки салом. Это очень обидно, но люди должны знать этот корабль, и я его изобразил на своей картине.

Наверное, как бы ни была прекрасна Земля из космоса, какие-то подробности нашей жизни на планете трогают сердце острее, чем самые величественные виды. Одна из моих картин называется «Отчий дом». На обороте этого холста я сделал приписку: «Был построен дедом и отцом в 1926 году, отобран в 1936 советской властью». Эту картину я написал, когда в очередной раз, в середине 2000-х, приезжал на Родину. Есть у меня картины «Река детства», «Дом детства»… В них вроде бы ничего такого нет, но они пережиты душой. Я их писал по-другому, и мне хотелось бы, чтобы люди увидели лирику ребенка. От них становится печально и радостно…

Я, когда ушел из армии, получил участок земли, и в 1992 году начал строить дом рядом со Звездным городком. Построил. Там, в мастерской и кабинете, провожу все свободное время. Его у меня не так много. Одним нравится теннис, другим – вальс или шахматы. Я же трачу практически все мое свободное время на рисование. Вот и сейчас у меня в работе две картины. А еще у меня дома есть картина, которая называется «Беловежская пуща». Я хочу изобразить то, что произошло в 1991 году. У меня изображен глухой лес, подгрызенный стог сена заваливается на бок и три зубра. Эти зубры соответствуют трем людям. Я уже много лет пишу картину. Хочется, чтобы она была настораживающей и не страшной, и чтобы зубры походили один на Кравчука, другой на Ельцина, а третий на белорусского лидера. Я все равно картину доделаю…

Теперь я больше не рисую космос… Свои впечатления о космосе я уже передал. В последние годы больше пишу природу – душе приятнее. Живопись всегда была для меня зоной отдыха. Я приходил и включал себе другой мир. Хотя мне не нравится то, что я сделал, и считаю, что можно сделать лучше. Сначала нравится, потом нет. Такая вот жизнь творческого человека.

Леонов А. Время первых. Судьба моя – я сам…
М.: ООО «Издательство АСТ», 2017.
(Серия «Современные биографии»).




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007