Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
01.07.2024

Презентация книги Л.В. Шапошниковой «Николай Рерих» на книжном фестивале «Праздник книги» в Великом Новгороде


20240701_top.jpg


С 14 по 16 июня 2024 года в самом центре Великого Новгорода на площади Победы-Софийская состоялся «Праздник книги» ежегодное мероприятие с участием ведущих издательств России. В этом году «Праздник книги» впервые прошел в формате открытого книжного фестиваля, который стал частью проекта «Читающая Россия» при поддержке Российского фонда культуры, Министерства культуры Российской Федерации и национального проекта «Культура». Проект был реализован благодаря гранту, предоставленному ООГО «Российский фонд культуры».

Книжный фестиваль объединил свыше 100 издателей, в том числе из Белоруссии, писателей и, конечно, читателей. Более 8 тысяч новгородцев и гостей города посетили главное литературное мероприятие региона.

На церемонии торжественного открытия с приветственным словом к участникам фестиваля обратились: заместитель министра культуры Новгородской области О.В.Алфимов; директор Новгородской областной универсальной научной библиотеки И.А.Морозова; генеральный директор Новгородского областного театрально-концертного агентства В.А.Ян; директор ассоциации книжных фестивалей проекта «Читающая Россия» М.В.Фаустов; председатель НРОООО «Союз писателей России» С.И.Симоненко.

Под аплодисменты горожан памятные подарки получили отличники Тотального диктанта–2024, самые грамотные люди Великого Новгорода. Особую атмосферу празднику придавали музыкальные выступления участников VIII Международного фестиваля музыкальных древностей «Словиша» и XXII Международного фестиваля искусства и ремесел «Садко».

На торговых рядах, которые разместились на площади, была представлена книжная продукция разных направлений: классическая, академическая, современная проза и поэзия российских и зарубежных авторов, книги по искусству и краеведению, огромное количество литературы для детей от издательств «Паритет», «Аврора», «Книжный мир», «Речь», «Издательский дом Мещерякова» и многих других. Их представители общались с покупателями и анонсировали новинки. В ходе благотворительной акции «С книгой открываем мир!» были собраны книги в подарок для Регионального штаба Комитета семей воинов Отечества по Новгородской области, а также для Автономной некоммерческой организации помощи людям с синдромом Дауна «Дом солнца».

На «Праздник книги» приехали мастер детектива Александра Маринина, прозаики Роман Сенчин, Илья Кочергин, Евгений Кремчуков, Александра Шалашова, Ислам Ханипаев, Михаил Турбин, поэты Данил Файзов, Николай Звягинцев и Юрий Цветков, детская писательница и поэтесса Анастасия Строкина, историк спорта Станислав Гридасов, драматург и сценарист Ярослава Пулинович и другие.

В течение трех дней на фестивале работали лектории, в которых проходили презентации книг, встречи с авторами, развлекательные мероприятия для детей.

15 июня 2024 года в рамках лектория № 1 состоялась презентация книги академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «Николай Рерих», изданной в серии «Жизнь замечательных людей» к юбилею великого русского художника, просветителя и общественного деятеля. Зав. отделом литературы по искусству Новгородской областной универсальной научной библиотеки Антонина Юрисовна Иваненко открыла работу лектория и предоставила слово Лилиане Дмитриевне Палей, руководителю Новгородской группы друзей МЦР. В начале прозвучали слова благодарности в адрес Новгородской областной библиотеки за приглашение участвовать в книжном фестивале «Праздник книги» и за возможность презентации книги.

Порадовал тот факт, что Великий Новгород не остался в стороне от празднования юбилейных дат этого года: 150-летия и 145-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и Елены Ивановны Рерих (1879–1955), 120-летия Святослава Николаевича Рериха (1904–1993), младшего сына выдающейся семьи. В течение месяца новгородцы могли посетить выставку Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», где на красочных стендах и репродукциях на холсте представлено путешествие Н.К.Рериха по древнерусским городам в 1903–1904 годах.

Еще один культурный проект – совместное издание МЦР и издательства «Молодая гвардия» книги «Николай Рерих» Л.В.Шапошниковой. Трудно передать масштаб личности автора, которая с фотокамерой в одиночку прошла маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (исключая Китай). Ученый-индолог, лауреат Международной премии имени Дж.Неру, философ, писатель-автор 36 книг и более 500 статей, посвященных культуре, истории народов Индии и творческой деятельности семьи Рерихов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, академик РАЕН и РАКЦ, удостоенный государственных и международных наград, создатель и генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве.

Главная страница жизни Л.В.Шапошниковой началась со знаменательной встречи с младшим сыном Рерихов – Святославом Николаевичем – в 1968 году в Бангалоре. Затем последовали 30 лет дружбы, тесного общения и сотрудничества. Святослав Николаевич выбрал Людмилу Васильевну своим доверенным лицом, поручил доставить наследие семьи Рерихов из Индии в Россию и создать общественный Музей имени Н.К.Рериха. Она превосходно выполнила эту миссию.

Международный Центр Рерихов осуществляет многотомное издание «Воин Света», посвященное памяти Л.В.Шапошниковой. Вышел двухсерийный документальный фильм режиссера В.Шатина с таким же названием. Ученые Крымской обсерватории назвали в ее честь малую планету «Lyudvasilia».

После просмотра небольшого фрагмента фильма Л.Д.Палей предоставила слово руководителю отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, кандидату педагогических наук Любови Владиславовне Хоменок.

Она отметила замечательную возможность провести презентацию книги в Великом Новгороде, чудесном древнем городе, в котором неоднократно бывал Н.К.Рерих и писал о нем. Великий русский художник не только создал более 7 тысяч картин, но и оставил несколько томов литературного наследия, осуществил ряд экспедиций, в том числе самую масштабную из них – в Центральную Азию. Он был историком и археологом, культурным и общественным деятелем. Среди огромного количества литературы и публикаций о Рерихе очень мало достойных книг, которые по-настоящему раскрывали бы масштаб этой личности. Л.В.Шапошникова действительно мощно и всесторонне выполнила эту задачу в своей работе.

В серии «ЖЗЛ» эта книга о Рерихе не первая. В1974 году отмечался 100-летний юбилей художника и в его преддверии, в 1972-м, вышла книга известного рериховеда П.Ф.Беликова и искусствоведа В.П.Князевой. Павел Федорович Беликов всю жизнь собирал материалы о семье Рерихов, переписывался с Николаем Константиновичем и Святославом Николаевичем. Но тогда, в советское время, Беликов не мог многого рассказать о Рерихе. Уникальность подхода Людмилы Васильевны Шапошниковой в том, что в своей книге она рассматривает творчество Н.К.Рериха с позиции его мировоззрения – Учения Живой Этики, философии космической реальности, и раскрывает культурно-духовную миссию художника.

Книга состоит из трех разделов: «Вехи», «Меч мужества» и «Дозор». Раздел «Меч мужества» посвящен Центрально-Азиатской экспедиции, одному из главных событий в жизни Рерихов.

Первая часть книги, «Вехи», начинается необычно: не с рождения и детства Николая Константиновича. Она начинается с главы «Город», в которой Людмила Васильевна пишет о блокаде Ленинграда, о времени его основания и особый акцент делает на малоизвестных страницах истории этого города, связанных с царствованием Екатерины II. Автор увлекательно раскрывает метаисторическую цепь событий и подводит читателя к мысли о том, что Николай Константинович не случайно родился именно в Санкт-Петербурге и формировался как личность в этом творческом пространстве. И в названии имения родителей Извара («Ишвара» – бог, владыка), и на картине «Канченджанга», которую подолгу рассматривал мальчик, уже звучала Индия. Археология, Восток, путешествия, живопись – вот основные направления творческих исканий Рериха. Раннее увлечение археологией, а первые свои раскопки под руководством Л.К.Ивановского он совершил в 9 лет, сформировало особенность его образного мышления как историка и художника. Окончив гимназию К.И.Мая, Рерих поступает сразу в два высших учебных заведения: Санкт-Петербургский университет и Императорскую Академию художеств, где обучается в классе Архипа Ивановича Куинджи. Несмотря на своего учителя-пейзажиста, Рерих дебютирует в жанре исторической живописи и пишет картины «Гонец» 1897, «Поход» 1899, «Заморские гости» 1901, «Город строят» 1901 и др. Людмила Васильевна Шапошникова называет его картины «репортажами из прошлого», где он смотрит на происходящее как очевидец и передает на своих полотнах историческую атмосферу той или иной эпохи.

Среди произведений, посвященных истории России, вдруг возникают картины, которые многим казались непонятными, поскольку в них чувствовались древние предания, образы и символы иной духовной реальности. Среди таких картин Людмила Васильевна выделяет три: «Сокровище Ангелов» (1905), «Владыки нездешние» (1907) и «Книга Голубиная» (1911).

Три эти сюжета – Мудрецы, Книга и Камень – проходят через все творчество Рериха. О сути этих картин и какую роль они играли в жизни Николая Константиновича, можно узнать на страницах книги Л.В.Шапошниковой.

Однако Рерих обращался не только к прошлому, он предвидел и будущее, создавая несколько циклов пророческих картин.

Первый из них написан в канун Первой мировой войны: «Небесный бой» (1912), «Ангел последний» (1912), «Меч мужества» (1912), «Вестник» (1914), «Град обреченный» (1914), «Дела человеческие» (1914). На картине «Короны» (1914) три короля борются между собой, а над ними вдаль уплывают три облака в виде корон. Как отмечает Людмила Васильевна, смысл этого полотна раскроется через несколько лет, когда война и революция сметет сразу три монархии – Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых.

Еще один пророческий цикл был создан перед Второй мировой войной: «Святогор» (1938), «Ковер – самолет» (1939), «Весть Тирону» (1940), «Богатыри проснулись» (1940), «Ковка меча» (1941), «Гессер-хан» (1941) и другие. Картина «Армагеддон» связана с библейским преданием о последней битве между силами Света и силами тьмы на поле под названием Армагеддон. Николай Константинович написал ее в 1936 году, а потом повторил в 1940 и в 1941 годах. Через несколько лет все, что изобразил художник, станет реальностью: пылающий город, уходящие люди, клубы дыма.

Следующий цикл создается во время Второй мировой войны: «Александр Невский» (1942), «Поход Игоря» (1942), «Борис и Глеб» (1942), «Единоборство Мстислава с Редедей» (1943) и другие. На картине «Победа» (1942), предвещающей грядущую победу России в Великой Отечественной войне, мы видим русского воина над поверженным драконом, хотя до победы остается еще три года.

Николай Константинович предчувствовал не только будущее человечества. В год окончания гимназии, в 1893 году, он написал «Детскую сказку», в которой предсказал события своей жизни. Среди богатых женихов царевна предпочла певца, который пообещал ей «дальний путь и веру в себя». Через несколько лет Рерих неожиданно встретил свою царевну из старинного аристократического рода Голенищевых–Кутузовых, Елену Ивановну Шапошникову. Современники единодушно отмечали ее красоту, ум, доброту, музыкальную одаренность и духовную утонченность. В гармоничном содружестве Рерихи пройдут все сложности жизненного пути и дальних путешествий, осуществят масштабные культурные проекты. Их талантливые сыновья, Юрий и Святослав, продолжат круг интересов родителей. Юрий Николаевич станет ученым-востоковедом с мировым именем, а Святослав Николаевич – выдающимся художником, ученым, педагогом, общественным деятелем.

Динамично и увлекательно Любовь Владиславовна Хоменок рассказала о Центрально-Азиатской экспедиции Рерихами в 1924–1928 годах, проходившей в тяжелейших природных и политических условиях (Индия и Тибет находились под надзором Англии), об основании в 1928 году и работе уникального научного учреждения – Гималайского Института научных исследований «Урусвати» в долине Кулу, о подготовке и подписании в 1935 году Пакта Рериха, первого Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Он лег в основу Гаагской конвенции 1954 года и заложил правовые основы деятельности ЮНЕСКО.

Недаром Н.К.Рериха, создавшего удивительную панораму великих Гималаев, называют Мастером гор. Во время Центрально-Азиатской экспедиции перед ним развернулась живописная картина культур народов Центральной Азии, которые в своей основе несут сокровенную традицию Востока.

Рерих понял и глубоко прочувствовал это. В 1924 году он написал цикл произведений «Его страна», связанный с легендарной страной Мудрецов которую называют Шамбала, и их подвигами во имя человечества. Л.В.Шапошникова отмечает, что с этим циклом связана и серия картин «Знамена Востока», созданная в те же годы. Она посвящена Великим Учителям человечества и духовным подвижникам. Среди них «Будда-победитель», «Моисей-водитель», «Знаки Христа», «Магомет на горе Хира», «Конфуций справедливый», «Сергий-строитель», «Лао-Цзы». По мнению Людмилы Васильевны, Рерих так создает эти образы, будто знает о них больше, чем кажется на первый взгляд. Третья серия картин, связанная с двумя предыдущими, называется «Майтрейя» и посвящена грядущему Будде Сострадания и Любви. Именно эту серию Николай Константинович привез в Москву в 1926 году и передал советскому правительству. Сейчас она находится в Нижегородском художественном музее.

Л.В.Хоменок подчеркнула, что где бы Рерих ни находился, он оставался пламенным патриотом своей Родины, верил в ее великое будущее. Глубоко почитая Святого Сергия Радонежского, который внес в жизнь России понятие Святой Троицы как символа «единства, побеждающего ненавистную рознь мира сего», Николай Константинович был последователем его идей и заветов. Л.В.Шапошникова в своей книге проводит параллель между Рерихом и Сергием Радонежским, говоря об их духовном сходстве и связи.

Всем, кто хочет узнать правду о жизни и деятельности Н.К.Рериха, поможет книга Людмилы Васильевны Шапошниковой. На всякие домыслы о сотрудничестве Рериха с какими-либо разведками она отвечает реальными документами.

Автор очень бережно относится к описанию картин, оставляя читателю место для собственных размышлений и исследований. А удивительный язык повествования буквально с первых строк захватывает и погружает читателя в особую атмосферу, заставляя забыть о времени и пространстве. Не случайно редактор «Молодой гвардии» ознакомившись с рукописью, произнес: «Обязательно будем печатать

От имени всех участников мероприятия Л.Д.Палей поблагодарила Л.В.Хоменок за содержательную и увлекательную презентацию книги Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих» и пожелала дальнейших творческих успехов. От имени Международного Центра Рерихов и Новгородской группы друзей МЦР памятное юбилейное издание было вручено представителю Новгородской областной универсальной научной библиотеки.

Книжный фестиваль продолжил свою работу, подарил всем участникам яркие впечатления и еще раз подтвердил, что книга – лучший подарок на любой праздник!


Новгородская группа друзей МЦР





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007