Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2024

23.10.2024

Вестник Красоты. К 120-летию Святослава Николаевича Рериха

   SNR.jpg  
   

23 октября 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (10/23.10.1904–30.01.1993), всемирно известного художника, ученого, философа, литератора, педагога, вписавшего, как и его отец, прекрасную страницу в историю русской и мировой живописи и культуры. Все творчество С.Н.Рериха, его научная, педагогическая, культурная и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Святослав Николаевич был убежден в действенной силе Красоты и считал, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь. «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом, – писал он. – Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Святослав Николаевич Рерих участвовал во всех акциях и проектах своей семьи. Как отмечала академик Л.В.Шапошникова в известном очерке «Философ реального Космоса»: «Два высоких источника – семья и духовная культура Индии – сформировали его человеческие качества. Гармоничное сочетание этих двух источников сотворило одну из великих личностей России и Индии».

В Индии Святослав Николаевич окончательно обосновался в 1931 году, переехав из США к своей семье в долину Кулу. Изучая культуру, искусство и философию Индии, творчески восприняв художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич создал множество замечательных полотен и получил признание как самобытный, оригинальный художник. Наряду с тематическими картинами и пейзажами он писал портреты, из которых нужно отметить портреты отца Н.К.Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича Девики Рани, известной индийской киноактрисы, на которой он женился в 1945 году. Изумительно прекрасны созданные им портреты Елены Ивановны Рерих. Один из них, созданный Святославом Николаевичем в 1937 году, был спасен благодаря усилиям Международного Центра Рерихов и продемонстрирован в День Учителя 24 марта 2011 года в общественном Музее имени Н.К.Рериха.

Как и все Рерихи, Святослав Николаевич любил Россию, ее культуру и был убежден в высокой миссии нашей страны, в ее исключительной, по сути космической роли. «Россия – это пространство будущего», – говорил он.

Живя долгие годы в Индии, Рерихи работали для России и ее народа. Родине они завещали и свое творческое наследие, которое в 1990 году Святослав Николаевич передал в Россию. Именно Святослав Николаевич заложил первый камень в основание уникального Музея имени Н.К.Рериха в Москве, который стал центром духовного притяжения разных народов.

Еще в 1987 году в СССР состоялось заседание Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха с участием С.Н. и Д.Р.Рерихов, на котором обсуждалась возможность создания в Москве Музея, посвященного Н.К.Рериху.

1989 год знаменателен тем, что 29 июля, 35 лет назад, газета «Советская культура» опубликовала открытое письмо Святослава Рериха «Медлить нельзя!», адресованное советской общественности, с изложением концепции Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Отмечая, что «центр – это порождение нового времени, новых задач», Святослав Рерих писал: «Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации. <…> Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей».

В том же году по инициативе С.Н.Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (СФР) и принято решение об организации, согласно концепции Святослава Николаевича, общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. На пост директора Музея С.Н.Рерих выдвинул кандидатуру Л.В.Шапошниковой, ученого-востоковеда, индолога, писателя.

Для размещения СФР и Центра-Музея Святослав Николаевич осмотрел в Москве ряд зданий и остановил свой выбор на усадьбе Лопухиных, который был закреплен соответствующим постановлением Исполкома Моссовета.

7 мая 1990 года специальным авиарейсом из Индии в Москву Л.В.Шапошникова доставила уникальное наследие Рерихов – архив, библиотеку, картины, реликвии, личные вещи, а также урны с прахом Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.

Еще до прекращения существования СССР, 20 сентября 1991 года по инициативе Святослава Николаевича СФР был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР), ставший правопреемником Советского Фонда. Тогда же Святослав Николаевич был избран бессрочным почетным президентом МЦР.

Не теряя времени, в октябре 1992 года МЦР провел первую Международную общественно-научную конференцию, посвященную 90-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. С тех пор такие форумы стали проходить в МЦР ежегодно. По традиции 9-10 октября этого года в честь юбилеев Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и С.Н.Рериха прошла уже 33-я Международная научно-общественная конференция «Для народа русского мы трудились».

Основу общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР составило многогранное культурное наследие Рерихов. Центральное место в наследии принадлежит философии космической реальности – Живой Этике. Первое открытие Музея в усадьбе Лопухиных прошло 12 февраля 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих. Второе открытие Музея состоялось 30 лет назад в октябре 1994 года после реставрации первого этажа главного здания усадьбы Лопухиных. Наконец 9 октября 1997 года в день рождения Николая Константиновича Рериха МЦР осуществил третье открытие общественного Музея с постоянной экспозицией в главном здании усадьбы Лопухиных, отреставрированном за счет народных пожертвований и средств меценатов.

Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражала ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников. Наследие Рерихов в полной мере стало общедоступным для обозрения, научного исследования и популяризации. Именно использование новых подходов без ведомственных барьеров, широкая культурная инициатива и сотрудничество с международным сообществом позволили создать уникальный научный и культурно-просветительский Центр нового типа, признанный во всем мире. Сотни тысяч людей из разных регионов России и зарубежных стран побывали в Московском Музее имени Н.К.Рериха, наполняясь радостью от прикосновения сердец к бесценному рериховскому наследию, бережно хранимому в общественном Музее.

Долгие годы Международный Центр Рерихов вынужден был отстаивать свою независимость и право на существование общественного Музея имени Н.К.Рериха. Деструктивные действия руководства Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока, противоправные события 7–8 марта и 28–29 апреля 2017 года, рейдерский захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов поставили усадьбу, уникальный Музей и само наследие на грань гибели. Замечательная, единственная в своем роде экспозиция и дорогостоящее оборудование общественного Музея были варварски разрушены и его работа остановлена. Примечательно, что под покровом ночи 1 мая 2017 года представители Государственного музея Востока сняли с флагштока на территории усадьбы Лопухиных Знамя Мира – отличительный флаг Пакта Рериха, призванный охранять мировое культурное наследие и сам Музей Н.К.Рериха. Эти оскорбительные невежественные акты по отношению к всемирно признанным деятелям культуры и миротворцам невозможно прикрыть любыми будто бы почтительными словами в их адрес. Бездарная подмена общественного Музея имени Н.К.Рериха выставкой Музея Востока в павильоне № 13 на ВДНХ не способна создать подлинный культурный центр просвещения и искусства и лишь подчеркивает факт грубого нарушения воли Святослава Николаевича Рериха и прав Международного Центра Рерихов.

Сохранение наследия семьи Рерихов, которое сегодня незаконно удерживается Музеем Востока, несмотря ни на что возможно и, несомненно, будет возвращено его законному владельцу – Международному Центру Рерихов для возрождения в усадьбе Лопухиных общественного Музея имени Н.К.Рериха согласно воле дарителя наследия Святослава Николаевича Рериха. Восстановление Музея откроет для России новые перспективы для гармоничного развития всех сторон ее общественной жизни. Можно быть уверенным, что в Новой России процветут храмы искусства и науки, в том числе и Центр-Музей имени Н.К.Рериха, устремляющие народные силы для культурного строительства и созидания одухотворенной Красоты.

В день рождения Святослава Николаевича Рериха мы имеем возможность еще раз с особой благодарностью вспомнить главные вехи его жизненного и творческого пути, прикоснуться к его научным, философским и художественным работам. Он многое сделал для укрепления дружбы между народами Индии и России, для дела мира на нашей планете. Вдохновенное творчество и культурная деятельность Святослава Николаевича свидетельствуют о его преданном служении общему благу во имя прекрасного будущего.

Завершился земной путь Святослава Николаевича Рериха 30 января 1993 года в Бангалоре. Он завещал похоронить себя на Родине, в Санкт-Петербурге. Однако, как сообщала «Российская газета» в статье «Мир вам, вестники Шамбалы», «похороны выдающегося русского художника и индийского общественного деятеля Святослава Рериха» состоялись по православному обычаю «в фамильном имении “Татагуни” на окраине Бангалора».

В свой последний приезд в Россию в одном из интервью Святослав Рерих говорил: «Чтобы земные построения и усилия человека стали величественными и прочными, они должны проникнуться осознанием вечности. Беспредельность и вечность – это не какая-нибудь фантазия, а реальность, которая нас окружает и которая в конечном счете и подымет и вдохновит нас во всех наших делах и начинаниях».

 

Н.К. Рерих

Святослав

   Portret_SNR.jpg  
   

Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому еще более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.

Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж – во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.

В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда малознающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирожденный композитор выразит это свое качество решительно во всем. Он «увидит» портрет. Он возьмет человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт, и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.

Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: «Если Ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться». В этой истории подчеркнуто, насколько каждая часть картины является ее нераздельным существенным выражением.

В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.

Брюллов говорил: «Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место». В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и все. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски, и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.

Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остается благородною преемственностью.

Так же, как неотменна Иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия.

«У чистых все чисто» – говорит Апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нем, творить светлое будущее.

Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас все лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста.

Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины – в них именно выкованы симфония и гармония. Все безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. Именно не посмело. Ведь пошлость может вползти в каждую щель, если по какой-либо неосмотрительности будет допущена трещина.

Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукою творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят еще одно светлое творение в многообразие бытия.

Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Кто же разобьет светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творением мы еще раз любим все Высшее, мы еще раз складываем прекрасную молитву духа. Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями.

Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное.

22 мая 1935 г. Цаган Куре

Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М., 1995. 


С.Н. Рерих

ПУТИ В НОВЫЙ МИР

Выступление в Центральном лектории общества "Знание" 30 октября 1984 г., Москва

Я очень счастлив быть здесь сегодня, встретить вас и сказать, как я тронут всем, что видел на нашем юбилее. Ваше сердечное отношение к нашей семье для меня чрезвычайно дорого и ценно.

Всегда во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях по всему миру мы никогда не переставали думать о России – нашей Родине. Николай Константинович работал для той новой жизни, которая создается на Родине. Он нес свой призыв по всему миру, вкладывая в него свою глубокую любовь к Родине. И должен сказать, что очень, очень многие его слушали. Он нес человечеству дружбу через врата Культуры – ту истинную дружбу, в которой человечество так нуждается.

Николай Константинович, как вы может быть знаете, с самого начала нашего века мыслил об охране памятников Культуры. Эта мысль всегда проходила красной нитью через всю его жизнь. В путешествиях по России, где он объехал столько древних городов, создавая так называемую "архитектурную серию", он вложил в нее то чувство, что памятники России нужно сохранить для будущего, как и памятники всего мира.

Во время Первой мировой войны, вы знаете, сколько было разрушений. Тогда не щадили замечательные памятники Западной Европы и много было уничтожено, потеряно. Николай Константинович выступил с призывом охранить памятники. Затем, продолжая свою другую работу, он предложил всем странам Пакт об охране памятников всего человечества. Провести в жизнь эту идею было не так просто, было даже сопротивление. Оно исходило не от военных – наоборот, они приветствовали Пакт. Сопротивление шло из всевозможнейших других кругов, которые боялись, что этот Пакт может усложнить войну. Вспомним основоположника Красного Креста Дюнана, который тоже много лет положил на то, чтобы провести свою гуманную идею в жизнь. Он работал с самого начала в обстановке таких сложных конфликтов и даже был посажен в тюрьму. Теперь, когда мы видим Красный Крест, мы все с уважением принимаем этот гуманный символ. Но было время, когда люди опасались его и думали, что он может как-то осложнить жизнь. Когда Николай Константинович предложил Пакт, то большинство стран откликнулись: все были готовы обдумать и принять этот план.

Николай Константинович никогда не думал, что договорами можно остановить человечество от разрушений. Но он верил, что если мы будем воспитывать человечество, прививать мысль, что есть ценности, общие для всех стран мира, то постепенно люди привыкнут к этому так же, как привыкли к Красному Кресту. Пакт Николая Константиновича – пробный камень единения человечества и должен послужить расцвету Культуры. Этот Пакт прошел через несколько этапов.

Перед своей поездкой в СССР я просматривал отчеты международных конференций Пакта. И я поражен красивыми мыслями, которые там изложены, тем, что думали и выражали очень многие выдающиеся люди эпохи. Нашел я и приветствие маршала Лиотея, где он горячо поддерживал этот пакт и говорил, что мы все будем думать о том, как оградить человеческое сердце от мыслей о войне. Как видите, один из самых больших маршалов Франции понимал, что надо ограждать человеческое сердце от мыслей о войне через культурные ценности.

Теперь, когда над нами нависли темные тучи человеческого недоверия, человеческой зависти, недомыслия, мы должны вспомнить всех тех, которые уже говорили о единении, которые мечтали о нем и хотели дать человечеству нечто более совершенное, чтобы оградить жизнь и будущие поколения. Будем надеяться, что эти мысли, высказанные многими выдающимися людьми, действительно опять найдут воплощение в нашей жизни. И мы будем с благодарностью вспоминать тех, кто писал такие строчки, думал об этом и был готов помочь в этом прекрасном деле.

Нужно собрать эти высказывания и широко опубликовать. Мы должны их помнить и стараться провести в жизнь. Я знаю, что советское правительство, руководство нашей страны готовы и хотят найти пути, которые помогут человечеству разогнать темные тучи. Я надеюсь, что это придет, что мы сможем нашими общими усилиями и мыслями развеять эти темные нависшие грозовые тучи. Будем все вместе стараться объединиться в наших мыслях.

Лично я, как Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич – мы все верили в силу мысли – эту замечательную энергию, которая наполняет нас всех, но которую нужно вызвать, для того чтобы она действительно запечатлелась. Я верю, что торжество мира должно настать, что придет мир во всем мире и на Земле наступит новый период, что мы находимся в его преддверии и выйдем из этого темного цикла, который в древней Индии назывался Кали Югой, и перейдем в счастливый период Сатья Юги.

Николай Константинович, Елена Ивановна и все мы имели тесную связь с Востоком. Я и сейчас там живу, много путешествую; я нашел в Индии как бы вторую родину. Я полюбил индийский народ. Полюбил его потому, что узнал его. Для того, чтобы кого-либо полюбить, надо его знать, подойти доброжелательно к человеку, к людям.

Индия – богатейшая страна во всех отношениях. Она очень быстро развивается и несомненно станет одной из ведущих стран. Говорят, делаются подсчеты, что к двухтысячному году Индия будет иметь один миллиард сто пятьдесят два миллиона человек. Это очень большая цифра. Богатства Индии, те основные богатства, которые еще не разработаны, позволят прокормить ее многочисленное население. Но, конечно, есть и трудности в жизни людей Индии. Ей завидуют многие ее соседи, хотят поработить. Извне идет активная подрывная деятельность.

Дружба Индии с Советским Союзом – это великий факт. Они так расположены географически и имеют так много точек соприкосновения, что именно здесь мы находим опору, щит против происков тех, кто не понимает всех глубин действительности.

Индия – страна большой древности, большой мудрости. Индийская мысль зародилась и пришла из самого отдаленного древнего времени. Недаром Пифагор, Аполлоний Тианский и другие ходили в Индию искать мудрости. Они бы не пошли в Индию, если бы не были уверены, что Индия им это даст. Тогда сообщение было трудным, сложным, но, несмотря на это, они шли учиться и найти что-то новое.

Если мы ознакомимся с древней литературой Индии, с глубокой индийской мыслью, то увидим, как индийский народ с самых ранних времен погружал свои мысли в великое пространство Вселенной. Он понимал многое из того, что мы начинаем понимать теперь.

Как и Николаю Константиновичу, Елене Ивановне была очень близка философия Индии. Она ее изучала и, я бы сказал, не было такого уголка в этой замечательной мозаике, который бы она не исследовала. Интерес к индийской философии соединял всю нашу семью. Юрий Николаевич, мой брат, был востоковедом. Он имел замечательные знания, которые, к сожалению, пресеклись преждевременной смертью. Если бы он остался с нами, он смог бы еще очень многое передать.

Жизнь нашей семьи – это была жизнь в труде. Все мы каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим.

Николай Константинович был примером для каждого. Это образ того совершенного человека, к которому в свое время стремился Конфуций. Большой совершенный человек. И это тот образ, к которому мы должны стремиться, чтобы создать пути в будущий новый прекрасный мир. Будем стараться всеми силами найти эти пути благословенные, пути Красоты и Совершенства. Будем думать о совершенном человеке, каким он будет. Трудно ожидать каких-то результатов мгновенно. Но если все устремимся и будем думать о прекрасном в жизни, увидим, какими быстрыми шагами мы все, человечество, пойдем вперед. Главное – надо устремиться. Устремление – это та энергия, которая теперь необходима. Выберем себе идеалы, к которым будем стремиться и воспитывать так же наших детей. В этом мы возвращаемся к древнему эпосу, когда создавались образы больших героев, которых все знали, почитали. И даже если народ был неграмотным, он знал эти великие основы, вышедшие из его недр. Эпос народов мира играл в воспитании решающую роль. Будем тщательно охранять вехи, которые оставило нам человечество, думать и строить нашу жизнь по этим замечательным заповедям.

В заключение должен сказать, что лично я стараюсь провести в жизнь заветы Николая Константиновича, Елены Ивановны и то, к чему стремился Юрий Николаевич... Мы должны думать о новом человеке, о тех прекрасных качествах, которые этот новый человек должен нести в себе и дать другим. Будем думать, что действительно это осуществится, и может быть в ближайшие годы мы увидим какие-то замечательные достижения и открытия, которые объединят, а не разъединят человечество. Сейчас же мы видим, что многие открытия, которые могли бы обогатить нашу жизнь, осчастливить человечество, по недомыслию идут на уничтожение человека. Это страшный парадокс, даже трудно себе его как-то объяснить. Человечество не понимает, что замечательные открытия должны служить ему, обогащать его, а не угрожать жизни.

Из книги:

С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 107–109.

 

Материалы по теме:

О Святославе Николаевиче Рерихе на сайте МЦР

Хронология жизни и творчества С.Н. Рериха

Основные труды С.Н. Рериха

Основатели Музея. Святослав Николаевич Рерих (1904–1993)

П.Ф. Беликов. Красота – закон творчества

С.Н.Рерих. К беседе с художниками

С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному

Святослав Николаевич Рерих и Болгария

Музей, который потеряла Россия (виртуальный тур)

С.Н.Рерих. Наше общее дело будет расти. Интервью «Советской культуре» (23 ноября 1989 года)

Людмила Шапошникова. Весть Красоты. Памяти Святослава Николаевича Рериха посвящается

Торжественное открытие конференции «100 лет со дня рождения С.Н.Рериха»

100 лет со дня рождения С.Н.Рериха. Материалы конференции (2004 год)

Л.В.Шапошникова. Вестник Красоты

Слово о Рерихах. Выступление Л.В.Шапошниковой на торжественном вечере в Колонном зале Дома Союзов 13.11.2004 года

К.А.Молчанова. Замечательная жизнь. Из воспоминаний о Святославе Николаевиче Рерихе

Вечер памяти Святослава Николаевича Рериха в Музее имени Н.К.Рериха, 30.01.2017

 

Фильмы о С.Н.Рерихе:

Композиция «Истина живет в Сердце» (из переписки С.Рериха и К.Кэмпбэлл)

Воспоминания Л.В.Шапошниковой о С.Н.Рерихе (запись 30.01.1994 года)

Святослав Рерих – Мастер, Сын Мастера (2004)

<Письмена. Николай и Святослав Рерихи (2004)

Музей имени Н.К.Рериха (2013)

Правда о Завещании Святослава Рериха. Фильм-расследование (2014)

История создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха (2020)




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов