Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
21.11.2024

Томские школьники прикоснулись к космосу русской поэзии


20241121_top2.jpg


15 октября 2024 года в актовом зале библиотеки томской школы «Перспектива» состоялась встреча с девятиклассниками, которую провел Сергей Скородумов, руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион». Мероприятие организовано благодаря усилиям сотрудника Томского Рериховского общества «Зов сердца» Наталии Валерьевны Исаковой.

«Перспектива» – это передовая школа в Томске. Ее официальное открытие состоялось 1 сентября 2018 года. Сегодня здесь обучается более 1400 учащихся, у которых есть прекрасные возможности для развития своих талантов и способностей. В школе имеется кабинет робототехники и микроэлектроники. Для углубленного изучения естественно-научных дисциплин оборудована теплица, лаборатория биотехнологии и аналитической химии с демонстрационным микроскопом, тренажером-манекеном по уходу за больным пациентом, оборудованием для выделения ДНК и другой техникой.

На встрече с учащимися «Перспективы» Сергей Скородумов рассказал о таком удивительном явлении русской культуры, как космизм, который ярко проявил себя в иконописи, в живописи, в науке и, конечно, в поэзии. Мастера слова через свой внутренний мир сумели отразить красоту и гармонию многомерного космического пространства. В их стихах ощущается единство Земли и Космоса, которое осуществляется в сердце и в сознании поэта.

Мысли о взаимосвязи человека и космоса встречаются в стихах Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. Е.А.Баратынского, А.А.Фета, К.Д.Бальмонта и многих других поэтов.

Сергей Скородумов подчеркнул, что слово имеет важнейшее значение. Николай Гумилев в своем стихотворении, которое так и называется «Слово», написал:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…


Огромную роль в русской культуре играет поэзия. «Поэт в России – больше чем поэт», – отметил Евгений Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой». И там же подчеркнул: «Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прообраз».

Порой мысли поэтов созвучат через века, приобретая новые оттенки. Михаил Юрьевич Лермонтов написал удивительно красивые строки:

…Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…


Наша современница русская поэтесса, переводчица и литературовед Зинаида Миркина так откликнулась на это стихотворение, немного переосмыслив его суть:

Всё дело в том, чтоб ни одной минуты
Не прекращать незримого пути,
Чтобы не дать кому-то и чему-то
От верной цели душу отвести.

Да, выхожу одна я на дорогу,
В пространство, потерявшее края...
И та пустыня, внемлющая Богу,
И есть душа открытая моя.


Говоря об истоках русской культуры, и космизма в частности, необходимо обратиться к образу выдающегося исторического деятеля XIV века Преподобного Сергия Радонежского. «Память о Сергии, – писала замечательный философ ХХ века Елена Ивановна Рерих, – не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником».

Рассматривая процесс формирования культурного поля России, академик РАЕН Людмила Васильевна Шапошникова также отмечает определяющую роль Святого Сергия в этом процессе.

Она пишет, что «…именно энергетическое поле Культуры, созданное Сергием, послужило дальнейшему развитию русской мысли. На этом поле в XIX веке вызрела та русская литература и то русское искусство, которые послужили импульсом для развития процесса, завершившегося Духовной революцией».

Об этом же говорил и русский философ Павел Флоренский. Он утверждал: «Русская книга, русская литература, вообще русское просветительство основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры».

Не вызывает сомнений, что зерно идеи общинности и всеединства было привнесено в пространство русской культуры именно Преподобным Сергием Радонежским. Эта идея через века расцвела в философии и литературе Серебряного века, напитала русскую общественную мысль.

«Взирая на единство Святой Троицы, преодолевать ненавистную рознь мира сего», – этот Завет Преподобного, который упоминает Павел Флоренский, предусматривает, говоря современным языком, преображение мира через человека по законам Духовного Космоса.

Тайна русского характера, высокая этика русской литературы, проблемы и образы жертвенной любви, сострадания, высшего устремления, духовные поиски, героизм, стремление к общинности ведут к образу Преподобного Сергия.

В работах наиболее талантливых передовых российских ученых первой половины XX века, таких как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и других, формировался новый подход к изучению мироздания и деятельности человечества в их неразрывной взаимосвязи. Ученые писали о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса. Эти мысли находили подтверждение в их научных открытиях.

Ученый-космист Александр Леонидович Чижевский, изучавший влияние Солнца на земные процессы, выразил свое мировоззрение в поэтических строчках «Мы дети Космоса»:

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…

И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества – от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.


Выдающийся поэт Арсений Тарковский интересовался русской философией Серебряного века, поддерживал знакомство и общение с академиком Владимиром Вернадским и даже считал его своим наставником. В стихах Тарковского мы ощущаем отражение идей всеединства Владимира Соловьева и ноосферы Владимира Вернадского. Поэт будто стоит «Посредине мира», между прошлым и будущим, и в то же время он – связующее звено между землей и космосом, между космосом человека и Вселенной.

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост —
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост…


Поэт Николай Заболоцкий переписывался с выдающимся ученым Константином Циолковским. В одном из своих писем великому космисту он написал: «Мне кажется, что искусство будущего так тесно сольется с наукой, что уже и теперь пришло время узнать и полюбить лучших наших ученых – и Вас в первую очередь».

Некоторые стихи Заболоцкого, например, «Мир однолик, но двойственна природа», по своему содержанию похожи на поэтические философские трактаты. Он приходит к выводу, что преображение окружающего мира и человека взаимосвязаны – без одного невозможно другое. Это единый процесс, в котором всегда побеждает светлое начало.

Мир однолик, но двойственна природа,
И, подражать прообразам спеша,
В противоречьях зреет год от года
Свободная и жадная душа.

Не странно ли, что в мировом просторе,
В живой семье созвездий и планет
Любовь уравновешивает горе
И тьму всегда превозмогает свет?

Недаром, совершенствуясь от века,
Разумная природа в свой черед
Сама себя руками человека
Из векового праха создает.


В своих произведениях русские поэты рассказывают о реальном космосе, о двоемирии, инобытии, и создается впечатление, что они сами живут в этих двух мирах, черпая Свыше образы для своих стихотворений. Философ и поэт Владимир Соловьев пишет:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?


Настоящий мастер слова именно через знакомые земные образы показывают красоту миров нездешних. Поэт Вячеслав Иванов описывает это так:

Вы, чей резец, палитра, лира,
Согласных Муз одна семья,
Вы нас уводите из мира
В соседство инобытия.

И чем зеркальней отражает
Кристалл искусства лик земной,
Тем явственней нас поражает
В нем жизнь иная, свет иной…


В начале XX века значительно усилилось взаимное тяготение России и Индии. Многие представители передовой русской интеллигенции интересовались индийской культурой и философией. Важную роль во взаимодействии российской и индийской традиций сыграла переписка Махатмы Ганди и Льва Николаевича Толстого. И, конечно же, индийские мотивы появляются в русской поэзии. Наиболее ярко они видны в стихотворном творчестве всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха:

Не закрой!

Над водоемом склонившись,
мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!»-
«Мальчик мой милый,
ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидать великое небо.
Своими руками глаза себе
не закрой.


Капли

Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льется
она сквозь мои пальцы. Не удержать
мне всего. Не успеваю различать
сияющие струи богатства. Твоя
благая волна через руки льется
на землю. Не вижу, кто подберет
драгоценную влагу? Мелкие брызги
на кого упадут? Домой не успею
дойти. Изо всей благодати в руках,
крепко сжатых, я донесу только
капли.


В советское время, когда господствовала материалистическая идеология, поэтам стало труднее писать о реальном, многомерном космосе, о вечности жизни и высоком предназначении человека. Но они продолжали думать об этом и отражали свои мысли в стихах.

Самуил Яковлевич Маршак широко известен своими стихотворениями для детей. Но у него есть целый цикл «взрослой» поэзии, где он размышляет о скоротечности жизни человека, ее смысле, о космосе. Вспоминая своих ушедших из жизни друзей, Маршак пишет:

…Здесь, на земле, вы прожили так мало,
Но в глубине открытых ваших глаз
Цвела земля, и небо расцветало,
И звездный мир сиял в зрачках у вас.

За краткий век страданий и усилий,
Тревог, печалей, радостей и дум
Вселенную вы сердцем отразили
И в музыку преобразили шум.


Еще одно стихотворение Маршака «Звезды в окне» посвящено космосу:

Так много звезд теснится в раме
Меж переплетами окна.
Они сверкают вечерами,
Как золотые письмена.

В оконном тесном полукруге,
Припоминая, узнаешь
Многоугольники и дуги –
Вселенной огненный чертеж.


Философ Николай Бердяев писал: «Человек родствен и подобен космосу, но не потому, что он дробная часть космоса, а потому, что он сам целый космос и одного с космосом состава».

Поэтесса Зинаида Миркина, прочувствовав это явление в своей душе, выразила его в стихах:

Я включена в единый ритм
Вселенских стихнувших молитв.
Я включена в единый зов
Вдали рассыпанных миров,

В единый тыщеустный хор,
Собой заполнивший простор.
Я в этом мире не одна
Я в сонм созвездий включена.


Сорок минут, отведенных для встречи с девятиклассниками в томской школе «Перспектива», пролетели совершенно незаметно. После окончания урока дети поблагодарили организаторов мероприятия, а Сергей Скородумов выразил надежду, что после проведенной встречи знакомство с космизмом в русской поэзии школьники обязательно продолжат самостоятельно.


Алексей Борисенко




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007