Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
21.12.2024

Обзор XXXIV Международной научной конференции «Язык и культура» в Томском государственном университете


20241221_top.jpg


15–17 октября 2024 года в Национальном исследовательском Томском государственном университете (ТГУ) прошла XXXIV Международная научная конференция «Язык и культура», на которую факультет иностранных языков пригласил научных работников, преподавателей вузов, учителей, аспирантов, магистрантов, работников образования из России и других стран. Конференция объединила не только ученых, но и студентов, государственных служащих и общественных деятелей.

14 октября, накануне конференции, участникам была предложена экскурсия в «Музей книги». Этот музей является выставочной площадкой отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ. В экспозиции музея представлены ценные рукописные и старопечатные книги, газеты и журналы, прижизненные издания произведений писателей и поэтов на русском и иностранных языках, труды ученых, книги с автографами, издания с необычной судьбой.

В витринах музея можно увидеть Рукописный сборник исторического характера XVII века, делопроизводственные документы XVII века в свитках, первую монографию в рукописи 1715 года Григория Новицкого «Краткое описание о народе остяцком» о коренных жителях Сибири и другие рукописные реликвии на пергаменте и бересте. В одной из витрин среди ранних западноевропейских и славяно-русских изданий XV–XVI веков демонстрируется экземпляр «Библии», изданный Иваном Федоровым в Остроге в 1581 году.

В музее также можно ознакомиться с западноевропейскими и русскими научными изданиями XVI–XVIII веков, книгами по истории и литературе России конца XVIII и XIX веков. В экспозиции представлены раритеты из библиотеки поэта В.А.Жуковского с его пометками и записями на полях страниц, прижизненные издания произведений А.С.Пушкина, сочинения Н.В.Гоголя и Н.Г.Чернышевского с дарственными надписями профессору словесности Санкт-Петербургского университета А.В.Никитенко, материалы из архивов известного путешественника и общественного деятеля Сибири Г.Н.Потанина, сибирского просветителя П.И.Макушина и писателя Г.М.Маркова.

Сохранились и подлинные документы, относящиеся ко времени основания и открытия в 1888 году Императорского Томского университета, который стал первым высшим учебным заведением в Сибири. Рядом в витрине размещена «Книга почетных гостей университета», раскрытая на странице с автографом цесаревича Николая Александровича – будущего императора Николая II, посетившего университет 6 июля 1891 года.

Экскурсия, которую провел сотрудник отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки, сопровождалась интересным и познавательным собеседованием ее участников.

15 октября 2024 года XXXIV Международную научную конференцию «Язык и культура» открыл президент Томского государственного университета, профессор Георгий Владимирович Майер. Он напомнил, что «высочайшее повеление» императора Александра II об учреждении Императорского Сибирского университета в Томске (Томского государственного университета), который стал первым университетом в Сибири на огромной территории от Урала до Тихого океана и от Северного ледовитого океана до Ташкента, последовало в 1878 году. Университету очень повезло, что у его основания стояли выдающиеся ученые, профессора Василий Маркович Флоринский и Дмитрий Иванович Менделеев, которые заложили основные принципы образования и науки. Г.В.Майер упомянул еще об одной существенной особенности Томского университета: он был основан благодаря промышленникам, богатым людям того времени, которые желали применить научные знания для практического использования богатств Сибири. И сегодня ТГУ не отходит от заложенных традиций интеграции образования, науки и практики.

Георгий Владимирович сообщил, что параллельно с конференцией «Язык и культура» в университете проходит Проектно-аналитическая сессия «Экосистемный университет» с участием экспертов Федерального государственного автономного научного учреждения «Центр социологических исследований», оператора федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Минобрнауки России, ректора ТГУ Эдуарда Владимировича Галажинского, сотрудников вуза, ученых, аспирантов, представителей власти и промышленных партнеров ТГУ. Итогом сессии стало Уточнение целевой модели развития ТГУ. Рабочие группы разрабатывали проекты развития вуза в области образования, науки, человеческого капитала, коммерциализации разработок.

Основной мыслью, объединяющей всех участников конференции на пленарных и секционных заседаниях, а также на дискуссионных панелях, стала мысль о воспитании молодежи в духе служения науке и культуре и необходимости сохранения устойчивого направления исследований в гуманитарной сфере, в области классической филологии. Высокий профессионализм, широкая образованность и педагогические навыки – это не завышенная планка для молодежи, а требования наступающей эпохи к новому поколению.

Накануне Эдуард Владимирович Галажинский в своем «Слове – ректору» ТГУ, размышляя о преобразованиях высшей школы, высказал мысль о том, что возникает один из самых проблемных вопросов реформы: как создать и сохранить баланс между фундаментальностью высшего образования и его практической ориентированностью.

Международную научную конференцию «Язык и культура» вела Светлана Константиновна Гураль, доктор педагогических наук, профессор, член президиума Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ, председатель редакционного совета научного периодического журнала «Язык и культура», который входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. Светлана Константиновна являлась инициатором, вдохновителем и организатором ежегодных международных конференций «Язык и культура».

С приветственным словом к руководителям ТГУ, факультета иностранных языков и участникам конференции по поручению Александра Витальевича Стеценко, вице-президента Международного Центра Рерихов, обратился Сергей Владимирович Скородумов, руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов, советник Российской академии естественных наук (Ярославль). Он сказал, что ТГУ построен и действует благодаря творческой энергии его золотого преподавательского состава, трудившегося во имя России и завещавшего ей свое творческое наследие во благо всех народов. В 2024 работа секции конференции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» посвящена 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И.Рерих, 120-летию со дня рождения С.Н.Рериха – нашим великим соотечественникам. Достижения этой замечательной семьи охватили широчайшие горизонты познания, открыли новые возможности для исследований в области науки, искусства, философии, филологии, образования, воспитания, просветительства и общественной жизни. От сотрудников Международного Центра Рерихов С.В.Скородумов пожелал всем участникам конференции больших творческих успехов.

В 2024 году Международный Центр Рерихов к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха учредил юбилейную медаль за вклад в сохранение и популяризацию наследия Рерихов. Этой медалью была награждена Светлана Константиновна Гураль,

Сергей Владимирович Скородумов также выступил на пленарном заседании конференции с докладом «Ориентиры, вехи и пути развития русской культуры сквозь призму творческого наследия семьи Рерихов (к 150-летию Н.К.Рериха, 145-летию Е.И.Рерих и 120-летию С.Н.Рериха)».

Он рассказал о семье Рерихов и их эволюционных действиях – о Центрально-Азиатской экспедиции, Институте «Урусвати», о Пакте Рериха, философском Учении Живой Этики. Николай Константинович Рерих был крупнейшим художником, написавшим более 7 000 картин, выдающимся мыслителем, путешественником и общественным деятелем мирового масштаба. Велики достижения и других членов этой удивительной семьи, представлявшей единое целое.

Яркими чертами Рерихов являлись истинный патриотизм и любовь к Родине. Они не принимали гражданства других стран, не считали себя эмигрантами и всю жизнь работали ради России. После начала Великой Отечественной войны сыновья Рерихов направили телеграмму советскому послу Майскому в Лондон с просьбой зачислить их в ряды Красной армии.

Взгляды Николая Константиновича Рериха на культуру созвучны позиции академика Д.С.Лихачева, а отношение к таким понятиям, как культура и цивилизация и их балансу – c представлениями русского философа Н.А.Бердяева.

Основатель научной школы современного рериховедения, известный ученый Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «Град Светлый» писала: «Исследуя многовековую культуру России не только как художник, но и как ученый, Николай Константинович находил в ней элементы, пришедшие с Востока, и то, что проникло с Запада. В своих очерках он писал о хитрых арабских купцах, плывших по русским рекам, о викингах, об азиатской миниатюре, которая через итальянский примитив обнаружила себя в русских иконах, о татарском иге, которое в очередной раз принесло на русские равнины звуки и формы культуры Востока».

Отмечая важнейшее значение выдающихся исторических деятелей России, ведущую роль Рерихи отводили преподобному Сергию Радонежскому. Как и Святой Сергий, Николай Константинович Рерих полагал, что государственному строительству должно предшествовать духовно-культурное.

Многие русские философы и ученые размышляли об особой культурно-исторической роли России. Рерихи считали, что нашей стране принадлежит ключевая роль в Космической эволюции человечества.

Сегодня наследие семьи Рерихов востребовано и не остается на полках архивов и в библиотечных хранилищах. Оно стало основой нового планетарного мышления, которое формируется в России. В нем содержится неугасимая надежда на светлое будущее России и вера в потенциал русского народа.

«Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. <…> Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять», – писал Николай Константинович Рерих.

Сергей Владимирович Скородумов передал в дар Научной библиотеке ТГУ книгу Л.В.Шапошниковой «Рерих», которая издана «Молодой гвардией» к юбилею художника в серии «Жизнь замечательных людей», и отметил, что во время конференции в фойе Научной библиотеки университета организована выставка репродукций картин Николая Константиновича Рериха, приуроченная к его 150-летию. Экспозиция подготовлена Томским рериховским обществом «Зов сердца» и Томским региональным отделением Международной общественной организацией «Лига защиты культуры».

Одной из интересных научных встреч конференции стала панельная дискуссия «Проблемы образования», в которой приняли участие известные ученые, учителя школ, должностные лица государственных структур, студенты. Соведущий дискуссионной панели, директор школы «Доброе сердце» поселка Поросино Томской области, заслуженный учитель РФ Владимир Иванович Чириков рассказал о своей школе. Он был назначен директором в 1991 году и начал строить образовательное учреждение по концепциям А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и К.Д.Ушинского. В истории школы записано, что с 1994 года в учебный план с 1 по 11 класс введен предмет «Экология». Так, впервые в Российской Федерации в школе стал преподаваться этот предмет, были созданы концепция, учебная программа и методические рекомендации. Как подчеркнул Владимир Иванович, начало этому нововведению положили кандидат биологических наук, педагог по призванию Валерия Борисовна Купрессова (1937–2020) и педагог-новатор, ученый-фенолог, заслуженный учитель школы РСФСР Валентин Григорьевич Рудский (1926–2015). Несмотря на то, что Поросинская школа небольшая, ее ученики, участвуя во всероссийской олимпиаде по экологии, занимали призовые места.

На конференции «Язык и культура» работали 16 тематических секций. Одна из них – «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» (руководители секции – С.В.Скородумов и Л.Ю.Кваша).

Более 20 лет назад Светлана Константиновна Гураль в сотрудничестве с кандидатом биологических наук ТГУ Валерией Борисовной Купрессовой и научным сотрудником НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН, математиком Аленой Петровной Бояркиной в рамках конференции «Язык и культура» организовали научно-практическую секцию, в основу которой легли идеи философии космизма. В разное время в зависимости от тематической направленности она называлась «Язык и культура Востока», «Идеи русского космизма в современном образовательном пространстве», «Космическое мировоззрение и современное образование». С 2017 года секция называется «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения». Валерия Борисовна Купрессова была постоянным многолетним руководителем этой секции. Много лет секция развивается и осуществляет свою работу благодаря доброжелательной поддержке Светланы Константиновны Гураль.

В этом году на секцию «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» было представлено 15 докладов. Перед началом работы огромную благодарность основателям секции выразила Татьяна Николаевна Новикова, сотрудник Томского регионального отделения Международной общественной организации «Лига защиты культуры». Участникам был предложен фрагмент видеозаписи выступления академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва), индолога и писателя Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) «Космизм Серебряного века в России». В своем докладе Людмила Васильевна напомнила о главном Законе Космоса: «Высшее всегда ведет за собой низшее на пути космической эволюции». Она рассмотрела его проявление на примерах творчества семи выдающихся личностей, которых назвала «культурными героями». Это были философы, творцы, прекрасно образованные и независимо мыслящие люди – Вл.С.Соловьев, А.Н.Скрябин, М.К.Чюрленис, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Е.И.Рерих и Н.К.Рерих. Трудно переоценить их созидательную роль в истории становления русского космизма и миссию в эволюции сознания человечества. Свое выступление Л.В.Шапошникова завершила словами: «Если мы отнесемся к космизму, как он того заслуживает, то от этого будет зависеть будущее России и всего мира».

Далее последовал доклад «Эпоха Сердца», который представили Валерий Павлович Ануфриев, доктор экономических наук, профессор Уральского федерального университета, и Елена Ильинична Ануфриева, кандидат физико-математических наук, доцент Уральского федерального университета (Екатеринбург). В докладе ученые отметили, что в конце XX века наша планета и живущее на ней человечество подошли к новому эволюционному витку – смене эпох. Чтобы подготовить человечество к переходу на новую историческую ступень, Елена Ивановна Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока разработала Учение Живой Этики, философию космической реальности, в которой говорится о том, что на планете Земля наступает Эпоха Сердца. В книгах Живой Этики отмечены основные особенности этой эпохи. Важнейшей из них является приближение к планете новых энергий, которые ведут к преображению человека. Принимать и трансмутировать эти энергии может только человеческое сердце. Потому так важно иметь открытое, «живое» сердце, которое является, прежде всего, любящим сердцем. От него, как от солнца, исходит целый спектр высоковибрационных энергий, разрежающих плотное, наполненное низкими чувствами и мыслями пространство Земли.

В своих письмах к сотрудникам Елена Ивановна Рерих постоянно подчеркивала, что без развития и утончения сердца невозможно никакое продвижение, никакой прогресс, потому в основу каждого строительства должен быть положен великий магнит сердца.

Татьяна Николаевна Новикова, сотрудник Томского регионального отделения Международной общественной организации «Лига защиты культуры» (Томск), выступила с докладом «Концепция космических законов в художественном творчестве Н.К.Рериха». Она подчеркнула, что картины Николая Константиновича Рериха, пронизанные космическим мироощущением Живой Этики, содержат синтез основных Космических законов.

Космос и все сущее состоят их различных сочетаний Единого Элемента Духа-Материи. Степени дифференциации этого элемента дают нам все разнообразие видимого и невидимого Космоса. История эволюции человечества пронизана Космическими законами, складывавшими ступени духовного восхождения: Высшее всегда в эволюции ведет за собой низшее, Закон энергоинформационного обмена, который основан на смещении энергий, великий Закон Иерархии, являющийся Законом Мироздания, Закон Учительства, основанный на любви и доверии, Закон вечной Жертвы, который, по выражению Е.И.Рерих, есть «вечный круговорот обмена энергий в Горниле Космоса, трансмутирующий все в вечном устремлении к усовершенствованию», а также Закон преемственности, соизмеримости и целесообразности.

Огромное значение в философии Живой Этики отводится понятию сердца, которое является вместилищем «огненной энергии любви и кузницей этой мощи», а также силе мысли.

Виктор Васильевич Фролов, доктор философских наук, профессор, руководитель проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества (Москва), представил доклад «Проявление метаистории в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха». В.В.Фролов отметил, что творчество Рерихов и выдающегося ученого Людмилы Васильевны Шапошниковой опирается на философскую систему Живой Этики и поэтому рассматривается в контексте космической эволюции человечества. В докладе было показано, как понятие культуры Н.К.Рериха преломляется в анализе Центрально-Азиатской экспедиции, который проводит Л.В.Шапошникова. С этой целью автор доклада исследовал две первые части ее трилогии «Великое путешествие» – «Мастер» и «По маршруту Мастера», а также работу «Земное творчество космической эволюции». В докладе проводилась идея, что метаистория, истоки которой коренятся в более высоких планах бытия, реализуется в земной истории человечества через сознание наиболее подготовленных в духовном отношении людей. Такими людьми в XX веке стали Рерихи – Николай  Константинович и Елена Ивановна и их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич. Эволюционная миссия Рерихов состояла в том, чтобы принести человечеству Учение Живой Этики, которое содержало новые знания о законах взаимодействия человека и космоса. Претворение этих знаний человечеством представляет собой духовную основу его перехода на новый эволюционный виток. В процессе этого перехода сформируется новый человек – человек духовный. Ведущую роль здесь будет играть культура, освоение которой людьми станет гарантией их духовного совершенствования и залогом гармоничного развития человечества.

Лариса Юрьевна Кваша, председатель Томской региональной общественной организации Рериховское общество «Зов сердца» (Томск), выступила с докладом «О новом времени. По страницам литературных трудов Н.К.Рериха». В докладе Н.К.Рерих был представлен не только как художник, ученый и общественный деятель, но и как выдающийся писатель, публицист и поэт, литературный стиль которого самобытен. Избрав в качестве литературной формы эссе, он выражал свои мысли, касаясь насущных вопросов в различных сферах жизни. Он называл такие небольшие заметки записными листами. Во многих из них Рерих затрагивал тему будущего человечества и называл наступающую эпоху грядущей культурой духа. В будущем необходимым условием существования нового мира будет единение, которое есть коллективная энергия, основанная на прогрессе и устремлении всех участников. Изучение этого процесса является делом науки.

Надежда Петровна Боровинских, Томское региональное отделение Международной общественной организации «Лига защиты культуры» (Томск), выступила с докладом «Творчество томского архитектора Константина Константиновича Лыгина. К 170-летию со дня рождения».

Русский архитектор, педагог, профессор Константин Константинович Лыгин окончил в 1879 году Академию художеств, состоял действительным членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов, а с 1891 года членом-корреспондентом этого общества. По проекту К.К.Лыгина построены дома в Санкт-Петербурге, Риге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Сызрани, Телави. В 1895 году в Петербурге он получил предложение занять должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги и согласился переехать в Томск, где жил и работал до своей смерти в 1932 году. Более двадцати зданий по его проектам было возведено в Томске, из которых сохранилось тринадцать. Дома по его проектам есть и в других городах Сибири: Красноярске, Тайге, Петропавловске, Новониколаевске, Бийске. С 1900 года Константин Константинович Лыгин преподавал в Томском технологическом институте (ныне Томский политехнический университет), где вел рисование и архитектурное проектирование. С 1924 года К.К.Лыгин – профессор. Во время реорганизации строительного факультета Лыгин переработал многие учебные планы и программы. Состоял членом предметной комиссии, членом государственной квалификационной комиссии, вел дипломное проектирование.

Примечательно, что конец ХIХ и начало ХХ века отмечен интенсивными архитектурно-градостроительными процессами. Именно в этот период ведущие сибирские архитекторы и, прежде всего, К.К.Лыгин создавали сибирскую архитектуру. При оформлении фасадов зданий они с успехом использовали местный строительный материал – песчаник и красный лицевой кирпич, учитывая климатические условия Сибири. В контрастном цветовом сочетании в любое время года здания имели нарядный вид и были удобными в эксплуатации. Творческое наследие Константина Константиновича Лыгина огромно. Во всей Сибири имя его считается одним из авторитетнейших среди архитекторов.

Доклад «Развитие педагогических сообществ посредством организации неформальных педагогических событий (из опыта работы Ресурсного центра образования г. Северска)» вниманию слушателей представила Елена Ивановна Тулякова, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Томского государственного университета, начальник службы мониторинга и развития Ресурсного центра образования (Северск, Томская область). В ее докладе парадигма «Life long learning» – «Обучение в течение всей жизни» предполагает формирование системы непрерывного профессионального развития для педагогов. Ее составляющие – формальное, информальное и неформальное образование. В докладе были представлены практики неформального образования, ориентированные на обеспечение конкретных запросов педагогических сообществ молодых педагогов и наставников, развитие их деятельности и взаимодействие. Реализует их ресурсный центр образования, выполняющий функции муниципальной методической службы общего образования. Докладчик рассказала о Декаде молодого педагога, Декаде наставника, педагогических маевках, совмещающих возможность командообразования, обучающий и развлекательный контенты, об осеннем фестивале для педагогов в формате капустника, направленного на расширение партнерских связей и развитие педагогического движения в муниципалитете. 

Светлана Григорьевна Слободникова, куратор Центра этнокультурного образования «Хранители наследия», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 198 (Северск, Томская область), выступила с докладом «Из опыта работы Центра этнокультурного образования “Хранители” средней общеобразовательной школы № 198 г. Северска». Она рассказала о реализации программы «Хранители наследия», сделав акцент на интеграции этнокультурного, естественнонаучного и экологического направлений для формирования у детей целостной картины окружающего мира. Докладчик отметила, что применение на занятиях метода создания и использования опорных конспектов в апликационном формате (варианте) способствует систематизации информации, развитию креативного мышления учащихся, а также улучшению качества запоминания и понимания изучаемого материала.

Сергей Владимирович Скородумов, руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК (Ярославль), представил доклад «Творчество Л.В.Шапошниковой и философия русской идеи».

Русские писатели и философы стремились понять особую культурно-историческую роль России, ее уникальный путь. В их творчестве возникло понятие «Русской идеи». Это словосочетание встречается у Ф.М.Достоевского, Впервые в пространство философии термин «Русская идея» ввел выдающийся мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев в 1888 году во время выступления в Париже с одноименной лекцией. Он считал, что «каждая нация, объединенная в государственное целое, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию или роль». Кроме В.С.Соловьева, над философским осмыслением «Русской идеи» работали такие выдающиеся философы, как Е.Н.Трубецкой, В.В.Розанов, В.И.Иванов, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев и другие. Они писали о национальном самосознании и русской культуре, мировой судьбе России и ее особом значении, об объединении народов и преображении человечества.

Важную роль в понимании сути философии «Русской идеи» и прежде всего роли России в Космической эволюции человечества играют труды выдающегося ученого, философа и общественного деятеля Людмилы Васильевны Шапошниковой. Опираясь на творческое наследие семьи Рерихов, на труды философов Серебряного века, Людмила Васильевна исследовала процесс формирования энергетического пространства русской культуры и описала проходящий через него путь Космической эволюции.

Комплекс вопросов и проблем, обозначенных в философии Серебряного века термином «Русская идея», в творчестве семьи Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой рассмотрен и развит с точки зрения нового космического мышления. Труды Людмилы Васильевны имеют огромное значение для определения прямого пути восхождения России по лестнице Космической эволюции, понимания сути «Русской идеи» на современном этапе и практической реализации творческого потенциала, заложенного в энергетическом пространстве русской культуры.

Сергей Леонидович Лопатин, врач психиатр-психотерапевт (Новосибирск), сделал сообщение о «Значении лития для здоровья человека согласно Учению Живой Этики и применение его в медицинской практике». Докладчик изложил материал, подобранный им в книгах Живой Этики, а также в письмах Елены Ивановны Рерих. Он рассказал, что литий является мощным очистительным средством, рекомендованным при неправильных отложениях и застоях в организме, а также для профилактики многих заболеваний, опухолей, желчных и кальциевых камней, подагре и даже рака. Указано, что полезен ежегодный в течение восьми недель очистительный курс из препаратов лития. В Живой Этике, предположил докладчик, идет речь о воде лития, то есть о слабом растворе хлорида лития (LiCl), который хорошо растворяется в воде, как обычная поваренная соль. В своих письмах Елена Ивановна Рерих рекомендовала каждому адресату индивидуально, исходя из особенностей его организма, принимать соли лития в указанной ею концентрации. Также Е.И.Рерих подчеркивала преимущество органических солей лития (лития цитрат).

В современной психиатрии и наркологии препараты лития нашли свое применение как дающие седативный эффект (оказывающие успокаивающее действие на центральную нервную систему). Для эффективности терапии литием чрезвычайно большое значение имеет правильно подобранная врачом доза, которая рассчитывает так, чтобы на протяжении всего курса лечения поддерживалась определенная концентрация лития в крови (не ниже 0,6 м.моль/л и не выше 1,2 м.моль/л). Эту концентрацию определяет только лечащий врач на основе поставленного диагноза. Лечение проводится под контролем концентрации лития в крови. Передозировка лития в крови может дать побочные эффекты и даже привести к летальному исходу (при 1.8 м.моль/л и выше).

С.Л.Лопатин привел пример применения в 50-е годы во всех штатах США для снижения протестного настроения населения вместо поваренной соли (NaCl) хлорида лития (LiCl). Соль лития населением принималась бесконтрольно и длительно. Через некоторое время была замечена повышенная смертность. Подробные исследования показали, что это происходило не из-за интоксикации солями лития, а из-за недостатка натрия в организме. Литий, находящийся с натрием в одной группе Периодической системы Менделеева, конкурентно вытесняет жизненно важный для организма натрий, приводит к нарушению нервной проводимости.

Ирина Алексеевна Брежнева, сотрудник Первого музея славянской мифологии (Томск), представила доклад «Сохранение и поддержка физического и психического здоровья: рекомендации Учения Живой Этики». В докладе она осветила значение человека как космического существа. Елена Ивановна Рерих писала, что запас психической энергии, заложенный в человеке, и есть эликсир жизни. Живые растения также аккумулируют энергию, поэтому для человека и животных они полезны, а сушить их рекомендуется на солнце. Некоторые растения обладают свойствами, благодаря которым их можно отнести к жизнедателям, очистителям и восстановителям. Человек способен воспринять энергию растений для поддержания, восстановления и сохранения физического, психического и ментального здоровья.

Выступление И.А.Брежневой имело и прикладной аспект. Участники попробовали чай с мятой, увидели, потрогали, понюхали высушенные растения жизнедатели, восстановители, очистители, такие как мята, эвкалипт, роза, кедр, полынь. Познакомились с рецептом сохранения аромата листьев розы – солевым консервированием, с чайными наборами Первого музея славянской мифологии.

Наталия Валериевна Исакова, педагог дополнительного образования, школа «Перспектива» (Томск), выступила с докладом «Язык предков в архитектурном зодчестве как основа современного творчества». Она рассказала о глубоких знаниях природы наших предков, которые, используя силу земли, растений и архитектурные особенности, возводили дома-избы, способные стоять века и облагораживать живущих в них людей. Доклад сопровождался интересной и познавательной презентацией.

Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии, Белорусская государственная академия искусств (Минск, Республика Беларусь), представила доклад «Творчество семьи Рерихов с точки зрения законов синергетики». Поливариантность самоорганизационных процессов обусловливает такое свойство исследуемых синергетикой систем, как их нелинейность. Это свойство характеризует также способность системы развиваться в эволюционном направлении. Фундаментальным механизмом, обеспечивающим реализацию нелинейности развития, выступает в синергетике бифуркационный механизм, реализующий выбор путей в точках бифуркации. Точка бифуркации в земном историческом процессе – критическая точка процесса самоорганизации, в которой система становится неустойчивой относительно флуктуаций – случайностей и возникает неопределенность в отношении ее дальнейшего развития. Согласно синергетике, конкретная историческая личность выводит систему на новое качество. Творчество семьи Рерихов, наследие Рерихов было дано человечеству в переломный момент истории человечества, когда по законам Космической эволюции планета должна выйти на новый эволюционный виток развития. Живая Этика дает знания для науки, искусства, возможность наилучшим образом организовать взаимоотношения между людьми и странами на ниве Культуры, культурного сотрудничества. Эволюционные действия Рерихов раскрывают суть новых возможностей творческого развития, дарованных планете Земля, единственного наилучшего пути продвижения человечества и планеты по пути Космической эволюции.

Галина Константиновна Шнайдер, председатель Правления Немецкого Рериховского общества (Ремшайд, Федеральная Земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия), представила онлайн-доклад «“...Со старым сознанием не войти в Новый Мир”. Анализ исторических процессов в России XX века с точки зрения космического мышления в книге Л.В.Шапошниковой “Град Светлый”».

В книге «Град Светлый» академик Л.В.Шапошникова проводит глубокий анализ исторических событий и социальных процессов в России через призму нового космического мышления. В начале XX века в России произошло совпадение Духовной и социальной революций, которое не имело аналогов в предыдущей истории. Мирное взаимодействие обеих революций могло бы способствовать процессу сближения и последующего синтеза Культуры и цивилизации, возникновению Нового общества и Нового человека.

И Духовная, и социальная революции стремились к созиданию Нового Мира. Но социальная революция ставила в основном экономические цели, где главным было материальное благосостояние угнетенных прежде классов и перераспределение богатств в их пользу. Духовная революция имела целью изменить внутреннюю духовную структуру человека, повысить его сознание и роль Высшего в  Культуре. Обе революции могли дополнить друг друга, но они вступили в противостояние, которым и объясняется драматизм исторических событий в России на протяжении XX века.

Будущее России, страны, соединяющей Запад и Восток и обладающей в силу сложившихся исторических условий огромным духовным потенциалом, лежит на путях Духовной революции. Только возрождение и развитие национальной Культуры создадут условия для дальнейшего расширения народного сознания. Раскрытие духовного потенциала народа, накапливавшегося многие века, поможет России выполнить свою миссию. Сегодня Россия вновь стоит перед выбором: принять идеи космического мышления или отречься от духовных накоплений.  В своей книге «Град Светлый» Людмила Васильевна Шапошникова приводит слова Елены Ивановны Рерих: «со старым сознанием не войти в Новый Мир!» Россия сейчас является огромным полем борьбы старого и нового. «В этом состоит ее важнейшее мировое и даже космическое значение», – подчеркивает Л.В.Шапошникова.

Екатерина Андреевна Щусь, кандидат философских наук, китаист, буддолог, сотрудник Немецкого Рериховского общества (Бохум, Федеральная Земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия), предложила вниманию участников доклад «Синтетическое мышление и язык в религиозно-философских текстах Востока». В докладе рассматривалась роль языка в развитии синтетического мышления в буддийских и даосских традициях Китая. Как буддийская, так и даосская традиция считали развитие синтетического мышления необходимым для познания реальности. Синтетическое мышление в этих традициях имеет, как минимум, три общих признака. Во-первых, это есть преодоление строго дихотомического мышления или восприятия окружающего мира через субъект-объектные отношения. Во-вторых, фокус мышления направлен на нахождение диалектических связей между явлениями. В-третьих, концентрация внимания на диалектических процессах приводит к тому, что синтетическое мышление позволяет воспринимать противоположные категории как аспекты единого явления, например, Единство Духа и Материи. При этом возможности языка для развития синтетического мышления ставятся в обеих традициях под вопрос. Скептическое отношение к языку основывается на том, что по своей сути язык всегда ограничивает описываемое, поэтому он не подходит для передачи целостности высшей реальности. Для преодоления ограничивающих свойств языка буддийские и даосские тексты прибегали к поэтической стороне языка. При помощи образных метафор, символичных аллегорий и других риторических приемов снимались условные границы между обособленными понятиями, позволяя видеть неожиданные связи между явлениями окружающего мира. Приведенные в докладе примеры из произведений восточной мысли свидетельствуют о силе поэтического слова, значении художественности, символичности и образности языка для развития синтетического мышления и познания целостной реальности.

Елена Станиславовна Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачева (Новокузнецк), представила «Сохранить для России. К 90-летию основания Русского культурно-исторического музея в Праге».

Доклад был посвящен многолетнему сотрудничеству последнего секретаря Льва Николаевича Толстого, уроженца города Кузнецка (ныне Новокузнецка) Валентина Федоровича Булгакова с выдающимся русским художником Николаем Константиновичем Рерихом. Их сотворчество складывалось в пространстве Русского культурно-исторического музея в Праге (1934–1948), коллекции которого было решено в будущем доставить в Россию как русское национальное достояние.

Докладчик осветила вехи сотрудничества В.Ф.Булгакова с известными представителями русского зарубежья: художниками К.А.Коровиным, Н.С.Гончаровой, Б.Д.Григорьевым, З.Е.Серебряковой; писателями Д.С.Мережковским, З.Г.Гиппиус, М.И.Цветаевой, А.М.Ремезовым; с театральными деятелями Ф.И.Шаляпиным, С.М.Лифарем и многими другими, – по созданию коллекции Русского культурно-исторического музея.

Особое внимание в докладе уделено открытию в музее зала Николая Константиновича Рериха, где экспонировались пятнадцать картин, подаренных художником. Среди них: «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Ашрам» (1931), «Мать Чингиз-Хана» (1931), «Тень Учителя. Тибет» (1932), «Гуга Чохан» (1931), «Ченрези» (1931), «Королевский монастырь» (1936), «Меч Гэсэра» (1932), «Часовня Сергия» (1937) и другие. Прозвучали строки из писем Н.К.Рериха к В.Ф.Булгакову, мысли об искусстве и музейном деле. Тоска по Родине, единство точек зрения по многим вопросам сблизили их отношения до настоящей высокой и чистой дружбы.

Сын Николая Константиновича, живописец Святослав Николаевич Рерих, также внес свой вклад в общерусское дело, передав в дар музею Портрет отца (1938), картины «Пастух Кулуты» (1937) и «Закат солнца. Гималаи» (1936).

В 1948 году В.Ф.Булгакову удалось вернуться на Родину и привезти с собой всю коллекцию Русского культурно-исторического музея. Картины Н.К.Рериха и его сына были переданы в Третьяковскую галерею, часть коллекции попала в Исторический музей и Театральный музей имени А.А.Бахрушина, в музей Октябрьской революции и музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Так завершилась история Пражского Русского музея, который успешно выполнил свою задачу, сохранив сокровища отечественной культуры для России.

После успешного завершения работы секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения» ее участников ожидало приятное событие. Сергей Владимирович Скородумов по поручению Правления и руководства Международного Центра Рерихов за вклад в сохранение и популяризацию наследия Рерихов вручил медаль «150 лет со дня рождения Н.К.Рериха» Ларисе Юрьевне Кваше, председателю Томской региональной общественной организации Рериховское общество «Зов сердца».

С чувством глубокого почитания коллеги и единомышленники познакомились с духовной историей Томска и побывали на месте бывшей заимки сибирского местночтимого святого Феодора Томского – Феодора Кузьмича (середина XIX века), а также побывали в Казанском соборе Богородице-Алексиевского мужского монастыря в Томске, где находятся мощи Федора Кузьмича и хранится тайна императора Александра I.


Подготовила Л.Ю.Кваша


Приветствие конференции от Международного Центра Рерихов

Программа XXXIV Международной научной конференции «Язык и культура»

Программа работы секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения»





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007