|
версия для печати |
Круглый стол «Вестник Красоты», посвященный 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, в городе Кемерово
Торжественные мероприятия, посвященные юбилею всемирно известного русского художника, просветителя и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха проходят во многих городах России и в Индии.
23 октября 2024 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова (Кемерово) был организован Круглый стол «Вестник Красоты», в котором приняли участие представители из нескольких городов Кемеровской области и руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов Сергей Владимирович Скородумов.
В чем же суть наследия Святослава Николаевича Рериха. Называя этого выдающегося художника последователем энергетического мировоззрения Живой Этики, мудрым философом и Вестником Красоты, академик Людмила Васильевна Шапошникова подчеркивала, что сформулированная Святославом Николаевичем Истина «ставит Красоту, и в частности искусство, в энергетический ряд Космической эволюции, придавая ей важнейшую роль в этой эволюции и объясняя извечную, нередко бессознательную тягу человека к Красоте». По-прежнему актуален призыв Святослава Николаевича: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» Не имеют срока давности и его заветы, с которыми он обратился в 1992 году к Рериховским организациям: «Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе».
В программу Круглого стола в Кемерово вошли сообщения и рассказы о жизни и творчестве Святослава Николаевича Рериха. Мероприятие сопровождалось просмотром фрагментов видеофильмов с его участием, а также книжно-иллюстративной выставкой.
Встреча началась с демонстрации видеоролика с репродукциями прекрасных полотен Святослава Николаевича. Круглый стол открыл Александр Дмитриевич Лобачевский, председатель Кемеровской городской общественной организации «Рериховское общество “Майтри”». Он поздравил присутствующих с юбилейной датой и подчеркнул, что Круглый стол проводится при поддержке Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха и Координационного Совета Рериховских организаций Кузбасса, а затем предложил в качестве эпиграфа к встрече посмотреть видеофрагмент «Мы верим в Россию» с патриотическим выступлением Святослава Рериха: «Мысли Николая Константиновича и мои всегда были тесно связаны с Родиной, с русским народом. Где бы мы ни были, где бы мы ни путешествовали, мы всегда думали и держали в наших сердцах образ русского человека. Николай Константинович и я, все мы, вся наша семья горячо верили в будущность, великую будущность русского народа. Русский народ покажет пример и даст человечеству новые какие-то пути, новые врата и тем обогатит и создаст новую прекрасную жизнь».
О жизни и творчестве Святослава Николаевича Рериха рассказала Юлия Петровна Руденко, председатель Кемеровского отделения Лиги защиты культуры.
Святослав Николаевич, младший сын в семье Рерихов, родился 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге. Выдающийся художник с мировым именем, он создал несколько тысяч картин, которые находятся во многих музеях мира, как и картины его знаменитого отца, Николая Константиновича Рериха.
Святослав Николаевич Рерих – Высокий Дух, Махатма, как отзывалась о нем его матушка Елена Ивановна Рерих, обладал исключительным дарованием – глубоким внутренним зрением, или, по словам академика Л.В.Шапошниковой, возможностью «прозревать четвертое измерение». И это «четвертое измерение», Тонкий мир, который нас окружает и созерцание которого пока недоступно для большинства современного человечества, Святослав Николаевич передает в своих картинах особо тонкой гармонией цвета, сиянием красок, пластичностью линий, глубиной и звучанием пространства и, главное, своей духовной наполненностью.
Вся его деятельность и творчество были неразрывно связаны с идеями Живой Этики, утверждающей, что эволюция человечества невозможна без духовного совершенствования человека, которое необходимо начинать уже в раннем детстве. Великую роль в этом процессе играет культура, искусство, красота.
Находясь вдали от Родины, Рерихи всю жизнь сохраняли с ней духовную, сердечную связь. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», – писал Николай Константинович. Елена Ивановна Рерих называла любовь к родине чувством священным. И Святослав Николаевич поддерживал: «Я связываю со своей Родиной огромные надежды. Россия – это пространство будущего». Для Рерихов всегда «огонек дома горел в России».
Начиная с 1960 года, С.Н.Рерих неоднократно приезжал на Родину, участвовал в научных конференциях, встречался с многочисленными посетителями выставок своих и отца. Святослав Николаевич занимал одно из ведущих мест в культурной жизни Индии, играл исключительно важную роль в установлении и укреплении культурных и научных связей между Индией и Россией.
В 1990 году, выполняя волю своих родителей, Святослав Николаевич передал в Россию бесценное наследие своей семьи, на основе которого под руководством его доверенного лица, первого вице-президента Международного Центра Рерихов Людмилы Васильевны Шапошниковой был создан общественный, научно-просветительский музейный комплекс – Музей имени Н.К.Рериха, ставший жемчужиной культурного пространства не только Москвы, но и всей страны, проводя в течение 25 лет научные исследования и популяризацию творчества Рерихов.
Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года в Индии. Свои беседы, интервью он заканчивал обращением к слушателям: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» призывая всех к внутреннему преображению, к преображению жизни Красотой. И свидетельствовал: «Строить Красотой – это священный указ, данный нам Великими Водителями эволюции».
После выступления Ю.П.Руденко участники Круглого стола посмотрели видеофрагмент с выступлением академика РАН Евгения Максимовича Примакова о Рерихах. «Мне кажется, – утверждал Евгений Максимович, – что вклад Рерихов в цивилизацию измеряется еще и тем, что Рерихи выступали за единство мира, за единую цивилизации, за единую культуру».
Сергей Владимирович Скородумов, руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», поделился с участниками сообщением «“…Никогда не называл себя Учителем. Он просто являлся таковым...” Л.В.Шапошникова о С.Н.Рерихе».
В 70-х годах прошлого века один из основоположников научного рериховедения Павел Федорович Беликов выразил очень важную мысль о сотрудничестве Рерихов с Учителями Востока. Павел Федорович писал: «Они являли пример Живой Жизни, а не мертвых догм. В связи с этим хочется напомнить о неразумности попыток разъединить то, что было соединено самим Владыкой. Такие попытки уже делаются – начинаются обсуждения “главенства” среди Рерихов. Теперь, когда трое из них уже покинули наш мир, а на четвертого ложится задача продолжить их дело, среди “рериховцев” находятся любители указывать, что и как надо делать, дабы достойным образом Учение Живой Этики входило в жизнь. Мы уже затрагивали вопрос “старшинства” и сейчас скажем только, что Елена Ивановна одна не смогла бы выполнить порученное Ей, если бы не было Николая Константиновича и ее сыновей. На всем протяжении их жизни шла общая работа, общее делание того, что можем назвать Претворением Плана Владык».
Семья Рерихов, в которой духовным руководителем и Ведущей была Елена Ивановна, являла собой союз любящих сердец, объединенных общими духовными устремлениями и принципами философского Учения Живой Этики, ознаменовавшей собой новое мышление. Его идеи пронизывают все творчество этой великой семьи – научное, философское, художественное, литературное.
Святослав Николаевич Рерих так писал о своей семье: «Все мы каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим». Трудно было бы сказать точнее! Рерихи представляли единый духовный организм. Они выполняли общую и крайне ответственную эволюционную работу. Ее успешный результат без участия каждого из них, в том числе без сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича, был бы невозможен.
Важнейшим событием, которое привело к небывалому до этого расширению пространства Духовной революции в России, стала передача Святославом Николаевичем Рерихом на Родину в 1990 году второй части наследия великой семьи для создания в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Учитывая его сотрудничество с Учителями Востока, можно сделать вывод, что известное письмо «Медлить нельзя!», опубликованное 29 июля 1989 года в газете «Советская культура», несомненно, имеет метаисторическое значение. Святослав Николаевич определил обязательные условия – создаваемый Центр-Музей должен иметь общественный статус и располагаться в московской усадьбе Лопухиных. Ставилась задача создать прочную опору Духовной революции, ее главный форпост, земную проекцию ее энергетического фокуса.
Своим доверенным лицом Святослав Николаевич выбрал Людмилу Васильевну Шапошникову, которой он поручил создание Центра-Музея имени Н.К.Рериха на Родине. Становление Людмилы Васильевны и развитие ее деятельности проходили под руководством Святослава Николаевича. Она с честью выполнила его поручения.
Свое сообщение С.В.Скородумов завершил показом видеоролика «Я должна об этом сказать» с выступлением Людмилы Васильевны Шапошниковой, где она рассказала о своей встрече в 1989 году со Святославом Николаевичем Рерихом в Москве, во время которой он сообщил ей, что Международный Центр Рерихов и его общественный Музей создаются по Плану Учителей Востока, с которыми семья Рерихов тесно сотрудничала всю жизнь.
Александр Дмитриевич Лобачевский, председатель Кемеровской городской общественной организации «Рериховское общество “Майтри”», представил участникам Круглого стола сообщение «Святослав Николаевич Рерих и Россия». Через всю свою жизнь Святослав Николаевич пронес любовь к Родине, которую он никогда не забывал. Многие его собеседники отмечали, что художник сохранил прекрасный русский язык, всегда интересовался событиями в Советском Союзе и всю свою жизнь работал во имя России, укрепляя ее дружбу с Индией.
В июне 1941 года после начала Великой Отечественной войны Юрий и Святослав Рерихи направили советскому послу в Великобритании свои заявления о зачислении их добровольцами в Красную армию. Эта просьба не была выполнена. Тем не менее вместе с отцом Святослав Николаевич помогал Родине, перечисляя средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи мечтали вернуться и передать на Родину свое наследие, но при жизни им это сделать не удалось. В 1957 году в Москву возвратился старший сын Рерихов, известный ученый-востоковед Юрий Николаевич, и привез из Индии первую часть наследия. Между ним и Министерством культуры СССР была достигнута договоренность о создании государственного музея имени Николая Рериха. Для этой цели Ю.Н.Рерих передал Министерству культуры большую часть привезенных картин. Но свое обещание Министерство не выполнило.
Решение о создании в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха было принято в 1987 году после встречи С.Н.Рериха с Президентом СССР М.С.Горбачевым. Для обеспечения его деятельности Святослав Николаевич основал Советский Фонд Рерихов (СФР). Свою концепцию общественного Центра-Музея художник изложил в открытом письме «Медлить нельзя!» Музей должен стать «живым Центром», занимающимся многогранной деятельностью, и иметь общественный статус вне подчинения Министерству культуры.
Директором Центра-Музея С.Н.Рерих назначил Л.В.Шапошникову, свое доверенное лицо и исполнителя завещания. В 1990 году Л.В.Шапошникова привезла из Индии в Москву переданное С.Н.Рерихом наследие для создания общественного Музея имени Н.К.Рериха. В связи с начавшимся распадом СССР в сентябре 1991 года по предложению С.Н.Рериха СФР был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР).
До последнего дня Святослав Николаевич оказывал постоянную поддержку МЦР, писал письма в его защиту и навсегда остался его Почетным Президентом.
Л.В.Шапошникова выполнила волю С.Н.Рериха – под ее руководством был создан общественный Музей имени Н.К.Рериха, ставший основой Международного Центра Рерихов. За годы своего существования МЦР стал крупным культурно-просветительским центром, обладающим самой большой коллекцией картин и рисунков Рерихов в мире (около 900 полотен), а также богатейшим собранием декоративно-прикладного искусства, архивом и мемориальной библиотекой великой семьи.
После захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, осуществленного 29 апреля 2017 года Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры, его постоянная экспозиция была разрушена. Несмотря на это, Международный Центр Рерихов продолжает свою культурно-просветительскую и научную деятельность в России и в других странах.
После выступления А.Д.Лобачевского присутствующие посмотрели видеофрагмент с рассказом Святослава Николаевича Рериха о своем отце Николае Константиновиче Рерихе. «Когда я думаю о своем отце, – говорил Святослав Николаевич, – меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за все то, что он дал и без конца продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее. Его прекрасная картина “Клад захороненный” – это, возможно, глубокий символ огромных достижений и необыкновенной жизни. Он во всем стремился к отображению прекрасного, и мысли его мастерски воплощены в живописи, в литературном творчестве и всей его деятельности».
Лариса Евгеньевна Валькова, сотрудник Кемеровского городского Рериховского общества, выступила с сообщением «Энергетика Красоты в творчестве С.Н.Рериха». Она рассказала о Красоте как об основе творчества и жизни Святослава Николаевича Рериха, о ее эволюционной роли в Космосе и микрокосме человека и о Красоте как основе строительства Нового Мира. В сообщении Л.Е.Вальковой рассматривался вопрос о наслаивании мыслей и энергетики творца на его живописные полотна и о последующем воздействии этой энергетики на зрителей. Говорилось о богатстве внутреннего мира Святослава Николаевича, о яркости и светоносности цветовой палитры его красок. Л.Е.Валькова привела фрагменты из книги «Грани Агни-Йоги», из статьи «Вестник Красоты» Л.В.Шапошниковой и высказывания самого Святослава Николаевича Рериха. Сообщение завершилось пожеланием Святослава Николаевича своим слушателям и зрителям «окружать себя прекрасными образами и заниматься каким-нибудь видом искусства».
Сотрудник отдела «Центр чтения» Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д.Федорова Галина Алексеевна Княжева познакомила участников Круглого стола с имеющимися в библиотеке трудами и альбомами репродукций С.Н.Рериха и литературой о нем. Святослав Николаевич был убежден в действенной силе Красоты и считал, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь. «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом, – писал он. – Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой…».
Начиная обзор трудов С.Н.Рериха, первой Г.А.Княжева представила книгу Святослава Николаевича «Искусство и Жизнь», изданную Международным Центром Рерихов. В основе книги, написанной в жанре дневниковых заметок, лежат размышления о тесно связанных между собой искусстве жизни и таинстве искусства, о поисках своего внутреннего «я», обретении внутренней гармонии и свободы, об эволюционной роли Красоты, о природе и назначении подлинного искусства, о высокой миссии художника.
В серии «Малая рериховская библиотека» в 1993 году Международный Центр Рерихов издал книгу С.Н.Рериха «Стремиться к прекрасному». В сборник статей, выступлений и лекций Святослава Николаевича вошли его рассуждения о преобразующей роли искусства, по вопросам педагогики, мысли о судьбах России и мира.
К 110-летнему юбилею С.Н.Рериха в 2014 году в Новосибирске вышел альбом репродукций «Женские образы в творчестве Святослава Рериха». Особое место в живописи художника занимает портрет. В беседах он не раз отмечал, что к портрету возвращался постоянно и часто совмещал работу над ним с поисками в других жанрах. При этом с редкой увлеченностью Святослав Рерих обращался к женским образам. В них ярко проявились его духовное богатство, идеи гуманизма и чувство гармонии.
В библиотеке имени В.Д.Федорова также имеется изданный в 2000 году в Самаре красочный альбом репродукций С.Н.Рериха «Священная флейта». Кисть замечательного мастера живописи вводит нас в царство прекрасного, а чистые цвета утверждают красоту человека и окружающего мира.
Г.А.Княжева познакомила присутствующих с несколькими номерами журнала «Культура и время», в которых содержатся статьи о творчестве С.Н.Рериха и воспоминания о нем. Издателем журнала является Международный Центр Рерихов.
В конце обзора был представлен альбом «Центр-Музей Н.К.Рериха в Москве», изданный в 2012 году. Один из залов музея посвящен его основателю Святославу Николаевичу Рериху.
В ходе Круглого стола «Вестник Красоты» его участники пришли к выводу о необходимости глубокого и внимательного изучения творческого наследия Святослава Николаевича Рериха. Оно отвечает на многие вызовы современности и помогает решить проблемы, стоящие перед человечеством.
В завершение Круглого стола состоялось награждение руководителей рериховских организаций Кузбасса юбилейной медалью «150 лет Николаю Константиновичу Рериху» «за вклад в сохранение и популяризацию наследия Рерихов», учрежденной Международным Центром Рерихов. По поручению руководства и Правления МЦР С.В.Скородумов вручил медали и дипломы А.Д.Лобачевскому, председателю Кемеровской городской общественной организации «Рериховское общество “Майтри”», Ю.П.Руденко, председателю Кемеровского отделения Международной Лиги защиты культуры, Г.А.Княжевой, сотруднику отдела «Центр чтения» Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д.Федорова, Т.А.Лебедевой, председателю Берёзовского городского Рериховского общества и Л.Г.Пукаловой, заместителю председателя Берёзовского городского Рериховского общества.
Святослав Николаевич Рерих: «Мы верим в Россию»
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007