Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
16.02.2025

Обзор XIV Рериховских чтений с международным участием «Россия в жизни и творчестве семьи Рерихов» (Кемерово)


27.jpg


9 ноября 2024 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова (г. Кемерово) прошли XIV Рериховские чтения с международным участием «Россия в жизни и творчестве семьи Рерихов». Мероприятие было посвящено 150-летию со дня рождения всемирно известного русского художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947), 145-летию со дня рождения уникального мыслителя и писателя Елены Ивановны Рерих (1879–1955), 120-летию со дня рождения выдающегося художника и просветителя Святослава Николаевича Рериха (1904–1993) и 120-летию путешествия Рерихов по Руси.

«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет», – писал всемирно известный художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. В своем творчестве Рерихи стремились понять процессы и силы, созидающие Русь. И сами напитывались ее удивительными мощью и духом. Находясь в разных странах и на разных континентах, они ощущали крепкую связь с пространством русской культуры. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», – подчеркивал Н.К.Рерих в конце жизни.

Выдающийся художник и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих  писал: «Все мы каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим». Рерихи представляли единый духовный организм. Они выполняли общую и крайне важную эволюционную работу. Ее успешный результат без участия каждого из них был бы невозможен.

Все члены семьи Рерихов работали во имя России. Их вдохновляли творческие импульсы от идей, мыслей и образов, наполняющих пространство русской культуры. С этим пространством связаны эволюционные действия Рерихов: Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати», философия Живой Этики, Пакт Рериха.

«Лишь Россия может удержать равновесие мира», – утверждала Елена Ивановна Рерих. Она называла Россию Новой Страной, «Осью Мира». И эти мысли обусловлены не только патриотизмом Елены Ивановны, но и точным знанием эволюционных закономерностей. «Так хочется сказать: “Поймите, наконец, что Р[оссия] – пробный камень, где Р[оссия] – там спасение”», – писала она.

Творческое наследие семьи Рерихов играет важнейшую роль в развитии нового космического мышления в России. Центральное место в этом процессе занимает Живая Этика, или философия космической реальности, созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока. Николай Константинович выразил идеи Космической эволюции на своих полотнах, тем самым наполнив культурное пространство России новыми прекрасными образами. Эволюционные действия Рерихов позволили значительно расширить пространство русской культуры, наполнить его магнитами новых мыслей и идей, которым еще предстоит сыграть важнейшую роль в процессе исторического развития страны.

Сегодня изучение и популяризация творческого наследия семьи Рерихов имеют огромное значение для анализа современной исторической ситуации и поиска будущих путей развития России в пространстве ее национальной культуры. Свой вклад в осмысление этой проблемы внесли и XIV Рериховские чтения с международным участием «Россия в жизни и творчестве семьи Рерихов» в городе Кемерово. Их организаторами выступили Государственная научная библиотека Кузбасса имени В.Д.Федорова, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Координационный Совет Рериховских организаций Кузбасса, Кемеровская городская общественная организация «Рериховское общество “Майтри”», Кемеровское региональное отделение Международной общественной организации «Лига Защиты Культуры».

XIV Рериховские чтения проходили при поддержке Международного Центра Рерихов (Москва). В работе Чтений приняли участие ученые и исследователи из России, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Утреннее и дневное заседания прошли в смешанном формате (очно и онлайн). Среди выступающих было два доктора и четыре кандидата наук. Мероприятие сопровождалось книжно-иллюстративной выставкой по теме Чтений.

Предлагаем вашему вниманию обзор выступлений докладчиков на XIV Рериховских чтениях с международным участием «Россия в жизни и творчестве семьи Рерихов».

В начале Чтений в записи прозвучал музыкальный фрагмент из кинофильма «Сказка странствий» композитора Альфреда Шнитке. Чтения открыл доклад выдающегося ученого, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015)    «Духовная революция в России»,  который присутствующие посмотрели в видеозаписи. Она была сделана 24 марта 2002 года на торжественном собрании, посвященном дню Учителя, в общественном Музее имени Н.К.Рериха (Москва).

По мысли Л.В.Шапошниковой, в пространстве духовной революции, которая наряду с социальной произошла в начале ХХ века в России, стало формироваться новое мышление. Сегодня мы называем его космизмом, или космическим мироощущением. Его главная мысль состоит в том, что человек является не только частью одушевленного космоса, но и содержит в себе этот космос, что та энергетическая сила, которая заключена в человеке и в его духе, является одной из важнейших сил, действующих в творческом пространстве космоса. Эта важнейшая идея объединила несколько основных областей познания: науку, философию, искусство и религию. Великие Учителя выступали в качестве силы, помогающей людям продвигаться по лестнице космической эволюции, и появление Живой Этики как раз свидетельствовало об этой помощи. Теория космизма неслучайно возникла в России. Именно российскому менталитету соответствовал подход к космосу, который сформировался в начале XX века. По мнению Л.В.Шапошниковой, возрождение и новое духовное обновление страны может произойти только в том случае, если Живая Этика, которая является основой нового космического мировоззрения, войдет в научное и культурное пространство.

Людмила Сергеевна Решетникова, кандидат исторических наук, доцент Кемеровского государственного университета (Кемерово), в своем докладе «Семья Рерихов в пространстве русской культуры» рассказала о Рерихах как об уникальном явлении, феномене нашей отечественной культуры.

Все члены этой удивительной семьи: Николай Константинович, его супруга Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич посвятили свою жизнь творчеству и входили в плеяду выдающихся художников и мыслителей России своего времени. Феномен Рерихов заключается в том, что, передав людям основы нового миропонимания, новые идеи и направления эволюционного развития человечества, Рерихи стали провозвестниками Новой Эпохи.

Именно семье Рерихов Учителями Востока были переданы новые знания о космическом предназначении человека как носителя творческой мысли, ее созидающего начала. XX-й век и начало XXI-го века – это драма расставания с идеалами эпохи Просвещения. Необходимо было помочь людям понять происходящее, более безболезненно пройти переходный период и встать на новый эволюционный путь развития. Почему для этой цели были избраны Россия и Рерихи? Народы России, как никто другой, были устремлены к созиданию нового общества. Россия стала родиной уникального явления философии космизма, русское Православие и культура несли высокие нравственные начала и духовность. Это духовное наследие развивала в своем творчестве семья Рерихов. С помощью книг философии Живой Этики, созданных Еленой Ивановной, живописного и литературного творчества Николая Константиновича, утверждая значимость древних знаний и культуры духа, Рерихи несли людям новое мировоззрение. Своим духовным Отцом они считали великого русского Святого Преподобного Сергия Радонежского. Дело родителей продолжили сыновья Рерихов: Юрий Николаевич внес существенный вклад в отечественное востоковедение, показав глубину и значимость исторического опыта народов Востока, Святослав Николаевич отразил в своих картинах красоту Азии и активно работал по укреплению мира. Вся семья Рерихов явила собою   пример коллективного творчества в соединении с высокими морально-нравственными началами русской и мировой культур.

Екатерина Семеновна Суховей, руководитель хорового коллектива, сотрудник Прокопьевского Рериховского общества (Прокопьевск, Кемеровская область) выступила с докладом «Н.К.Рерих о силе духа русского человека».

Николай Константинович Рерих с гордостью утверждает, что множество русских имён связано с честью и преуспеванием великих государств. Благородная и самоотверженная щедрость всемирного даяния заповедана Воспитателем и Водителем русского народа Преподобным Сергием Радонежским. В суровых жизненных условиях русский народ выработал идеалы общинности, которые включают созвучие культур многочисленных народностей, входящих в состав России.

Знание законов эволюции позволило Н.К.Рериху сложить новые ступени в мировоззрении русского космизма, почва для которого была подготовлена трудами многих философов, тружеников искусства и науки. Примером осмысления взаимосвязи человека и Космоса может служить стихотворение «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которое в 1761 написал Михаил Васильевич Ломоносов:

Я долго размышлял и долго был в сомненье,
Что есть ли на землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду всё течет,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.

Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что божеской мы силой созданы.

Передовые учёные России называют Николая Константиновича Рериха великим русским художником, философом и исследователем, продолжившим традиции российского Серебряного века. Николай Константинович в своих картинах и литературных сочинениях показывает так необходимые современному человечеству духовные нити культуры, идущие из прошлого в будущее, и приобщает к законам и гармонии Вселенной.

Как никогда актуальны сегодня слова уникального философа Елены Ивановны Рерих: «…сила духа всё побеждает, всё малое боится силы, всё большое уважает силу». В очерке «По лицу земли» Николай Константинович Рерих утверждал: «Если русским доверяют народы, поручая блюсти ответственные места, то и мы укрепляемся в доброжелательстве к народам. Из всенародного сотрудничества вырастает строение Нового мира».

Татьяна Николаевна Новикова, сотрудник Томского регионального отделения Лиги защиты культуры (Томск), рассказала о «Концепции космических Законов в художественном творчестве Н.К. Рериха. Она подчеркнула, что картины Николая Константиновича Рериха, пронизанные космическим мироощущением Живой Этики, содержат синтез основных Космических законов.

Космос и все сущее состоят их различных сочетаний Единого Элемента Духа-Материи. Степени дифференциации этого элемента дают нам все разнообразие видимого и невидимого Космоса. История эволюции человечества пронизана Космическими законами, следование которым ведет по ступеням духовного восхождения: Высшее всегда в эволюции ведет за собой низшее, Закон энергоинформационного обмена, который основан на смещении энергий, великий Закон Иерархии, являющийся Законом Мироздания, Закон Учительства, основанный на любви и доверии, Закон вечной Жертвы, который, по выражению Е.И.Рерих, есть «вечный круговорот обмена энергий в Горниле Космоса, трансмутирующий все в вечном устремлении к усовершенствованию», а также Закон преемственности, соизмеримости и целесообразности. Огромное значение в философии Живой Этики отводится понятию сердца, которое является вместилищем «огненной энергии любви и кузницей этой мощи», а также силе мысли.

Валерий Павлович Ануфриев, доктор экономических наук. профессор Уральского федерального университета (Екатеринбург), и Елена Ильинична Ануфриева, кандидат физико-математических наук, доцент Уральского федерального университета (Екатеринбург), представили на Чтения доклад «Верьте в Россию».

Рерихи любили свою Родину, верили в ее великую эволюционную роль, в ее будущий мощный расцвет и считали, что именно Россия является ведущим началом в мире. Эта вера была основана на глубоком знании истории Отечества, героического и талантливого народа («Ивана Стотысячного») и законов космической эволюции.

В Гранях Агни Йоги о России говорится словами «Великая страна. великий народ». В чем же величие нашей страны и народа? Думается, что, прежде всего, в готовности прийти на помощь другим народам, в широте души, дружелюбии, сердечности, незлопамятности, постоянном искании правды, Высшей справедливости. Величие народа проявляется и в способности инициировать эволюционные идеи в культуре Серебряного» века, и опережающем научном направлении русского космизма, и в зарождении космического мышления и нового мировоззрения, и в освоении Космоса.

В письмах к сотрудникам, Елена Ивановна Рерих писала, что Россия охранена Светлыми силами именно за сердечность Ивана Стотысячного, за бескорыстие и его любовь к Родине. По мнению докладчиков, на наших глазах идет возрождение России, надо только иметь глаз добрый и внимательный. Нужно верить в Россию. Будущее России прекрасно. А значит, есть светлое Будущее и у всего человечества на Планете.

Ирина Павловна Губенкова, член Кемеровской городской общественной организации «Рериховское общество “Майтри”», выступила с докладом «Сибирь сокровенная – корень древа Святой Руси». Опираясь на труд Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина», литературу различных авторов, докладчик привела примеры существования в доисторические времена древнейших рас (видов) человечества на обширных просторах Сибири и Заполярного круга. Миллионы лет назад, когда здесь были благоприятные климатические условия для жизни, существовала цивилизация третьей расы человечества.   Время неоднократно меняло очертания материков и океанов, климатические условия и вынуждало людей в результате этих изменений мигрировать по всей Евразии.

В настоящее время Сибирь – это огромная территория России, составляющая около 77% от всей ее площади. В недрах Сибири заключены огромные «кладовые» солнечной энергии – запасы различных полезных ископаемых, сосредоточены богатейшие лесные и водные ресурсы.

Часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха проходила по Южной части Сибири, включала посещение ее «жемчужины» – Алтая, где художник провел различные научные изыскания, а также посвятил Алтаю свои художественные и литературные работы. В целом о Сибири, этом огромном регионе Северной Азии, и о сибиряках Н.К.Рерих писал: «Понятие сына Сибири есть зов труда и познавание тех действительно неисчерпаемо прекрасных сокровищ, которыми наполнена эта страна глубокого прошлого и великого будущего».

Виктор Васильевич Фролов, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Московского государственного областного технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А.Леонова (Москва), представил доклад «Конечный и беспредельный масштабы видения человеческого бытия в свете понятий культура и цивилизация».

Осознание взаимовлияния культуры и цивилизации – одна из главных проблем, стоящих сегодня перед человечеством. Культура, по определению академика Л.В.Шапошниковой, понимается как самоорганизующаяся система духа, который благодаря творческому воздействию человека становится культурным и ведет человечество по восходящему пути космической эволюции. Цивилизация представляет материальное обустройство жизни. Культура и цивилизация влияют друга на друга. Чем выше уровень культуры человека и общества, который проявляется, в частности, в истинном понимании жизни, смерти, любви и счастья, тем качественнее и гармоничнее цивилизация, ибо последняя одухотворяется и выводится культурой на более высокий уровень. Если же уровень культуры общества падает, то цивилизация, теряя энергетику, также утрачивает свои лучшие признаки. Эта диалектика показана в философии Живой Этики.

Понимание связи культуры и цивилизации раскрывается при помощи категорий конечности и беспредельности, которые находят проявление в таких явлениях человеческого бытия, как жизнь и смерть, любовь и счастье. Диалектика этих категорий выражает такую особенность существования космической реальности и ее познания, когда   конечность явлений бытия берется как момент беспредельности, а последняя понимается содержательной и жизненной, если человек улавливает в объектах реальности и самом себе проявление беспредельности космоса.   В пространстве человеческого бытия диалектика конечного и бесконечного проявляется через такие его формы, как жизнь и смерть, любовь и счастье. Эта диалектика, рассмотренная в свете Живой Этики, заключается в том, что каждое из названных явлений представляет собой единство конечного и беспредельного. Так земная жизнь человека, будучи конечной, в то же время представляет собой момент беспредельного процесса ее реализации, а смерть рассматривается как форма перехода от жизни земной к следующей ее фазе – жизни небесной или жизни в пространстве иной реальности. То же относится и к любви, которая в традиционном своем понимании представляет собой явление психологическое и физиологическое, а в свете космического мышления видится как универсальное качество космической реальности. В то время как ее земное проявление рассматривается как грань этого беспредельности.  Наконец счастье, с точки зрения Живой Этики, есть такое состояние человека, когда его мысли, чувства и действия направлены на накопление духовного опыта, который выступает необходимым условием для соединения человека со своей частью – Божественной монадой, представляющей проявление беспредельности космоса.  Их объединение делает человека счастливым. Таким образом, жизнь, смерть, любовь и счастье согласно Живой Этике выступают каналами, укореняющими человека в жизни каждого дня и в то же время раскрывающими перед ним возможности его внутренней связи с беспредельностью.   Реализация такого подхода в конечном счете сделает человека подлинно духовным существом.

Лариса Юрьевна Кваша, председатель Томского Рериховского общества «Зов Сердца» (Томск), выступила с докладом «По страницам литературных трудов Н.К.Рериха». Она представила Николая Константинович Рериха как интересного писателя, публициста и поэта, владеющего неповторимым литературным стилем. Он писал небольшие по форме литературные произведения, которые называл записными листами. В них Н.К.Рерих излагал пути решения различных проблем, встающих перед человечеством. Во многих эссе он затрагивал тему будущего человечества и называл наступающую эпоху грядущей культурой духа. Н.К.Рерих писал, что «даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, сужденных человечеству». Эти достижения придут тогда, когда ученые найдут, что не существует границы между мирами материальным и духовным.   

Людмила Ивановна Глущенко, председатель Культурного Центра имени Н.К.Рериха (г. Алма-Ата, Казахстан), в своем докладе «Н.К.Рерих о Культуре и цивилизации» представила основные положения концепции Николая Константиновича Рериха о взаимодействии Культуры с недолговечными цивилизационными построениями. Эта тема связана с мировоззренческой и духовной эволюцией человечества и раскрыта Н.К.Рерихом в серии его очерков. Художник разработал концепцию Культуры, её философию, определения, объяснил её стратегическую важность для будущего. Он показал яркий пример практического утверждения ценностей Культуры и их охраны, предложив человечеству Пакт Рериха.

Опираясь на статью Л.В.Шапошниковой «Культура и цивилизация», в которой данная тема наиболее подробно изложена и систематизирована, Л.И.Глущенко отметила недопустимость смешения понятий Культуры и цивилизации, так как Культура есть проявление человеческого духа, имеет природный характер, является самоорганизующейся системой, а ее проводниками становятся лучшие представители человечества. Красота и Знания являются ее базовыми понятиями, и наконец Культура как истинная духовная ценность бессмертна в отличие от преходящих форм и ценностей цивилизации.

Л.И.Глущенко подчеркнула, что будущее именно за синтезом. В современном мире Культуре объявлена война, однако новое научное сознание, новое мышление, очищенные от вековых наслоений, изменят смысл цивилизации и в союзе с Культурой создадут новое целостное явление

Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии, ведущий специалист Белорусской государственной академии искусств (Минск, Республика Беларусь), представила на Чтения доклад «Эволюционное значение Знамени Мира в творчестве С.Н.Рериха», в котором рассмотрела ряд творческих достижений живописца, ученого, просветителя, яркого общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Автор пришла к выводу, что творческие свершения С.Н.Рериха нельзя рассматривать в отрыве от достижений и миссии всей семьи Рерихов, так как тем самым мы можем лишить себя возможности узнать как можно больше об этом выдающемся культурном деятеле и более глубоко изучить его творчество. В жизни и творчестве С.Н.Рериха нашли отражение и получили свое развитие идеи, заложенные в знаке Знамени Мира – символе Космической эволюции. С.Н.Рерих посвятил свою жизнь постижению тайны Красоты, как принципа эволюции всего живого. Красота–Знание–Любовь в едином круге Культуры – это одна из трактовок знака Знамени Мира. Сегодня творческое наследие Святослава Николаевича Рериха, продолжает оказывать позитивное влияние на формирование людей и их взаимоотношений с природой.

С докладом «Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Рерихов» выступил Сергей Владимирович Скородумов, руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов, советник Российской академии естественных наук, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК (Ярославль).

Рерихи высоко почитали Светлый Образ Святого Сергия. Они видели в нем своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам. Академик Людмила Васильевна Шапошникова отмечала: «Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что культурное, нравственное строительство является главным в любом строительстве, что оно основа всему».

Сотрудничество с Учителями Востока, работа над философской системой Живой Этики позволили Рерихам глубоко раскрыть образ Святого Сергия. Идеи Преподобного широко отражены в философском, эпистолярном и живописном творчестве художника. Многие картины Николая Константиновича Рериха связаны с его именем и образом. «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел» – это названия только некоторых из них. Именно Николай Рерих впервые показал на своих полотнах Сергия не как канонического святого, а как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры. Нравственные искания Рерихов также связаны с Преподобным Сергием и Троице-Сергиевой Лаврой. В ряде стран Николай Константинович стремился создать часовни, посвященные Преподобному Сергию.

Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Наталья Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», который по уровню философского анализа этого великого образа намного превосходит написанную прежде литературу о нем и является вершиной осмысления образа Сергия.

В самые трудные времена люди обращались к Сергию, которого в русской традиции называют Воеводой Земли русской. По-прежнему благословенным напутствием звучат для нас слова Елены Ивановны Рерих, сказанные в 1934 году: «Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»

Елена Станиславовна Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов Библиотеки имени Д.С.Лихачева в Новокузнецке, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, представила доклад «Сохранить для России. К 90-летию основания Русского культурно-исторического музея в Праге», который был посвящен многолетнему сотрудничеству последнего секретаря Льва Николаевича Толстого, уроженца города Кузнецка (ныне Новокузнецка) Валентина Федоровича Булгакова с выдающимся русским художником Николаем Константиновичем Рерихом. Их сотворчество складывалось в пространстве Русского культурно-исторического музея в Праге (1934–1948), коллекции которого было решено в будущем доставить в Россию как русское национальное достояние.

Докладчик осветила вехи сотрудничества В.Ф.Булгакова с известными представителями русского зарубежья: художниками К.А.Коровиным, Н.С.Гончаровой, Б.Д.Григорьевым, З.Е.Серебряковой; писателями Д.С.Мережковским, З.Г.Гиппиус, М.И.Цветаевой, А.М.Ремезовым; с театральными деятелями Ф.И.Шаляпиным, С.М.Лифарем и многими другими, по созданию коллекции Русского культурно-исторического музея.

Отдельное внимание было уделено открытию зала Николая Константиновича Рериха в музее, где экспонировались пятнадцать картин, подаренных художником. Среди них – «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Ашрам» (1931), «Мать Чингиз-Хана» (1931), «Тень Учителя. Тибет» (1932), «Гуга Чохан» (1931), «Ченрези» (1931), «Королевский монастырь» (1936), «Меч Гэсэра» (1932), «Часовня Сергия» (1937) и другие. В докладе прозвучали строки из писем Н.К.Рериха к В.Ф.Булгакову, мысли об искусстве и музейном деле. Любовь к Родине, единство точек зрения по многим вопросам сблизили их отношения до настоящей высокой и чистой дружбы.

Сын Николая Константиновича, живописец Святослав Николаевич Рерих, также внес свой вклад в общерусское дело, передав в дар музею портрет отца (1938), картины «Пастух Кулуты» (1937) и «Закат солнца. Гималаи» (1936).

В.Ф.Булгакову в 1948 году удалось вернуться на Родину и привезти с собой всю коллекцию Русского культурно-исторического музея. Картины Н.К.Рериха и его сына были переданы в Третьяковскую галерею, часть коллекции попала в Исторический музей и Театральный музей имени А.А.Бахрушина, в музей Октябрьской революции и Музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Так завершилась история Русского культурно-исторического музея, который успешно выполнил свою задачу, сохранив сокровища отечественной культуры для России.

В докладе Лилии Ильгизовны Монасыповой, заместителя председателя Ташкентского общества Рерихов (Ташкент, Республика Узбекистан), «Человек и новая система познания (по трудам Л.В.Шапошниковой) была поставлена проблематика современного здравоохранения (бремя неинфекционных заболеваний, высокий уровень депрессий и тревожных расстройств среди трудоспособного населения и деменций в старшей возрастной группе), свидетельствующая о необходимости смены научной парадигмы и взгляда на человека.

Философская система Живая Этика, данная через семью Рерихов, углубляет знание о человеке восточных философских школ (Санкхья, Вайшешика, Ньяя и др.), русского космизма (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк) и раскрывает новые грани его бытия.

Большая роль в научном осмыслении наследия семьи Рерихов, в частности Живой Этики, принадлежит известному индологу, рериховеду Людмиле Васильевне Шапошниковой. В ее трудах можно заметить указание на потенциальное направление исследования человека как существа духовного, как микрокосма, как участника эволюции и исторического процесса.

Л.В.Шапошникова обращает внимание на космический Закон двойственности, который утверждает: то, что мы определяем как материю и дух, есть лишь различные состояния все той же материи, разница лишь в степени ее дифференциации. Именно человек, – главный инструмент эволюции, без которого невозможен эволюционный процесс одухотворения материи, переход ее из одного состояния в другое, более высокого измерения.

Живая Этика предлагает новый путь исследователю природы человека, путь синтеза, заключающийся в объединении духовных достижений философской мысли Востока, концепции восточных философских систем и эмпирические наработки Запада.

Также важно рассмотреть роль культуры в актуализации духовного измерения человека и улучшения в результате этого всех сфер жизни общества, в том числе достижения успеха профилактических программ в медицине. Осознавая себя как существо духовное, человек неизбежно выйдет на свою объективную задачу, которая определяется его эволюционной необходимостью талантами и способностями. Работая на эволюционное будущее и проекты, связанных с реализацией эволюционных задач, человек начинает ответственно относиться к физическому и психическому здоровью.

Доклад Наджии Рауфовны Монасыповой, председателя Ташкентского общества Рерихов (Ташкент, Узбекистан), «Единый источник в культурном наследии России и Востока» был посвящен теме единого источника в нематериальном культурном наследии народов. Для иллюстрации этой идеи докладчик обратилась к традициям праздника весны и возрождения природы у народов России и в восточных культурах.

Праздник Навруз народов Центральной Азии, индуистский праздник Холи, языческие обряды славянской Руси, связанные со встречей весны иллюстрируют общность идей обновления природы как космических циклов.

Николай Рерих, исследовавший тему культурного единства народов, обращал внимание на идею весеннего возрождения Природы и души человека через жертвенный подвиг. Праздник Навруз связан с жертвенной гибелью царевича Сиявуша, в пьесе Островского «Снегурочка» для того, чтобы в мир вернулась Весна, должна погибнуть героиня. Языческий сюжет возрождения и обновления природы через жертву вдохновил Николая Рериха на создание либретто к балету «Весна священная».

Докладчик сделала акцент на том, что обряды, традиции, народные песни, танцы являются визитной карточкой народа, подчеркивают как его самобытность, так и культурно-исторические связи с другими народами, характеризуют определенные этапы его истории. Поэтому важно не только сохранить это бесценное наследие, но и передать его молодому поколению, обращая внимание на объединяющее и миротворческое начало культуры и искусства.

Ирина Алексеевна Садовская, сотрудник Культурного Центра имени Н.К.Рериха (Алма-Ата, Казахстан), администратора сайта «Сердце Азии», в своем докладе «Александр Невский. Образ Святого князя в творчестве Н.К.Рериха» сделала краткий обзор картин, так или иначе связанных с образом Александра Невского – воина, государственного деятеля, подвижника, определившего направление исторического и метаисторического развития России на много веков вперед. Среди упомянутых картин – «Суздаль. Монастырь Александра Невского». Эта работа создана Н.К.Рерихом во время путешествия «по старине» в 1903 году. Запечатленные художником фрагмент ограды со Святыми воротами и шатровая колокольня были построены на месте тех зданий, которые возводились по велению Святого князя. Мозаичное панно «Князья Святые» в Почаевской лавре, одной из великих святынь православия, изображает Александра Невского в череде великих князей, строителей и защитников Земли Русской. При этом художник композиционно подчеркивает особую значимость Александра среди других князей.

И.А.Садовская упомянула в докладе и связь Александра Невского со святыми князьями Борисом и Глебом, чьим образам Н.К.Рерих посвятил четыре картины, созданные в критические, переломные для России годы. Также была отмечена и связь Александра Невского с сюжетом картины «Весть Тирону», о которой свидетельствовал в своих воспоминаниях один из основателей научного рериховедения П.Ф.Беликов.

Докладчик подробно проанализировала сюжеты картин «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904) и «Александр Невский (Русская война)» (1942). Она показала историческую и метаисторическую (духовную и культурную) значимость для Руси этих сюжетов, связанных с судьбоносными битвами князя Александра на Неве («Александр Невский поражает ярла Биргера»), и на Чудском озере («Александр Невский»). И.А.Садовская отметила их актуальность для нашего времени, когда некоторые историки, не только зарубежные, но и российские стараются принизить значение этих событий и даже ставят под сомнение их историческую достоверность.

В своем докладе «Н.К.Рерих о культуре и её защите как условии эволюционного развития общества» кандидат философских наук Галина Борисовна Святохина (Уфа, Республика Башкортостан), отметила, что Н.К.Рерих придавал большое значение Культуре в жизни общества, потому что Культура как особое состояние духа и сердца человеческого, горящего устремлением к Высшему, к Прекрасному, к Добру. Она утверждает Свет в мире, способствует решению важных задач человечества. Воспитание истинной Культуры людей есть залог их дальнейшего космического развития. Но это непростая задача, требующая не только образования и воспитания, но охранения и защиты культурных ценностей планеты, выступающих важным фундаментом самой Культуры. Осознавая это, Н.К.Рерих стал инициатором международного договора по охране культурных ценностей планеты, получившего название Пакт Рериха, который был подписан 15 апреля 1935 года. В качестве отличительного знака для охраны ценностей Культуры было принято Знамя Мира, или Знамя Культуры. Идеи Николая Константиновича Рериха были использованы для разработки международной «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой в 1954 году, а также при создании Международной Лиги защиты Культуры. Сегодня важно чтобы мысли Н.К.Рериха по охранению Культуры становились достоянием общественного сознания, что, несомненно, поможет решать обострившиеся современные проблемы мирным путем.

В завершение Чтений С.В.Скородумов по поручению Правления и руководства Международного Центра Рерихов вручил Борису Романовичу Биказакову, председателю общественной организации «Мир через культуру» города Юрги (Кемеровская область), юбилейную медаль «150 лет Николаю Константиновичу Рериху», которая была учреждена «за вклад в сохранение и популяризацию наследия Рерихов».

17 декабря 1935 года уникальный философ Елена Ивановна Рерих написала удивительно проникновенные строки: «Возрождение Р[оссии] есть возрождение всего мира. Гибель Р[оссии] есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать …Р[оссия] проходит великое испытание и урок, и выучит его она раньше многих других».              

Сегодня, спустя почти 90 лет, эти слова Елены Ивановны с каждым днем становятся все более актуальными. Россия, действительно является оплотом всего мира. Она проходит через тяжелейшие испытания. Ее возрождение, несомненно, есть возрождение всего мира. Творческое наследие семьи Рерихов помогает нам это понять и включиться в неотложную работу по утверждению и защите отечественной культуры, которая указывает нам путь к светлому будущему России.

 

Подготовил Алексей Борисенко

 

Программа Чтений 

Приветствия:

Международный Центр Рерихов 

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха 

Ташкентское общество Рерихов





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007