|
версия для печати |
Ольга Лазарева. Грани Света и тьмы. О Записях Е.И.Рерих и пути совершенствования
Н.К.Рерих. Fiat Rex. 1931
Приходя на землю в различные исторические эпохи, великие люди всегда вызывали противодействие невежественной среды, не могущей вместить высокий Свет Духа и величие их подвига. Гиганты мысли и сердца становились объектами нападок и клеветы низких сознаний, неспособных воспринять светлые и созидательные идеи. Клеветали как на самих светоносцев, так и на их труды. Кроме таких невежественных реакций людей, не принимающих Свет, возникало много непониманий их трудов и искажений высоких Истин, ими приносимых. Не обошла эта участь и нашу великую соотечественницу Елену Ивановну Рерих, выдающегося мыслителя, автора ряда философских трудов и создательницу совместно со своим духовным наставником Учения Живой Этики – Провозвестия Новой Эпохи, или философии Космической реальности.
После осуществления чиновниками Минкульта в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года незаконного захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха и всего наследия Рерихов, принадлежащего Международному Центру Рерихов (МЦР), невежественные толкователи стали использовать в своих публикациях и ту часть захваченных архивных материалов, которая не подлежала в настоящее время обнародованию. Речь идет о дневниках Елены Ивановны, в которых она вела записи бесед со своим духовным Наставником – Великим Учителем. Рассчитанные в большей степени на сознание людей будущих поколений, эти сокровенные труды содержат материалы, которые в основной своей части не могут быть поняты нынешним человечеством. Сознание большинства людей, не очищенное от нравственных пороков и заблуждений, еще не готово к восприятию тех Истин, которые даны на далекое будущее. Потому сама Елена Ивановна указала сроки публикации своих дневников. В письмах своим корреспондентами она отмечала, что Записи будут сохраняться в особом месте и станут доступны для ознакомления, вероятно, не раньше ста лет после ее ухода [1, с. 439], [2, с. 16], то есть примерно около 2055 года. В полном объеме они должны были увидеть свет еще позднее. В одну из тетрадей Елена Ивановна вклеила страничку, на которой записала слова своего Учителя: «Яро напишешь новую книгу о своем огненном опыте – ярую мы оявим для потомства. Но ярые записи целиком оявлены будут не раньше трехсот лет после твоего ухода» [3].
Людмила Васильевна Шапошникова, принявшая наследие Рериха для создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха, писала в одной из своих публикаций: «Святослав Николаевич передавал это наследие Советскому Фонду Рерихов, впоследствии переименованному в Международный Центр Рерихов. Среди всего остального были и дневники Елены Ивановны... В один из дней у меня состоялась беседа со Святославом Николаевичем насчет этих дневников. Он сказал, что это самое важное, что есть в наследии, что часть из них опубликована и вошла в книги Живой Этики, а часть ждет своего часа. Сейчас публиковать эти дневники нельзя, а что касается публикации целиком, то ее придется ждать немало времени. Потом мне были выданы инструкции, как обходиться с дневниками» [4]. Людмила Васильевна и МЦР строго соблюдали установленные сроки. В соответствии с договоренностями в 1994 году увидела свет небольшая часть дневниковых Записей, опубликованных в сборнике под названием «У порога Нового Мира». В 2000 году сборник вышел в дополненном виде. Постепенно читатель знакомился с той информацией, которую он мог воспринять и усвоить. Вполне возможно, что такие публикации продолжались бы и далее, если бы Международному Центру Рерихов не был бы нанесен удар чиновниками Минкульта и Государственного музея Востока (ГМВ), разрушившего постоянную экспозицию общественного Музея Н.К.Рериха и нарушившего его большую культурную работу.
Незаконно захваченные, а по сути, украденные дневники Е.И.Рерих в нарушении авторских прав и всех этических норм были спешно опубликованы захватчиками в открытом доступе на одном из сайтов Государственного музея Востока. Выданные раньше времени материалы проявили у людей самые разные эмоции и реакции. «Розовый период в развитии рериховского движения со слайд-программами, выставками, возвышенными выступлениями уже закончился», – закричали одни, утверждая, что пора сдавать практический экзамен – читать Записи и постараться при этом не сойти с ума. При этом они не вспомнили саму Елену Ивановну, которая, имея эти Записи, продолжала знакомиться с новейшими научными достижениями, философской мыслью Востока и Запада и не устранялась от жизни, а принимала активное участие в широкой культурной работе на благо мира. Другие люди на обывательском уровне принялись обсуждать сокровенные понятия и явления. А некоторые начали создавать ложные интерпретации, добавляя к ним цинизм и оскорбления.
Конечно, Записи Елены Ивановны Рерих несут в себе высокую энергетику и глубочайшие знания, которые помогут преобразить сознание будущего человека, утвердить новые пути в его эволюции. Но эта же высокая энергетика, как обоюдоострое оружие, может повредить неготовое сознание, не очищенное от страстей и пороков. «Дать неподготовленному сознанию слишком много, – писала Елена Ивановна, – все равно что дать ребенку играть с заряженным револьвером» [5, с. 465]. Потому во всех Учениях первым этапом на духовном пути было утверждение определенных нравственных качеств, то есть исполнение этических Заветов Учителей. Это тот фундамент, без заложения которого все остальное построенное здание не сможет стоять и рано или поздно развалится. Об этом же говорил и Христос в своей притче о доме, построенном не на прочной скале нравственности, а на песке, и смытом при первом вихре. «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» [6].
В одной из своих статей Н.К.Рерих описывает беседу с ламой, где они говорят о Высоких Истинах: «Я слышал, что жизнь Чома де Кереша не была удачливой, – говорил ему лама. – Грюнведель, о котором ты упоминал, сошел с ума, потому что оба они прикоснулись к великому имени Шамбалы из любопытства, не понимая его глубочайшего значения. Опасно играть с огнем, хотя огонь может быть величайшей пользой для человечества» [7, с. 38]. Такая же бережность и внутренняя подготовленность должна сопровождать и все, связанное с Записями Елены Ивановны. «Бесцельное любопытство должно трансформироваться в искреннее познание, в приложение высших принципов к повседневной жизни» [7, с. 38].
Во всех Учениях кандидаты, желающие стать учениками и приобщиться к Высокому Знанию, проходили этап послушания, при котором они должны были выработать определенные качества и избавиться от пороков, научиться владеть собой. В общинах Преподобного Сергия основой монастырской жизни была дисциплина, основанная на труде и молитве. Будда, прежде всего, утверждал в будущих учениках дисциплину духа. «Только когда воля подвижника рождалась подобно льву, и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка [Будда] приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже постепенно ученик посвящался в тайны знания» [8]. И в Учении Живой Этики также подчеркивается эта дисциплина, основанная на принятии Иерархического Начала и следование Его указаниям. Это тот естественный духовный путь, который позволяет человеку правильно развиваться и неискаженно воспринимать Истину.
Как сложная многомерная информация и высокая энергетика Записей может отразиться на неочищенном и неготовом сознании человека можно увидеть на примере Владимира Росова, который широко пользовался ранними Записями Е.И.Рерих для своих книг и диссертации. В них он полностью исказил облик и творчество Рериха, превратив Николая Константиновича, величайшего художника, мыслителя и общественного деятеля, в политического авантюриста. Взяв ряд фрагментов дневниковых Записей, относящихся к далекому будущему и к духовному плану Бытия, Росов представил эти фрагменты в виде исторических действий Рериха на земном плане, которые он якобы осуществлял в 20-30-е годы прошлого столетия. Так у него возникло утверждение о «Новой Стране», представленной читателям как новое государство, которое Николай Константинович будто бы планировал создать в безжизненных пустынях Центральной Азии во время своих экспедиций.
Известно, что Новой Страной Рерихи называли новую будущую Россию, но Россию духовно преображенную. «В Учении указана Россия как Страна Новая, – писала Елена Ивановна, – которая будет находиться под Покровительством Преподобного Сергия, но для этого она должна сначала воскреснуть духом и омыться» [9, с. 193]. Именно с воскрешения духа ее народа и обращения его сознания к Облику Преподобного Сергия Радонежского и начиналось строительство Новой России. И осуществлялось оно как на высоком духовном плане, так и земными действиями при помощи лучших представителей страны, в том числе Рерихами. «Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия» [10, с. 207], – писал Николай Константинович, указывая на Небесный образ своей Родины. «Но эта Россия ещё не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик» [11, с.16], – добавляла Елена Ивановна к его словам. Своими культурными проектами, мыслями, творениями Рерих пробуждал потенциал русской души, давал направление для творчества своего народа, утверждал его в Свете и тем созидал облик будущей Новой Страны.
Росов же превратил это высокое духовное действие, осуществляемое Рерихом, в построение нового государства путем орошения азиатских пустынь и заселения их людьми, причем с одновременным ведением боевых действий и перекраиванием границ государств.
Так, Росов берет цитату из Записей Е.И.Рерих о том, что за 36-й год оформится Новая Страна. В этой цитате указывается на формирование тонкого, надземного образа будущей России в то время. Но Росов заявляет, что Николай Константинович во время Маньчжурской экспедиции 1934-35 годов планировал к данному сроку перекроить карту Сибири и даже всей Азии [12, с. 144, 175]. Причем в качестве основной стратегии образования нового азиатского государства Росов представляет оживление пустыни Гоби, которое должно было, вероятно, начаться уже через два года! [13, с. 172] Подобная фантастичность утверждений совершенно не смутила «историка» Росова, который принял свое искаженное восприятие Записей за «ключ к пониманию описываемых событий» [14].
Но если Росов попытался придать своим фантазиям научность, то другой «писатель» – Олег Шишкин создает иной вариант наветов на Николая Константиновича Рериха. Для этого он пишет авантюрный роман «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» в стиле «желтой» прессы, где на протяжении всей книги оскорбляет, высмеивает и лжет не только на Н.К.Рериха, но и на его жену и другиню Елену Ивановну. Большим нападкам со стороны Шишкина подвергаются также ее дневниковые записи бесед с Учителем, на основе которых было собрано Учение Живой Этики. В своем рвении опорочить Е.И.Рерих Шишкин доходит до того, что ставит ее глубоко философские труды в один ряд с трудами гитлеровских нацистов. Посвящая значительную часть одной из глав книги нацистам службы СС, их исследованиям и переписке (что не имеет ни малейшего отношения к Рерихам), Шишкин представляет дневниковые Записи Елены Ивановны аналогичными темным чревовещаниям нациста Карла Марии Вилигута, человека, считавшегося черным магом и являвшегося «духовным» наставником Гиммлера по части нацистской идеологии, разработке ее ритуалов и символике. А Гиммлер, как хорошо известно, был руководителем службы СС, на идеологической основе осуществлявший истребление целых народов, организовывая концлагеря, медицинские опыты над людьми и другие злодеяния.
Шишкин пишет: «Этот старик [Вилигут] <…> признался, что обладает наследственной памятью и путем освобождения уровней памяти, скрытых подсознанием, якобы получает от своих предков древние знания. Причем посредством чревовещания. Его техника напоминала пророчества Елены Ивановны. И так же, как и она, Вилигут вел дневник – в него записывались чревовещания, связанные с родовой памятью. Вилигут был и автором дизайна кольца СС с изображением мертвой головы и плана по созданию орденского замка СС Вевельсбург» [15, с. 560-561]. Остается только ужаснуться такому объединению Шишкиным самого Высокого и чистого с самым темным и низким!
Есть еще один человек, который взялся за Записи Е.И.Рерих и на протяжении последних лет пишет статьи на платформе Дзен, стараясь всеми мерами дискредитировать и Рерихов, и их труды, и особенно сокровенные Записи. Имя свое он скрывает под псевдонимом «Антарес». По его утверждениям в комментариях к своим работам, первоначально он был последователем Рерихов и на протяжении 30 лет пытался изучать Учение Живой Этики, но так и не смог его понять и усвоить. Неизбежные философские понятия противоположностей, на которых построен весь Космос и которые требуют совмещения для их осмысления, «Антарес», принял за противоречия Учения. Но еще Елена Ивановна писала, что без умения совмещать пары противоположностей (бинеры) дальнейшее познание действительности будет не только бесполезно, но и вредно. «Вмещение противоположностей было непременным условием для принятия в ученики во времена Будды, таким оно осталось и теперь, – отмечала она. – Ибо противоположности являются на самом деле только символами большого и малого знания. Большее знание и умение всегда покроют своим куполом знание меньшее. Синтез есть вмещение противоположностей» [2, с. 316].
Кроме того, для первичного понимания Учения Живой Этики сознание человека уже должно иметь соответствующий уровень культурной подготовки и духовных накоплений, иначе смысл Учения для него останется закрытым. И тем более закрытым останется понимание более высоких истин. Когда же неподготовленный человек прикасается к трудам, сущность которых он не в состоянии осознать, то он неизбежно начинает или осуждать их, или интерпретировать в значительном искажении. Это мы и видим у «Антареса», собственная неспособность которого усвоить Высокую Мудрость привела его к обвинению во всех смертных грехах Рерихов, в том числе и Елену Ивановну, неоднократно предупреждавшую об опасности и вредности преждевременного подхода к Великим Истинам. «Слишком большой Свет может ослепить,. – писала она, – <…> Если сознание нечто не может воспринять, оно легко начинает кощунствовать, и вред получается огромный» [11, с. 53].
И теперь, наполняя свои писания ложью и оскорблениями в адрес Рерихов, «Антарес» доходит до абсурдных заключений. Он заявляет, что Учителя человечества не раз вдохновляли «величайших творческих личностей» на написание «прекраснейших книг, наполненных Красотой и духовным Знанием». Но все эти великие личности «были недостойны даваемого Знания», «совершенно не соответствовали тем Истинам и Красоте, которые излагаются в записанных ими великих произведениях». Великие творцы, создатели духовных Учений и произведений искусства, по утверждению «Антареса», являются порочными и самообольщенными людьми, медиумами, которые просто механически передают то, что получили Свыше. Потому всякое почитание лучших представителей мировой культуры и религий, по его мнению, – это просто фанатизм, который требует изживания. Можно привести и еще множество других кощунственных утверждений «Антареса», но уже этого достаточно, чтобы увидеть всю искаженность его мышления, оскорбляющего не только Рерихов, но и всех высочайших представителей мировой Культуры, религиозных и философских деятелей всех эпох.
Нет ничего удивительного, что в мире появляются подобные глубоко невежественные и темные писания. Несмотря на разные причины, по которым они создаются, их всех объединяет та или иная реакция на заложенный в трудах Рерихов Свет, на невозможность принять его. Высокая энергетика Е.И.Рерих и ее трудов раскрывает сущность каждого, прикоснувшегося к ее облику и творчеству, высвечивает те мысли и чувства, которыми наполнен внутренний мир самого человека. И если человек обладает неизжитыми пороками и страстями, то они и начинают выявляться в творениях таких людей. Кроме того, все в нашем мире воспринимается по сознанию. Одни и те же понятия и явления часто имеют совершенно различное толкование у людей разного уровня развития. Так понятие любви, которое у духовно развитого человека предстает в виде высокого чувства, ведущего к творчеству Красоты и самопожертвованию, у низкого сознания становится его противоположностью – распущенностью и развратом. Неочищенное и искаженное сознание людей, как кривое зеркало, отражает высокие истины в виде безобразных уродств.
Очень хорошо отмечен этот закон в тибетском предании об Асанге, буддистском мыслителе, двенадцать лет искавшем Майтрейю Будду. Несмотря на все свои усилия, Асанга не мог воспринять почитаемый им Облик до тех пор, пока в его сердце не пробудилось сострадание и любовь ко всем живым существам. Только после этого он получил видение желаемого. Н.К.Рерих так описывает дальнейшее: «И тогда явился человеку сам Майтрейя Будда и сказал:
“Давно уже Я с тобою, но не замечаешь и гонишь, и плюешь на Меня. Вот сделаем испытание. Пойди на базар. Я буду на плече твоем”.
Пошел человек, зная, что несет Бога, но шарахнулись от него люди. Разбежались. Носы заткнули и закрыли глаза.
“Почему бежите вы, люди?”
“Что за ужас у тебя на плече? Вся в язвах смердящая собака”.
И опять не увидели люди Майтрейю Будду. И увидели, чего каждый достоин» [16, с. 217].
К сожалению, распространением Записей Е.И.Рерих из архива МЦР в интернете дело не ограничилось. В 2022 году Олег Болдырев и его издательство «Прологъ РХ» в ходе сотрудничества с Государственным музеем Востока (ГМВ) начинает публикацию всех Записей в бумажном варианте. Причем, в предисловии к изданию этого материала было тщательно скрыто, каким путем Записи оказались в ГМВ. Читаем: «В 1990-х годах начали издаваться также и материалы первого архива, называемого “московским” по месту его нынешнего хранения. В 2018 году был создан и выложен в свободный доступ электронный вариант московского архива Е.И.Рерих…» [17, с. 3]. В действительности, архив, названный «московским», является частью наследия Рерихов, захваченного ГМВ при поддержке Минкульта, и принадлежит Международному Центру Рерихов на основании распоряжения Святослава Николаевича Рериха. До разгрома общественного Музея Н.К.Рериха и незаконного захвата всего наследия этот архив никогда не находился в месте «его нынешнего хранения», то есть в ГМВ. Материалы из Записей Е.И.Рерих в 1990-х и 2000-х годах издавались МЦР, что было отмечено выше.
Планы по распространению дневниковых Записей Елены Ивановны у издательства «Прологъ РХ» были большие. Планировалось издать во многих томах Записи Огненного Опыта, а в дальнейшем и все остальные материалы. Но нужно сказать, что выпустив в 2022 году две напечатанные книги «Огненный Опыт» и одну из серии «Записи Откровения», в начале 2023 года Болдырев в возрасте всего 59 лет скоропостижно уходит из жизни, и издание бумажного варианта книг прекращается. Редактор издательства Елена Конева, ранее занимавшаяся подготовкой к публикации контактерских трудов Владимира Павлюшина (Константина Устинова), продолжила работу по изданию Записей, но только в электронном виде. Но через год с небольшим после смерти Болдырева и она тоже уходит из жизни, и весь масштабный проект издательства «Пролог РХ» останавливается. Найдется кто-либо, кто захочет повторить их путь, – пока неизвестно. Попытка выдать на широкую неподготовленную публику все материалы о преображении внутреннего человека путем Огненного Опыта, запрещенные их Авторами к преждевременной публикации, конечно, могла привести к печальным последствиям.
В Учении Живой Этики и в трудах Рерихов можно прочесть много информации о тонких энергетических структурах человека – о его нервных центрах; об огненной мощи, присущей человеку, – психической энергии, высшим проявлением которой является мысль. Эволюция направляет человечество к овладению высокими энергиями, которое, в конечном итоге, должно привести к пробуждению в человеке его огненных центров, к объединению земного мира с Мирами Высшими и, таким образом, преобразить всю окружающую жизнь. Но Огненный Опыт, связанный со сложными энергетическими процессами и раскрытием высших центров в человеке, в наше время еще не доступен основной массе людей, так как современное человечество обладает еще слишком грубой, сугубо материальной энергетикой, к тому же нарушенной многочисленными пороками.
Пути же повышения энергетики человека лежат в пространстве нравственности и этики и связаны с очищением и расширением сознания, способностью воспринимать Красоту, работой на Общее Благо и с рядом других факторов, о которых говорят книги Живой Этики. Это тот неизбежный путь дальнейшей эволюции человечества, который должен привести к утончению сознания и к восприятию высокой энергетики Космоса, основу которой составляет Огонь. Только после этого на земле могут создаться условия для раскрытия высших центров людей, и только тогда Записи Елены Ивановны станут, действительно, практическим руководством на духовном пути и явятся порогом Нового Мира. «Ведь большинство полагает, что достаточно заинтересоваться кн[игами] Учения, чтобы у них раскрылись центры! – писала Е.И.Рерих. – Мало кто хочет понять, что для этого прежде всего нужно внутреннее очищение и подвиг сердечный» [18, с. 259]. И, конечно, необходим Учитель, который приходит лишь в момент готовности сознания человека.
А пока материалы, описывающие Огненный Опыт, не только ни могут быть понятыми и примененными современным человеком, но чтение их может нанести непоправимый вред неготовому сознанию. Такие книги, как несвоевременно издаваемые дневниковые Записи Елены Ивановны, могут подтолкнуть неподготовленных и неразумных людей к насильственному раскрытию центров с помощью механических средств, описание которых широко распространено в различной литературе и интернете. Кроме того, погружаясь в чтение и изучение огненных процессов организма без соответствующей подготовки, человек даже неосознанно может пробудить действие той или иной энергии, которой он не сможет управлять, и последствия могут стать катастрофическими. «Человек уявлен восприемником всех Сил Космоса, – записала Е.И.Рерих слова Учителя, – но вместе с тем он является преобразователем их в полезные или вредоносные воздействия соответственно его нравственному развитию» [19, с. 290]. Высокие энергии, раньше времени пробужденные в неочищенном и грубоматериальном человеке, могут повредить неподготовленный организм, вызвав различные расстройства и болезни, и даже преждевременную смерть. Именно, неготовность сознания основной массы человечества к восприятию Высоких космических энергий явилась той причиной, по которой МЦР в настоящее время не осуществляет публикация Записей Елены Ивановны в полном объеме.
В своих письмах Елена Ивановна много писала об опасности насильственного развития внутреннего человека и преждевременного раскрытия центров, в том числе и о возможности воздействия собственной мысли и воображения на этот процесс. Но только естественный духовный путь может привести в будущем к утончению и огненному преображению нашего существа. «Те, кто с нами, должны идти путем духовного совершенствования и естественного развития высших центров, не прибегая ни к каким другим способам» [20, с. 395], – отмечала она. «Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы…» [5, с. 504] «Но явление [возжжения] хотя бы одного центра требует уже сотрудничества Надземного Наставника и необыкновенной нравственной чистоты» [1, 34].
Множество советов по духовному развитию оставила нам Елена Ивановна в своих трудах, множество ступеней этого пути отмечено ею. При своей жизни она написала огромное количество писем с объяснениями положений Учения Живой Этики и его применением. Ее письма – это образец бережного отношения к каждому корреспонденту, которому давалось лишь то, что он мог вместить и усвоить. Самые разные вопросы затрагивались ею. Наряду с земными практическими советами она давала понимание грандиозности нашего Мироздания и Космических законов, сущности Высшего Начала Бытия, эволюции внутреннего человека. Большое значение уделялось ею развитию психической энергии. Елена Ивановна также подробно осветила и условия, при которых становится возможным постижение тайн Бытия и раскрытие внутренних сил человека, пробуждение и трансмутация центров. Она постоянно повторяла, что только правильный путь развития людей, начинающийся с нравственного самосовершенствования, очищения и расширения сознания, а также утончения всех чувств может дать осознание и применение в жизни Высоких Истин, в том числе и оставленных в ее Записях для будущего. А устремление и любовь к избранному Учителю является важнейшим условием, без которого продвижение и постижение Высшего становится невозможным.
В одном из писем Е.И.Рерих писала Мирону Тарасову: «Именно советую больше думать о духовном совершенствовании, нежели о Космогонии. Без очищения сердца, без расширения сознания путем Живой Этики нельзя получить истинного знания. Так, искоренение одной дурной привычки принесет Вам больше, нежели заучивание наизусть всех существующих систем Космогонии. Ведь истинное понимание приходит к нам через близость и объединение сознания нашего с сознанием Иерарха, но ведь объединение это может совершиться, лишь когда наша внутренняя сущность настолько очистится, что будет в состоянии принимать или отвечать на вибрации, посылаемые Вел[иким] Учителем. Не устану повторять о применении Указаний Учения в жизни каждого дня и потому снова советую Вам заняться работою над собою. Именно, как сказано в “Агни Йоге”, изберите три из Ваших худших качеств и постарайтесь освободиться от них. В этом будет заключаться огромная победа» [9, с. 197].
Для развития мышления Елена Ивановна советовала писать рефераты по выбранным из Учения темам, делать подборки тех или иных понятий Живой Этики. Она рекомендовала изучать труды Е.П.Блаватской и историю теософского общества, знакомиться с различными культурами и философиями, новыми научными достижениями, развивать чувство красоты, знакомясь с изобразительным искусством, слушая хорошую музыку и т.д. И, конечно, принимать деятельное участие во всей нашей жизни, принося свои силы на Общее Благо.
«Ибо ничто так не очищает мыслей и не подымает вибраций наших, как искусство, в этом божественная мощь его, – писала она. – Повышение вибраций наших есть то, к чему должен стремиться каждый приблизившийся к Свету, к Учению, ибо лишь при таком повышении или напряжении могут происходить утончение и трансмутация наших нервных центров, этих восприемников тончайших пространственных энергий, что есть цель нашего существования. Потому и в книгах Учения столько места уделено понятию Красоты. Сказано: «”Понимание Красоты спасет Мир”» [9, с. 54].
Большое значение Еленой Ивановной придавалось развитию сердца и пробуждению великой силы Любви, без чего невозможно духовное продвижение даже несмотря на большие интеллектуальные познания и чтение духовных Писаний. «…Культура не может быть лишь каким-то условным внешним действием, – замечала она. – Она живет в сердце человека, и потому первым качеством ее будет сердечность. Если человек будет читать духовные и культурные заветы, а сам будет становиться черствым и злобным, то, значит, не ”в коня был корм”» [20, с. 440]. «…Интеллект, эрудиция никогда не являлись главными факторами приближения, – пишет она в другом письме. – Часто именно интеллект развивается за счет сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем отражает Великую Истину как в кривом зеркале. Люди именно претворяют каждое великое начинание в своем кривом зеркале. Отсюда такие искажения Учений...» [5, с. 306]
Любовь к своему ближнему, к труду, к Родине, к Учителю – разные аспекты все той же единой Любви также рассматривались Е.И.Рерих. Она утверждала, что «Любовь – сама сущность Бытия» [1, с. 81], потому нужно учиться любить. «”Любящее сердце превыше всего” – так говорил Будда, так сказал и Христос. “Любовь есть ключ ко всем достижениям” – говорит Учение Жизни. Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите ее героический народ!» [21, с. 306]
«Люди утратили любовь к ближнему, утратили любовь к труду созидающему и к совершенствованию во всей красоте космического бытия и гибнут сейчас в злобе, ненависти и разврате, золотом покрытом, но золото не скроет и не исцелит язвы смердящие» [1, с. 119]. «Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви, любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем сердце» [11, с. 194].
В одном из своих писем Елена Ивановна описала как трудности, так и радости непростого, но единственно возможного пути Духа и отметила силу все той же Любви, несущей все возможности продвижения. «Путь совершенствования, путь Учения Жизни, истинно, не легок, – отмечала она, – но как он богат, как широк он и как все трудности его преображаются в лучшие достижения наши, когда мы идем, неся в сердце всерастущую любовь к Тому, Кто указал нам, где и в чем наша истинная радость. Эту радость никто и ничто не может отнять от нас. Радость расширения сознания, радость сотрудничества, радость любви и приближения. Родные, больше всего храните эту любовь Вашу, ибо способность любить, или, лучше сказать, дар любви, является сезамом от всего. Любовь – основа всех достижений, всех дарований, любящее сердце – залог всех возможностей. Даже страдания в любви лишь способствуют очищению и утончению чувств наших. Любовь все берет, но она и все дает. Истинно, любовь включает всю Вселенную, потому не бойтесь ничего, ибо все самое тяжкое может быть пережито, изжито и преображено любовью в самое прекрасное. Ведь любовь есть основа и величайший рычаг Мироздания. Все миры зачинаются космическою любовью, все держится лишь любовью. Помня этот основной вселенский закон, отнесемся бережно, со всею устремленностью к развитию в себе этого величайшего дара, хранителем которого является наше сердце.
Сейчас, когда мир переполнен ненавистью, самою жестокою формою человеконенавистничества, которое может привести к рушению планеты, будем утверждать о любви в ее космическом значении. <…>
Пусть молодые сердца, не отравленные еще лицемерием, этим ядом, погубляющим лучшие ростки сердца, прислушаются к словам любви, рассыпанным, как жемчужины, в книгах Учения Жизни. Пусть зажгут свои светильники огнем неугасимым в стремлении к красоте беспредельного совершенствования, символом которого является Облик Вечного Учителя. Родные, любите Учителя!» [21, с. 104-105]
Так указан путь совершенствования и подхода к более глубокому познанию. А Записи Елены Ивановны Рерих в лучший срок, когда сознание человечества будет готово и наконец подойдет к постижению духовных аспектов жизни, дадут все необходимое для дальнейшего развития и преображения нашего существования. Святослав Николаевич так сказал об этих Записях: «Они одни могут напитать целую эпоху» [22, с. 185]. Их вечный Свет и глубочайшие Истины, в них заложенные, явятся духовной основой будущего Нового Мира. Мира не только добра, справедливости и единства всего человечества, но и величайших возможностей познания величия Космоса и его отражения – Микрокосма, то есть самого человека.
Список литературы
1. Рерих Е.И. Письма. Т. IX. М.: МЦР, 2009.
2. Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. М.: МЦР, 2008.
3. ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 147. Цит. по: Татьяна Книжник. «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих. https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5755&sphrase_id=605369 Дата обращения: 11.01.25.
4. Шапошникова Л.В. Предатели. https://icr.su/rus/protection/copyrights/predateli.pdf Дата обращения: 15.01.25.
5. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000.
6. Евангелие от Матфея 7:26-27.
7. Рерих Н.К. Шамбала сияющая // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000.
8. Озарение. Ч. II, XII, 1.
9. Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001.
10. Рерих Н.К. Оборона //Рерих Н.К. Нерушимое. Новосибирск: Вико, Алгим и ТОО Аура, 1992.
11. Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006.
12. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Книга I: Великий План. СПб: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.
13. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Книга II: Новая Страна. М.: Ариаварта-Пресс, 2004.
14. Росов В.А. Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы). Автореферат. 2005. https://www.dissercat.com/content/russko-amerikanskie-ekspeditsii-nk-rerikha-v-tsentralnuyu-aziyu-1920-e-i-1930-e-gody Дата обращения: 18.01.25.
15. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: АСТ, 2022.
16. Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Цветы Мори. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
17. Рерих Е.И. Огненный опыт. 1924-1940. Т. 1. М.: Прологъ РХ. 2022.
18. Рерих Е.И. Письма. Т. V. М.: МЦР, 2003.
19. Рерих Елена. Изучение свойств человека // Рерих Елена. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.
20. Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2002.
21. Рерих Е.И. Письма. Т. VII. М.: МЦР, 2007.
22. Рерих С.Н. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2005.
Л.В. Шапошникова. Попрание воли Е.И. Рерих недопустимо. 12.02.2008
Публикация на Rutube-канале МЦР
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007