Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
03.05.2025

Программа в Казани, посвященная 90-летию Пакта Рериха


11.jpg

Н.К.Рерих. Чинтамани. 1935–1936


19 апреля 2025 года в Галерее современного искусства г. Казани продолжил работу лекторий «Держава Рериха», организатором которого выступило Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО) при поддержке Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Международного Центра Рерихов (г. Москва).  Посетителям лектория была представлена программа, посвященная 90-летию Пакта Рериха

Подписание первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха – стало выдающимся событием XX века. Впервые в истории человечеству была предложена новая концепция достижения мира во всем мире – через Культуру. Ее автор и вдохновитель – великий русский художник, ученый, писатель, неутомимый и отважный путешественник, крупный общественный деятель Николай Константинович Рерих.

Дания Ибрагимова, сотрудница ТРКО, рассказала об истории продвижения Пакта Рериха от возникновения идеи до его подписания, а также о концепции Культуры Николая Константиновича Рериха.

Предвидя грядущие военные потрясения, несущие гибель культурным ценностям, Н.К.Рерих в 1929 году создал проект международного договора о защите культурного наследия и его отличительный флаг «Знамя Мира», который должен подниматься над всеми объектами, подлежащими защите: «Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны». Флаг представляет собой белое полотнище, на котором изображен символ Триединства – три малых амарантовых круга в большом. Он символизирует прошлое, настоящее и будущее в пространстве вечности, или синтез религии, науки и искусства в едином круге Культуры. Художник объяснял, что выбрал этот знак под впечатлением от иконы Андрея Рублева «Троица». Рерих называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры, охраняющим духовное здоровье человека и предотвращающим войны.

Художник был убежден, что «…народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния». Он организовал широкое международное движение во многих странах.

Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одного государства Америки. В этом договоре, который получил название «Пакт Рериха», реализовалась великая идея художника о необходимости защиты культурного наследия от вандализма человека не только в период войн, но и в мирное время. Важно, что Пакт говорит о необходимости защиты и всего персонала охраняемых культурных учреждений.

Пакт Рериха, как универсальный документ, содержит в себе целую программу действий для мировой общественности по охране культурного наследия. Многочисленные статьи и очерки Н.К.Рериха, посвященные Культуре, созданные в подготовительный период подписания Пакта, как отмечается в научных исследованиях, всесторонне раскрывают эту программу. Она охватывает практически все сферы бытия человека: воспитательно-образовательную, духовно-нравственную, социально-экономическую и т.д.

С некоторыми очерками Н.К.Рериха этого периода слушателей познакомили сотрудницы ТРКО Любовь Осипова и Диана Галлямова.  В своем выступлении Любовь Осипова рассказала слушателям об очерке «Женщинам». Она отметила, что особое место в трудах Николая Константиновича Рериха и его супруги, уникального философа Елены Ивановны Рерих уделяется роли женщины. Ее значение в жизни семьи и общества, в деле культурного строительства трудно переоценить.  И Знамя Мира на картинах Рериха – в руках у женщины. Николай Константинович писал: «Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот свет, и в чем будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота».  Во время своего выступления Любовь Осипова прочитала слушателям стихотворение Н.К.Рериха «Владычица Знамени Мира».

Диана Галлямова познакомила присутствующих с очерком «Культура –сотрудничество». В этом очерке Н.К.Рерих пишет о самом сердечном желании привлекать сотрудников к действиям и давать им возможность стать сотворцами, создателями ступеней. «В час трудный, во время напряжения всемирного является возможность объединиться под благородным обобщающим понятием. Культура – это и пробный камень молодости сердца», писал Николай Константинович.

В своем великолепном очерке «Творящая мысль»  Николай Рерих отмечает значение и мощь мысли. Он говорит о том, что необходимо осознавать ее динамическую силу, обуздывать и направлять ее по правильным руслам: «Человечество спешно приготовляется для эволюции, и ближайшею обязанностью его является мыслить об этой грядущей эволюции, мыслить о будущих поколениях. Вы ответственны за будущее поколение, и неизбежна для вас ответственность эта. Мы можем получить великое счастье посредством прекрасной мысли».

Доклады выступающих сопровождались презентациями. В конце мероприятия зрителям представили слайд-программу «Символ Триединства в картинах Н.К.Рериха». 






Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007