Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
08.05.2025

Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира. 3. Исламская культура


Н.К.Рерих. Пророк Магомет. 1932.jpg

Н.К. Рерих. Магомет на горе Хира. 1925


1. Введение

2.  Восток


В VII веке н.э. среди арабов в Западной Аравии возникает новое религиозное течение – ислам. За короткий промежуток времени арабы завоевывают значительные территории Азии, а также Северную Африку и часть Европы. Мусульманское завоевание Ирана (Персии) положило конец империи Сасанидов и привело к его исламизации. Однако приход новой религии в страну не уничтожил вековые накопления утонченной иранской культуры, которая, в конечном счете, органично соединилась с исламом, породив так называемый новый, персидский ислам. Как пишет историк Бернард Льюис: «Иран действительно был исламизирован, но он не был арабизирован. Персы остались персами. И после некоторого молчания Иран вновь возник как отдельный, отличный и отличительный элемент внутри ислама, в конечном итоге добавив новый элемент даже к самому исламу. В культурном, политическом и, что самое замечательное, даже религиозном плане вклад Ирана в эту новую исламскую цивилизацию имеет огромное значение. Творчество иранцев можно увидеть во всех областях культуры, включая арабскую поэзию… <…> Именно этот персидский ислам, а не первоначальный арабский, был принесен в новые районы и новым народам: к туркам, сначала в Центральную Азию, а затем на Ближний Восток, в страну, которая стала называться Турцией, и, конечно, в Индию» [6].

Вместе с иранской культурой, пришедшей с исламом в ряд регионов мира, распространялся и символ триединства. В самом же Иране и соседних странах произошедшая смена религиозных воззрений не повлияла на некоторые древние традиции, существовавшие там ранее. Так символ триединства продолжал использоваться для орнаментации различных изделий и даже пережил новый расцвет. Керамические плитки, ювелирные изделия, светильники, ткани из этих мест – все отмечено им. Широко он использовался для украшения посуды – кувшинов, ваз, чаш. В виде трех кругов или трилистников он украшал изображенных на них животных и птиц, одежду людей или вписывался в орнаментальные мотивы. В 8 веке по иконоборческим мотивам декреты мусульманских халифов запретили игру в шахматы, в которой использовались фигурки людей и животных. Вероятно, поэтому и были созданы абстрактные шахматные фигуры, которые стали украшаться кругами, в том числе и в виде триединого знака. Особенно богато украшалась фигура короля, символически представляемая в виде трона. На одной из них можно видеть несколько мотивов из трех кругов, в том числе и заключенных в окружность.

Исторический период с середины VIII до середины XIII века был эпохой научного и культурного расцвета исламского мира. В истории он назван Золотым веком ислама. В это время начинается широкое изготовление книг священного писания ислама – Корана. Самые ранние известные рукописи Корана относятся к VII–VIII веку и имеют весьма скромное оформление. Позднее, во время династии Абассидов создается новый стиль арабского письма, а Кораны начинают богато украшаться золотом и цветными изображениями, появляются полностраничные заставки на разворотах книги. Заголовки сур (глав) часто обозначаются декоративными рамками с медальонами или виньетками на внешнем поле текста. В орнаменты книжных заставок нередко органично вписывался и знак триединства, изображаемый в виде трех кругов или трилистников. Страницы некоторых Коранов почти полностью или частично орнаментируются рядами или группами из трех кружков-точек. Пример этому – страница рукописи Корана начала XIV века из Ирана. Символ триединства встречается на страницах Корана и в качестве разделительного знака, обозначающего окончание и начало аятов (стихов). В Коранах Индии, Ирана и Египта он наносился красной или золотой краской в виде трех кружков или запятых. В форме тройного узла или трех кругов, покрытых золотом или желтой краской, такой разделитель был распространен в магрибинском арабском письме, которое использовалось у мусульман Северной Африки и Испании.

Не менее ярко символ триединства проявился в искусстве Мамлюкского султаната, охватившего собой земли Египта, часть Аравии и страны Восточного Средиземноморья, в том числе Сирию. Основанный в середине XIII века, он просуществовал до начала XVI века. Большая часть архитектурных памятников этого периода была возведена в Каире и нередко имеет в своем оформлении триединый знак. В то время активно строились мечети, мавзолеи, учебные заведения – медресе, ханки – суфийские обители. Мебель, двери и минбары мечетей украшались резными деревянными панелями с узорами из переплетенных лоз и тройных листков. Стены и купола различных зданий нередко имели рельефные геометрические и растительные орнаменты с тройными кругами, трилистниками, заключенными в круг или вписанными в общий узор. Под куполами многих мавзолеев можно видеть по три круглых окна, располагающихся с четырех сторон. Одно из наиболее красивых сооружений мамлюкской архитектуры с символами триединства – погребальный комплекс Султана аль-Ашрафа Кайтбея в Каирском некрополе, завершенный к 1474 году.

Знак триединства присутствует также в керамике и металлических изделиях мамлюков. Они продолжили традицию использования этого знака, существовавшую ранее в этих регионах, но внесли и новые элементы. Так их изделия нередко украшались мамлюкскими эмблемами – гербами, среди которых – трилистник в круге. Такую эмблему можно увидеть на изделиях из эмалированного стекла – кувшинах и лампах для мечетей и мавзолеев.

В XIV веке на просторах евразийских степей появляется великий завоеватель Азии Амир Тимур, который в результате военных походов создает обширную империю, включающую территории современных Афганистана, Ирана, Месопотамии, Кавказа, северной Индии и Средней Азии. Для своей тамги – родового герба и символа государственности – он берет изображение трех колец, расположенных в форме треугольника. Арабский историк Ибн Арабшах и испанский посол ко двору Тимура Руи Гонсалес де Клавихо в своих произведениях оставили сведения об этом знаке великого завоевателя. Ибн Арабшах в труде «История Амира Тимура» отмечал: «Тамга на его конях и лошадях, знак, отчеканенный на его монетах и золотых изделиях, представляет собой вот такие три кольца» [7]. Клавихо в своем «Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Тимура» пишет о монетах, царских печатях и различных изделиях, на которые ставилась тамга в виде трех колец [8]. По его мнению, эта тамга означала, что Тимурбек – властитель трех частей света, под которыми в то время подразумевались Европа, Азия и Африка, континенты, известные европейцам. Существует мнение, что три кольца символизировали собой три мира или стихии, их олицетворяющие, – землю, воду и небо.

Считается, что знак триединства был начертан и на знамени Тимура. На монетах знак чеканился двух видов – с одним кольцом наверху или внизу. Вокруг этого символа изображалась персидская надпись «Рости – русти», что означало: «Сила в справедливости». Знак трех колец Амира Тимура столь сильно соединился с образом великого властителя, что спустя века это нашло отражение в истории. В конце XIX века Геральдическая палата России, приняв во внимание тамгу Тимура, включит триединый символ в герб Самарканадской области и города Самарканда, бывшего когда-то столицей его великой империи. А в 1996 году в Ташкенте был открыт Государственный музей истории Тимуридов, в оформлении которого воспроизведен этот знак – три кольца. В наружном декоре здания кольца заключены в одну большую окружность.

Персидские художники в своих миниатюрах также очень часто использовали триединый символ как один из орнаментальных мотивов. Одежда и музыкальные инструменты, зонтики правителей и щиты воинов, ковры и навесы – все могло быть украшено им. В книжных орнаментах встречается также рисунок трех кругов и трилистников, заключенных в стрельчатые фигуры в виде капли или остроконечного эллипса. Подобные узоры, создаваемые для рукописей, переносились и на украшение мечетей и другой исламской архитектуры. В архитектуре знак триединства вплетался в узоры резных керамических плиток для облицовки зданий, в деревянную резьбу дверей, в цветочные завитки расписных изразцов. Один из примеров зданий с триединым символом в орнаменте – Голубая мечеть в Тебризе, построенная в 1465 году.

В 1526 году потомок Амира Тимура Бабур завоевывает Индию, и в стране начинается период правления мусульманской династии Моголов. Вместе с исламом Моголы принесли с собой элементы персидской культуры, в том числе и внимание к троичному символу. В могольской миниатюре этого времени можно увидеть знак триединства как орнамент на одеждах людей, тканях, шкурах леопарда. Примером такой миниатюры может служить один из портретов из альбома рисунков падишаха Шах Джахана. Изображенный на ней любимый придворный его отца Джахангира, Инаят Хан, одет в индийское платье джаму из белой полупрозрачной материи, орнаментированной мотивами с тремя кружками. Большое внимание уделялось первыми правителями моголов и традиционной индийской культуре. Во время правления Акбара были переведены на персидский язык и впервые проиллюстрированы известные древнеиндийские эпосы – Махабхарата и Рамаяна, а также Харивамша, родословная Хари – верховного божества Вишну. На красочных иллюстрациях к Харивамше символ триединства представлен не только как орнамент на тканях, но и в виде трех кругов и колец на коронах Кришны и его старшего брата – Баларамы. Изображение триединого знака в разных вариантах широко использовалось и в местных художественных школах Индии, его можно увидеть на миниатюрах разных стилей и направлений.

Символ триединства распространился и в Османской империи, образованной турками-османами и достигшей наивысшего расцвета к XVI веку при Сулеймане Великолепном. В это время мотивом с тремя кругами украшалась керамика, книжные обложки, ковры и особенно часто – ткани и одежда. Круги в орнаментах нередко сочетались с волнистыми линиями, символически представляющими тигриные полосы. Три кружка могли располагаться отдельными группами или помещаться внутри круга или стрельчатого узора. Символ триединства изображали на коврах как для обычного пользования, так и на молитвенных ковриках. Керамической плиткой с тремя кругами облицовывали мечети и дворцовые помещения. Из тканей с таким мотивом шили кафтаны, белье и другие изделия для султанов и местной знати. Орнамент с символом триединства столь широко распространился в Турции, что современные исследователи обратили на него внимание и назвали его узором, или мотивом «Чинтамани» – по названию буддистского драгоценного Камня.

Литература

6.    Lewis, BernardIran in history. Режим доступа: https://www.nototerrorism-cults.com/wp-content/uploads/2019/10/Iran_in_History_by_Bernard_Lewis.pdf

7.    Ibh Arabshoh. Amir Temur tarixi. – T.: Mehnat, 1992, с. 65. Цит. по: Мисрбекова Махлиё Мисрбек кизи. Тамга Амира Темура. Гулистанский государственный университет. Международный научный журнал «Молодой учёный», № 6 (110) / 2016. Режим доступа: https://mytashkent.uz/2022/12/01/tamga-amira-temura/?ysclid=llvsq9yvrv680693877

8.    См.: Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия ко двору Тимура (1403–1406). М.: Наука. 1990. Режим доступа: https://drevlit.ru/texts/k/klaviho3.php

Продолжение следует





Список иллюстраций к главе "Ислам"



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007