Обзор конференций
Обзор докладов Международной научно-общественной конференции
«Россия и наследие Рерихов»,
состоявшейся в Москве в Международном Центре Рерихов
8-11 октября 2014 г.
9 октября 2014 г.
Утреннее заседание
Утреннее заседание открыл доклад Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов Л.В. Шапошниковой (Москва) «Наследие Рерихов и Россия». В начале своего доклада Людмила Васильевна сделала акцент на очень важном для нашей планеты космическом законе – Высшее ведет за собой в эволюции низшее. Связь Высшего и низшего проходит через человека, отметила она, через особых людей, вестников Космоса, обладающих удивительными способностями и расширенным сознанием. Великие Учителя в определенное время дают человечеству Учения, которые влияют на его эволюцию. Такими Учениями, на которых акцентировала внимание Л.В. Шапошникова, являются индийская философия, учение Калачакры, буддизм, христианство, учение Кецалькоатля и Живая Этика. Все эти Учения едины в своей основе и направлены на одну цель – расширение пространства Света и сужение пространства тьмы. Кроме того, эти Учения обладают способностью импульса, который двигает эволюцию. Сегодня мы являемся свидетелями особенностей, связанных с формированием Нового Мира, и именно в Россию были посланы первые вестники этого Мира – семья Рерихов. Рассматривая вопрос, почему именно в Россию, Людмила Васильевна назвала две причины: во-первых, большую роль играет географическое положение России между Западом и Востоком, а во-вторых, именно в нашей стране в то время сложилась целая группа ученых космистов, работы которых также участвовали в формировании Нового Мира. Кроме того, Л.В. Шапошникова подробно рассказала о том, какие сложности необходимо было преодолеть, чтобы наследие семьи Рерихов вернулось в Россию. Завершая свой доклад, Людмила Васильевна подчеркнула, что за Новый Мир необходимо бороться. Все зависит от нас, от тех, кто понимает, что такое Новый Мир и новое космическое мышление.
«Проблема преображения внутреннего человека в свете Живой Этики» прозвучала в докладе доктора философских наук, профессора, заместителя Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР В.В. Фролова (Москва). В докладе показано, что способом преображения внутреннего человека выступает его духовное самосовершенствование. Структуру внутреннего человека образует зерно духа, являющееся частицей Абсолюта и играющее роль духовной основы преображения человека. Другим аспектом этой структуры является дух как результат творческой деятельности человека, которая реализуется благодаря его взаимодействию с зерном духа посредством сознания, сердца, культуры и других компонентов его духовного мира. Творчество есть процесс добывания нового знания, освоения красоты и проявления дара любви в процессе жизни. Его эволюционным результатом выступает переход человека на новый духовный уровень. Преображение внутреннего человека непосредственно может определить возможности выхода России из возникшего кризиса, так как позволит использовать культурные накопления человека, а через них – энергетику космической эволюции для разрешения проблем развития нашей страны и всего человечества.
«Метаисторический смысл наследия Рерихов» стал темой доклада старшего научного сотрудника ОНЦ КМ МЦР, кандидата философских наук В.Г.Соколова (Москва). Внимание докладчика сконцентрировалось на эволюционной роли России, которая глубоко космична. Подняты важные для современной науки проблемы: необходимость целостного подхода к историческому процессу и осмысление роли высшего и ведущего начала в этом процессе. Обозначив основные характеристики метаистории, докладчик раскрыл метаисторические особенности наследия Рерихов и их действий. Эти особенности связаны: с философией Живой Этики и ее актуальностью; привезенными Рерихами в Москву дарами родине, имеющими отношение к духовной части исторического процесса, или метаистории; космическими сроками осуществления эволюционных деяний; принципами работы Института «Урусвати»; Пактом Рериха; эволюционными действиями Рерихов на российском этапе Центрально-Азиатской экспедиции, следствием которых десятилетия спустя явилось основание в Москве Международного Центра Рерихов. Докладчиком затронута проблема осмысления сложнейшей борьбы антиэволюционных явлений с метаисторическими, или духовными, знаниями, с новым космическим мышлением.
Вечернее заседание
Вечернее заседание конференции началось с доклада руководителя Межрегионального информационно-аналитического центра (МИА-Центра) С.В. Скородумова (Ярославль) «Творчество семьи Рерихов в энергетическом пространстве русской культуры». Докладчик отметил, что живопись Н.К. Рериха является метаисторической. На его полотнах, кроме России земной, несомненно, отражаются пространства и образы Вечной России, которая, по словам самого художника, существует «поверх всяких Россий». Рерихи знали об огромной роли, которую России предстоит сыграть в эволюции человечества. Благодаря их творчеству энергетическое пространство русской культуры стало более устойчивым к эволюционным изменениям. В сотрудничестве с Учителями Востока Рерихи создали поле Красоты и оставили нам ориентиры, которые позволяют не сойти с эволюционного пути в эпоху перемен и потрясений. С.В. Скородумов отметил огромную роль творческого наследия Рерихов в пространстве русской культуры. Оно стало энергетическим фокусом этого пространства и новой эволюционной ступенью в процессе познания Космоса.
В докладе заместителя председателя Украинского отделения МЦР, старшего научного сотрудника, кандидата технических наук Т.П. Сергеевой (Украина, Киев) «Литературно-философские труды Н.К.Рериха как ключ к пониманию проблемы “Россия и наследие Рерихов”» показано, что все историко-художественные статьи и очерки Николая Рериха имеют особое значение для понимания того, какая Россия сможет полноценно и действенно принять наследие великой семьи. Докладчик особо отметила, что эти труды содержат методологию, поднимающую обзор предмета исследования на присущий Рериху космический уровень. Они учат видеть истинную Россию в ее глубоких культурных корнях, в космичности ее неповторимой природы, в силе духа народа, сокровищах его души. Н.К.Рерих призывает к сердечному восприятию красоты и духовной мощи культуры народов, говорит о важности осознания своей национальной истории, подчеркивает ведущую роль общественности в деле сбережения культурного достояния народа. Он учит любить Родину всевмещающей мудрой любовью, которая все понимает и видит глубинную суть России небесной поверх всего преходящего в России земной.
В докладе «“Мы верим в грядущий расцвет нашей родины”. Рерихи об эволюционной миссии России» кандидат культурологии, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР Б.Ю. Соколова (Москва), опираясь на наследие семьи Рерихов, поставила вопрос о том, чем обусловлена эволюционная миссия России и каковы ее факторы. Она отметила, что такая миссия связана с водительством Преподобного Сергия Радонежского, который заложил в душу русского народа мощные духовные магниты. Сложный исторический путь России привел к тому, что страна накопила эволюционную энергетику. Поэтому именно Россия – родина космического мышления – больше, чем другие страны, готова к восприятию Живой Этики. Б.Ю. Соколова показала, что одним из факторов эволюционной роли России является особенность менталитета русского народа, связанная с героизмом. Русский народ, у которого героическое начало наиболее развито, поведет за собой другие народы. Как писала Е.И. Рерих, «в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие».
Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры М.Н. Чирятьев (Санкт-Петербург) сделал доклад на тему «Творческое наследие Рерихов – залог культурного преображения России». Докладчик подчеркнул, что характерной особенностью творчества каждого члена семьи Рерихов было проявление духовного синтеза, который выражался в разных философских, художественных, научных, организационных аспектах их мыслей, слов и действий.
«“Я позвал вас на подвиг”. Развитие духовно-культурных традиций русской общины» – так называлось выступление Л.В. Янковской (Ярославль), члена Союза композиторов России, руководителя Историко-краеведческого музея «Гордость моя – Ярославия». Она отметила, что мысль о всеобщем благе, столь дорогая создателю Троицкой общины, поддерживала лучших представителей России в непрерывных лишениях и нравственных испытаниях. Преподобный Сергий заложил основу христианской общины, которая питает истоки идей соборности и всеединства, говорящих о неразрывной связи природы и человека, всего сущего с космической беспредельностью. Докладчик подчеркнула, что Н.К. Рерих, создавая на полотнах образы былинных героев и подвижников, вводит в жизнь высокие облики наставников человечества, сотрудников незримой духовной Общины.
Аспирант Софийского университета имени Святого Климента Охридского, председатель Национального общества имени Рерихов в Болгарии – коллективного члена Международного Центра Рерихов М.П. Куцарова (Болгария, София) в докладе «Претворение идеи Н.К. Рериха “Мир через Культуру” – неизбежный путь развития человечества» обратила особое внимание на то, что только Культура – нравственность, созидательность, любовь к человеку, терпимость, благородство – устраняет невежество и решает вопрос Мира на уровне причины. Ибо причина всех раздоров и войн – в невежестве. Н.К. Рерих ясно показал, что Культура есть реальное содержание явления Мира. Идея о Мире через Культуру уходит своими корнями к Преподобному Сергию. Будущее претворение этой идеи связано также с Родиной Рериха, с Россией, в которой зародилось новое космическое мышление. По мысли докладчика, Россия сможет реализовать предназначенную ей эволюцией ведущую роль в деле претворения в жизнь идеи Николая Рериха о Мире через Культуру, когда будет осознано значение творчества Рерихов и той организации, которая развивает и популяризирует их идеи, – Международного Центра Рерихов.
10 октября 2014 г.
Утреннее заседание
Тему «Наследие Рерихов и власть» поднял в своем докладе А.В. Стеценко (Москва) – вице-президент МЦР, первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха. Он остановился на истории противостояния власти, как инструмента аппарата чиновников, существованию наследия Рерихов в пространстве России и продвижению заложенных в нем идей. Докладчик отметил, что отзыв властью в ноябре 2013 г. лицензии у Мастер-Банка совпал с началом реализации соглашения по воссозданию деятельности Института «Урусвати» в Куллу (Индия) и успешным проведением выставочного проекта «Пакт Рериха: история и современность» в странах Латинской Америки. В настоящее время под серьезным давлением со стороны чиновников было отменено решение Хамовнического суда о признании МЦР наследником С.Н. Рериха, ГМИИ им. А.С. Пушкина пытается отсудить часть территории, принадлежащей МЦР, и воспрепятствовать дальнейшему воссозданию архитектурного облика усадьбы Лопухиных. Но, несмотря на это, общественный Музей им. Н.К. Рериха продолжает свою работу и культурно-просветительскую деятельность.
Автор доклада «Новое космическое мышление как эволюционный путь развития России» доктор философии, директор КРУ «Симферопольский художественный музей», председатель Крымского отделения МЦР Л.В. Кудряшова (Симферополь) показала, что новейшая история имеет целый ряд особых признаков, указав некоторые из них: быстрота и стремительность происходящих событий; поляризация состояния сознания участников событий; бинарность (полярность) событий; масштабность событий; новый инструментарий; действие тактики Адверза; особая миссия России; необходимость выбора. Отдельно докладчик остановилась на всевозрастающей роли России на современном историческом и эволюционном этапе, а также на проблеме выбора. Проблема выбора, подчеркнула Л.В. Кудряшова, остро стоит и перед каждым из нас, и перед целыми народами, государствами. Выбор дальнейшего пути развития, выбор центра притяжения – одна из главных задач нашего времени.
В докладе кандидата искусствоведения, руководителя Народного музея семьи Рерихов Е.С. Кулаковой (Новокузнецк) на тему «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности» жизнь и деятельность великого подвижника рассматриваются с позиции философской системы Живой Этики. Заветы Сергия об Общем Благе, об общине, о Мире Высшем, о Троице, о необходимости труда как средства духовного достижения стали частью его учения, под влиянием которого формировался высокий полюс духовной жизни России. Е.С. Кулакова отметила, что своим героическим творчеством в XIV веке Святой Сергий закладывал основы построения Нового Мира, которые призывно зазвучали в философии космической реальности, спустя шесть столетий на новом эволюционном витке. С символом Троицы, утвержденным Сергием, связан приход мужественного самосознания и духовного самоопределения Руси. Творческий замысел Сергия, гениально воплощенный в иконе Андрея Рублева «Троица», подсказал Н.К. Рериху символ Знамени Мира – отличительного флага Пакта по охране культурного достояния человечества. И в этом проявился «шаг тысячелетий» Преподобного.
Доклад кандидата педагогических наук, кандидата философских наук заместителя руководителя ОНЦ КМ МЦР А.А. Лебеденко (Москва) «Идея общины в творчестве Н.К. Рериха и Е.И. Рерих» посвящен исследованию философии духовной общины в трудах старших Рерихов. Община в Живой Этике – прообраз новых социальных построений духовного человека. Эволюционная идея общины в творчестве Рерихов несет в себе духовно-культурную необходимость реализовать в социальном развитии планетного человечества закон космической кооперации. На примере России докладчик попытался разрешить проблему научного осмысления общины как эволюционного мироустройства жизни человека со времен Сергия Радонежского и до нашего времени. Два начала полагаются в основание строительства общины: личное добровольное сотрудничество и широкая кооперация всех народов. По мысли Н.К. Рериха именно такая кооперация может приумножать добро, стать свободной светлой основой прогресса во всем мире.
В докладе аспиранта Московского института открытого образования, культуролога, сотрудника ОНЦ КМ МЦР Л.А. Кожемякиной (Москва) «Образ народа русского в творчестве Н.К. Рериха» прозвучала мысль о том, что созданные великим русским художником всенародные, прекрасные и достоверные образы раскрывают характерные черты русского народа – его всечеловечность, широту души, доброжелательность и самоотвержение. Русский народ, храня в духе первообраз Божественного единства – Пресвятую Троицу, воспринимает культуру народов мира, ибо сердца всех людей говорят на одном языке. Одна из главных идей великого гуманиста – это всеединство человечества на основе Культуры, общечеловеческих духовных ценностей. Постижение творческого наследия Н.К. Рериха приводит нас к пониманию необходимости вмещения двух взаимодополняющих друг друга принципов: приоритета вечных общечеловеческих (общекультурных) универсальных ценностей и принципа национально-культурного самосознания народа.
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева О.А. Лавренова (Москва) в докладе «Россия – материк и архипелаг. Родина и русская эмиграция в творчестве Н.К. Рериха» отметила, что образ России в творчестве Николая Рериха имеет три основные смысловые компоненты: духовный облик России, выраженный в ее святых, творцах и мыслителях; история ее культуры и искусства; ее современное художнику обличье. Докладчик рассмотрела проблему особого культурного пространства того времени – пространства русской эмиграции, о котором Рерих писал – «в рассеянии сущие». Распространение русских людей и русской культуры по всему миру – как в древние времена, так и в XX веке – было для Рериха духовным импульсом для всего мира, своеобразной миссией России.
Вечернее заседание
«Проблема меценатства в России» прозвучала в докладе кандидата медицинских наук Л.И. Монасыповой и председателя Ташкентского общества Рерихов Н.Р. Монасыповой. Авторы проанализировали истоки, особенности, а также проблемы меценатства в современной России и привели свои размышления о путях решения этих проблем. Давая обоснование явления меценатства с позиции Живой Этики, они подчеркнули различие мировоззрения Даяния и потребления. Говоря о трагичности фигур многих меценатов, Л.И. Монасыпова и Н.Р. Монасыпова сделали акцент на эволюционной роли меценатства, сохраняющего бессмертные творения искусства, поддерживающего культуру. Осмысливая возрождение института меценатства в России на примере мецената Международного Центра Рерихов Б.И. Булочника, авторы особенно подчеркнули его роль в поддержке общественной формы культуры.
Кандидат культурологии, заместитель руководителя Автономной научной группы МЦР И.Ю. Дьяченко (Москва) рассмотрела тему «Н.К. Рерих как теоретик культуры». В докладе предпринята попытка раскрыть основные положения концепции культуры Н.К. Рериха в свете теоретических проблем науки о культуре. Многочисленные концепции культуры в большинстве своем представляют культуру как социальную реальность. Основным отличием концепции культуры Н.К. Рериха является ее мировоззренческая основа – философские идеи Живой Этики. Это предполагает осмысление феномена культуры с точки зрения процессов космической эволюции человечества и дает возможность представить культуру как объект космической реальности, подчиненный единым законам, распространяющимся на человека, природу и общество. Концепция культуры Н.К.Рериха вводит в научный оборот новые понятия и определения (энергообмен, дух, красота, иерархия, сердце, институт учительства и др.), позволяющие более глубоко и всесторонне подойти к изучению генезиса культуры и ее природы, соотношения с цивилизацией, к анализу проблем кризиса культуры, преемственности культуры, взаимодействия Запада и Востока, роли России в будущем человечества.
В докладе кандидата философских наук, доцента кафедры «Философия, политология и право» Уфимского государственного университета экономики и сервиса Г.Б. Святохиной (Уфа) «Наследие Рерихов – провозвестие эпохи космического мышления» отмечается, что наследие Рерихов дает новый творческий импульс развитию не только русской культуры, но и всего мира. Человечество, овладевая космическим способом мышления и осуществляя свое духовное преображение, будет не только открывать новые возможности в познании Бытия, формировать в своем сознании целостную синтетическую картину мира, но и уметь практически преображать мир по законам красоты.
Руководитель Автономной научной группы МЦР В.Э. Жигота представил доклад на тему «Эволюция исследований рериховского наследия в России», в котором дается характеристика основных этапов развития исследований наследия Рерихов в России и в среде русского зарубежья, в том числе рассматриваются ключевые фигуры исследователей, доминирующие темы и специфика исследовательских подходов в тот или иной исторический период. Первый период (начало 1900-х – конец 1910-х гг.) характеризуется преобладанием работ в жанре художественной критики и публицистики. Второй период (начало 1920-х – конец 1950-х гг.) – появлением биографических, философских и культурно-исторических исследований. Третий период (конец 1950-х – конец 1980-х гг.) – введением рериховедческих исследований в контекст норм и требований советской гуманитарной науки, появлением искусствоведческих и историко-биографических монографий, а также первых диссертаций по художественному и литературному творчеству Н.К. Рериха. Четвертый период (начало 1990-х гг. – настоящее время) характеризуется широким охватом в научных работах практически всех аспектов Рериховского наследия, включая мировоззренческие.
Теме «Вклад Н.К. Рериха в развитие театрально-декорационного искусства России» посвятил свой доклад председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, артист Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга, член Союза концертных деятелей России Э.А. Томша (Санкт-Петербург). В докладе рассмотрены такие темы: мифология и эпос в театрально-декорационном творчестве Н.К.Рериха; театральная деятельность художника в оперном искусстве; Н.К. Рерих как автор либретто своих произведений; синтез как ведущее начало в театрально-декорационном творчестве мастера.
В докладе кандидата философских наук, научного сотрудника Севастопольского морского гидрофизического института Г.Г. Пантелеевой (Севастополь) «Магнит России в судьбе семьи Рерихов и в новейшей истории» судьба семьи Рерихов осмысливается в контексте созидания духовно-культурного Магнита России, несущего в себе величественный образ Новой России. Докладчик отметила, что для великого строительства необходимы такие качества духа как любовь и красота. Она рассмотрела три эволюционных действия, предопределивших жизненный путь великой семьи: работа над философией Живой Этики; закладывание энергетических магнитов на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции; движение Знамени Мира и Пакта Рериха. Г.Г. Пантелеева показала, что Магнит России, заложенный Просветителем Русской Земли Сергием Радонежским и получивший импульс развития в эволюционном творчестве семьи Рерихов, продолжает влиять на события земной жизни. Его действие проявляется во многих культурных инициативах Международного Центра Рерихов, что является залогом победного будущего России.
Обзор подготовлен Б.Ю. Соколовой