Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация
Ассоциированный член Департамента общественной информации ООН
Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ)
Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ)
является структурным подразделением Международного Центра Рерихов (МЦР),
его творческим отделом, в котором сосредоточено научное направление деятельности МЦР


В.Г. Соколов. Методологические положения к направлению деятельности
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления
«Эмпирическая наука и метанаука»

7. Важнейшей характеристикой метанауки является познавательная способность духа человека, который реализует эту способность через сердце. Речь идет о духовном сердце, которое, согласно положениям Живой Этики, неотъемлемо от духа в энергетической структуре человека. Его дух как познавательную силу рассматривал, например, и В.И. Вернадский, который именно духу отводил центральное место во внутреннем развитии человека. Нельзя не отметить и то, что о самом сердце как познающем органе говорилось и писалось на протяжении веков, мыслители разных эпох, так или иначе, выходили на эту проблему. Эффективность деятельности сердца как инструмента познания связана с нравственным уровнем развития человека, или его культурой. Мы снова приходим к духу, к его самоорганизующейся системе, которая и является культурой. Е.И. Рерих отмечала неотделимость духовности от сознания, которое, согласно Живой Этике, концентрируется в сердце. Таким образом, культура, или процесс развития духа человека, – есть главное условие самого метанаучного познания, а также – его плодотворного синтеза с эмпирической наукой. Такое явление, как одухотворенная наука и есть результат данного синтеза. Сам же смысл понятия «одухотворенная наука» имеет два главных аспекта. Первый – это нравственные основы в науке, второй – связан с познавательными возможностями духа через внутренний мир человека, то есть с метанаучным познанием. История знает немало великих ученых и мыслителей, развитая духовная сторона жизни которых обуславливала их интуитивный, метанаучный, прорыв в сферу выдающихся научных открытий и философских предвидений. Среди них: Дж. Бруно и Я. Бёме, М. Кюри и А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев и М.К. Чюрленис, Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Д.И. Менделеев и М. Фарадей. И явление культуры, и то, что мы называем метанаукой, неотъемлемы от материи высокого состояния, высших структур Космоса. А высшее – это источник импульса космической эволюции, идущего на Землю. Космическая эволюция действует в пространстве культуры, и ее земное творчество протекает во многом через метанауку.

8. Широкое исследование природы духа и сердца человека, без сомнения, можно назвать важнейшим направлением в изучении самой проблемы метанаучного познания и его взаимодействия с эмпирической наукой. Согласно Живой Этике, сердце связано с мирами иных измерений и более высоких состояний материи, пребывая с ними в энергообмене. Эта живая связь земного и небесного, этот Мост Миров, как именуется сердце, позволяют человеку развить в себе способность более глубокого, по сравнению с интеллектом, познания сути явлений и объектов. Речь идет о развитии сознания, уровень которого зависит от энергетики сердца, или психической энергии. Чем бóльшими накоплениями психической энергии обладает человек, тем выше уровень его сознания. Развитость психической энергии, сосредоточенной в сердце, есть по своей сути отражение высокого развития духа человека, его самоорганизующейся системы, или культуры. Можно сказать, что у такого человека развита связь, или энергообмен, с высшим, с мирами более высокого состояния материи. Его Мост Миров, или сердце, утончено и напряжено этой связью, а, следовательно, и познание этого человека осуществляется в русле синтеза метанауки и эмпирической науки (а также в русле синтеза самих знаний), оно цельно и всеохватно. Все эти явления и связи требуют дальнейшего осмысления с точки зрения методологических положений Живой Этики.

9. Основные особенности взаимодействия двух рассматриваемых направлений познания находятся в поле законов космической эволюции, знания о которых содержатся в Живой Этике. В частности, согласно одному из таких законов, любое явление имеет два аспекта: один – плотноматериальный, лежащий на поверхности, видимый (если говорить о науке в целом, данный аспект представлен эмпирической стороной); другой – иерархически более высокий, духовный, глубинный аспект (его можно соотнести с метанаучной стороной, имеющей отношение к материи более высокого состояния). Согласно другому космическому закону, в эволюционном процессе высшее является ведущим по отношению к нижестоящему. Исходя из этого, если мы говорим о двух способах познания, то метанаука, выходящая на знание более высокого порядка, причинна по отношению к эмпирической науке и ее экспериментальному способу познания.

10. Дальнейшее изучение природы метанауки, включающей источник знания, механизмы его обретения, сам инструмент познания, является одной из кардинальных задач, стоящих перед ОНЦ КМ. Ибо метанаука и метанаучное знание связывает космическую эволюцию с процессами, происходящими на Земле. И от того, принимает ли человечество эту связь и такое знание, во многом зависит его продвижение по эволюционной лестнице. Знание, будучи главным фактором в космической эволюции, призвано всесторонне отображать сложную реальность Космоса, а, соответственно, процесс познания, демонстрируемый микрокосмом, должен быть таким же многогранным, как и природа человека, и природа самого познаваемого. При этом основные способы познания – метанаучный и эмпирический научный – неизбежно должны слиться в плодотворном синтезе. В свою очередь, этот синтез восстановит на новом, более высоком уровне, столь необходимую для эволюции человечества связь с высшим.

Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. — 2008. — № 4. — С. 28–55.
2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] / Л.В. Шапошникова // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. — М.: Международный Центр Рерихов, 2003. — С. 5–165.
3. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь – окт. 2003 г., Москва. Т. 1. — М.: Международный Центр Рерихов, 2004. — С. 52–81.
4. Шапошникова Л.В. “Свет Утренней Звезды” // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. — М.: Международный Центр Рерихов, 2005. — С. 79–115.


Страницы 1 2