![]() Международная общественная организация
Ассоциированный член Департамента общественной информации ООН Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА» | |
Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ)
является структурным подразделением Международного Центра Рерихов (МЦР), его творческим отделом, в котором сосредоточено научное направление деятельности МЦР | |
В.Г. Соколов. Методологические положения к направлению деятельности
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления «Эмпирическая наука и метанаука» 7. Важнейшей характеристикой метанауки является познавательная способность духа человека, который реализует эту способность через сердце. Речь идет о духовном сердце, которое, согласно положениям Живой Этики, неотъемлемо от духа в энергетической структуре человека. Его дух как познавательную силу рассматривал, например, и В.И. Вернадский, который именно духу отводил центральное место во внутреннем развитии человека. Нельзя не отметить и то, что о самом сердце как познающем органе говорилось и писалось на протяжении веков, мыслители разных эпох, так или иначе, выходили на эту проблему. Эффективность деятельности сердца как инструмента познания связана с нравственным уровнем развития человека, или его культурой. Мы снова приходим к духу, к его самоорганизующейся системе, которая и является культурой. Е.И. Рерих отмечала неотделимость духовности от сознания, которое, согласно Живой Этике, концентрируется в сердце. Таким образом, культура, или процесс развития духа человека, – есть главное условие самого метанаучного познания, а также – его плодотворного синтеза с эмпирической наукой. Такое явление, как одухотворенная наука и есть результат данного синтеза. Сам же смысл понятия «одухотворенная наука» имеет два главных аспекта. Первый – это нравственные основы в науке, второй – связан с познавательными возможностями духа через внутренний мир человека, то есть с метанаучным познанием. История знает немало великих ученых и мыслителей, развитая духовная сторона жизни которых обуславливала их интуитивный, метанаучный, прорыв в сферу выдающихся научных открытий и философских предвидений. Среди них: Дж. Бруно и Я. Бёме, М. Кюри и А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев и М.К. Чюрленис, Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Д.И. Менделеев и М. Фарадей. И явление культуры, и то, что мы называем метанаукой, неотъемлемы от материи высокого состояния, высших структур Космоса. А высшее – это источник импульса космической эволюции, идущего на Землю. Космическая эволюция действует в пространстве культуры, и ее земное творчество протекает во многом через метанауку. 8. Широкое исследование природы духа и сердца человека, без сомнения, можно назвать важнейшим направлением в изучении самой проблемы метанаучного познания и его взаимодействия с эмпирической наукой. Согласно Живой Этике, сердце связано с мирами иных измерений и более высоких состояний материи, пребывая с ними в энергообмене. Эта живая связь земного и небесного, этот Мост Миров, как именуется сердце, позволяют человеку развить в себе способность более глубокого, по сравнению с интеллектом, познания сути явлений и объектов. Речь идет о развитии сознания, уровень которого зависит от энергетики сердца, или психической энергии. Чем бóльшими накоплениями психической энергии обладает человек, тем выше уровень его сознания. Развитость психической энергии, сосредоточенной в сердце, есть по своей сути отражение высокого развития духа человека, его самоорганизующейся системы, или культуры. Можно сказать, что у такого человека развита связь, или энергообмен, с высшим, с мирами более высокого состояния материи. Его Мост Миров, или сердце, утончено и напряжено этой связью, а, следовательно, и познание этого человека осуществляется в русле синтеза метанауки и эмпирической науки (а также в русле синтеза самих знаний), оно цельно и всеохватно. Все эти явления и связи требуют дальнейшего осмысления с точки зрения методологических положений Живой Этики. 9. Основные особенности взаимодействия двух рассматриваемых направлений познания находятся в поле законов космической эволюции, знания о которых содержатся в Живой Этике. В частности, согласно одному из таких законов, любое явление имеет два аспекта: один – плотноматериальный, лежащий на поверхности, видимый (если говорить о науке в целом, данный аспект представлен эмпирической стороной); другой – иерархически более высокий, духовный, глубинный аспект (его можно соотнести с метанаучной стороной, имеющей отношение к материи более высокого состояния). Согласно другому космическому закону, в эволюционном процессе высшее является ведущим по отношению к нижестоящему. Исходя из этого, если мы говорим о двух способах познания, то метанаука, выходящая на знание более высокого порядка, причинна по отношению к эмпирической науке и ее экспериментальному способу познания. 10. Дальнейшее изучение природы метанауки, включающей источник знания, механизмы его обретения, сам инструмент познания, является одной из кардинальных задач, стоящих перед ОНЦ КМ. Ибо метанаука и метанаучное знание связывает космическую эволюцию с процессами, происходящими на Земле. И от того, принимает ли человечество эту связь и такое знание, во многом зависит его продвижение по эволюционной лестнице. Знание, будучи главным фактором в космической эволюции, призвано всесторонне отображать сложную реальность Космоса, а, соответственно, процесс познания, демонстрируемый микрокосмом, должен быть таким же многогранным, как и природа человека, и природа самого познаваемого. При этом основные способы познания – метанаучный и эмпирический научный – неизбежно должны слиться в плодотворном синтезе. В свою очередь, этот синтез восстановит на новом, более высоком уровне, столь необходимую для эволюции человечества связь с высшим. Л И Т Е Р А Т У Р А :
Страницы 1 2
| |
|