Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Эмпирическая наука и метанаука|Институт «Урусвати»|Кайлас – Тибет |Защита имени и наследия Рерихов|

В. Г. Соколов
к. философ. н., культуролог,
с. н. с. Объединённого Научного Центра проблем космического мышления
Международного Центра Рерихов,
лауреат Международной Премии имени Е. И. Рерих
(г. Москва)

Методологические основы исследования феномена Кайласа
и других природных и культурных памятников
Тибето-Гималайского региона

Фото: Александр Титов

В декабре 2014 года в Объединённом Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов (МЦР, г. Москва), было создано новое научное направление, которое называется «Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества». Его работа реализуется совместно с российской исследовательской группой «Феномен Кайласа» (руководитель группы – к.ф.-м.н. С. Ю. Балалаев). Целесообразность создания данного научного направления стала постепенно возникать примерно к середине 2014 года. К тому времени в Международном Центре Рерихов уже состоялись: научный семинар ОНЦ КМ, на котором С. Ю. Балалаев выступил с темой «Исследование феномена Кайласа и его значение для эволюции человека» (28 января 2014 г.); Первая международная научно-общественная конференция «Феномен Кайласа и его роль в эволюционном развитии человека» (12 – 13 апреля 2014 г.), которая явилась к тому же и первой в мире конференцией по исследованию Кайласа; выставка фоторабот С. Ю. Балалаева и Г. В. Котовской «Зимняя сказка Кайласа» (8 июля 2014 г.). Окончательно необходимость создания такого нового научного направления проявилась к осени 2014 года, о чём автором этих строк было сказано 8 ноября 2014 года в выступлении на презентации большого лекционного цикла С. Ю. Балалаева «Сакральный Тибет», а именно, что одним из важных результатов сотрудничества нашего Центра с исследовательской группой «Феномен Кайласа» является постепенное формирование ещё одного, нового, направления научной работы Международного Центра Рерихов. В результате, можно сказать, что в течение 2014 года в МЦР состоялся ряд знаковых мероприятий, которые естественным образом подвели к тому, чтобы создать новое научное направление, посвящённое изучению удивительных и во многом загадочных природных и рукотворных памятников Тибето-Гималайского региона. В этом контексте интересно отметить, что, как оказалось, 2014 год был необыкновенно особенным для Кайласа, в частности, этот год входит в один из 12 летних циклов, связанных со временем рождения Кайласа. Основной, 60-летний, цикл начался в 2002 году, но годы, входящие в 12-летние циклы, также очень важны. Считается, что в такой год энергии Кайласа наиболее благоприятны для паломников, и те или иные действия у этой священной горы умножаются многократно.

8 декабря 2014 года на специальной встрече с Генеральным директором Музея имени Н. К. Рериха, крупным историком и востоковедом Л. В. Шапошниковой автор этих строк представил Людмиле Васильевне свои мысли по новому научному направлению в деятельности ОНЦ КМ «Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества». По существу, на этой встрече была представлена концепция этого нового научного направления, которая в данной статье изложена ниже, а именно: название нового направления, его подразделение на виды работы и, наконец, все семь секторов работы. Л. В. Шапошникова приняла эту концепцию полностью.

СТРУКТУРА. Данное научное направление включает три основных вида работы. Два из них внешних, они носят научно-популяризаторский характер: конференции; культурно-просветительская работа; третий вид – внутренний: это – непосредственно научная работа, которая объединяет в себе такие структурные подразделения: секторы (их всего семь), методология, экспедиции, публикации, семинары. В этом виде – научной работе – предусматривается решение таких основных задач:

- организация и осуществление научно-исследовательской деятельности, а также обнародование её результатов;

- сотрудничество с учёными и специалистами соответствующих научных направлений;

- взаимодействие с лабораториями с целью обработки и анализа образцов, собранных в полевой работе;

- создание базы данных результатов научно-исследовательской работы.

В данном виде работы, то есть в научной работе, предусматриваются такие СЕКТОРЫ:

1. Кайлас вместе с прилегающими регионами как единая система:

1.1 культурно-историческое значение (мифология, религия, легенды, традиции, древние источники, исторические события и т. п.);

1.2. ландшафтная структура и геофизика;

1.3. геология и гидрология;

1.4. изучение пока не объяснённых явлений в регионе;

1.5. духовный опыт паломников.

2. Великие озёра Тибета:

2.1 культурно-историческое значение (мифология, религия, легенды, традиции, древние источники, исторические события и т. п.);

2.2. гидрология и геология;

2.3. биохимия;

2.4. геофизика;

2.5. изучение пока не объяснённых явлений в регионе;

2.6. духовный опыт паломников.

3. Слои культуры и цивилизации в Тибете, которые можно отнести к древнейшим (допотопным) временам: поиск и систематизация артефактов, в том числе и трудноопределяемых с точки зрения происхождения.

4. Исток и пути расселения предков индоевропейских народов: продолжение исследований, начатых Н. К. Рерихом и Ю. Н. Рерихом в 1927 – 1928 годах на тибетском этапе Центрально-Азиатской экспедиции; изучение и дальнейшее развитие сделанных ими открытий;

4.1. поиск и систематизация артефактов: мегалитические памятники, типовые захоронения, предметы в «зверином стиле», традиционные оружие, орнамент, элементы одежды и т. п., наскальные изображения и петроглифы; их сопоставление с артефактами древних обитателей Европы (кельтов, германцев и др.) и других регионов Евразии;

4.2. фиксация европейских антропологических типов среди современных коренных жителей Тибета.

5. Подвижники в Тибете: жизненный путь и эволюционные деяния.

6. Целительная флора Тибета:

6.1. изучение традиционных и современых подходов в Тибете к лечению растительными препаратами;

6.2. сбор и систематизация информации о лекарственных растениях регионов, а в необходимых случаях сбор и самих образцов в полевой экспедиционной работе;

6.3. биохимические исследования.

7. Священная Заповедная Страна: фиксация и исследование преданий и свидетельств.

* * *

Учитывая смысл эволюционной нагрузки Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, особый интерес представляет фиксация и анализ тех изменений в культурной жизни и развитии цивилизации, которые произошли в Тибете со времени прохождения там маршрута данной экспедиции в 1927 – 1928 годах.

* * *

МЕТОДОЛОГИЯ. Далее непосредственно будут раскрыты предлагаемые методологические положения исследования феномена Кайласа и других природных и культурных памятников Тибето-Гималайского региона, под которым здесь будет подразумеваться вся область Тибета с прилегающими территориями, а также Гималаи.


1. Осмысление эволюционной значимости Тибето-Гималайского региона, в пространстве которого находятся уникальные духовные магниты, в том числе такой значимый, как Кайлас, осуществляется путём двух взаимосвязанных аспектов. Первый включает изучение природных объектов, являющихся неотъемлемой частью нашей планеты как космического тела, находящегося в эволюционной цепи Мироздания – целостной и одухотворённой энергетической системы. Именно такой подход к изучению Земли, включённой в эволюционные механизмы космической Беспредельности и находящейся в поле определённых законов последней, позволяет рассматривать природные феномены планеты (как, разумеется, и рукотворные) в их взаимосвязи с творчеством Космоса, а также, возможно, как единую планетную систему объектов, играющих важную роль в энергоинформационной жизни планеты. Второй аспект подразумевает исследование многовековой культуры Тибето-Гималайского региона, центральной осью которой выступает сам человек-микрокосмос с его тонкоэнергетической структурой и многомерными связями со сложной космической реальностью. Эти два аспекта (природные объекты и многовековая культура) единой исследовательской программы реализуются в поле космического мышления с его 1) новой системой познания, 2) целостным подходом к постижению Мироздания и сложной природы человека, а также глубинных механизмов их эволюционного единства.


2. Творчество Космоса проявляется на планете как в том, что мы называем природными объектами, так идёт и через внутренний мир человека, выявляясь в эволюционных действиях и в новых знаниях, которые в разной форме несли подвижники Тибета и Гималаев. Ели брать древние эпохи, то высокие знания шли в форме мифов. В Тибето-Гималайском регионе существует своя мифология, которая требует пристального изучения. Такое изучение должно основываться на новых подходах, и эти подходы должны учитывать следующее. Во-первых, за мифологическими образами стоит определённая реальность сложной, многомерной структуры Космоса. И, во-вторых, к раскрытию этих мифологических образов необходимо искать ключи, которые, вне всякого сомнения, существуют и которые надо потрудиться найти. Если же просто собрать эти мифы, сделать их свод и на этом остановиться, как это нередко делается, то по-настоящему плодотворного результата не будет. Наконец, необходимо сказать и о том, что творчество природы и творчество духа человека неотъемлемы от соответствующего энергоинформационного обмена между мирами различных состояний материи, который, в свою очередь выступает одной из движущих сил космической эволюции.


3. В регионе Кайласа, как и в Тибето-Гималайском регионе в целом, существует два основных слоя древности. Если продвигаться от настоящего времени, то первый слой охватывает в определённой мере буддийский период и далее многие века и, даже скорее, тысячелетия уже добуддийской эпохи. Второй слой, значительно ещё более древний, уходит своими корнями в эпохи существования древнейших материков и проживавших на них соответствующих человеческих Рас [1] – создателей большого количества сохранившихся сложнейших по технологии мегалитических памятников, присутствующих во многих регионах планеты. Судя по некоторым находкам, такие памятники существуют и в регионе Кайласа, а также, судя по всему, и в других районах Тибета, а, возможно, и в Гималаях.


4. Познание феномена Кайласа, а также других природных и культурных объектов Тибета будет наиболее целостным, если его осуществлять в русле единой новой системы познания, представленной синтезом эмпирического научного и метанаучного (очень древний способ, в котором постижение осуществляется через внутреннее, духовное пространство человека) способов познания. Подчеркнём, что перекос в какую-либо одну сторону плодотворных результатов не даст. Эта новая система познания выступает кардинальной основой космического мышления и одной из наиболее важных особенностей философии космической реальности – Живой Этики, с позиции которой изучение феномена Кайласа и всего Тибето-Гималайского региона будет наиболее полным и плодотворным.


5. Система познания может существовать только лишь с учётом законов Космоса, в рамках которых она и призвана действовать. Изучение феномена Кайласа и других природных и культурных объектов Тибето-Гималайского региона должно основываться на космических законах, действие которых распространяется как на Вселенную в целом, так и на нашу планету в частности, в том числе и на все аспекты развития человеческого общества. Космическими законами соединяются миры разных состояний материи и измерений. Особое внимание необходимо обратить на закон двойственности. Речь идёт о том, что любое явление или процесс имеет две стороны: 1) физически видимую, плотноматериальную; 2) невидимую физически, тонкоматериальную. Если при изучении какого-либо явления не принимать во внимание тонкоматериальное начало, тогда вся глубина реальности данного явления осмыслена не будет. С законом двойственности тесно связана и сама система познания. Необходимо осмыслить и другие важнейшие законы: Высшее в эволюционном процессе ведёт за собой нижестоящее; закон энергоинформационного обмена, действующий на всех уровнях Мироздания; закон Единства Космоса; закон духовного преображения через красоту и другие.


6. Важнейшим для всего Тибето-Гималайского региона выступает такой ведущий принцип космической эволюции, как Учитель – ученик, питавший всю культуру Востока с древнейших времён. Все выдающиеся духовные достижения, высокие знания и эволюционные деяния, тысячелетиями слагавшиеся в данном регионе, связаны с этим кардинальным принципом, на котором основано продвижение человечества по лестнице космической эволюции. Принцип Учитель – ученик необходимо осмыслить именно во всей его космической широте, как Иерархическую цепь, эволюционно связующую Землю и Космос, миры различных состояний материи. Необходимо отметить, что роль Великих Учителей человечества в формировании мощного культурного поля в данном регионе огромна и определяюща, именно их эволюционная деятельность обеспечивает фундамент и направление будущего развития всего Тибето-Гималайского региона, то будущее, в которое войдёт всё лучшее и самое высокое, что было накоплено его бесчисленными поколениями.


7. И высшая материя, и Великие Учителя глубоко связаны с таким духовным и космическим явлением, как метаистория. Это явление позволяет глубоко осмыслить вышеназванный закон – Высшее в эволюции ведёт за собой нижестоящее. Явление метаистории пронизывает весь Тибето-Гималайский регион. Необходимо подчеркнуть, что концепция метаистории содержится в трудах выдающегося российского историка и философа Л. В. Шапошниковой; эти труды дают нам понимание сути и эволюционного смысла метаисторического процесса. Метаистория – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории. Метаистория – есть результат творчества космической эволюции; она несёт в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния. Метаистория теснейшим образом связана с тонкой структурой человека: важнейшим пространством метаисторических, или духовных, знаний, которые шли на Землю, выступает внутренний мир человека; эти знания несли в себе высокодуховные личности – вестники космической эволюции. Метаисторический процесс действует на Земле через человека.


8. Человек-микрокосмос имеет сложную природу, заключая в себе ряд тесно взаимосвязанных тонких структур; высшие из них отвечают за развитие способности метанаучного познания мира, культурного уровня, а значит и самой способности продвигаться по лестнице космической эволюции. Человек выступает неотъемлемой частью Космоса, одной из его энергетических структур, способных участвовать в сложном процессе космической эволюции посредством мощной творческой энергетики своего духа. Осмысление и познание тонкой природы человека поможет глубже понять саму планету, которая так же, как и человек, не ограничена лишь плотным состоянием материи, а всё это вместе будет содействовать более полному пониманию Мироздания во всём его богатстве состояний материи и энергии, тончайших взаимосвязей и взаимовлияний, существующих в одухотворённом Космосе. Вне всякого сомнения, такие духовные магниты планеты, как горная система Кайлас, а также другие важнейшие природные и рукотворные феномены Тибето-Гималайского региона, играют свою эволюционную роль в этой единой системе человек – планета – Космос.



[1] Здесь термин «Раса» употребляется не в общепринятом, антропологическом, значении, но в смысле существовавших в древнейшей истории Земли особых, так сказать, видов человечества, постепенно сменявших друг друга в процессе своей космической эволюции. Более подробно об этом можно узнать из такого труда, как: Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 3-х т. Том 2. Данный источник во многом опирается на дошедшие до наших дней древнейшие артефакты, среди кото-рых: тексты, каменные изваяния и т. п.