![]() Международная общественная организация
Ассоциированный член Департамента общественной информации ООН Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ)
является структурным подразделением Международного Центра Рерихов (МЦР), его творческим отделом, в котором сосредоточено научное направление деятельности МЦР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества
Культурно-просветительская работа
21 января 2017 года. ![]() Озёра Кургьял Чунго и Манасаровар. Вид с вершины горы Понри Нгеден В лекции представлены результаты уникальной экспедиции, организованной и проведённой исследовательской группой «Феномен Кайласа» под руководством Сергея Балалаева в регион самой священной горы Азии Кайлас. Её маршруты основывались на объектах сакральной географии, описанных в древних тибетских текстах. Участники экспедиции посетили четыре «Великих Самовращающихся Озера Первотворения» – Конгью, Ла-Нгак (инд. – Ракшас Тал), Мапанг (инд. – Манасаровар), Кургьял Чунго; четыре «Великие Несотворенные Горы Существования» – Такри Трабо (инд. – Гурла Мандхата), Понри Нгеден, Рива Тсепгье, Канг Тисе (инд. – Кайлас).
Большой интерес вызвало исследование археологических и природных памятников, относящихся к различным временным срезам, в том числе Лунгтен пхук – самое высоко расположенное на планете место (5500 м) постоянного проживания людей в древние времена. Присутствующие соприкоснулись с удивительной красотой и энергетикой региона Кайласа через уникальные фототографии и немалый объём видеоматериалов, собранных путешественниками.
Тема лекции вызвала очень большой интерес, о чём свидетельствовали переполненный зал и большое количество вопросов от слушателей, которые были заданы по окончании лекции. Эти вопросы, так или иначе, выходили на очень древние слои истории человечества, например, связанные с легендарными нагами, и возможным присутствием циклопических объектов явно неприродного происхождения. В частности, ведущий мероприятия с. н. с. ОНЦ КМ, к. ф. н. Владислав Соколов поднял проблему небольшой горы Тиджунг (или Малого Кайласа), которая расположена в юго-западной части самого Кайласа и которая по всем внешним признакам никак не может относиться к природным объектам, в том числе и по признанию очевидцев. Не исключено, что этот необычный объект, состоящий из громадных каменных блоков почти правильной геометрической формы и имеющий чёткие швы совмещения, может иметь искусственное происхождение. Вне всякого сомнения, регион священного Кайласа хранит ещё немало тайн и загадок, которые неизбежно дадут творческий импульс непредубеждённым учёным, исследователям древнейшей истории человечества. ![]() Панорама Кайласа с вершины горы Астапад
22 мая 2016 года.
Гора Благоуханного Воскурения (г.Понри)
Представленная сегодня лекция – это пока один из первых шагов в постановке проблемы сакральной географии важного региона Тибета и Азиатского материка в целом. Её материал базируется на анализе древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатах регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет. В ходе данных экспедиций были изучены основные элементы целой горной страны, именуемой Мандалой Кайласа.
Самая почитаемая гора Азии Кайлас, расположенная в юго-западной части Тибета, миллионами людей считается центром Вселенной. Это представление опирается на древние тексты, содержащие информацию о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, Центре Мира, содержащем все аспекты бытия. В индуизме она идентифицируется как физическое проявление мифологической вершины Вселенной, горы Меру – оси, связывающей небо и землю. В древних текстах написано, что с Меру стекают все реки мира. У горы Кайлас, или Канг Римпоче, как её называют в Тибете, находятся истоки четырёх великих рек Азии: Брахмапутры, Сатледжа, Карнали и Инда. Как и гора Кайлас, каждая из этих рек овеяна легендами. Согласно индо-тибетской космологии Чакравала, вселенная разделена на четыре стороны или континента. Каждая сторона питается через линию жизни, или реку, которая связывает её с горой Меру (Кайлас) – изначальным первоисточником создания Мира. В совокупности, священная гора, озёра и берущие около неё начало четыре реки формируют обширную географическую Мандалу, которая оказала глубокое влияние на мироощущение проживающих в Гималаях людей. Понимание Кайласа в различных религиях имеет отличия, но его главенствующее положение в них остаётся неизменным. Кайлас как будто является связующим звеном между материальным и духовным мирами, различия между которыми теряют свою значимость и поглощаются более великим Единством. Если посмотреть с данной точки зрения, гора Кайлас, расположенные рядом озёра и четыре истока рек становятся символом всеобщего понимания для паломников независимо от различий их религиозных взглядов. В этом и заключается основа неотразимой притягательной силы Мандалы Кайласа. Долина Гедхун с юго-восточного плеча Кайласа В лекции приведён анализ традиционных представлений о местоположении истоков Брахмапутры, Сатледжа, Карнали, Инда и географических истоков данных рек, между которыми существуют отличия, а также двух водораздельных точек бассейнов трёх рек, являющихся самыми высокими на планете. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами рек, разделёнными восемью горными массивами, примыкающими к Кайласу. Для паломников путешествие в Мандале Кайласа – это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это – прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф и материальный мир сливаются в единое целое. Мандала Кайласа может оказывать особое влияние на паломников, что выражается, например, в изменении мироощущения, при котором человек начинает воспринимать себя не только с точки зрения физического тела, но также как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный импульс может привести к выравниванию соотношения духовной и материальной сторон жизни и способствовать их гармонии. Лекционный материал проиллюстрирован уникальными фотографиями труднодоступных мест региона священной тибетской вершины. Гора Гурла Мандхата (Такри Трабо) - одна из четырех несотворенных гор существования 16 апреля 2016 года.
В лекции был приведён обзор археологических памятников добуддийского периода истории и ещё более древних мегалитических комплексов в регионе горы Кайлас, а также у озёр Ракшас Тал и Манасаровар. Несмотря на большую значимость понимания особенностей жизни людей в этом уникальном регионе на протяжении многих тысяч лет, этой теме уделяется очень мало внимания. Кроме этого, была затронута тема пещер, которые использовались духовными адептами с древнейших времён.
Было также обнаружено множество древних мегалитических святилищ; форма некоторых из них соответствует образам ряда созвездий. По-видимому, это следы самого раннего пребывания людей у Кайласа. Уже в более поздние времена рядом с этими мегалитами начали строить докханги и монастыри. Некоторые мегалиты почитаются до сих пор, на них выбиты буддийские мантры, но это уже – относительно недавний период истории. Лекция представляет особый интерес для путешественников и паломников, которые хотели бы приблизиться к пониманию значения и качеств сакральных мест Мандалы Кайласа. Участники встречи соприкоснулись с божественной красотой и энергетикой этих мест через уникальные фото- и видеоматериалы, собранные в ходе экспедиций. Окрестности монастыря Гьяндрак – первой столицы Шангшунга 26 марта 2016 года.
В данной лекции был продолжен рассказ о новой уникальной экспедиции, предпринятой российской Исследовательской группой «Феномен Кайласа» 7 – 31 августа 2015 года в регион загадочного горного комплекса, над которым возвышается священная гора Кайлас (Тибет). Вторая часть поездки была связана с совершением так называемой Спиральной коры Кайласа. Суть её – прохождение физически и, самое главное, во внутреннем пространстве человека, маршрута, представляющего собой постепенно сходящуюся в точку спираль. Этот маршрут проходил в одном из самых сильных мест на нашей планете, по особым точкам Мандалы Кайласа, некоторые из которых практически не посещаются ни иностранными путешественниками, ни местными жителями. Чтобы его осуществить, участники группы совершили ряд не простых восхождений на окружающие Кайлас горы. Самый сложный участок Спиральной коры – это так называемый северный траверс Кайласа, представляющий собой пересечение Трезубца Шивы из гор Ваджрапани, Ченрези и Манджушри. Эти три перевала имеют высоты, превышающие высоту Эльбруса, самую высокую точку Европы.
В центре легендарного трезубца Шивы, на горе Ченрези
Также был пройден южный траверс через три перевала от монастыря Зутрул Пхук к монастырям Гьяндрак и Серлунг. Эта часть замыкает кольцо всех шести монастырей у Кайласа и является вторым сужающимся витком спирали. Описание этой части коры приведено у известного индийского исследователя Тибета Свами Пранавананды. Однако, современные тибетцы ничего о нём не знают… Завершающая часть коры представляет собой ещё один виток сужающейся спирали, сходящейся в точку при прикосновении к Южному Лицу Кайласа у огромной насыпи конической формы из снега и камней, называемой индусами Атма-Лингамом. Лекция сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, которые были собраны в ходе экспедиции и которые привнесли в зал живое присутствие самой атмосферы этих красивейших и священных мест планеты… Мероприятие собрало большое количество зрителей – как тех, кто уже побывал в Тибете, так и тех, кто только начинает интересоваться удивительным феноменом Кайласа.
21 ноября 2015 года.
Слушатели смогли соприкоснуться с необыкновенной красотой и энергетикой этих мест через уникальные фото- и видеоматериалы, отснятые в ходе экспедиции. Большое впечатление на зрителей оказали видеосъёмки, которые вживую перенесли присутствующих к берегам священных озёр, позволили услышать шум волн, полюбоваться закатом, заглянуть в таинственные пещеры, пройти неведомыми тропами…
14 марта 2015 года.
Данное выступление Сергея Балалаева завершило его лекционный цикл «Сакральный Тибет», который состоял из семи лекций и проходил в Международном Центре Рерихов с ноября 2014 г. по март 2015 г. Эта лекция была посвящена древним высокогорным храмам и пристанищам и ещё более древним мегалитическим комплексам в регионе горы Кайлас.
Эта священная вершина на протяжении многих столетий является центром религиозного паломничества. В древних индийских и тибетских текстах говорится о большой значимости этой горы для практикующих разнообразные религиозные традиции. Кайлас упоминается как место, связанное с божественными существами и великими мудрецами, которые на продолжительное время останавливались у священной горы. Исследование археологических памятников в этом регионе позволяет по-новому взглянуть на сведения, содержащиеся в древних текстах и устных преданиях.
До сих пор мало кому известно, что священная гора Кайлас была основным центром раннего поселения в данном регионе, принадлежащего так называемой цивилизации Шангшунг. Существовавшее на обширной территории Верхнего Тибета государство Шангшунг представляло собой широкую группу культурных сообществ, охватывающих период с I тыс. до н.э. по I тыс. н.э. Самая отличительная физическая характеристика цивилизации Шангшунг около горы Кайлас – это остатки обширной сети каменных жилых строений, известных под названием докханг. Эти прочно выстроенные, наполовину подземные помещения расположены на склонах прилегающих хребтов горы Кайлас, достигая высоты около 5500 м над уровнем моря. Такие древние комплексы образуют самые высокогорные жилые помещения в мире, из всех известных на сегодняшний день сооружений, построенных человеком…
В общей сложности, у горы Кайлас существовало не менее четырнадцати основных мест древних поселений. Все эти места теперь покинуты, и их лишь иногда посещают паломники или адепты. Эта цепь разрушенных оседлых поселений явно демонстрирует, что в древние времена у горы Кайлас проживало значительно больше людей, чем в период распространения ламаизма. Кроме того, характер этих ранних сооружений указывает на то, что в некоторых случаях обитатели добуддийского периода имели более развитую культуру по сравнению с жителями ламаистского времени (Дж. В. Беллецца). Во всяком случае, используемый в древние времена стиль сооружений основывался на сложных технологиях каменной кладки, которые вышли из употребления в Верхнем Тибете примерно к началу I тыс. н.э. Многие археологические памятники расположены в местах, обладающих, по мнению тибетцев, сильными геомантическими свойствами. В лекции также были приведены данные о мегалитических комплексах у горы Кайлас, относящихся к значительно более древнему периоду. Эти группы камней находятся и вблизи паломнического маршрута внешней коры, но обычно никто не обращает на них внимание… В завершении выступления автор сформулировал основные задачи следующих экспедиций по изучению археологических памятников у горы Кайлас. Презентация сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, которые были накоплены во время ежегодных экспедиций, возглавляемых С.Ю. Балалаевым в рассматриваемый регион.
14 февраля 2015 года.
Лекция Сергея Балалаева и Галины Котовской была посвящена результатам их уникальной экспедиции (август 2014 г.), впервые в истории исследований прошедшей маршрутами тибетской части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, путь которой пролёг через Тибет в 1927–1928 годах.
Целью экспедиции Сергея Балалаева, приуроченной к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника, учёного Н. К. Рериха, являлось прохождение тибетского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, и, безусловно, продолжение исследований этого интереснейшего региона нашей планеты. Ведь он и в наше время является своеобразным «белым пятном» для европейских исследователей в силу географических особенностей и политических ограничений. На сегодняшний момент это – самая труднодоступная и малопосещаемая территория Земли. К сожалению, из-за недостатка времени, даже, несмотря на очень напряжённый график экспедиции, данные исследования можно назвать первоначальными, разведочными, только наметившими контуры будущих исследований. Наряду с научными целями для многих участников эта поездка являлась также и паломничеством, духовным путешествием, в ходе которого был получен уникальный внутренний опыт и знания.
В лекции были представлены результаты уточнённой идентификации маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, сделанные по современным картам и спутниковым изображениям, а также во время прохождения этого пути. Картины Н. К. Рериха, изображающие высочайшую вершину планеты Джомолунгму, одну из величайших рек Азии Брахмапутру, озеро Дангра Юмтсо, а также монастыри и крепости Тибета сопровождались современными фотографиями и видеокадрами. Основная часть лекции сопровождалась отснятым в труднодоступных регионах Тибета уникальным видеоматериалом.
Фото- и видеоматериалы настоящей экспедиции помогли слушателям погрузиться в удивительный мир Тибета и совершить виртуальное путешествие по основным местам Центрально-Азиатской экспедиции… Особое внимание авторы уделили важности осознания духовного значения Центрально-Азиатской экспедиции. Многочисленные вопросы слушателей были связаны как с деталями тибетского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, так и с особенностями поездок в Тибет.
31 января 2015 года.
Очередное выступление Сергея Балалаева было посвящено двум сакральным озёрам, находящимся вблизи горы Кайлас (тиб. Канг Тисе, Канг Ринпоче) – Манасаровар (Мапанг Юмтсо) и Ракшас Тал (Ла Нгак Тсо). Несмотря на относительно небольшой размер по сравнению с другими озерами Чантанга, эти сдвоенные водоёмы являются важными местами паломничества, особенно в тибетский год Овцы, которым является 2015 год. Тибетцы верят, что в это время энергетика священных озёр возрастает многократно. Подобно тому, как в каждом индийском храме есть священный бассейн, так и у южного склона Кайласа находится свой священный водоём – два озера – Манасаровар и Ракшас Тал. Восхитительное природное окружение этих озёр, заключённых между двумя высокими снежными грядами гор, является одним из самых захватывающих зрелищ во всём Тибете. На севере находится Кайлас, горный выступ серповидной формы, протянувшийся с запада на восток Тибета. В пределах Кайласа находится мифический дворец могущественного божества Демчога и его супруги Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют сострадание и мудрость, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начало, отец-небо и мать-земля. Кажется, как будто из Манасаровара исходит сила, питающая весь мир… Тибетцы рассматривают Мапанг Юмтсо как мандалу, содержащую дворец богини-змеи, а для индусов это озеро олицетворяет ум бога-создателя Брахмы. Об этом озере Будда сказал своим ученикам, что оно является высшим озером, которое когда-либо было освящено Буддами и бодхисаттвами. В лекции был приведён обзор основных элементов сакрального пространства озёр Манасаровар и Ракшас Тал с точки зрения индийской и тибетской традиций, в том числе результаты исследований островов в озере Ла Нгак, которые, согласно древним бонским текстовым источникам, были культовым центром Драблай Гьялмо – самого могущественного женского божества древнего королевства Шангшунг. Она была королевой всех воинственных духов и двойственных духов неба и земли. Посещение её геомантического «сердца» считалось великим благом… В древних бонских текстах озеро Ла Нгак описывается как целебное.
Вместе с автором слушатели совершили виртуальную кору вокруг озёр Манасаровар и Ракшас Тал и соприкоснулись с божественной красотой и энергетикой этих мест через уникальные фото- и видеоматериалы, собранные в ходе многочисленных экспедиций в течение последних 10 лет. Автор особое внимание уделил практическим вопросам физической и духовной подготовки к поездке, а также влиянию кор на духовную эволюцию человека. В заключение были сформулированы основные задачи экспедиций, запланированных на 2015 год по исследованию озёр Тибета и региона Кайлас – Манасаровар. Представленные материалы вызвали большой интерес у слушателей, которые по окончанию лекции задали автору множество вопросов.
17 января 2015 года.
В рамках лекционного цикла «Сакральный Тибет» состоялась четвертая лекция Сергея Балалаева, посвященная самой священной горе Азии Кайлас. Для миллиарда людей, исповедующих различные религиозные системы, это место является важнейшей святыней, обход которого считается величайшим благом. На основе анализа древних тибетских и индийских текстов, общения с паломниками различных религиозных конфессий, собственного десятилетнего опыта исследований и паломничества в Тибет лектор привел данные о девяти видах особых маршрутов в регионе Кайласа.
Среди них как хорошо известные среди паломников традиционные виды кор (внешняя кора, Нанди кора, кора Дакини), так и малоизвестные, сведения о которых начинают утрачиваться (внутренний южный траверс через перевалы Гево и Шапдже к монастырю Гьяндрак, кора касания Лиц Кайласа). Кроме этого приведены описания других маршрутов, таких как Кора Слияния Стихий и Спиральная Кора. Особое внимание лектор уделил практическим вопросам физической и духовной подготовки к поездке, а также влиянию кор на трансформацию сознания и духовную эволюцию человека. Лекция сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, и слушатели имели возможность совершить виртуальные путешествия по рассмотренным маршрутам. Лекция вызвала большой интерес у слушателей, которые задали лектору множество вопросов.
13 декабря 2014 года.
В ходе третьей лекции в рамках лекционного цикла «Сакральный Тибет» был приведен обзор основных рельефных элементов, входящих в Мандалу Кайласа с иллюстрацией уникальными фотографиями, снятыми автором во время многочисленных экспедиций в этот регион. В ходе этих экспедиций были совершены восхождения на окружающие Кайлас горы, посещены многие долины и святилища. Подробно рассмотрено практически не посещаемое святилище на западном гребне внутренней коры, в том числе у каменного монумента, называемого Шивалингам, которое, по-видимому, является самым высокорасположенным культовым объектом на нашей планете (5830 м).
Рельеф центральной части Мандалы Кайласа можно рассматривать как восьмилепестковый лотос, сформированный долинами рек и горными гребнями, отходящих от центрального элемента – горы Кайлас. Была рассмотрена необычная форма самого Кайласа и Малого Кайласа (г. Тиджунг), примыкающего к Кайласу с юго-западной стороны. Кайлас и ряд окружающих его гор имеют пирамидоподобную форму. В комплексе Кайласа присутствуют гигантские каменные зеркала вогнутой формы, огромные каменные Омы, свастики и т.д. Некоторые каменные образования похожи на скульптуры животных, людей или божеств. Автор подробно остановился на таких рельефных элементах как каменные Омы (Ом – древний ведический символ первоначального звука, творящего Вселенную), два из которых находятся у перевала Дролма Ла, а один – к северу от монастыря Гьяндрак. Были приведены геологические данные об образовании региона Кайласа, горных породах, основных природных процессах, под воздействием которых формировался современный рельеф (обработка ледниками, морозное выветривание, речная эрозия).
Было высказано предположение, что необычные горные образования Мандалы Кайласа формировались в ходе естественных природных процессов в особых тонкоэнергетических полях, присущих этому месту, и, именно благодаря этому приобрели особые формы. Это сообщение вызвало большой интерес у слушателей множество вопросов, на которые автор дал подробные ответы и комментарии.
22 ноября 2014 года.
Особое внимание было уделено анализу древних индуистских, буддийских и бонских текстов, описывающих сакральную географию этого региона. Данные тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, центре мира, содержащем все аспекты бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьми лепестковый лотос, образованный восемью долинами рек, разделенными восемью горными массивами, примыкающими к Кайласу. В основе понимания сакральной географии региона Кайласа лежит так называемая лотосовая модель Мандалы Кайласа, которая была подробно рассмотрена выступающим. В древних тибетских текстах содержатся описания Четырех Великих Самовращающихся Озер, последовательность и процесс их возникновения, указываются особенности связанных с ними мест. Анализ этих текстов позволил по-новому взглянуть на эти четыре озера: Куркьял Чунг, Мапанг (Манасаровар), Ла Нгак (Ракшас Тал) и Конгью.
В заключении были сформулированы основные экспедиционные задачи для сезона 2015 года.
Впервые в практике проводимых в Международном Центре Рерихов мероприятий была осуществлена онлайн-трансляция. Ввиду этого, традиционно задаваемые по завершении лекции вопросы из зала дополнились вопросами со стороны зрителей, которые подключились к данной трансляции.
8 ноября 2014 года.
Первую лекцию предварила презентация всего лекционного цикла «Сакральный Тибет», на которой выступили представители Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов. В.В. Фролов – заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КМ, д. философ. н., профессор:
«Лекторий Международного Центра Рерихов посвящен популяризации культурного наследия Рерихов, в котором культура рассматривается предельно широко. В ее пространстве рассматриваются наука, философия, религия, искусство и многие другие формы культуры. Поэтому в контексте рериховского понимания культуры совершенно естественным выглядит лекционный цикл руководителя Исследовательской группы по изучению феномена Кайласа С.Ю.Балалаева “Сакральный Тибет”. В рамках этого цикла проблематика Кайласа безусловно составляет смысловое ядро. Наряду с этим автор рассматривает и другие, то есть созвучные этой теме, вопросы, посвященные, к примеру, сакральным аспектам озер Тибета. В культуре Востока феномен Кайласа, пожалуй, одно из главных направлений, как научного познания, так и духовного опыта людей. Об этом свидетельствует история культуры Центральной Азии. Задача нынешних поколений состоит в том, чтобы исходя из уровня своего сознания осмыслить многогранный феномен Кайласа и богатейшую мифологию, сформированную вокруг этого явления народами Центральной Азии. Объединенный Научный Центр проблем космического мышления МЦР с огромным интересом в сотрудничестве с коллегами из Исследовательской группы, возглавляемой С.Ю. Балалаевым, подходит к изучению феномена Кайласа. Ученые МЦР видят свою главную задачу в этой работе в объединении возможностей эмпирической науки, которая немало дала в изучении культуры Азии, с возможностями метанаучного, или духовного познания, которое по-новому высвечивает данные классической науки. Чрезвычайно важен для этих целей духовный опыт путешественников, побывавших на Кайласе и в окружающих его регионах. Пожелаем С.Ю. Балалаеву творческих удач в раскрытии тематики его цикла и продвижения по пути духовного совершенствования, которое, как можно предположить, стало возможным во многом благодаря его путешествиям на Кайлас и глубокому изучению этого интереснейшего феномена нашей планеты». В.Г. Соколов – старший научный сотрудник ОНЦ КМ, к. философ. н.:
«Данный цикл лекций – это продолжение плодотворного сотрудничества Международного Центра Рерихов и, в частности, его научного отдела – ОНЦ КМ – с Исследовательской группой феномена Кайласа, самим руководителем этой группы – С.Ю. Балалаевым. Надо сказать, что эта группа уникальна, так как она первая и, наверное, единственная в своем роде. Это и в целом для России ценно, так как данная группа – русская. Этот факт не случаен: ведь именно Россия является родиной нового космического мышления, а изучать феномен Кайласа, как и другие важные природные и духовные центры Тибета, изучать наиболее полным образом, можно только с точки зрения космического мировоззрения и такой его важнейшей характеристики, как синтез эмпирического научного и метанаучного, то есть внутреннего, духовного, способов познания. Поэтому, одним из важных результатов сотрудничества нашего Центра с Исследовательской группой феномена Кайласа является постепенное формирование еще одного, нового, направления научной работы Международного Центра Рерихов.
Итак, первая лекция была посвящена результатам экспедиций, организованных С.Ю. Балалаевым в область Великих озер Тибета. Было обращено внимание на то, что начало исследованию этого региона было положено Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов, проходившей 86 лет назад. В августе 2014 года состоялась экспедиция, которая впервые смогла пройти значительную часть тибетского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции. Целью современной экспедиции, приуроченной к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника, писателя Н.К. Рериха, являлось прохождение маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, идентификация мест, по которым пролегал путь, и, безусловно, продолжение исследований этого уникального региона нашей планеты. Ведь он и в наше время является своеобразным «белым пятном» для европейских исследователей, в силу географических особенностей, и, особенно, политических ограничений. На сегодняшний момент это самая труднодоступная и малопосещаемая территория Земли. Маршрут нынешней экспедиции представлял собой огромное кольцо протяженностью около 3000 км. Великие Озера Тибета расположены вдоль 30 параллели, точнее между 30 и 32 градусами северной широты, от озера Намтсо – на востоке, и далее до озера Ракшас Тал – на западе. Полоса Великих Озер протянулась почти на тысячу километров по просторам плато Чантанг. Экспедиция посетила следующие большие озера: Намтсо, Серлинг, Керинг, Дангра Юмтсо, Тери Намтсо (Таши Намтсо), Ла Нгак (Ракшас Тал), Мапанг Юмтсо (Манасаровар), а также ряд небольших озер, в частности, Пангонг, Тактсе, Тангшунг, Такйел. Участники экспедиции были поражены динамично меняющейся палитрой древних сооружений и артефактов: замков, храмов, деревень, каменных столбов, могил, пещер, наскальных рисунков и надписей, практически неизвестных западным путешественникам. Было успешно продолжено исследование археологических памятников этого региона, относящихся к различным временным срезам. Почти у каждого озера было обнаружено множество пещер, с древнейших времен используемых практикующими йогинами для ретритов.
В середине северного берега Намтсо, расположен мыс Тамчок Нгангпа До (Великолепный Мыс Гусь Лошадь). Наиболее отличительные и священные характеристики этого берегового выступа – два симметричных округлых каменных образования с наклонными скошенными вершинами, похожие на «уши лошади». В одном из них естественный внутренний проход с рукотворными ступенями ведет к вершине. Это место до сих пор почитается тибетцами из-за его сильнейших геомантических свойств.
На северном берегу озера Намтсо расположен еще один потрясающий элемент рельефа, известный под именем Танглай Гьяго, – естественный арочный проход на каменистой площадке, выступающей в озеро. Тибетцы считают, что это образование подобно слону, с которым оно имеет необыкновенное сходство. Слоноподобное известковое образование прерывается естественным отверстием высотой 6 метров. Это так называемые «главные врата горы Тангла» – место, обладающее огромной геомантической силой…
Интересной находкой экспедиции стало озеро Тангшунг, обладающее симметричной формой и размерами, соответствующими золотому сечению. Ряд обнаруженных закономерностей позволил предположить, что вода этого необычного природного объекта имеет свойства, влияющие особым образом на функциональное состояние человека. Проверка этой гипотезы стоит в задачах следующей экспедиции в 2015 году.
Далее маршрут экспедиции пролегал по практически не посещаемой иностранцами священной для бонпо территории горы Тарго и озера Дангра, расположенными в тибетском округе Накцанг. Такое уникальное сочетание одного из самых крупных озер Тибета с великолепием высокого снежного хребта превращает эту область в одно из самых грандиозных в зрелищном аспекте мест в стране… Одним из малоизвестных сакральных мест является мыс в середине северного побережья озера Тери Намтсо. Форма этого мыса с высоты птичьего полета подобна форме сакрального символа АУМ, точнее его зеркальному отражению. Участники экспедиции посетили этот удивительный мыс, на котором находится лагуна, соответствующая навершию АУМ, и исследовали ряд находящихся там мегалитических святилищ.
Во время посещения двух самых больших островов в озере Ракшас Тал были обнаружены добуддийские археологические памятники. Докханги До Сер (Желтый Остров) и До Мук (Багряный Остров) расположены между двумя великими горами Верхнего Тибета: Кайлас (Тисе) и Гурла Мандхата (Такри Траво). Текстовые источники говорят, что эти острова были культовым центром самого могущественного женского божества королевства Шангшунг Драблай Гьялмо, которая являлась королевой всех воинственных духов, а также двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» во все времена считалось великим благом…
В заключении были сформулированы задачи новых исследований этого региона в планируемых экспедициях в 2015 году. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|