Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Значение наследия
Рерихов для России
|Эмпирическая наука и метанаука|Институт «Урусвати»|Кайлас – Тибет |Защита имени и наследия Рерихов

К продолжению резюме выступлений


Резюме выступлений в Лектории ОНЦ КМ

Архив

21 мая 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Юрий Николаевич Рерих – "истинный сподвижник своего отца"».
Лектор – Лебеденко Анатолий Андреевич, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (г. Москва).

Юрий Николаевич Рерих

Лекция посвящена жизни и творчеству великого ученого-востоковеда и путешественника, лингвиста и этнографа, историка и археолога Юрия Николаевича Рериха (1902–1960), становлению его незаурядной личности как «истинного сподвижника своего отца» – Николая Константиновича Рериха.

Н.К.Рерих. Гесэр-хан.1941

С раннего возраста родители выявили и воспитали в сыне стремление к познанию и открытиям. Понимание семьей Рерихов Культуры как «почитания Света», высокие идеи общего блага, приоритет Красоты во всех делах с особым энтузиазмом воспринимались Юрием Николаевичем для практической реализации таких подходов в жизни каждого дня. Уже на первых порах своей исследовательской деятельности юноша применяет заповеданные родителями новые методы познания, основанные на чувствознании и интуитивном погружении в ход исторического процесса, что в будущем плодотворно отразится на его научной деятельности и, прежде всего, в руководстве Гималайским Институтом научных исследований «Урусвати». Живя в середине ХХ века, Юрий Николаевич Рерих являл собой яркий образец ученого будущего, ученого нового сознания, иными словами, – ученого Новой Эпохи. Также как и родители, он владел мощью синтетического творчества и методологией одухотворенной науки. В своей исследовательской работе Юрий Николаевич умело сочетал различные методы научного познания, владея как теми, которые признавались традиционной наукой, так и теми, к которым она относилась с недоверием.

Л.Л.Кириллова. На пути. 2009

Юрий Николаевич – единственный из семьи Рерихов, кому удалось жить и трудиться на благо советской Родины непосредственно на ее территории. Отечественная научная школа гордится такими выдающимися востоковедами, как академики В.П. Васильев, Б.Я. Владимирцов, С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербацкой, профессор А.И. Востриков и другими. Сегодня мы вправе в этот ряд блестящих ученых поставить имя профессора Юрия Николаевича Рериха, Человека с большой буквы, рыцаря науки, которой он посвятил всю свою жизнь. В стенах Института востоковедения АН СССР в период 1957–1960 гг. усилиями Ю.Н. Рериха была, по существу, создана школа индологов и тибетологов, отличающаяся глубиной исследований и особым почерком в работе. Эволюционный труд ученого на Родине был поистине титаническим и сыграл кардинальную роль в развитии отечественного востоковедения. Ю.Н. Рерих, один из первых ученых-европейцев XX века, который более, чем кто-либо другой из ученых-востоковедов, способствовал восприятию древней мудрости народов Центральной Азии и Индии научной общественностью Запада и Советского Союза, а сегодня – учеными России. Юрий Николаевич Рерих, обладая широким философским мировосприятием, всесторонним знанием древней и современной восточной мысли, останется в нашей памяти выдающимся ученым и гуманистом, рыцарем культуры и революционером научной мысли, человеком духовных прозрений и борцом за культурное возрождение человечества.

Лекция сопровождалась красочными изображениями картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, документальными материалами, а также картинами художницы Л.Л. Кириловой из фондов Международного Центра Рерихов, которые в прекрасных образах выразили мысль автора лекции.


14 мая 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Учение сердца Преподобного Сергия Радонежского в жизни и творчестве Е.И. Рерих».
Лектор – Лебеденко Анатолий Андреевич, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (г. Москва).

Покров Сергия Н.К.Рерих. Сергий-Строитель

В лектории Международного Центра Рерихов состоялась очередная лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания». Встреча была посвящена идеям, роли Святого Сергия Радонежского в формировании отечественной философии сердца, влиянию Облика Преподобного и его учения сердца на жизнь и творчество Е.И. Рерих.

С.Н.Рерих. Портрет Е.И.Рерих
Книги и рукописи Е.И.Рерих

Тема сердца всегда занимала особое место как в отечественной духовной культуре так и в русской философской традиции. Сегодня, в переломный период развития цивилизации она обретает еще большую актуальность, ибо человек нуждается в нравственно обоснованном, цельном мировоззрении, в формировании которого одну из главных ролей может сыграть философия сердца – научно-философское течение, направленное на познание человеческого сердца как центра духовной жизни человека. Это направление философской мысли способствует целостному гармоничному пониманию человека, в единстве духовной и телесной сторон его жизни.

Метафизическое познание сердца как средоточия духовной сущности человека, начатое Платоном, было активно продолжено и обогащено восточно-христианской традицией, оплодотворившей духовную жизнь Древней Руси. Неслучайно, что философия сердца зародилась в России, где духовный уклад и особая ментальность ее народа способствовали становлению и развитию этой философии в традициях ее лучших представителей периода XI – XX вв. С XVIII века метафизика сердца весьма плодотворно разрабатывалась русской научно-философской мыслью в течение трех веков. Это богатое наследие – вклад русской философии в духовную сокровищницу мировой культуры, что также заслуживает внимания исследователей, тем более, что в настоящее время отечественная философия сердца развивается как особое направление гуманитарного знания.

А.А. Лебеденко
Н.К.Рерих. Борис и Глеб

Лектор с позиций нового космического мышления осветил ведущую и направляющую роль Преподобного Сергия Радонежского в жизни и творчестве Е.И. Рерих в контексте положений, мыслей и идей Живой Этики; подчеркнул определяющее значение Преподобного Сергия Радонежского, Елены Ивановны Рерих, как в мировой, так и прежде всего, в русской истории и культуре; попытался раскрыть деятельность наших выдающихся соотечественников, рассмотрев их эволюционную миссию с высоты осуществленной ими философии сердца. 


23 апреля 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Проблема Человека в философии русского космизма».
Лектор – Пушкина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск).

Проблема Человека остается основной в решении таких глобальных проблем, как экология, энергетика, войны, терроризм, наркомания и др., так как единственно человек способен их решить. Человек в своем основании созидатель, а не разрушитель, поэтому русскими космистами всегда подчеркивался приоритет нравственного воспитания, а духовная сущность индивидуума определялась как основная. Совершенствование человека, по их мнению, является основной задачей педагогики.

Не случайно русские космисты (К.Н. Вентцель, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Н.Г. Холодный и др.) стали говорить о космическом воспитании, развитии космического сознания, космического мышления и чувства. Под космическим воспитанием понимается развитие личности, обладающей космическим сознанием. Космическое же сознание – это осознание человеком своей взаимосвязи с Космосом, потребность научного осмысления своего места в общей эволюции Вселенной, целостный подход к пониманию мира, этический подход в изучении и освоении Космоса, осознание ответственности за возможные последствия своей деятельности на планете и в космическом пространстве. Космическое мышление – способность человека воспринимать себя во взаимосвязи с окружающим Миром. Мир – это единая, целостная, взаимосвязанная и взаимозависимая система: «Человек – Человечество – Природа – Космос». Космическое чувство – это чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности по отношению к природе и Космосу.

Также русскими космистами (Н.Ф. Федоровым, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, К.Э. Циолковским и др.) была выдвинута идея воспитания в человеке глобально-космической ответственности, формирование которой – это целенаправленный процесс становления у человека (на базе целостной картины мира) ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

Педагогические идеи русских космистов очень актуальны в современной общественно-педагогической практике России, так как ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего мира, на воспитание нравственных качеств, способствующих устойчивому развитию человеческого сообщества, его гармонизации с природой и Космосом; на подготовку учащихся к решению глобальных проблем. Таким образом, развитие у детей и молодежи основ космического мышления должно становиться приоритетным в содержании образования XXI века.


 19 марта 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Поэмы Гомера “Илиада“ и “Одиссея” и их символизм в свете концепции героизма Живой Этики».
Лектор – Соколова Богдана Юрьевна, кандидат культурологии, научный сотрудник ОНЦ КМ (г. Москва).

Ахилл Лики героев Троянской войны
Лектор – Соколова Богдана Юрьевна
Лекция: «Поэмы Гомера “Илиада“ и “Одиссея” и их символизм в свете концепции героизма Живой Этики»

В лекции был рассмотрен героический идеал поэм Гомера в контексте концепции героизма Живой Этики. В разделе, посвященном герою как символу народа, была раскрыта особенность эпического героизма, заключающаяся, с одной стороны, в сильном развитии личности, а с другой – в ее неотрывной связи с коллективом. Это приводит к тому, что такая личность становится выразителем социальной и духовной мощи всего народа, воплощением его морали, выразителем надежд и устремлений. Единство героической личности и родовой общины определяет гомеровский героизм. В то же время – это и важнейшая черта героизма вообще. Н.К. Рерих писал: «Герои во время их стремительного подвига и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии». Было также отмечено, что понятие героизма одинаково для всех эпох, так как он имеет отношение к духу человека и потенциально присущ каждому из нас. Одной из ключевых особенностей героизма в Живой Этике является то, что он представляет собой грань проявления духа – этого творческого начала вселенной. Творчество для Общего Блага является естественным для духа человека, его эволюционного продвижения.

В разделе лекции, посвященном эпитетам героического идеала, большое внимание было уделено одному из эпитетов, который в современном мире имеет иное значение. Эпическая «ярость» (или «гнев») – одна из самых ярких категорий эпического идеала; довольно редкий эпитет в переводе, он часто встречается в греческом оригинале. Был раскрыт глубинный смысл понятия эпической «ярости», которая представляет собой то состояние, в котором герои совершают все свои подвиги... В этой связи надо отметить, что в «Илиаде» часто встречаются термины, связанные с огнем: «пылают» великие герои-ахейцы под Троей, зажигает троянцев своим мужеством Гектор «как пламень стремительный»…

Корабль греков
Голова Афины
Одиссей

В рассказе о конкретных героях гомеровских поэм образы Ахилла и Одиссея оказываются одними из самых интересных и, пожалуй, самых гениальных. Сложен и противоречив образ Ахилла, чей гнев является композиционным стержнем «Илиады». С одной стороны эпический «гнев» как огненная энергия – это движущая сила героя, но с другой – необузданный, он приобретает разрушительный характер. В книгах Живой Этики указывается на двойственность огненной энергии, на ее созидательный и противоположный тому аспекты. Один из важных моментов в изображении Ахилла – это его победа над собой. А с точки зрения Живой Этики победа человека над своими слабостями и недостатками является одним из важнейших шагов на пути его эволюционного продвижения. Особое внимание было обращено на последний подвиг Одиссея, о котором сказано в пророчестве Тиресия: герой-мудрец Одиссей отправляется учить другие народы. Как пишет Л.В. Шапошникова, знания являются важнейшей опорой космической эволюции человечества, энергетическим импульсом в пространстве этой эволюции. В Живой Этике мудрость как знание сердца является одним из героических качеств. Мудрость имеет отношение к метанаучному познанию, которое идет через духовную составляющую человека, его внутренний мир. В разделе лекции, посвященном богоборчеству мифологических героев, это интересное явление было рассмотрено с точки зрения взаимодействия духа и материи.

В заключении был сделан вывод, что в «Илиаде» и «Одиссее» заключено высокое знание, а представление о героизме в этих поэмах созвучно концепции Живой Этики, в которой отражена космическая суть и эволюционная роль героизма.  


5 марта 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Космический Разум (Космическое Сердце): астрономические аспекты творчества». Часть II.
Лектор – Соколов Владислав Георгиевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих (г. Москва).

Вторая часть заявленной темы (первая состоялась также в Лектории Международного Центра Рерихов 19 февраля сего года) прошла в сопровождении большого количества изображений и ряда музыкальных фрагментов.

В продолжение раскрытия общей темы, связанной с осмыслением астрономических аспектов творчества такого важнейшего и центрального в космической эволюции явления, как Космический Разум, или Космическое Сердце (Космический Магнит), было особо сконцентрировано внимание на области пространства, относящейся к нашей Галактике Млечный Путь и известной как созвездие Орион. Было отмечено, что звезды Ориона привлекали самое серьезное внимание человека в исторически очень раннее время, о чем свидетельствуют данные археологии. Известны названия данного созвездия, существовавшие в разных культурах; отмечено особое к нему отношение в Древнем Египте, а также в Средней Азии, на Алтае и других регионах Востока, о чем в свое время писал выдающийся русский ученый и путешественник Н.К. Рерих.

По всему видно, что область Космоса, отмеченная звёздами Ориона, связана с некими высшими проявлениями, а может быть и воздействиями на нашу планету, человечество которой также не стоит в стороне от этих влияний и связей. Особое внимание привлекает легендарный Камень – метеорит, который согласно преданию прибыл на Землю из области Космоса, обозначенной созвездием Орион и который не случайно назван «Даром Ориона». Небольшая частица этого метеорита, согласно преданию, скитается по Земле, «совершает путь вестника по миру», оказываясь во владении многих выдающихся исторических личностей и, благодаря тонкой и высокой в своем качестве энергии, заключенной в нем, оказывает эволюционное воздействие на определенные регионы планеты. Немалый интерес представляет то, что отмеченное человечеством древнейшее созвездие, особо почитаемое многими культурами, связано с легендарным Камнем. Частица этого основного метеорита, который назван Камнем дальних миров, была в свое время получена Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами и сыграла свою неповторимую и эволюционную роль.

Область пространства, обозначенная созвездием Орион, имеет определенную связь с Космическим Магнитом. Рассмотрена структура нашей Галактики, а также местоположение в ней нашей Солнечной системы и звезд созвездия Орион. Большой интерес в группе звезд Ориона представляет расположенный в ней огромный комплекс газово-пылевых облаков, называемый Облако Ориона и, в частности, выделяющееся особенной яркостью среди других его объектов огромное турбулентное газово-пылевое облако – Большая Туманность Ориона (БТО), самая яркая часть которой называется «Туманность Ориона» (М 42). Именно на Туманности Ориона (М 42) было сконцентрировано особое внимание в контексте темы лекции, раскрыт ряд интереснейших ее особенностей, а также отмечены характеристики более широких структур – БТО и всего Облака Ориона. Большая роль в творческих процессах Мироздания должна быть отведена широкому осмыслению принципа магнита. В частности, этот принцип ярко проявляется в тех процессах, которые происходят в гигантских газово-пылевых облаках. По существу, процессы от формирования газово-пылевых комплексов до рождения звезд и планетных систем, так или иначе, связаны с принципом магнита, лежащим в основе грандиозного космического творчества. Энергетический источник этого творчества находится в фокусе Космического Магнита, сконцентрированном в конкретной области нашей Галактики, а оттуда определенным образом его сила распространяется в другие области Галактики.


Выдвинуто предположение о наличии в Галактике Млечный Путь целого ряда фокусов, которые, с одной стороны, связаны с главным Фокусом Космического Магнита в определенной области нашей Галактики, а, с другой – передают творческий импульс из этой области далее, к близлежащим мирам – звездам и их планетным системам. Обоснована конкретная структурно-эволюционная связь в нашей Галактике, связь, которая имеет прямое отношение к нашей Солнечной системе.

В контексте темы лекции большое внимание было уделено центральной области нашей Галактики, тем удивительным процессам, которые там происходят и таинственным объектам, которые расположены в данной области.

В лекции представлен и обоснован принципиально новый, эволюционный, взгляд на такие таинственные объекты Вселенной, как черные дыры.

По завершении лекции в отделе МЦР «Объединенный Научный Центр проблем космического мышления» состоялась заинтересованная творческая беседа с участием сотрудников Отдела и других слушателей, во время которой были затронуты вопросы, связанные с аспектами творчества, происходящего в глубинах Вселенной, а также другие темы.


19 февраля 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Космический Разум (Космическое Сердце): астрономические аспекты творчества». Часть I.
Лектор – Соколов Владислав Георгиевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих (г. Москва).

Вопрос о том, благодаря чему Мироздание остается столь высокоорганизованной системой, структурные элементы которой глубоко и гармонично взаимосвязаны, а также о том, какова природа неведомого, организующего бытие Вселенной Начала, и по сей день остаются кардинальными для космологии, философии и науки в целом.

Впервые в Лектории Международного Центра Рерихов в специальной лекции, которая явилась результатом углубленного исследования, были освещены некоторые аспекты необыкновенно сложного и красивого, бесконечно интересного и кардинального в космической эволюции явления, которое именуется Космический Разум, или Космическое Сердце. Это явление получило раскрытие в философской системе Живой Этики, вышедшей многотомным трудом в первой половине ХХ века благодаря титанической работе выдающегося русского философа и ученого Елены Ивановны Рерих. Понятие Космический Разум, или Космическое Сердце, по смыслу равнозначно понятию Космический Магнит. Значение привычного для нас слова «магнит» в данном случае иное: речь идет о Магните как энергетической и творческой структуре. В Живой Этике энергетическому принципу магнита отведено важное место в космической эволюции; он – в беспредельном пространстве, в тонкой структуре человека. И даже в основе самого творчества лежит принцип притяжения, спектр осмысления которого достаточно широк. Мы говорим о магните как энергии, которая обладает свойством притягивать другую энергию. Такие энергетические магниты могут быть разными, отличными по качеству, своей структуре, форме и выполняемым функциям.


В лекции был освещен ряд важных особенностей, предоставляющих возможность прикоснуться к той реальности, которая стоит за понятием Космического Магнита, или Космического Разума (Космического Сердца). Эти особенности возносят нашу мысль в космическую беспредельность как одухотворенную систему, в ее эволюционно высокие области, откуда исходят единые для всей Вселенной творческие ритмы великой космической Жизни. Мы обращаемся к такому интереснейшему явлению, как Космический Огонь, аспекты осмысления которого запечатлены в древнейшей традиции осмысления Космоса и содержатся во многих древних учениях. Мы постигаем важные эволюционные особенности человеческого сердца и его тонкие связи с Космическим Сердцем. Прикосновение к ряду важных особенностей этого центрального явления в Мироздании подводит к постижению и других принципиальных аспектов космической эволюции, которые были затронуты в лекции.

Существенная часть лекционного материала была посвящена раскрытию отношения Космического Магнита (Космического Сердца) к физическому уровню Вселенной и, в частности, к нашей Галактике. В целом же, в нашей физической трехмерной Вселенной Космический Магнит проявляет свою творческую силу через определенные фокусы; Космос наполнен проявленными фокусами различного масштаба, этот масштаб зависит от той космической структуры, в которой присутствует фокус. В связи с этим были рассмотрены особенности известной на сегодняшний день структуры Вселенной. В контексте темы лекции был представлен целый ряд интереснейших космических объектов, а также освещены грандиозные события, происходящие в Беспредельности.

Лекция, явившаяся первой частью заявленной темы (вторая состоится 5 марта сего года), собрала немало слушателей и прошла в сопровождении изображений и музыкальных фрагментов.

По завершении лекции в отделе МЦР «Объединенный Научный Центр проблем космического мышления» состоялся творческий обмен мнениями с участием, как коллектива сотрудников Отдела, так и других слушателей, прояснен ряд затронутых в лекции проблем и вопросов.


5 февраля 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Человек из будущего. О неизвестном Джордано Бруно».
Лектор – Соколов Владислав Георгиевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих (г. Москва).

Джордано Бруно. Человек из будущего

Лекция в сопровождении изображений и музыкальных фрагментов, была посвящена 100-летнему юбилею выхода в свет первого перевода на русский язык трудов выдающегося итальянского ученого, философа и поэта Джордано Бруно (1548–1600). Его личность была представлена в контексте спирального развития исторического процесса в целом; проведен краткий сравнительный анализ двух эпох: переломного XVI века западноевропейской истории и культуры рубежа XIX – XX веков истории России, когда начало формироваться новое космическое мышление. История из своих глубин в определенное время как бы выносит на поверхность свидетельства прошлого, которые имеют для настоящего некий важный, знаковый смысл. Так в свое время было и с именем Джордано Бруно.

Джордано Бруно. Человек из будущего

Этот человек, в корне изменивший представление о мире, все же и по настоящее время остается еще во многом не понятым как философ и как ученый. На это были и еще остаются свои причины. Представлен ряд характерных черт предшествующего жизни Бруно исторического периода – Высокого Возрождения в Италии (конец XV – пер. треть XVI века). Это время отмечено яркими талантами в изобразительном искусстве, литературе и философии. Важной составляющей лекционного материала явилось подробное раскрытие важнейших особенностей эпохи Бруно, когда открытия происходили по трем кардинальным направлениям: природа Человека, новые земли на поверхности Планеты, принципиально новое понимание Космоса. В данном контексте представлены основные вехи жизненного пути Джордано Бруно, отмечены источники влияния на его научно-философские разработки. Произведен анализ и раскрыты особенности учения Бруно и созвучие его положений идеям философской системы Живой Этики, принесенной миру выдающимся русским ученым и философом Еленой Ивановной Рерих. Представлены негативные последствия расправы Католической церкви над Бруно для дальнейшего духовного и познавательного пути Западной Европы.

Джордано Бруно. Человек из будущего

Изложенный материал подводит к следующим кардинальным выводам. Джордано Бруно явился предтечей космического мироощущения в науке, а также ключевой фигурой своего времени. Он стоял у истоков этого явления как раз в то время, когда четко обозначилась возможность формирования новой науки и когда еще не было разделения на эмпирический научный и метанаучный подходы в познании. Важно то, что эта новая наука в философии Бруно представляла собой синтез метанаучного предвидения сложной космической реальности и знаний, добытых эмпирическим путем. Также существуют основания полагать, что расправа Церкви над Джордано Бруно и то состояние культуры, в котором оказалась Европа в XVIII веке, тесно связаны между собой. Речь идет о том, что непринятие синтетического подхода в познании, существовавшего в научной философии Бруно, привело к бездуховной науке, которая не смогла выйти на путь постижения истинной картины Космоса. Католическая церковь в Средние века и на их исходе своими гонениями дискредитировала саму идею Высшего. Этим она способствовала укреплению позиций экспериментальной материалистической науки, что окончательно произошло в XVIII веке.

По завершении лекции в отделе МЦР «Объединенный Научный Центр проблем космического мышления» состоялось углубленное творческое обсуждение в коллективе сотрудников Отдела. В ходе обсуждения, на примере прошедшей программы о Дж. Бруно, были освещены важные составляющие культурологического подхода к созданию лекций, ведущего к построению целостной картины избранной лектором исторической эпохи, к многогранному погружению слушателей в ее атмосферу, а также затронуты другие вопросы.


29 января 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Проблема этического идеала в философии Л.Н. Толстого».
Лектор – Абрамов Петр Дмитриевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (г. Москва).

Лев Николаевич Толстой

В лекции рассматриваются различные аспекты этического учения Л.Н.Толстого. При этом преимущественно анализируются его поздние работы: «Путь жизни» и «Круг чтения». Выделяются основные черты мировоззрения Л.Н.Толстого. Во-первых, это мысль о существовании единого универсального духовно-практического знания, лежащего в основе многих религий и философских учений. Во-вторых, критическое отношение Л.Н.Толстого к позитивизму и различным вульгарным материалистическим концепциям, которые не способны объяснить сущность разума и сознания. В-третьих, приятие Л.Н.Толстым существования непостижимого для нас Бога как необходимого основания человеческого разума, что обосновывается рационально, но постигается Бог благодаря чувству любви.

С опорой на идеи Л.Н.Толстого предлагаются ответы на такие важные, прикладные этические вопросы: зачем необходим идеал? какие существуют ложные представления об идеале? Этика важна для философии, она является базисом целостного познания мира. Благодаря этическим поступкам открывается возможность взглянуть на бытие ясным взором. Многочисленные технические открытия, которыми сейчас обладает человечество, требуют ответственного к ним отношения, а оно возможно при развитом самосознании. Существует некоторые заблуждения относительно идеала. Его часто признают связанным с чистой субъективностью, переживанием счастливой удовлетворенности. Субъективные переживания, пусть даже они ярки и необычны, могут вводить человека в заблуждение, быть не действительным достижением, а только созданием воображения. С другой стороны, распространено понимание идеала как технологии успеха, направленной на приобретение материальных благ и социального признания. Однако такой инструментальный подход может привести к тому, что человек использует других как средство достижения своей цели, не считаясь с их желаниями и интересами.

Мышление, способность сострадать, воображение обладают практически бесконечным потенциалом для развития, в отличие, например, от физической силы. Само же знание о смысле жизни − не книжное, теоретическое, а особое, экзистенциальное или жизнеустроительное, приобретается человеком при стремлении изменить свою жизнь и сознание. И путь к этому знанию один – через труд и усилия. Духовная жизнь человека наполнена многообразной и глубокой радостью. Л.Н.Толстой отмечает: «Ужасно положение того, кто не сознает в себе духовной жизни и ее роста. Была одна телесная жизнь — и та неудержимо уничтожается и вот-вот исчезнет. Сознай свою духовную сущность, живи ею, и вместо отчаяния ты узнаешь ничем не нарушимую и все увеличивающуюся радость». Лекция иллюстрировалась эпизодами из фильмов, снятых по мотивам произведений Л.Н.Толстого.


22 января 2014 года.
Лекторий Международного Центра Рерихов.
Лекция: «Готический собор XII-XIII веков как символ мироздания и духовного самосовершенствования. По трудам Е.П. Блаватской и Н.К. Рериха».
Лектор – Старовойтова Ольга Леонидовна, член Международного Союза журналистов (Латвия, г. Рига).

Руан Нотр Дам

«Возникновение готики в Западной Европе – удивительный факт. Из хаоса беспорядка, анархии, невежества и нетерпимости выросло явление прекрасного, подобное возносящейся к небу молитве, – писал Джавахарлал Неру. – <...> Никто не знает точно, как было положено начало этому. Никто не знает имен зодчих, создававших эти соборы».

В XX веке соборы, наконец, оказались предметом научных исследований во всем мире. Но чем глубже затрагивалась данная тема, тем больше возникало вопросов, удовлетворительные ответы на которые не найдены наукой до сего дня. Пожалуй, больше всего ученых занимал мотив, которым руководствовались средневековые строители. С начала XII по XIII век в одной только Франции взметнулись ввысь 80 шпилей кафедральных соборов и ориентировочно 500 церквей соборного типа. Готические соборы походили на храмы знаний, в которых религиозное учение сопрягалось с философией, наукой, искусством (архитектура, музыка, скульптура, резка по дереву, ковка по металлу, витражи, гобелены). При этом есть весомые аргументы в пользу того, что идея покрыть храмами пол-Европы принадлежала не Церкви. В частности, в средневековых храмах присутствует большое количество неканонических сюжетов. Но если это была не Церковь, тогда кто же осуществил эту грандиозную работу, для которой, помимо обширнейших профессиональных познаний и организаторского таланта, требовались фантастические материальные затраты и контакты на уровне глав европейских королевств? Отчего средневековое общество вдруг озаботилось проблемой культурного воспитания, или как говорили тогда – куртуазного человека, носителя высоких духовных качеств? Откуда вдруг взялось сообщество трубадуров, внедрявших в сознание общества высокие рыцарские идеалы и культ служения Прекрасной Даме? И почему такое служение так настойчиво сопрягалось с самосовершенствованием? Трубадур Пейре Кардиналь пел: «Каждый день я становлюсь лучше и чище, / Потому что я служу благороднейшей Даме в мире, / И я боготворю ее, я говорю вам это открыто».

Шовиньи Сент-Пьер

Как такие глубинные преобразования в общественном сознании могли произойти практически незаметно и в относительно короткий срок? К сожалению, медиевистика этого не объясняет. В поисках ответов лектор, десять лет проработавшая гидом по Франции и Италии, обратилась к трудам Е.П. Блаватской, Н.К. Рериха и к философской системе Живой Этики. В результате длительных исследований возникла такая гипотеза: «Единственный достойный мотив, оправдывающий титанический труд средневековых мастеров, заключался в их неиссякаемой преданности истинному Знанию. Отсюда проистекал дерзновенный замысел: утвердить в камне торжество мудрости веков и создать для будущих поколений грандиозную наглядную иллюстрацию ее концептуальных положений».

Во время лекции автор данной гипотезы на конкретных примерах показала, что в готических соборах на универсальном языке геометрического символизма, в частности, отражены:

1) космогония и строение Мироздания (миры разных состояний материи), а также космические законы, такие как закон Иерархии, двойственности, вмещения противоположностей, цикличности, преемственности, причин и следствий, единства во множественности;

2) эволюция растительного, животного и человеческого царств Природы;

3) процесс духовного совершенствования человека и основные этапы его космической эволюции.