Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати

Опубликовано в:

Сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы экономического развития ракетно-космической отрасли промышленности на период до 2030 года и её ресурсное обеспечение» (РУДН, 21 – 23 ноября 2013 года). Т. 1. – М.: Издательство «МАКД», 2014. – 336 с. – С. 109–112.

В. Г. Соколов, к. философ. н., с. н. с,
Международный Центр Рерихов,
Объединённый научный Центр
проблем космического мышления

КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Актуальность исследования и развития такого всеохватного явления, как космическое мышление, или космизм, ныне все более возрастает, свидетельством чего является неуклонное усиление внимания к нему представителей самых различных направлений в науке. Мы живем в период активного процесса формирования новой научной картины мира, что выражается в целом спектре новых разработок, существенно изменяющих прежние мировоззренческие установки, во все большем сближении позиций науки и философии, в усилившемся внимании эмпирической науки к метанаучному способу познания (очень древнее направление, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека). Научная картина мира, основывающаяся преимущественно на социологическом мироощущении, испытывает значительную трансформацию ввиду разработки все большего количества концепций, учитывающих многогранные связи человека с Космосом, а также раскрывающих некоторые механизмы таких связей.

Процесс формирования космического мышления начался в конце XIX – начале XX века в результате духовной революции (по определению Л. В. Шапошниковой – «революционные изменения в духовно-культурном поле»[1]), произошедшей в России, и, будучи длительным во времени, включает нашу современность. В нем приняли участие выдающиеся ученые-космисты, философы, деятели искусства. Наследие К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, В. С. Соловьева, Е. И. Рерих, Н. К. Рериха, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, И. А. Ефремова, А. Н. Скрябина, М. К. Чюрлёниса и многих других содержит принципиально новые подходы к познанию Космоса и человека, их эволюционного единства и взаимопроникновения, а также предоставляет ориентиры и принципы устройства общества будущего. Это – новый слой культуры России, который имеет далеко идущие следствия и влияния. Эти носители нового мышления первыми проложили дорогу в Космос, к его самому широкому освоению. Ибо Космос – это не только беспредельная широта, но и бесконечная глубина, с которой в определенной мере соотносятся духовные глубины природы человека-микрокосма. Представители русского космизма несли новые идеи о человеке и его богатейших связях с Мирозданием, обогащали науку доказательствами связи земного исторического процесса с ритмами, идущими к планете из космических глубин, несли в своем творчестве отзвук миров иного, более высокого, состояния материи, приоткрывали грани постижения одухотворенного Космоса, ставили вопрос о необходимости новой науки.

Несмотря на тернистый путь в прошедшем веке, данная духовная революция продолжается в наши дни, так как сложение нового космического мировоззрения, как уже отмечалось, процесс довольно длительный. Доказательством этого продолжающегося процесса сейчас могут служить:

- внимание ученых из разных стран, представителей различных направлений в науке, как к научно-философской мысли космистов конца XIX – первой половины ХХ века, так и к проблеме формирования нового мышления и новой системы познания;

- новые научные открытия и теоретические разработки, которые выходят за рамки прежних научных представлений и в ряде случаев подтверждают некоторые метанаучные данные;

- космизм как целое направление в искусстве, которое активно развивается в наши дни и которое затронуло творчество многих современных художников, скульпторов, музыкантов;

- бурный рост астрономических знаний и открытий, который наблюдается с конца ХХ века и который не может не влиять на мировоззренческие позиции современного человека. Одна из проблем состоит в том, что при постоянном усовершенствовании технологий, увеличении чувствительности приборов и вводе в строй новых аппаратов, ученые получают более широкий и подробный спектр сведений о структуре Вселенной и свойствах пространства, и при этом оказывается, что многие наблюдаемые явления просто не вписываются в рамки общепринятых теорий.

Как отмечает в своем исследовании В. В. Макогонова, «изучение космизма становится в современной отечественной науке тенденцией приблизительно с 1988 года (I Всесоюзные Федоровские чтения в г. Боровске)»[2]. Надо сказать, что независимо от этих Чтений, в следующем, 1989 году, в Москве был основан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов), который в последующем стал крупным научным центром по изучению космизма. Так, в 2004 году на базе Международного Центра Рерихов был создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ). Сам же термин «русский космизм» появился ранее, в 1972 году, в сборнике научных трудов, посвященном изучению творческого наследия К. Э. Циолковского[3]. Таким образом, уже в начале последней трети прошедшего века началась подготовка к широкому изучению явления космизма и того большого спектра вопросов, которые с ним связаны.

В начале XXI века космическое мировоззрение рассматривается как новый, синтетический вид мышления, который охватывает научный и философский опыт человечества, а также достижения в сфере искусства. Идеи космического мышления содействуют развитию фундаментальных областей науки и появлению новых научных дисциплин, стимулируют на качественно ином уровне процесс интеграции гуманитарных, естественных и технических наук. На этом пути должны быть убраны еще существующие идеологические наносы прошлых десятилетий. Как пример можно привести проблему частичного восприятия по своей сути неделимых идей космистов. Так, из разработок К. Э. Циолковского была взята преимущественно техническая сторона, между тем как главным в его нахождениях были идеи о взаимодействии человека с Мирозданием. Нечто похожее произошло и с другими мыслителями.

Надо подчеркнуть, что в контексте развития идей космизма актуальным в числе других вопросов является и такой, как взаимоотношение космического мировоззрения и развитие космической отрасли в России. Впервые этой проблеме было посвящено одно из направлений масштабной и представительной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (Москва, 2003 г.). Эта конференция работала в общей сложности более полугода, она собрала множество ученых из целого ряда стран и явилась значимым событием, определенной вехой, в отечественной и мировой науке. Международный Центр Рерихов выступил ее организатором совместно с рядом других научных и культурных организаций. Одно из направлений работы данной конференции называлось «Космонавтика XXI века: безопасность и устойчивое развитие. Космос, человек, общество». Вне всякого сомнения, космонавтика XXI века и космическое мировоззрение – явления тесно связанные. И если мы говорим об устойчивом развитии России в целом, то такое развитие может состояться на основе гармоничного единства таких двух кардинальных явлений нашего бытия, как культура и цивилизация. По своей природе – это разные явления, однако, вместе с тем глубоко и очень тесно связаны друг с другом. Когда они расходятся, человечество переживает периоды всевозможных кризисных явлений в общественном развитии, что ярко наблюдалось в XX веке и, к сожалению, свойственно настоящему времени. Когда культура и цивилизация сходятся в гармоничном единстве, тогда в истории страны наступает эпоха расцвета. Так было на протяжении всей истории человечества. Об этом в свое время много писал Н.К. Рерих, который был не только великим художником, но и не мене крупным историком. Поэтому, говоря о перспективах развития любой отрасли, а тем более ракетно-космической, необходимо учитывать этическую составляющую, без которой никакое эволюционное продвижение невозможно. Согласно космическому мировоззрению, Мироздание – это грандиозная одухотворенная система, все структуры которой, в том числе и человек, задействованы в энергообменных процессах различного уровня. И от того, чем наполнены и какого уровня человеческие устремления в освоении Космоса, зависит и качество продвижения данного освоения, а также само развитие нашей планеты, которая, надо подчеркнуть, является космическим телом со всеми проистекающими отсюда последствиями.

Результаты, накопленные в науке на рубеже третьего тысячелетия по осмыслению космизма, значительно расширяются трудами таких выдающихся русских ученых и мыслителей, как Е. И. Рерих и Н. К. Рерих, а также работами академика Л. В. Шапошниковой – крупнейшего специалиста в области изучения космического мировоззрения, выявившей основные идеи, которые сформировались в начале ХХ века в сфере космического мышления. Среди них такие, как:

- принцип единства Макрокосма и микрокосма; человек не только часть Космоса, но и несет его в своей внутренней структуре;

- новая система познания как синтез научного эмпирического и метанаучного способов познания; эта система познания глубоко связана с этикой и нравственными принципами;

- осмысление Космоса не только как астрономического понятия, но во всем богатстве различных состояний материи и энергии; при этом применяется целостный подход к изучению Мироздания;

- влияние на человека и земные процессы материи миров более высокого состояния выступает причинным явлением;

- исследование человека как космической структуры, в которой сознание представляет собой важную эволюционную составляющую;

- преображение сознания человека и всех аспектов его жизнедеятельности;

и другие[4].

Ключевое место в процессе зарождения и развития космического мышления, происходившем в пространстве научного миропонимания, занимает философская система Живой Этики, которая содержит основы новой теории познания и его методологию и над которой Е.И. Рерих работала более тридцати лет жизни. Надо отметить, что факт созвучия идей таких выдающихся носителей нового космического мышления, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и П. А. Флоренский с Живой Этикой подробно рассмотрен в научном исследовании Л. В. Шапошниковой[5]. Кроме того, Л. В. Шапошникова обосновывает, что впервые в традиционной науке В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским, П. А. Флоренскиим была поставлена проблема синтеза научного и метанаучного способов познания в рамках новой системы познания. На этот важнейший факт долгие годы совершенно не обращалось внимание. Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, дополняли традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. Также Л. В. Шапошникова отмечает следующую важную особенность Живой Этики. Основываясь на знании о космической эволюции человечества, эта философская система делает главный акцент на этических проблемах. Никакое деятельное единение с Мирозданием невозможно без этических и нравственных основ, которые базируются на пространстве культуры. Поэтому Л. В. Шапошникова подчеркивает, что в трудах Рерихов, в философии Живой Этики одно из главных мест уделено культуре. Роль Живой Этики в формировании нового космического мышления, новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы значительна и со временем все более возрастает. Летчик-космонавт СССР А. Н. Баландин подчеркнул, что Живая Этика является философской основой нового космического мышления. Он также отметил: «Космическая деятельность – это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления»[6].

Нахождения и открытия выдающихся умов прошедшего столетия, стоявшие на пересечении целого ряда наук, таких, как философия, астрономия, история, физика, биология, обращают наше внимание на неотложность осознания глубокого взаимопроникновения микрокосма – человека и Макрокосма – Вселенной. «Существует глубокая связь между частями мира и органами тела, сторонами телесной жизни и космическими энергиями, – пишет Н. М. Северикова в своем исследовании единства мира и человека в творчестве П. А. Флоренского, завершая свое замечание словами самого ученого, – “в теле своем мы воспринимаем весь космос”»[7[. Прошедший ХХ век и начало нового тысячелетия ярко свидетельствуют, как научными открытиями и выдвинутыми идеями и концепциями, так и многочисленными следствиями сложившегося противоречия в стратегии развития человечества и Природы, об актуальности широкого осмысления принципов и механизмов единства человека и Мироздания. Проф. В. Н. Шейко и проф. Ю. П. Богуцкий в своей монографии отмечают: «В системе человек  общество  природа  космос человек должен иметь космическое сознание, это задание уже сегодня стало одной из важнейших проблем человечества, в ее решении люди видят путь к своему спасению от надвигающейся катастрофы, которая может быть вызвана всемирным отчуждением человека от природы, от общества и самого себя»[8].

Ввиду происходящего процесса все большего развития основных положений космического мышления, под понятием «Космос» в современной научно-философской среде подразумеваются такие подходы, которые расширяют границы его понимания за чисто астрономические пределы. Со своей стороны мы попытаемся дать этому понятию краткое и обобщенное определение. Космос (Вселенная, Мироздание) – это целостная, упорядоченная, одухотворенная и иерархическая система, которая имеет эволюционную направленность в своем развитии и включает бесконечное многообразие миров, измерений, или состояний духо-материи, а также жизней, существующих в беспредельности, пронизанной едиными Законами и единым ритмом, исходящим от высоких в своем развитии космических структур. Эволюция Космоса основана на энергетическом обмене, взаимодействии материи различных состояний, или уровней организации; сама система «человек – планета – Космос» представляет тесно связанное таким энергообменом (как движущим фактором эволюции) единство.

В целом необходимо отметить, что новое космическое мышление и формирующаяся новая научная картина мира постепенно преодолевают устаревшие ориентиры и идеологические установки, а мысль самого человека-микрокосма устремляется к постижению его единства с беспредельным Макрокосмом, его законами и эволюционными механизмами. И роль, в частности, космонавтики в формировании такого устремления у подрастающего поколения может быть очень значимой. Наука стоит на пороге грандиозных открытий и, в связи с этим, необходимы: активное развитие в ее поле этических основ, тесная кооперация новых ее нахождений с новейшими достижениями философской мысли, ее открытость к различным способам познания, к сокровищам прошлого познавательного опыта, содержащего в себе жизнеспособные культурно-духовные накопления для будущего.

В заключение необходимо отметить такой важный факт. Именно Россия выступила пионером в деле прокладывания путей к постижению Космоса в самом широком значении этого понятия: и с точки зрения его философско-научного осмысления, так как Россия является родиной космизма, или космического мышления, и с точки зрения технического освоения, что также имеет тесную связь с космическим мировоззрением. Таким образом, освоение Космоса – это по своей сути очень широкое явление, в котором технические вопросы должны быть неотъемлемы от проблем философского характера, ибо, устремляясь за пределы Земли, необходимо многогранно познавать то сложное пространство, в которое мы устремляемся, постигать законы и механизмы космической эволюции. Дорогу к этому и проложили великие русские космисты начала ХХ века. А в начале XXI века эти процессы продолжают развиваться уже на новом уровне, и Россия в данном порыве была и останется в будущем ведущей державой.


1 Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания / Л.В. Шапошникова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь – окт. 2003 г., Москва. В 3 т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 67.

2 Макогонова В. В. Антропологічні проблеми російського космізму: Автореф. дис. …канд. філос. наук: (0900.05) / Дніпропетр. держ. ун-т. – Дніпроперовськ, 1996. – С. 1.

3 Вместе с тем, задолго до этого, о космизме как специфическом мироощущении писал еще Е. Н. Трубецкой (1863 – 1920) – выдающийся русский философ и общественный деятель.

4 См.: Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания / Л. В. Шапошникова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь – окт. 2003 г., Москва. В 3 т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 68 – 69.

5 См.: Шапошникова Л. В. Великое путешествие. В 3-х кн. Кн. 3. Вселенная Мастера / Л. В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – 1088 с.

6 Высказывания ученых и общественных деятелей о Рерихах // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – С. 122.

7 Северикова Н. М. П. А. Флоренский о единстве мира и человека / Н. М. Северикова // Философские науки. – 2005. – № 1. – С. 79.

8 Шейко В. М. Формування основ культурології в добу цивілізаційної глобалізації (друга половина XIX–початок XXI ст.): Моногр. / В. М. Шейко, Ю. П. Богуцький. – К.: Генеза, 2005. – С. 104.