![]() Международная общественная организация
Ассоциированный член Департамента общественной информации ООН Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА» | |
Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ)
является структурным подразделением Международного Центра Рерихов (МЦР), его творческим отделом, в котором сосредоточено научное направление деятельности МЦР | |
Опубликовано в: Владислав Соколов,
МЕТАИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ Именно метаистория с её космической сутью,
Л.В. Шапошникова В наши дни, когда всё более актуальным становится осмысление путей будущего развития России, особое значение приобретает обращение к многогранному творческому наследию семьи Рерихов: Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича. Всё творчество этих великих мыслителей неразрывно связано с их Родиной – Россией, которую они горячо любили и которой служили всю жизнь, в каких бы частях мира ни находились. Наследие Рерихов имеет множество граней: оно охватывает науку и искусство, философию и масштабную культурно-общественную деятельность. При этом надо отметить одну важную особенность: именно Россия, мысль о её будущем – это то, что пронизывает абсолютно все аспекты творчества этой великой семьи. Необходимо подчеркнуть, что наследие семьи Рерихов – это не только наследие великих людей, каковых в славной истории России было немало. Это наследие имеет ряд особенностей, причём, особенностей метаисторического порядка, ставящих его в русло эволюционных преобразований, идущих к нам из глубин космической реальности, реальности стройно организованной и многомерной. Философия этой космической реальности – Живая Этика, являющаяся методологической основой развивающегося в наши дни нового космического мышления, имеет мировое значение, но принесена она Е.И. Рерих, прежде всего, для России. Живая Этика – это один из важнейших метаисторических источников, в ней содержится знание более высокого порядка, чем земное. Важно подчеркнуть, что Е.И. Рерих работала над созданием философской системы Живой Этики в сотворчестве с Великими Учителями Востока, которых в Индии называют Махатмами (санскр. – Великими Душами). Эти Учителя как раз и формируют сам метаисторический процесс, как формируют его и те, кто теснейшим образом с ними сотрудничает. Такими людьми и были представители семьи Рерихов. Фундаментальные принципы этого нового мировоззрения, такие как культура и красота, нашли воплощение в художественных полотнах Н.К. Рериха, многие из которых посвящены России. В её историческом прошлом Николай Константинович отмечал в своих литературных трудах и запечатлевал на полотнах те вехи, которые относятся к непреходящим ценностям: героизм и подвиг, труд на общее благо и стремление к знаниям, эволюционная ценность прекрасного и т.п. Иными словами – всё то, что должно стать стержнем и в настоящем и в будущем развитии России, и что опять же имеет прямое отношение к метаистории. В целом же, наследие Рерихов, включающее знания о космической эволюции человека, о целостном подходе к изучению явлений и процессов, их научные открытия и мощная энергетика красоты, запечатлённая в художественном творчестве, – всё это дано не только для настоящего, но в ещё большей мере для будущего и, прежде всего, для России. Многие строки эпистолярного и литературного наследия Рерихов посвящены Родине, которой они завещали плоды своего труда. Рерихи глубоко понимали эволюционную роль России в тех значительных переменах в научной и общественной мысли, которые начались на рубеже XIX – XX веков вместе с Духовной революцией, произошедшей именно в её пространстве и продолжающейся до сих пор. Эта Духовная революция несёт в себе основы нового мышления, которое и получило название космического. Почему при осмыслении наследия Рерихов необходимо учитывать метаисторию? Вообще, метаисторию нельзя игнорировать в любом случае, какое явление исторического процесса мы бы не рассматривали, и уж тем более – наследие Рерихов. Ибо метаистория, как отмечает академик Л.В. Шапошникова, – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории; это – космическое сердце земного исторического процесса [2, c. 209]. А отсюда, при осмыслении этих моментов, будет рождаться правильный подход к особенностям данного процесса (см.: [2, с. 204]). Кроме того, среди ряда важнейших характерных особенностей метаистории, которые раскрываются в трудах Л.В. Шапошниковой, есть и такая: метаистория несёт в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния; через метаисторический процесс космическая эволюция даёт знания людям. Это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л.В. Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия. (См.: [2, с. 200, 737, 450]). И если мы говорим о наследии Рерихов, то в нем ярко выражен метаисторический аспект, который во многом связан именно с Россией. Как известно, в 1926 году в Россию Рерихами – участниками Центрально-Азиатской экспедиции – была привезена рукопись одной из книг серии Живой Этики – «Община». Живая Этика – это один из важнейших метаисторических источников, так как в ней содержится знание более высокого порядка, чем земное. Тогда же, в 1926 году, Н.К. Рерих подарил родине знаковую серию картин, состоящую из семи полотен и имевшую название «Майтрейя». Название серии не случайно, ибо великое имя Майтрейи на Востоке нераздельно связано с будущим. Сами же легендарные сюжеты этих картин повествовали о новом времени, в котором будут править добро и справедливость под высшим, мудрым водительством. Эти подаренные картины имели самое прямое отношение к будущему России. В картинах серии «Майтрейя» ярко выражена метаисторичность – то самое космическое сердце и внутренний мир земного исторического процесса, борьба эволюционных сил, или сил Света, с тьмой и невежеством, ведущая роль высшего в эволюции нижестоящего и т.д. Кроме того, картины Николая Константиновича – это не просто прекрасные художественные полотна. Они несли в себе высокую энергетику, тем более картины, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей через места больших духовно-культурных накоплений. Энергетика – это крайне важное обстоятельство в эволюции, в самом историческом процессе. С энергетикой связано изменение сознания человека, а это сознание, в свою очередь, характеризует качественный уровень самого исторического процесса. Высокая энергетика действует в метаисторическом пространстве, что качественно влияет на исторический процесс в целом. Но тогда, в 20-е годы прошлого века, полотна серии «Майтрейя», как и другие привезённые Рерихами в Москву дары родине – рукопись книги «Община» вместе с теми предупреждениями, которые в ней содержались, письмо Великих Учителей к советскому народу и ларец со священной землёй Гималаев, официальными представителями власти не были восприняты. Хотя надо сказать, что все эти дары – это явления метаисторического порядка. Тем самым руками конкретных людей из властных структур внутренний мир земного исторического процесса (или метаистория) искусственно отделялся от самой земной истории. А что такое тело без сердца – мы прекрасно понимаем. Всё это весьма печально, так как высшее знание, или метаисторическое знание, даётся в определённый срок. Двадцать шестой год был выбран Рерихами и их Учителями не случайно. Ещё не взял в свои руки власть Сталин и страна, образно говоря, стоявшая на распутье, в случае верного выбора могла укрепить важные завоевания в культурной и социальной сфере и в целом стать на путь развития истинной общинности, основанной на законах космической эволюции. Официальные лица сделали выбор, но, к большому сожалению, не в пользу этой эволюции. Неприятие высшей помощи, которому сопутствовало катастрофическое для государства упущение сроков, ввергало целую страну в бездну насилия и репрессий, уничтоживших в период конца 20-х–50-е годы ХХ века целый культурный слой нации, многие памятники культуры и извратившие до неузнаваемости светлое понятие коммуны. Лишь декларируемые принципы общинности, утверждаемые принуждением, не имели ничего общего с теми идеями, которые привезли в дар своей родине Рерихи. Трагедия коснулась и новых знаний, в какой бы форме они ни возникали – были ли это философские идеи или научные открытия и предвидения. Достаточно вспомнить судьбы таких великих русских мыслителей, как В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский и многие другие. Это напрямую касалось и книг Живой Этики, пути, распространения которых в России были необыкновенно сложны. Лишь только в последние двадцать с лишним лет, с начала 1990-х годов, ситуация изменилась, и книги этой философской системы стали свободно издаваться, но при этом и в данный период за новым знанием неизменно следовала и следует до сих пор тень невежества и оголтелой клеветы. Упущенные в 1926 году большие возможности десятилетия спустя стали прорастать новыми ростками в новых, во многих отношениях сложных условиях развития страны. В итоге, последствия были катастрофическими, которые имели и имеют поныне отзвук в последовавшей истории страны, а затем – и в истории ряда независимых республик, возникших на постсоветском пространстве. Чего только стоит разгулявшаяся ныне в невиданных масштабах в некоторых таких республиках идеология фашизма и неонацизма. Это – тоже следствие изъятия метаистории из исторического процесса. Нет ничего страшнее бездуховной истории, лишенной космического сердца. И это мы сейчас наблюдаем. Между тем, философия Живой Этики в наши дни крайне необходима по целому ряду причин. Будучи вершиной русского космизма, она несёт в себе ту новую методологию, которая позволяет целостно изучать любые явления и процессы, без их отрыва от общего тока космической эволюции и существующих законов Мироздания. Кроме того, Живая Этика даёт современной науке новый импульс посредством содержащейся в ней новой системы познания, представленной синтезом таких способов познания, как эмпирическая наука и метанаука (обретение знаний через внутренний, духовный, мир человека). Здесь надо вспомнить, что синтез эмпирической науки и метанаучного познания был краеугольным принципом работы Гималайского Института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в Индии под руководством Великих Учителей. Этот Институт, в основу деятельности которого были положены идеи Живой Этики, выступает конкретной составляющей метаистории. Живая Этика обращает внимание не только на перспективы современной науки, но и на богатейший познавательный опыт, оставленный нам многими поколениями выдающихся мыслителей прошлых эпох. Однако, необходимо учитывать, что новая система познания может состояться только при развитии в человеке внутренней культуры, так как, например, качество и эффективность метанаучного способа напрямую обусловлены уровнем его культурного развития, или развития духа, через который человек и выходит в высокую сферу надэмпирического постижения, сопровождаемого интуитивными озарениями и т.п. Высокое притягивается только подобным и ничем иным. В этой связи Живая Этика несёт в себе раскрытие смысла необходимости взращивания культуры в человеке, необходимость повышения культурного уровня как неизбежный этап его космической эволюции. Всё это и ещё многие другие важные знания содержит Живая Этика, данная Учителями через Елену Ивановну Рерих как помощь и новый импульс во всестороннем развитии человека-микрокосма. Однако в наши дни происходит, в какой-то мере, нечто похожее тому, что произошло с Живой Этикой в Советском Союзе в 20-е годы и последующих десятилетиях прошлого века. Тогда она была просто запрещена со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сейчас, как известно, такого запрета нет. Но есть другое: постоянно появляются отдельные невежественные личности, которые, зачастую даже не утруждая себя ознакомлением с источником, искажают идеи Живой Этики, приписывая ей исключительно собственные домыслы. За этими деструктивными шагами, мешающими продвижению открытого, непредубежденного и свободного познания, за такими, нелогичными, на первый взгляд, действиями стоит достаточно сильное желание адептов старого сознания. В какие бы одежды они ни рядились, будь-то ряса приверженца религии или светский костюм учёного, осуществляется попытка вывести Живую Этику из употребления как явление, мешающее некой ортодоксальной идеологии, нетерпимой ко всему новому и даже игнорирующей объективные факты, которые противоречат укрепившимся догмам. На самом деле, идёт борьба, упорная и жёсткая, с новым мышлением, основанном на космическом мировоззрении. В истории России это уже было в первой половине XX века, когда выдающихся космистов высылали из страны, отправляли в лагеря и т.п. О последствиях такого опасного отрицания уже говорилось. Эти и подобные им действия могут привести лишь к застою и полному вырождению науки как таковой, ибо любая закрытая система, как известно, обречена. Если мы говорим о космической эволюции и о неотъемлемой от неё метаистории, то необходимо вспомнить о такой важной составляющей наследия Рерихов, как Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», подписанный в 1935 году целым рядом государств и нацеленный на международную охрану культуры. Культура же, если её рассматривать глубоко и с точки зрения целостного подхода к человеку, является важнейшим устоем космической эволюции человечества. Поэтому Пакт Рериха, как в своё время уже отмечала Л.В. Шапошникова, направлен не только на защиту культуры, но и на защиту нашей космической эволюции. Вот важнейший аспект понимания этого Пакта – уникального явления в человеческой истории, явления метаисторического, в котором присутствует необходимый для человечества импульс космической эволюции. В этом плане всегда важно учитывать, что Пакт Рериха создавался, опять же, в сотрудничестве с Великими Учителями. Сам Знак, отображённый на Знамени Мира – символе Пакта Рериха – выступает Знаком космической эволюции. Для человечества Земли он отождествляется с бесконечной преемственностью культуры прошлого, настоящего и будущего, а также имеет смысл связи трёх миров – земного (мира плотной материи), Тонкого и Огненного (миров иного, тонкого и более высокого, состояния материи), через которые и проходит эволюция человека-микрокосма. Не случайно ныне мы переживаем время нового витка популяризации культуросозидательных идей Пакта Рериха, как в России, так и на международном уровне. И то, что в наши дни Международный Центр Рерихов выступил инициатором и главной движущей силой масштабного культурного проекта по проведению в жизнь идей Пакта Рериха – это дальнейшее развитие эволюционного импульса, который был заложен таким метаисторическим действием Рерихов, как международный Договор по охране культуры, или Пакт Рериха. Итак, действия Рерихов были связаны с формированием метаисторического процесса на территории России и, конечно, в определённых регионах Центральной Азии. Если говорить о России, то в том же 1926 году Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами были заложены энергетические магниты – в Москве и на Алтае (эти регионы входили в общий маршрут их Центрально-Азиатской экспедиции). Те источники энергии, которые использовали Рерихи при закладке магнита, были связаны с творчеством космической эволюции, а сам процесс закладки магнитов явился важнейшим метаисторическим действием, заложившим эволюционные причины земной истории. Всё это раскрывается в такой работе Л.В. Шапошниковой, как «Земной маршрут космической эволюции» [1]. Думается, можно утверждать, что определённым развитием того явления, которое именуется закладкой магнитов и которое, как уже говорилось, в 1926 году в России было осуществлено Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами, можно считать основание в Москве их младшим сыном, Святославом Николаевичем Рерихом, Советского Фонда Рерихов (СФР), который в 1991 году был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР). С 1926 года прошёл тибетский век, который охватывает временной цикл в шестьдесят лет, и в СССР началась перестройка – время важных преобразований в жизни страны, а три года спустя был основан СФР. (Эти шестьдесят три года вместили в себя девять семилетий). Для успешного развития любого дела необходимо такое явление как преемственность. В пространстве МЦР это явление существует: духовную преемственность от самих Рерихов осуществляет Генеральный директор Центра-Музея Л.В. Шапошникова. Надо сказать, что в наши дни Международный Центр Рерихов – это важнейший центр развития общественной культуры в России. Вся непростая история становления и развития данного Центра ярко свидетельствует о том, что культура – это явление общественное. Кроме того, это её общественное состояние естественно и с точки зрения самой природы человека. Ведь культура – это его эволюционирующий дух, и естественная связь этого духа с высшими структурами космической реальности, под влиянием контактов с которыми и формируется самоорганизующаяся система духа, или культура. Думается, можно сказать, что само явление общественной культуры, её развитие и огромный потенциал этого развития – это одно из следствий того формирования метаисторического процесса на территории России, которое осуществили в своё время Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи. Другой важный момент, характерный для МЦР, – это развитие в его пространстве новой системы познания, о которой выше уже было сказано. Этот факт для дальнейшей эволюции российской (и не только) науки имеет немаловажное значение. Кроме того, Международный Центр Рерихов прилагает большие и конкретные усилия к тому, чтобы в Индии возродился Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что также содействовало бы развитию новой системы познания, в том числе, и на международном уровне. Вспомним, что в своё время, в 30-е годы XX века, этот Институт, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки, развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. «Урусвати» включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ, а среди имён, связанных с Гималайским Институтом, были лауреаты Нобелевской премии (А. Эйнштейн, Р.Э. Милликен, Л. де Бройль), а также другие видные деятели науки и искусства (Н.И. Вавилов, С.И. Метальников, Ч.Р. Ланман, С.А. Гедин, Дж. Ч. Бош, Ч. Раман, Р. Тагор, Р. Чаттерджи и др.). Развитие нового космического мышления и вхождение в научное пространство его методологической основы – философской системы Живой Этики, вызывает сильное сопротивление старого, ограниченного грубым понимаем материи, мышления, а также тех сил, жизненное пространство которых базируется на бескультурье и невежестве. Поэтому в той битве, которая сейчас идёт, столь ярко присутствуют и имена Рерихов, и их наследие, и само место, где сконцентрировано это наследие – Международный Центр Рерихов. Антиэволюционные явления, существующие рядом с нами, сражаются с метаисторией, с метаисторическими, или духовными, знаниями, а поле этой битвы сконцентрировано в душах и сердцах людей. Ибо, как известно, главное пространство этих знаний сосредоточено во внутреннем мире самого человека. Каков будет результат этой великой битвы – зависит от нас самих.
Литература:
1. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время, № 4, 2008. С. 28 – 55. 2. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – 956 с.
| |
|