Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Мемориальная плита Ю.Н.Рериху

Реставрация мемориальной плиты с барельефом Ю.Н.Рериха

Ю.Н.Рерих. Не позднее 1959 г.
Ю.Н.Рерих

В 2011 г. Международный Центр Рерихов выступил инициатором реставрации поврежденной мемориальной плиты с барельефом выдающегося ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха (1902-1960), установленной в 1962 г. на фасаде дома по адресу: Москва, Ленинский проспект, 62/1. Именно здесь прошли последние годы жизни Ю.Н. Рериха. Учитывая мировое признание научной деятельности Ю.Н. Рериха, Совет Министров СССР выпустил Распоряжение №2338р, согласно которому память о Юрии Николаевиче увековечивалась «в камне», путем установления «за счет государства надгробия на могиле крупнейшего советского востоковеда профессора Ю.Н. Рериха на ново-Девичьем кладбище в г. Москве, а также мемориальной доски на доме по Ленинскому проспекту в г. Москве, где проживал Ю.Н. Рерих»[1].

Мемориальная плита была выполнена талантливым советским скульптором Анатолием Ивановичем Григорьевым (1903–1986) при участии архитектора Бориса Дмитриевича Комарова (1907–1979).

А.И.Григорьев. Б/д
А.И.Григорьев

А.И. Григорьев родился 1 ноября 1903 г. в селе Гайны Пермской губернии. Творческий путь будущего скульптора начинался с сельских художественных промыслов Кудымкара. В 1923–1930 гг. Григорьев учился на Едином художественном рабочем факультете, на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа в Москве. Учителями А.И. Григорьева были И.С. Ефимов, В.И. Мухина, М.С. Родионов, В.А. Фаворский.

То, что плиту выполнил именно А.И. Григорьев, было глубоко символично. Скульптор не только лично знал Ю.Н. Рериха, но и сумел создать в 1958 г. его прижизненный бюст, уговорив ученого позировать в своей мастерской. Супруга А.И. Григорьева, известный скульптор Ариадна Александровна Арендт вспоминала об этом так: «Анатолий Иванович все уже приготовил, чтобы сделать набросок головы Юрия Николаевича, у которого был один час свободного времени. На подиуме стоял стул, покрытый нарядной тканью. Мы попросили Юрия Николаевича сесть... Я предложила, если не возражает, почитать стихи Волошина, на что он охотно согласился... Анатолий Иванович лепил... Прошло 45 минут. Анатолий Иванович с большой неохотой отпустил Юрия Николаевича. Тот сказал, что в следующий раз посидит подольше»[2].

А.И.Григорьев. Барельеф Ю.Н.Рериха для мемориальной плиты на доме, где жил Ю.Н. Рерих. Гипс. 1961 г.
А.И.Григорьев.
Барельеф Ю.Н.Рериха.
Гипс. 1961 г.

Позднее Юрий Андреевич Арендт вспоминал: «Мои родители, скульпторы Ариадна Алексеевна Арендт и Анатолий Иванович Григорьев, были глубоко преданы теософии... С середины 1940-х годов из Прибалтийских республик стали поступать книги «Агни-Йога», «Мир Огненный», «Листы Сада Мории» и другие, в частности, «Врата в Будущее» Н.К. Рериха, находившие самую благодатную почву для восприятия. Эти редчайшие книги становились настольными, многократно переписывались-чтобы снабдить близких друзей. По Учению Живой Этики строилась жизнь. Ждали возвращения в нашу страну семьи Рерихов»[3].

За свои духовные убеждения в 1948 г. А.И. Григорьев подвергся аресту и последующему заключению по сфабрикованному делу «Антисоветское теософское подполье»[4], из которого освободился только в 1954 г. Долгожданное знакомство с сыном Н.К.Рериха Ю.Н. Рерихом, вернувшимся на родину по приглашению Н.С. Хрущева, состоялось в 1958 г. Общение супругов-скульпторов с Юрием Николаевичем вдохновило их на создание не менее двадцати изображений Рерихов – каменных и бронзовых портретов Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха, ныне украшающих музейные собрания Москвы, Барнаула и Риги[5]. Часть из этих работ была впервые представлена на Юбилейной выставке произведений Рерихов из частных собраний, организованной Международным Центром Рерихов в 1999 г. и вошла в каталог выставки[6].

А.И.Григорьев. Барельеф Ю.Н.Рериха с «восточным обрамлением» для мемориальной плиты на доме, где жил Ю.Н. Рерих. Гипс. 1961 г.
А.И.Григорьев. Барельеф Ю.Н.Рериха
с «восточным обрамлением» для
мемориальной плиты. Гипс. 1961 г.

Ю.А. Арендт также пишет о том, что «мемориальная доска с профилем Юрия Николаевича в необычном "восточном обрамлении", вырубленная из известняка» была выполнена в 1962 г.[7]. О процессе ее создания свидетельствуют гипсовые барельефы Ю.Н. Рериха, созданные скульптором в 1961 г. Первый барельеф, по-видимому являлся исходным наброском, так как выполнен с упрощенным овальным обрамлением. В нем скульптор стремился уделить внимание исключительно профильному изображению Юрия Николаевича. Скорее всего, для создания этого барельефа А.И. Григорьев использовал натурное изображение Ю.Н. Рериха, выполненное ранее, в 1958 году. Первый барельеф был представлен на Юбилейной выставке произведений Рерихов из частных собраний в 1999 г.[8]. По завершении выставки Ю.А. Арендт передал его в дар Международному Центру Рерихов. Второй гипсовый барельеф, подаренный скульптором в бывшую квартиру Ю.Н. Рериха, решал проблему «восточного обрамления». Именно в таком виде и был выполнен окончательный барельеф мемориальной плиты.

А.И.Григорьев, Б.Д.Комаров. Мемориальная плита Ю.Н.Рериху. Доломит. 1962 г.
А.И.Григорьев, Б.Д.Комаров. Мемориальная плита
с барельефом Ю.Н.Рериха. Доломит. 1962 г.

На сохранившейся фотографии, сделанной незадолго до установки плиты на фасад дома, хорошо видно, что надпись была создана отдельно от барельефа в «восточном обрамлении». И только на завершающем этапе обе части были соединены в единое целое. К сожалению, гипсовой модели буквенной части мемориальной плиты не сохранилось. В оригинале она содержит следующие слова: «В ЭТОМ ДОМЕ С 1957 ПО 1960 ГОД ЖИЛ КРУПНЕЙШИЙ СОВЕТСКИЙ ВОСТОКОВЕД ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ». Вся мемориальная плита была высечена из доломита, разновидности известняка, получившего название «подмосковный мрамор», так как местом его разработки является подмосковное месторождение.

Нам не известно доподлинно, в чем заключался вклад архитектора Б.Д. Комарова в создание мемориальной плиты. Не исключено, что Борис Дмитриевич помог выработать ее окончательную форму, в которой две разрозненные части (барельеф и надпись) сливались в гармоничное целое. О самом Б.Д. Комарове известно немногое. В 1930 году он окончил одновременно Высший художественно-технический и Архитектурный институты. Будучи учеником В.И. Мухиной, он являлся автором проекта реставрации Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры, получившего высокую оценку специалистов. В течении многих лет Б.Д. Комаров занимался вопросами восстановления, реставрации и консервации памятников Троице-Сергиевой лавры.

Открытие мемориальной плиты на доме, где жил Ю.Н. Рерих. Москва, Ленинский проспект, д. 62/1. 16 октября 1962 г. Из архива МЦР
Открытие мемориальной плиты
на доме, где жил Ю.Н. Рерих.
Москва, Ленинский проспект, д. 62/1.
16 октября 1962 г. Из архива МЦР

Торжественное открытие мемориальной плиты с барельефом Ю.Н. Рериха состоялось 16 октября 1962 г. На открытии присутствовали коллеги Юрия Николаевича Рериха из Института Востоковедения РАН, научная и культурная общественность Москвы.

За прошедшие годы мемориальная плита ни разу не реставрировалась и к 2011 г. получила серьезные повреждения. Из-за образовавшихся трещин в кирпичной кладке стены сильно пострадала ее текстовая часть. Кроме того, возникла реальная угроза обрушения плиты.

В целях сохранения мемориальной плиты с барельефом Ю.Н. Рериха руководство Международного Центра Рерихов обратилось с инициативой по ее реставрации в Департамент культуры г. Москвы. К обследованию повреждений и проведению реставрации мемориальной плиты были привлечены специалисты скульптурно-технического производства ЗАО «АРТ-СТП», известного многим поколениям деятелей искусства и культуры как единственного в своем роде комбината по созданию монументальных композиций – Всесоюзное художественное объединение имени Е.В. Вучетича МК СССР.

Поврежденная мемориальная плита на доме, где жил Ю.Н. Рерих. Москва, Ленинский проспект, д. 62/1. Фото 2010 г.
Поврежденная мемориальная плита на доме,
где жил Ю.Н.Рерих. Фото 2010 г.

Реставрационно-восстановительные работы, согласованные с Отделом охраны художественного наследия Департамента культуры г. Москвы, предполагают демонтаж поврежденной плиты, реставрацию барельефа, создание точной копии поврежденной буквенной части из доломита, изготовление подложки из оцинкованного железа для задней части доски и последующий монтаж отреставрированной плиты на фасад здания. Реставрация барельефа предполагает его очистку от грязи и других инородных наслоений специальными составами.

Работы по реставрации мемориальной плиты позволят сохранить память о выдающемся востоковеде Ю.Н. Рерихе, вновь привлечь внимание культурной общественности к проблеме спасения гибнущего наследия Юрия Николаевича, и музеефикации его квартиры, оскверненной и разграбленной В. Васильчиком, и брошенной государством на произвол судьбы.

Д.Ю. Ревякин


1 Распоряжение Совета министров СССР № 2338р от 5 августа 1960 г. // РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 41. Д. 5. Л. 1.

2 Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2002. С. 127.

3 Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2002. С. 138.

4 Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2002. С. 138.

5 Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2002. С. 141.

6 Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний. Каталог. М.: МЦР, 1999.

7 Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2002. С. 138.

8 Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний. Каталог. М.: МЦР, 1999. С. 148.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов