museum
Черный вторник российской культуры
Министр культуры В. Мединский в сопровождении свиты быстро вошел в театр им Е. Вахтангова на очередную коллегию своего министерства, и первое, что он услышал, было: «Господин министр! Остановите разрушение общественного Музея Николая Рериха!» Министр от неожиданности съежился и, не обращая ни малейшего внимания на неприятный призыв, торопливо проследовал дальше. Вот, собственно, и все, что удалось донести до высокого начальника, курирующего российскую культуру, сторонникам общественного музея в Малом Знаменском переулке. Блокированная клерками министерства культуры общественность так и не пробилась в зал заседаний, где решалась судьба негосударственного рериховского музея. Вторник, шестнадцатого февраля сего года, поистине войдет в историю как черный день российской культуры.
Министру культуры РФ с лихвой хватило чуть более получаса для вынесения на коллегии своего министерства «расстрельного» приговора общественному Музею имени Н.К. Рериха. Министр куда-то спешил, поэтому вопрос о будущем культурной жемчужины в центре столицы решался деловито и быстро, без прений и иных точек зрения, в промежутке между бурным обсуждением показателей финансовой эффективности учреждений культуры и долгожданным перерывом на кофе-брейк. Какие уж тут «тонкости и нюансы», какая уж там «воля» последнего из Рерихов?! Руководство минкульта, как говорят в определенных кругах, «решило вопрос» без всяких дебатов и идейных отклонений коллегии в самые кратчайшие сроки. Время, как модно нынче говорить в ведомстве Мединского, – деньги, да еще какие! Речь ведь идет об экспроприации культурных ценностей на миллиарды. А уж деньги бывшие бизнесмены В. Мединский и его первый заместитель В. Аристархов считать прекрасно умеют. К счастью, от волеизъявления господина Мединского и его команды зависит далеко не все. Есть вещи и ему совершенно неподвластные. Например, воля Святослава Николаевича Рериха, основателя общественного музея, писавшего о недопустимости подчинения Центра минкульту и уж тем более Музею Востока [1]. Поэтому министру ничего другого не оставалось, кроме как ее проигнорировать.
Онлайн-трансляция заседания была представлена на официальном сайте минкульта, что должно было создать у общественности уверенность в готовности государства к открытой дискуссии о судьбе Международного Центра Рерихов и его общественного музея. Но тон, содержание выступлений и окончательный вердикт «казнить, нельзя помиловать» разбили эту иллюзию в пух и прах. Помимо специалистов из Музея Востока в разоблачении «антикультурной» деятельности МЦР особо отличились заместитель директора муниципального питерского музея семьи Рерихов г-н В. Мельников, а также глава так называемого Национального рериховского комитета А.П. Лосюков. Как известно, глава этого «комитета» стал самой настоящей находкой для министерства культуры. А.П. Лосюков с высокой трибуны предложил привлечь к скорейшему «решению вопроса» по МЦР правоохранительные органы (!). Но больше всех, пожалуй, своим красноречием перед министром блеснул В. Мельников, который потребовал наконец-то прорвать «плотину МЦР», скрывающую, по его мнению, наследие Рерихов от его «истинных исследователей». Главный «подрывник» не подумал о том, что грязный селевой поток, который обычно образуется в таких случаях, грозит похоронить под собой все отечественное рериховедение. Нарушение Высшей воли еще ни для кого не проходило бесследно. Не будем приводить здесь все высказывания сторонников экспроприации, так как большинство из них находится за гранью приличия и морали.
Всю срамоту откровенного «гоп-стопа», устроенного в российском музейном сообществе ведомством В. Мединского, не смогло прикрыть ни присутствие на коллегии респектабельных министерских мужей и дам, директоров крупных столичных музеев, театров и других культурных учреждений, ни письменное «добро» на сей произвол со стороны главного музейщика страны М.Б. Пиотровского. Вся четвертьвековая деятельность международного рериховского Центра на ниве отечественной культуры уместилась на коллегии в несколько нелепых и недостойных фраз, прозвучавших на фоне неприкрытого восхваления идеи огосударствления хранящегося там Наследия Рерихов.
Так и хочется спросить современных государственных геростратов: что же помешало этому государству в свое время выполнить волю Ю.Н. Рериха, подарившего стране более 400 полотен своего отца, по созданию отдельного музея в Москве или Ленинграде с филиалом на Алтае? Почему они ничего не предприняли для спасения разграбленного наследия Ю.Н. Рериха из его московской квартиры? Что же им помешало создать в этой квартире государственный мемориальный музей?! Что помешало осуществить в столице, еще в начале 1980-х годов, музей Н.К. Рериха на базе дара К. Кэмпбелл во исполнение желания С.Н. Рериха?! Что помешало музеефицировать мемориальную квартиру Н.К. Рериха в Санкт-Петербурге на Мойке или, наконец, дом, где художник родился? Ответим: крайняя степень безразличия к этой теме. За последние двадцать пять лет новейшей истории России государственные мужи и жены, за редким исключением, ничего толком не сделали для сохранения и популяризации творчества великого сына своей страны. Зато с завидной периодичностью, с высоких государственных трибун и из министерских кабинетов, с экранов телевизоров и полос газет, из уст отдельных церковных служителей, псевдоученых и сомнительных журналистов летят всевозможные небылицы о творчестве Рерихов, представляющие в ложном свете их подвиг на благо культуры России, их волю касаемо судьбы их наследия, переданного на родину. Голос в защиту великих соотечественников поднимало не министерство культуры и не Музей Востока. Это делал и продолжает делать Международный Центр Рерихов и рериховское движение. Именно в залах общественного Музея, а не в государственных экспозициях нашла свое отражение философия Живой Этики. Ни в одной цивилизованной демократической стране мира происходящее сейчас с Домом Рериха было бы просто немыслимо. Удивительно, что у государственных чиновников и музейщиков не нашлось другого здания в столице для создания государственного музея, кроме отреставрированной за средства общественности и за ее же средства укомплектованной самым современным музейным оборудованием старинной усадьбы Лопухиных в центре Москвы. Прийти на все готовое, предварительно выбросив на улицу общественный музей, – это уже за гранью морали. Это к культуре не имеет никакого отношения. Это уже из другого сюжета, криминального.
Канал «Культура» поспешил похоронить МЦР и на всю страну объявил, что общественный Музей Н.К. Рериха уже стал филиалом Музея Востока. Как бы не так! Директор данного музея А. Седов в своем интервью этому каналу изрек смешные вещи: дескать, общественный музей и его экспозиция – «позавчерашний день». Стоит только пожалеть директора федерального музея, в стенах которого регулировка температурно-влажностного режима осуществляется… простым открытием форточки. И это не где-то там, в глухой провинции, а в самом центре столицы, в залах с картинами Николая и Святослава Рерихов! Если уж и вправду сравнивать музейное оснащение и экспозицию общественного Музея и Музея Востока, то у общественного точно – день завтрашний.
Абсурд ситуации заключается в том, что благородная, на первый взгляд, идея минкульта о создании государственного музея Н.К. Рериха с федеральным статусом базируется на насильственном умерщвлении успешно работающего общественного музея с последующим изъятием его фондов в государственную казну. То, что государство съесть не сможет, будет, скорее всего, просто выброшено на улицу из старинного особняка Лопухиных вместе с несговорчивым коллективом. А ведь речь идет ни много ни мало о сотнях рериховских полотен и других бесценных раритетах семьи Рерихов, включая большой архив, библиотеку и богатейшую коллекцию картин художников-космистов. И это на фоне крайне невнятной концепции будущего государственного учреждения, скудость и убогость которой заставляет содрогнуться поклонников творчества Н.К. Рериха, как говорится, «от Москвы до самых до окраин» [2]. Выселение Международного Центра Рерихов и разгром общественного музея, по мнению инициаторов этого «гоп-стопа», явятся поистине достойным подарком к 90-летнему юбилею исполнителя завещания С.Н. Рериха, его доверенного лица, ученого-индолога Л.В. Шапошниковой [3], сделавшей для отечественной культуры гораздо больше, чем министерские бонзы все вместе взятые.
Откровенно рейдерскими действиями министерства культуры возмущены десятки рериховских организаций. Искренне хочется поблагодарить от лица коллектива Международного Центра Рерихов, оказавшегося на осадном положении, всех, кто протянул руку помощи детищу С.Н. Рериха в его трудный час! Письма протеста в российское правительство спешно направили тысячи рериховцев России и Казахстана, Белоруссии и Украины, Болгарии и Германии, Эстонии и Латвии, Канады и Финляндии, Молдовы, Киргизии и Узбекистана. По всему миру звучит сейчас тревожный набат: «Не допустим разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха!». И да будет так!
Alea jacta est. [4] Ubi concordia, ibi Victoria! [5]
Д.Ю. Ревякин, А.Л. Прохорычев
17 февраля 2016 г.
______________________________
[1] Рерих С.Н. Медлить нельзя!: [Письмо Р.Б. Рыбакову от 3 июля 1989 г.] // Советская культура. 1989. 29 июля.
12] Подробнее о концепции государственного музея семьи Рерихов – филиала ГМВ см.: Ревякин Д.Ю., Прохорычев А.Л. Пальмира в центре столицы // http://www.icr.su/
[3] 26 июля 2016г. исполняется 90 лет со дня рождения Л.В. Шапошниковой.
[4] Alea jacta est (лат.) – Жребий брошен (назад дороги нет).
[5] Ubi concordia, ibi victoria (лат.) – Где согласие – там победа.