Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Ассоциация гуманной педагогики в Финляндии

О фантазиях Тимо Вальякка в статье «Многосторонний мистик»

«Клевета есть передача лжи, все равно,
будем ли передавать по легкомыслию,
или по злобности, или по невежественности –
семя ее будет одинаково вредоносно…»
Н.К.Рерих [1]

Недавно открывшаяся совместная выставка Аксели Галлен-Каллела и Николая Рериха под названием «Паломники искусства» в Музее Галлен-Каллела в Эспоо (Финляндия) пробудила весьма оживленный интерес у посетителей. Казалось бы, можно только радоваться этому, но вскрылась и другая, негативная, сторона этого события. В финских газетах появился ряд статей невежественного характера, содержание которых весьма удручает. Статья Тимо Вальякка «Многосторонний мистик» («Monipuolinen mystikko»), опубликованная в «Хельсингин Саномат» от 11.02.2015, одна из них.

Облик великого русского художника, мыслителя, крупного ученого, философа, путешественника, общественного деятеля планетарного масштаба Николая Рериха (1874-1947), которого «по энциклопедичности знаний, разносторонности таланта часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения» [2], преподносится весьма невежественно и далеко от истины. Автор статьи туманно сообщает нам о том, что Рерих в начале прошлого века где-то «путешествовал в северной Индии возле Гималайских гор» (?!). О цели и содержании этих путешествий нам остается только догадываться.

Но если вспомнить глубоко содержательную жизнь Н.К.Рериха, всей великой семьи Рерихов, внесшей в мировую сокровищницу культуры свой бесценный вклад, то можно предположить, что речь идет о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, которая была осуществлена в 1924-1928 гг. Помимо многочисленных научных исследований экспедиция ставила перед собой цель – «совершить грандиозный по масштабам круг через районы Центральной Азии и произвести эволюционное действие по “закладке магнитов” – создание по маршруту следования особого энергетического поля» [3].

«Центрально-Азиатская экспедиция, – пишет известный ученый и философ Л.В.Шапошникова, – началась в 1924 году в Сиккиме, в небольшом королевстве по соседству с Британской Индией, затем она перебазировалась в индийское княжество Кашмир. Из Кашмира ее маршрут пролег в Ладак, из Ладака через Каракорум она двинулась в китайский Синьцзян, в районе которого пересекла границу с советской Средней Азией, – и прибыла в Москву. Из Москвы путешественники отправились в Сибирь, оттуда – на Алтай и через Бурятию вошли в Монголию, из нее попали в Тибет, из Тибета через неизведанные еще Трансгималаи двинулись на Сикким и оттуда прибыли в Дарджилинг. Экспедиция, длившаяся четыре года (1924-1928), совершила грандиозный круг – этого не сделала ни одна экспедиция XX века» [4]. В состав участников экспедиции, руководимой Николаем Константиновичем Рерихом, входила также его жена, выдающийся ученый и мыслитель, Елена Ивановна и старший сын, востоковед и лингвист, Ю.Н.Рерих.

По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции для обработки её результатов Рерихи в 1928 году основывают в индийской долине Кулу Институт Гималайских Исследований «Урусвати», а не «антропологическую исследовательскую станцию», как легкомысленно выразился в своей статье Т.Валякка. Основание Института стало третьим эволюционным действием, связанным с формированием нового космического мышления. Первое время основу деятельности Института составляла работа по обработке научных материалов, собранных Рерихами во время Центрально-Азиатской экспедиции. В дальнейшем, научные исследования были значительно расширены. С Институтом Гималайских Исследований «Урусвати» сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии, а также такие крупные ученые, как А.Эйнштейн, Р.Милликен, Л. де Бройль, С.Гедин. Созданный под руководством Великих Учителей Институт стал предтечей и прообразом науки будущего. Новая система познания, заложенная в философии космической реальности – Живой Этике – является фундаментом этой науки.

Что касается высказывания автора статьи о якобы бездарности Н.К.Рериха как художника, то они совершенно безосновательны. Есть факты, которые весьма убедительно свидетельствуют об обратном. В течение своей жизни Н.К.Рерих создал более 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. А высказывания великих людей о картинах Н.К.Рериха, чьи произведения «полны жизненной правды и истинной поэтической красоты», лишь убедительно подтверждают мастерство гениального художника. Вот что говорил великий индийский мыслитель, писатель и поэт Рабиндранат Тагор, который с неподдельным восхищением восторгался творчеством Великого Мастера: «Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами. Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно великое искусство». Рабиндранат Тагор был первым, кто познакомил индийцев с творчеством Н.К.Рериха. По его рекомендации уже в декабре 1920 года в калькуттском журнале «The Modern Review» были опубликованы переводы стихов Н.К.Рериха, а в 1921 году – большая статья о его картинах. Также, с искренним восторгом отзывался о картинах Николая Рериха и выдающийся ученый Альберт Эйнштейн: «Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда еще пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

И еще. 5 июня 2013 года картина Николая Рериха «Труды Богоматери» была продана на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за баснословную цену: 7,88 миллиона фунтов стерлингов. Это мировой рекорд для картины русского художника. И это последнее является абсолютно убедительным фактом, показывающим не только высокохудожественную ценность картин Великого Мастера, но и коллекционную значимость, что не позволяет классифицировать произведения Н.К.Рериха как «бездарные».

И последнее. Н.К.Рерих является инициатором Международного договора по защите культурных ценностей, называемого «Пактом Рериха», что автору клеветнической статьи, наверное, неизвестно. «Подписание Пакта Рериха в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одного государства Панамериканского Союза, включая США, стало одним из наиважнейших событий XX века в области международной защиты культурного наследия человечества. Уникальность этого исторического документа в том, что Пакт обеспечивает безусловную защиту культурному достоянию человечества от варварских разрушений не только во время военных конфликтов, но и в мирное время – от невежества, фанатизма, простого безразличия, приводящих к гибели памятников культуры. Высокое гуманистическое содержание Пакта также состоит в том, что он берет под свою защиту и персонал, работающий в охраняемых Пактом культурных объектах и учреждениях. Его принципы легли в основу Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 14 мая 1954 года. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретает сегодня особую актуальность. Призыв Николая Рериха Мир через культуру является основным содержанием Пакта, который впервые за всю историю человечества поставил перед ним вопрос о необходимости сохранения мира через сохранение и защиту Культуры. Этим Пакт Рериха показал путь к сохранению мира и уничтожению войны» [5].

«Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции», – так говорил Великий Миротворец и Певец Гор Николай Рерих.

Juri Liimatta,
Ассоциация гуманной педагогики в Финляндии [6],
Вантаа,
Евросоюз.
9.03.15



[1] Н.К.Рерих. «Болезнь клеветы». 14 января 1935 г. Пекин.

[2] Шапошникова Л.В. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры // http://lib.icr.su/node/1232

[3] Эволюционные действия Рерихов // http://www.icr.su/rus/evolution/

[4] Шапошникова Л.В. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры // http://lib.icr.su/node/1232

[5] Анонс: международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Гааге // http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3030

[6] Humaanin pedagogiikan // http://humaani-pedagogiikka.fi/

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов