Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Рецензии на недобросовестные публикации

Л.К. Маркелова, г. Киев

Э.В. Зайляева, Республика Алтай

Признательность по-американски:
ответ нью-йоркскому журналу «Atlas Obscura»

Правда и искренность отличаются особым блеском,
который невозможно подделать; они как огонь и пламя,
которые нельзя нарисовать.
Бенджамин Франклин

Имя выдающегося русского художника, путешественника, ученого, культурного деятеля и гуманиста Николая Константиновича Рериха известно во всем мире. Он родился и жил в России, путешествовал по разным странам и континентам и завершил свой земной путь в Индии. Очень верно заметил однажды Святослав Николаевич Рерих, что весь мир интересовал его отца, и каждая страна имела для него особое значение. Важным этапом в жизни Рерихов стала Америка, где развернулась их активная и плодотворная культурная деятельность [1]. Выставки картин, публичные лекции, выступления в печати, основание целого ряда культурно-просветительских учреждений и Музея Николая Рериха в Нью-Йорке привлекли внимание американцев. Всюду художнику сопутствовал успех, всюду наблюдался неподдельный интерес к творчеству и личности знаменитого мастера, который хотел, чтобы искусство вошло в жизнь каждого человека. В 1929 году картины и ценности нью-йоркского Музея Рериха объявили национальной собственностью американского народа. В Резолюции, подтверждающей этот акт, говорилось: «Мы, Попечители Музея Рериха, настоящим приносим наш дар народу Америки с глубокой убежденностью, что вдохновенное послание Рериха принесет этой стране новую красоту, и его призыв к новому братству людей добавит славы настоящему и будущему Америки» [2, с. 447].

Несомненно, этот прекрасный призыв может вызвать в сердцах многих американцев ответное чувство признательности. Самая широкая аудитория имеет право получить правдивое представление о жизни и деятельности Рерихов, искренне уважавших и любивших американский народ. Однако в печати появляются публикации, которые искажают исторические факты и у некоторых людей создают негативное мнение о Рерихах. Именно такую статью опубликовал американский журнал «Atlas Obscura». Называется статья «Why the Soviets Sponsored a Doomed Expedition to a Hollow Earth Kingdom» («Почему Советский Союз спонсировал обреченную на неудачу экспедицию в царство внутри полой Земли») и принадлежит некой Димитре Николайду (Dimitra Nikolaidou) [3]. Речь идет о Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной Рерихами в 1924–1928 годах и представленной автором в совершенно искаженном виде. В своей статье Николайду стремится опорочить имена Рерихов, высмеивает и профанирует цели и достижения экспедиции, презрев тот факт, что Н.К. Рерих ясно и доступно изложил их в своей книге «Сердце Азии», изданной в США еще в 1929 году: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов» [4, с. 5]. Экспедиция Рерихов блестяще выполнила свои задачи и вернулась в Индию с огромным художественным и научным материалом в области истории, археологии, этнографии, лингвистики и искусства народов Азии. Подводя итоги, Ю.Н. Рерих записал в своем путевом дневнике «По тропам Срединной Азии»: «Пятьсот полотен Н.К. Рериха, в настоящее время выставленные в Музее Рериха в Нью-Йорке, являются одним из самых больших ее достижений» [5, с. 4]. Научный материал экспедиции был так значителен, что для его изучения Рерихи основали в Индии Институт Гималайских исследований «Урусвати», с которым впоследствии сотрудничали лучшие ученые мира, в том числе и США.

Если Димитра Николайду не верит в существование легендарной Заповедной Страны, то это ее выбор. Однако странно звучат слова Николайду о грядущем наступлении «Новой Эры мира и гармонии», связанной с понятием Шамбалы, как «о конце света» [3]. С Заповедной Страной испокон веков связывались надежда и вера разных народов в торжество справедливости и светлого будущего. Священная гора Меру, Белый Остров, Небесный Иерусалим, Братство Грааля, царство пресвитера Иоанна, Беловодье – под разными названиями запечатлелся в легендах и сказаниях образ Заповедной Страны, где обитают люди, равные богам, Сыны Света, Махатмы, Великие Души, Мудрецы и Учителя, которые трудятся на благо всего человечества. Их вестники в переломные моменты истории приходят в мир, чтобы принести знания и помочь человечеству подняться на следующую ступень эволюции. Тот факт, что Рерихи сотрудничали с Великими Учителями, первая встреча с которыми произошла в Лондоне в 1920 году, давно не является тайной и объясняет, почему поиск собственно Шамбалы не входил в задачи экспедиции.

Говоря о Шамбале, Димитра Николайду воспользовалась сомнительными источниками, но только не трудами самого Рериха. В них он писал о планетарном значении Шамбалы, отмечал вехи современной истории, указанные древними мудрецами, сопоставлял пророчества о наступлении Новой Эры с реальными фактами, искал объединяющее прошлое, настоящее и будущее начало, обеспечивающее преемственность поколений и движение народов к лучшему будущему. Среди научного материала, собранного на маршруте, важнейшее место занимали легенды, предания и песни о Заповедной Стране. Легенды органично переплетались с исторической реальностью. Уходя корнями в глубь тысячелетий, традиция почитания Священной Страны являлась той сердцевиной, вокруг которой складывалась культура народов. В разных названиях Легендарной Страны отражалась единая суть: существует на земле священное место, где царствует справедливость и истина. «Учение Шамбалы – это целое учение о жизни» [4, с. 89], – писал Н.К. Рерих и, как истинный просветитель и ученый, утверждал необходимость научного подхода к изучению этой темы. «Понятие Шамбалы соответствует лучшим западным научным исканиям, – отмечал он. – Не темноту суеверия и предрассудков несет с собою Шамбала… В искании сходятся восточные ученики Шамбалы и лучшие умы Запада, которые не страшатся заглянуть выше изжитых мерок» [4, с. 96].

Еще один давно развенчанный миф о «шпионской деятельности Рериха» Николайду продвигает буквально с нарочитой навязчивостью. Ей повсюду мерещатся преследующие экспедицию не только «западные оккультисты и монгольские повстанцы», но и французские, английские, немецкие, советские, а также японские, монгольские и китайские шпионы, с которыми «происходили ежедневные столкновения на горных переходах» [3]. Невероятная фантастика! Как будто не Рерихи были первопроходцами труднейшего маршрута через Тибет и Гималаи, а толпы шпионов. Но особенно пришлась по душе американскому автору вычитанная где-то клевета о связях Рерихов с советскими спецслужбами [6], что, как заявляет она, «широко поддерживается современными российскими учеными и историей начала 20-го века» [3].

Сказать так о российских ученых – значит бросить тень на российскую науку. Судя по ссылкам, эту своеобразную историю 20-го века Николайду изучала по публикациям М. Остерридера, А. Знаменского и Э. Вальденфельса, достаточно хорошо известным в России своими необъективными, лишенными научности и достоверности оценками личности и деятельности Н.К. Рериха [7]. Также в России встречаются те, кто строит свои шаткие, псевдонаучные версии на измышлениях о жизни Рерихов, подменяет их культурную и научную деятельность геополитикой и не гнушается безосновательным обвинением в шпионаже. Настоящие ученые, чуждые пропагандистским мифам, судят по делам и реальным фактам, опираясь на первоисточники, и противостоят клевете. На родине Рерихов существует множество серьезных научных исследований, посвященных творчеству и эволюционно-культурной деятельности этой необыкновенной семьи, в том числе работы, разоблачающие инсинуации о шпионаже и намерении создать государство в Азии [8]. Они доступны и широко представлены в Интернете. Пройдя мимо них, Димитра Николайду упустила возможность информировать читателей «Atlas Obscura» о том, что еще в 1993 году служба внешней разведки России подтвердила тот факт, что Н.К. Рерих не сотрудничал с советскими спецслужбами, а все архивные материалы, связанные с его экспедицией, передала Международному Центру Рерихов (МЦР) в Москве, основанному Святославом Николаевичем Рерихом [9]. В этих документах прямо указывается, что «психология больших художников не вмещается в политические рамки. СССР относится к всемирно известному творчеству Рериха с тем же уважением, как и Америка и многие другие страны», что «Рерихи не состоят на службе СССР», а «экспедиция имеет художественно-научное поручение от общественных учреждений США: Музея Рериха в Нью-Йорке и Института Соединенных Искусств» [10].

На вопрос о финансировании Центрально-Азиатской экспедиции, Димитра Николайду дает противоречивые ответы. По ее версии, экспедицию финансировали одновременно американские спонсоры, Советский Союз и его спецслужбы, якобы для «сделки» с которыми Рерихи посетили Москву в 1926 году [3]. Насколько неправдоподобно такое сотрудничество, говорить не приходится. Известно, что Центрально-Азиатская экспедиция была инициирована и утверждена Н.К. Рерихом, когда он находился в США, и СССР не имел к этому никакого отношения. Экспедиция осуществлялась исключительно за счет средств американских рериховских организаций, в том числе Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В архиве МЦР хранятся телеграммы, письма, счета и другие документы, неоспоримо подтверждающие этот факт [11]. В них указаны списки лиц, внесших пожертвования на экспедицию и их суммы, перечень финансовых расходов американских учреждений, а также нотариально заверенное свидетельство руководителей нью-йоркского Музея Рериха о том, что экспедиция проводилась на американские деньги [12]. Сведения о целях посещения Рерихами России содержатся, к примеру, в дневниках Генерального консула СССР в Монголии А.Е. Быстрова. Он пишет, что Рерих «везет ларец с землей с могил великих людей Индии на могилу В.И. Ленина. Это подарок Махатм». «Махатмы – ученые люди, достигшие нравственного совершенства и живущие в глубине Гималаев», – поясняет Генконсул и далее сообщает, что экспедиция Рерихов «по Индии, Тибету и Западному Китаю – выполнение заданий Махатм. С этой же целью они должны направиться в СССР…» [13]. Таковы факты и такова реальность в отличие от безответственной фантазии автора рассматриваемой статьи.

Отметим также поразительное суждение о дневниках и картинах Рериха, передающих, на взгляд Николайду, «состояние восхищения и страха, которые путешественники должны были испытывать при прохождении по Terra Incognita Гималаев» [3]. Однако немыслимо заподозрить наличие страха у тех, кто с беспримерным мужеством преодолел все трудности и опасности многолетнего пути. Стойкости и отваге Е.И. Рерих, единственной женщине, прошедшей весь маршрут, которая всегда подавала пример бодрости, можно только позавидовать. Любые препятствия, если встречать их бесстрашно, писал Н.К. Рерих в книге «Алтай–Гималаи», обостряют находчивость и открывают перед человеком новые возможности: «Удача лежит в расширенном сознании. Невозможно приблизиться при наличии страха» [14, с. 37]. Успех самой грандиозной экспедиции ХХ века, проходившей в чрезвычайно суровых и опасных условиях, поистине является свидетельством победы духа над всеми терниями пути.

О другой экспедиции Н.К. Рериха в Маньчжурию (1934–1935) Николайду упоминает лишь вскользь, опуская тот факт, что она была предпринята с целью помочь американскому народу в борьбе с эрозией почв, от которой страдали огромные территории США [15]. Экспедиция прошла под эгидой Департамента земледелия, провела большую научно-исследовательскую работу, собрала и отправила в Америку богатую коллекцию семян засухоустойчивых трав.





Николай Константинович Рерих известен как великий миротворец и гуманист, который предложил программный документ по предотвращению войн на основе культурного сотрудничества между народами, развития принципов взаимопомощи и ответственности за целостность и прогресс культуры. Миротворческие устремления Н.К. Рериха и его призыв «Мир через Культуру» вызвали горячую поддержку у современников, в первую очередь среди американцев и их лидеров. Знаменательным событием ХХ века стало принятие Пакта Рериха, первого в истории человечества Международного договора по охране во время войны и мира исторических и современных памятников и учреждений науки и искусства. 15 апреля 1935 года, когда Н.К. Рерих находился в Маньчжурии, в Вашингтоне состоялось подписание этого важного документа. В своей речи президент Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации» [16, с. 192].

Основные принципы Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Теми же принципами руководствуется ЮНЕСКО в сфере международного гуманитарного права. Актуальность миротворческих инициатив для нашего времени и необходимость соблюдения всеми государствами положений по защите культурного наследия человечества наглядно демонстрирует фильм «Пакт Рериха. Мир через Культуру» («Roerich Pact. Peace Through Culture»), подготовленный МЦР к 80-летию подписания Пакта [17]. Фильм представлен на русском и английском языках и, несомненно, способствует взаимопониманию и сближению разных народов.




Вызывает глубокое сожаление тот факт, что журнал «Atlas Obscura» опубликовал статью Димитры Николайду, оклеветавшую Рерихов. Влияние выдающихся личностей на судьбы мира огромно, и если вместо всестороннего изучения их жизни и творчества на основе серьезного научного подхода поддерживать тех, кто искажает идеи и реальные факты жизни этих людей, искривится путь человечества – в сторону лжи, а где нет правды, там нет и прогресса.

Писатель Теодор Хелин в статье «Голос эпохи» называл Н.К. Рериха апостолом Культуры и давал самую высокую оценку его исторической миссии: «Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живет. Таким человеком был Николай Рерих» [18, с. 46]. Хочется верить, что и сегодня просвещенные представители Америки искренне признательны и благодарны Рериху, вписавшему замечательную страницу в историю США и всего мира. По-прежнему своевременно и настоятельно звучит его призыв к самосовершенствованию, к пониманию созидательной роли Культуры и единению наций на основе духовных ценностей, которые приведут к прекрасному Будущему, к Новой Эпохе мира и гармонии, Знания и Красоты. Мечта всех народов может реально осуществиться, если прислушаться к Голосу этого великого человека.

Литература и примечания

1. Рерихи находились в Америке с 20 сентября 1920 года по 8 мая 1923 года. После этого Н.К. Рерих лишь три раза приезжал в Америку на короткое время в 1924, 1929 и в 1934 годах. В сентябре 1924 года он приехал из Сиккима в США и получил официальное разрешение вести свою экспедицию по Центральной Азии под американским флагом.

2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4 (1936). М.: МЦР, 2002.

3. Dimitra Nikolaidou. Why the Soviets Sponsored a Doomed Expedition to a Hollow Earth Kingdom // Atlas Obscura (New York, USA): September 15, 2016. Режим доступа: http://www.atlasobscura.com/articles/why-the-soviets-sponsored-a-doomed-expedition-to-a-hollow-earth-kingdom (дата обращения: 24.11.2016).

Статью Димитры Николайду также опубликовал американский журнал «Паранойя»:

Dimitra Nikolaidou. Why the Soviets Sponsored a Doomed Expedition to a Hollow Earth Kingdom // Paranoia. The Conspiracy Reader. Режим доступа: http://www.paranoiamagazine.com/2016/09/soviets-sponsored-doomed-expedition-hollow-earth-kingdom/ (дата обращения: 24.11.2016).

4. Рерих Н. Сердце Азии. Мн.: Изд-во «Университетское», 1991.

5. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Изд-во Агни, 1994.

6. Как пишет Д. Николайду, Китай, Монголия, Япония, Великобритания и СССР «проявляли интерес к невидимому городу» и были «очень заинтересованы в раскапывании подземного царства», а целью советских спецслужб было стремление «получить доступ к передовому оружию» или, в случае провала, «использовать открытие Шамбалы в пропагандистских целях» [3]. Абсурдная мысль Николайду о наличии в легендарной Стране смертоносного оружия, выдает в ней человека, до которого не доходит высокий смысл представлений о Шамбале и далекого даже от исторических фактов. Как известно, в 1945 году США оказались единственной державой в мире, владеющей сверхмощным оружием, а в истории СССР, объявившего беспощадную борьбу с религией и ее проявлениями, никаких следов использования понятия Шамбалы «в пропагандистских целях для укрепления своих позиций в Азии» не зафиксировано.

Утверждение Д. Николайду, что в экспедиции Рерихов участвовал «один из лидеров ЧК, тайной полиции СССР» Глеб Бокий, является прямой ложью [3]. Точный состав Центрально-Азиатской экспедиции на всем ее протяжении хорошо известен благодаря архивным документам, путевым дневникам Рерихов и других ее участников. Для путешествия по Алтаю к Рерихам присоединились их американские сотрудники, супруги З. Лихтман (по второму браку Фосдик), член правления Музея Николая Рериха, и М. Лихтман, вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В столице Монголии в состав экспедиции вошли доктор медицины К.Н. Рябинин, бывший полковник царской армии Н.В. Кордашевский и юные сестры И.М. и Л.М. Богдановы, которые прошли весь дальнейший маршрут до Индии.

7. См., например:

Скородумов С.В., Устименко А.П. Метод «непредвиденных комбинаций» Маркуса Остерридера // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013. С. 970–989. То же: МЦР: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/copyrights/metod.pdf (дата обращения: 24.11.2016). То же анг.: Skorodumov S.V., Ustimenko A.P. Method of «Unexpected Combinations» by Marcus Osterrieder // International Centre of the Roerichs. Режим доступа: http://en.icr.su/protection/reviews/skorodumov.php (дата обращения: 24.11.2016).

Ответ МЦР на клевету о Рерихах в книге Эрнста фон Вальденфельса «Николай Рерих: искусство, власть и оккультизм» // МЦР: сайт. Режим доступа: www.icr.su/rus/protection/reviews/kontrValdenfels.php (дата обращения: 24.11.2016).

Сергеева Т.П. Пароксизмы отживающего мышления // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013. С. 360–379. То же: МЦР: сайт. Режим доступа: www.icr.su/rus/protection/copyrights/paroksizmy.pdf (дата обращения: 24.11.2016).

Старовойтова О.Л. Геростраты с ноутбуком, или заметки на полях книги Эрнста фон Вальденфельса «Николай Рерих: искусство, власть и оккультизм» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 6. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013. С. 946–969. То же: МЦР: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/copyrights/starovoytova.pdf (дата обращения: 24.11.2016)

Эрнст фон Вальденфельс (Ernst von Waldenfels) // МСРО имени С.Н. Рериха (International Council of the Roerich Organizations by name of S.N. Roerich): сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/protection/false/ernst-von-waldenfels/ (дата обращения: 24.11.2016).

8. См., например:

Шапошникова Л.В. Клевета поощряемая // МЦР: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/church/kleveta.pdf (дата обращения: 24.11.2016).

Стеценко А.В. «Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 531–560. То же: МЦР: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl5_11.htm (дата обращения: 24.11.2016).

Стеценко А.В. Некоторые факты разоблачения клеветнических измышлений о причастности Рерихов к деятельности спецслужб (Газета «Содружество». 2001. № 3) // МСРО имени С.Н. Рериха: сайт. Режим доступа: www.roerichs.com/Sodr/N3/11-1.htm (дата обращения: 24.11.2016).

Стеценко А.В. Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Факты и домыслы // В защиту имени и наследия Рерихов: Материалы междунар. науч.-обществ. конф. 2001. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. С. 147–166. То же: МЦР: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/facts_a_fictions/stecenko_cae/index.php (дата обращения: 24.11.2016).

Лавренова О.А. В поисках «Новой Страны» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 594–615. То же: МСРО имени С.Н. Рериха: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Rosov/NewCountry.htm (дата обращения: 24.11.2016).

9. Международный Центр Рерихов. Центр-Музей имени Н.К. Рериха: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/ (дата обращения: 24.11.2016).

International Centre of the Roerichs. Museum named after Nicholas Roerich. Режим доступа: http://en.icr.su/ (дата обращения: 24.11.2016).

Международный Центр Рерихов, ведущая общественная организация по изучению и популяризации художественного и философского наследия Рерихов в России и мире, имеет ассоциированный статус при ДОИ ООН и консультативный статус при ЭКОСОС ООН, является коллективным членом ИКОМ и Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия Europa Nostra, сотрудничает с ЮНЕСКО и другими международными культурными организациями Европы, Америки и Азии. Научной базой МЦР является творческое наследие и архивы семьи Рерихов, переданные из Индии в Россию С.Н. Рерихом. Общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, созданный по инициативе С.Н. Рериха, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников. Ведущая роль в основании и развитии Центра-Музея принадлежит его Генеральному директору Людмиле Васильевне Шапошниковой, доверенному лицу С.Н. Рериха, заслуженному деятелю искусств РФ, академику РАЕН, известному ученому-индологу.

10. Отдел рукописей МЦР: [«Документы Н.К. Рериха и членов его семьи из архива службы внешней разведки»], ф. № 3, д. № 26.

11. Шапошникова Л.В. Николай Рерих – мыслитель или шпион // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 497–502. То же: Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl5_4.htm (дата обращения: 24.11.2016).

Стеценко А.В. Был ли Николай Рерих сотрудником спецслужб? // Интернет-издание «pravda.ru». 06.06.2003. Режим доступа: http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/06-06-2003/31713-shambala-0/ (дата обращения: 24.11.2016).

12. Отдел рукописей МЦР: [«Документы Центрально-Азиатской экспедиции»], ф. 1, оп. 4.

13. [Справка, подготовленная Архивом внешней политики СССР «О встречах Н.К. Рериха с советскими дипломатическими представителями в 1924–1927 гг.»]. Отдел рукописей МЦР: [«Фамильный фонд семьи Рерихов»], ф. 1, оп. 4, д. 74.

14. Рерих Н.К. Алтай–Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.

15. Д. Николайду пишет неправду, что Рерихи покинули США после Маньчжурской экспедиции в 1933 году. На самом деле они остались в Индии по завершении Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году. Кроме того, Д. Николайду не знает, что в Маньчжурской экспедиция Е.И. Рерих не принимала участия, она оставалась в Индии.

16. Знамя Мира. Сб. ст. / Сост. О.Н. Звонарева, Т.О. Книжник, Н.Г. Михайлова. М.: МЦР, 2005.

17. Пакт Рериха. Мир через Культуру // Видеосервис YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S9DfkeuHofM (дата обращения: 24.11.2016).

То же англ.: Roerich Pact. Peace Through Culture. Режим доступа: https://wn.com/roerich_pact (дата обращения: 24.11.2016).

18. Хелин Т. Голос эпохи («New Age Press». Los Angeles. 1948) // Держава Рериха. Сб. ст. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

 

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов