версия для печати | |||
|
2002 год – Международная научно-общественная конференция,
посвященная 100-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха. (7–10 октября)
В президиуме конференции Ю.М. Воронцов, Л.В. Шапошникова,
директор культурного центра имени Дж. Неру Посольства Индии в Москве Сатбир Сингх, Посол Индии в России Кришнан Рагхунатх. 2002 |
Организаторы конференции – Международный Центр Рерихов, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, при поддержке отделения историко-филологических наук Российской академии наук, Российской академии естественных наук, Российского фонда культуры, Международной ассоциации фондов мира, Международной Лиги защиты Культуры, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Федерации космонавтики России, Информационного центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО, Мастер-Банка.
Информационную поддержку конференции осуществляли газеты «Культура», «Правда», «Век», «Подмосковье», радио «Орфей».
В работе конференции приняли участие около 350 представителей из различных регионов России, стран СНГ, а также Беларуси, Болгарии, Германии, Голландии, Индии, Испании, Италии, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Монголии, Польши, США, Украины, Финляндии, Чехии, Эстонии. Среди них 12 академиков и членов-корреспондентов национальных академий наук и профильных академий, более 30 ученых со степенью доктора или кандидата наук.
В рамках конференции была организована выставка «Ю.Н. Рерих – ученый, путешественник и художник». На ней были представлены его юношеские графические и живописные работы, рукописи, фотографии, личные вещи, различные документы из архива МЦР, часть которых составили поступления последних трех лет, переданные в дар Министерством иностранных дел РФ.
Публикаторским отделом МЦР при поддержке Мастер-Банка к юбилейным торжествам были подготовлены следующие издания: сборник статей Ю.Н. Рериха «Буддизм и культурное единство Азии» (перевод с английского), его монография «Тибетская живопись» (второе издание), отмеченная в 2001 г. дипломом конкурса АСКИ «Лучшие книги года», фундаментальный научный труд «История Средней Азии» Т. I, двухтомник «Ю.Н. Рерих. Письма», комплект открыток «Из коллекции Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Графика и живопись Ю.Н. Рериха», биобиблиографический указатель «Юрий Николаевич Рерих», а также сборник «Воспоминания о Ю.Н. Рерихе». По инициативе МЦР выпущен памятный почтовый конверт с портретом ученого.
В дни юбилейных торжеств начала свою работу творческая мастерская молодых ученых при МЦР. Первое занятие творческой мастерской было посвящено теме «Культурная традиция Востока и наследие Рерихов».
Важным событием конференции стало награждение многочисленной группы лиц и организаций медалью «Ю.Н. Рерих», учрежденной МЦР и присуждаемой за большой вклад в науку и бескорыстное служение культуре. Среди удостоенных медали – Генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения, академик Ш. Бира (Монголия), заместитель Генерального секретаря ООН, президент МЦР Ю.М. Воронцов, директор Информационного центра ООН в Москве А.С. Горелик, генеральный директор Международного гуманитарного фонда «Знание» И.В. Диваков, директор Краеведческого музея им. Миклухо-Маклая г. Окуловки Т.М. Иванова, президент Международной ассоциации фондов мира А.Е. Карпов, президент Российской федерации космонавтики В.В. Коваленок, художник и преподаватель В.А. Козар (г. Киев), журналист А.Н. Королева (г. Москва), старший библиограф ИВ РАН С.Д. Милибанд, зав. отделом археологии и этнографии НАН Кыргызстана И.Б. Молдобаев, советник президента Международной ассоциации фондов мира С.Е. Петелин, директор Московского бюро ЮНЕСКО В. Ройтер, президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского В.П. Сенкевич, директор ХакНИИЯЛИ В.Н. Тугужекова (г. Абакан), сотрудник Института востоковедения АН Чехии Л. Халоупкова (г. Прага), заведующий Мемориальным кабинетом Ю.Н. Рериха ИВ РАН Ю.Я. Цыганков, действительный член Российской академии наук, член президиума Российской экологической академии Ф.Т. Яншина, председатель Правительства Москвы, Мэр Москвы Ю.М. Лужков.
Конференцию лично приветствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол республики Индия в России г-н Кришнан Рагхунатх, который в своей речи высоко оценил значение деятельности Юрия Николаевича и всей семьи Рерихов не только для Индии и России, но и для всего мира, а также рассказал о той поддержке, которую оказывает правительство Индии в деле сохранения наследия семьи Рерихов.
С приветствиями участникам конференции выступили также президент Международной ассоциации фондов мира А.Е. Карпов, президент РАЕН О.Л. Кузнецов, директор Арт-комплекса Карнатака Читракала Паришад (Индия) Нанджунда Рао.
В адрес конференции поступили приветствия от российских и зарубежных государственных и общественных организаций, в том числе от Р.М. Валеева, первого заместителя министра культуры Республики Татарстан; Н.Н. Губенко, председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Г. Гавела, президента Международного института объединения мировых федералистов «Мировая спираль»; А.М. Кадакина, Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Индии; К.Ф. Фролова, президента МГФ «Знание», академика РАН, директора Института машиноведения РАН им. А.А. Благонравова.
Юбилейная международная научно-общественная конференция «100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха» продемонстрировала высокий научный уровень докладов и сообщений и собрала представительный состав ученых, специализирующихся в области индологии, буддологии, монголоведения, тибетологии, тюркологии, китаистики, истории, этнологии, археологии, филологии, географии, искусствоведения, культурологии, философии, психологии. Среди них были и прямые ученики Ю.Н. Рериха.
Выдержки из докладов
Л.В. Шапошникова
первый вице-президент Международного Центра Рерихов,
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,
академик РАЕН и РАКЦ
(Москва)
<...> Сегодня мы открываем юбилейные торжества, посвященные столетию со дня рождения одного из крупнейших востоковедов мира, путешественника, мыслителя – Юрия Николаевича Рериха.
Так случилось, что самая первая наша конференция состоялась в 1992 году и, естественно, проходила под знаком девяностолетия со дня рождения Ю.Н. Рериха. Эти две важные вехи наводят на мысль посмотреть, какой же путь за это время прошел Международный Центр Рерихов. В 1992 году мы отмечали эту знаменательную дату в музее Ленина в Ленинских Горках, потому что у нас не было своего помещения. Здесь, на месте здания, в котором вы сейчас сидите, были руины, которые не годились не только для проведения конференций, но и для работы вообще. К своей первой конференции мы смогли подготовить единственную публикацию – книгу Ю.Н. Рериха «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», потому что архивные материалы еще не были обработаны; наш публикаторский отдел только становился на ноги. Сейчас, как вы видите, картина у нас изменилась: открылся музей в отреставрированном здании; мы заседаем с вами в собственном помещении, куда смогли пригласить большое количество народа – много больше, чем на первую конференцию. К этому юбилею мы выпустили уже семь изданий, в том числе двухтомник «Ю.Н. Рерих. Письма», которые публикуются впервые. <…>
Он был мужественным человеком. И хотя Юрий Николаевич стал востоковедом, он, как вы сами могли убедиться по выставленным здесь его картинам и зарисовкам, вполне мог стать художником. Но не многим известно, что у него было еще и призвание к военному делу. <…>
Юрий Николаевич смог приехать сюда в 1957 году, когда в стране произошли определенные изменения, которые мы называем «хрущевской оттепелью». Его пригласил Н.С. Хрущев, которого Юрий Николаевич встретил на выставке своего отца в Дели. Он приехал сюда, получил советское гражданство и стал работать в Институте востоковедения, возглавив очень сложный сектор философии и истории религии Индии. За тот короткий срок, что был отпущен ему до его кончины в 1960 году, он успел сделать невероятно много. Он возродил традиции отечественной буддологии и тибетологии, сумел добиться возобновления «Библиотеки Буддика», впервые в стране ввел преподавание ведийского языка и т.д. И все это несмотря на то, что атмосфера, в которой он работал, была очень тяжелой. Мы давно говорим о том, что у нас была разгромлена такая наука, как генетика. Но до сих пор мало кто знает, что по части разрушения и уничтожения кадров настоящих специалистов на первом месте было востоковедение. Дело в том, что значительная часть специалистов по культуре Востока была или арестована, или расстреляна. И к моменту приезда Юрия Николаевича это было уже не востоковедение, а, скорее, политология. В основном занимались новейшей историей той или иной страны, но культуры как таковой и специализации по культуре не было. И Юрий Николаевич создал эту школу, вокруг него образовался круг учеников, которые продолжили его дело. Но все это стоило ему неимоверных усилий. Потому что здесь произошло столкновение настоящего, фундаментального востоковедения, базирующегося на энциклопедических знаниях, с теми, кто занимался какими-то своими узкими проблемами и потому не мог воспринимать Юрия Николаевича. Они называли его «буржуазным ученым». В международном отделе ЦК партии к нему тоже относились отрицательно, поддерживали этот миф о так называемом буржуазном ученом и во многом мешали ему работать. <…>
Открывая нынешнюю конференцию, я надеюсь, что она пройдет успешно, на должном уровне. Ибо человек, чью память мы сегодня чтим, был достоин многого и со временем дань его памяти будет только возрастать.
Г.М. Бонгард-Левин
академик РАН
(Москва)
Он прошел через всю мою жизнь…
<...> Все вы, конечно, знаете, что Юрий Николаевич всегда хотел вернуться на Родину, за которую в годы Великой Отечественной войны готов был сражаться на фронте. Неоднократно он пытался вернуться в Россию, но удалось это только в 1957 году, во времена «хрущевской оттепели». В Институте востоковедения, где он возглавил сектор, Юрий Николаевич, будучи уже далеко не молодым человеком, развернул просто титаническую работу по восстановлению тибетологических, монголоведческих, санскритских и уйгурских исследований в России. За неполных три года он успел сделать невероятно много, с полной самоотдачей относясь ко всему, за что брался, а ведь работать в условиях новой России ему было исключительно трудно. Он никак не мог понять того партийно-бюрократического типа отношений, который царил и в институте, и в других инстанциях. <…>
Хотя бы раз в году я стараюсь побывать в дорогой моему сердцу квартире Юрия Николаевича, которая содержит еще рукописи, книги, картины, дух Юрия Николаевича. Но атмосфера, которая там сейчас царит, производит очень тяжелое впечатление. И наш общий и мой личный долг перед Юрием Николаевичем в том, чтобы его квартира, где висят картины его отца и брата, где хранятся его книги, стала, наконец, достоянием России, открытым для всех мемориальным музеем-квартирой.
А.В. Федотов
доктор исторических наук, профессор Софийского университета
«Святой Климент Орхидски»
(Болгария)
Добуддийский Тибет в работе Ю.Н. Рериха «Звериный стиль у кочевников Тибета»
<...> Перу Ю.Н. Рериха принадлежит множество трудов в области индологии, тибетологии и монголоведения. Он в равной степени блестяще изучил этнографию, религию, историю, литературу и языки Востока, при этом большинство его научных разработок были по своему характеру новаторскими. Их глубина, научная достоверность и строгая логика объясняют их феноменальную актуальность и по сей день. Во многом Ю.Н. Рерих был первооткрывателем, и в наибольшей степени это утверждение относится к его трудам по тибетологии.
Доскональному изучению тибетской истории, этнографии, литературы, языков и наречий, религий, и в частности буддизма способствовали экспедиции в малоизученные районы Тибета, общение с представителями различных тибетских племен и, конечно же, собранная им коллекция ценных материалов, послужившая основой для многих написанных им впоследствии научных трудов. Итоги Трансгималайской экспедиции, предпринятой вместе с отцом, Ю.Н. Рерих подвел в книге «По тропам Срединной Азии» («Trails to Inmost Asia»), которая впервые вышла в свет на английском языке в 1931 году в Америке. Особое место в этой книге уделяется Северному и Северо-Восточному Тибету – совершенно неисследованным или малоисследованным областям Тибетского нагорья. За год до этого в Праге на английском языке была издана монография «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», в которой ученый сравнивает и анализирует многочисленные памятники материальной культуры региона и на основании этого описывает и характеризует древнюю культуру кочевников Северного и Северо-Восточного Тибета. Ю.Н. Рерих был одним из первых, если не самым первым, кто указал на близость этой культуры с культурным миром народов Срединной, или Центральной, Азии. Более того, эти работы Ю.Н. Рериха стимулировали появление целого направления в современном востоковедении, а именно – глобального изучения древнего прошлого бескрайних просторов Центральной Азии, сопоставления памятников материальной и духовной культуры населявших их многочисленных племен и народов, и, наконец, научного сравнения этой мегакультуры с культурными характеристиками древних иранских народов. <...>
Тсеринг Дордже
буддолог,
(Лахул-Спити, Индия)
Исследования д-ром Юрием Рерихом тибетских диалектов Лахула и обряда разбивания камня
<...> Исследования д-ра Юрия Рериха, касающиеся старинных песен (на тибетском диалекте Лахула), можно считать первопроходческими. Собираясь вместе во время социально-религиозных действ, лахульцы предавались пению этих песен, восхваляя своих богов, горных духов, природные стихии и имевших особое значение животных, а также предков и жителей своей страны. Эти песни считались очень важными и благословенными. Обычай исполнения этих песен, который сложился в племенах Лахула с давних времен, можно сравнить с исполнением церковных гимнов. Д-р Юрий Рерих с глубоким интересом изучал социально-культурную и религиозную жизнь обитателей Лахула и Спити (в настоящее время относящихся к штату Химачал Прадеш). Помимо других многочисленных видов деятельности во время своего пребывания в Лахуле Юрий Рерих наблюдал и описывал зрелищное религиозное действо – обряд Разбивания камня, который совершает группа странствующих лам, известных как бучены из долины Пин в Спити. Это популярное религиозное представление тибетского происхождения. Считается, что исполнители этого обряда достигли сиддхи, или обрели сверхъестественные способности, и к ним относятся с особым почитанием. <…>
А.П. Гнатюк-Данильчук
доктор филологических наук,
профессор кафедры восточных языков при МИД РФ
(Москва)
Некоторые заметки об индологических работах Ю.Н. Рериха
<…> А теперь позвольте перейти непосредственно к теме моего небольшого выступления. Оно основано на статье «Индология в России», которую Юрий Николаевич Рерих опубликовал в 1945 году в одном индийском научном журнале. В этой небольшой статье он сумел отразить всю историю культурных и любых других связей России с Индией, начиная еще с периода, предшествующего знаменитому путешествию тверского купца Афанасия Никитина (XV в.). И главное, он расставил правильные акценты. Многие, и я в том числе, полагали тогда и, возможно, еще полагают, что научные интересы Юрия Николаевича были сосредоточены главным образом в области тибетского языка, тибетологии и буддизма, но, как оказалось, его знания были не менее велики и глубоки и в сфере непосредственно индологии.
По моему мнению, она не только не утратила своего значения, но является опорой подлинной истории развития нашей индологии. <…>
В своей статье Ю.Н. Рерих отмечает, что российско-индийские отношения существовали с незапамятных времен, но «Ранний период индийско-русских культурных отношений остается скрытым непроницаемой завесой. Наши сведения крайне скудны, а по некоторым периодам и вовсе отсутствуют» (до XVII в. – А.Г.)
Шашибала
доктор философии, Институт Национального музея,
Международная академия индийской культуры
(Индия)
Изучение Шамбалы и Калачакры Николаем и Юрием Рерихами – как символ индийско-российской дружбы
<...> Калачакра принадлежит к Ануттара-йога-тантре, высшей из четырех тантрических систем. Она тесно переплетается с образом царства Шамбала, откуда система Калачакры была принесена в Индию во второй половине Х столетия. Помимо нескольких работ, включенных в тибетский канон Каджур и собрание комментариев Танджур, комментарии и сокращенные версии Калачакра-мула-тантры приписываются двадцати пяти царям Шамбалы. <...>
Многие религиозные тексты были утрачены, но, к счастью, значительное число их до сих пор распространено в Тибете. Ни один из них не был переведен. Юрий Рерих считал, что эти тексты ждут ученого, который смог бы взять на себя задачу проникнуть в святая святых северного буддизма. <…>
Согласно д-ру Юрию Рериху, эта обширная литература имеет первостепенное значение для изучения центральноазиатского буддизма. Для надлежащего понимания буддизма существенно знание тантрической терминологии индийской астрономической и астрологической системы. Поэтому в монастырях были факультеты, где изучали астрономию, астрологию и санскрит.
Юрий Рерих проник в тонкости этой системы, ее абстракции и символы. Он пытался сопоставить это учение с другими древними системами. Учения, вошедшие в корпус текстов Калачакра-тантры, считаются содержащими самую глубокую мудрость тибетского буддизма. <...>
Е.П. Маточкин
кандидат искусствоведения, профессор Международной славянской академии
(Новосибирск)
Юрий Николаевич Рерих и наследие Алтая
Юрий Николаевич Рерих – крупный ученый-востоковед, труды которого имеют отношение и к странам Азии, и к России, поскольку ее территория за Уральским хребтом – это тоже Восток, а Горный Алтай – это уже Срединная Азия. Именно эта родина кочевников с ее богатой историей и культурой была особенно близка Юрию Николаевичу как исследователю. И потому мы с полным основанием можем считать его не только монголоведом или тибетологом, но также и алтаистом, тем более что в 1926 году маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов пролегал по Сибири и Алтаю. <...>
В последние годы изучение пазырыкской проблематики вышло на новый уровень интерпретации артефактов благодаря интеграции с естественными и точными науками. В рамках международной программы «Пазырык» специалисты Института археологии и этнографии СО РАН на плоскогорье Укок в течение пяти лет исследовали целый ряд «замерзших» курганов с погребениями представителей среднего слоя и рядовых членов пазырыкского общества. <...>
Открытие Юрием Николаевичем в Тибете бронзовых предметов, выполненных в канонах «звериной» орнаментики, продвинули границу бытования «звериного стиля» далеко на юго-восток. Экспедиции удалось обнаружить немало предметов с изображениями «фантастических животных, переходящих в чистый орнамент. Все эти находки убедительно свидетельствуют о древней связи кочевого Тибета с великим кочевым искусством Центральной Азии». <...>
Все это говорит о том, что к языческим верованиям и менталитету коренных народов Сибири с их необычайно древней и богатой культурой следует относиться с должным уважением и вниманием. Именно об этом предупреждал в свое время Юрий Николаевич Рерих, проницательно отмечая, что в наши дни возрождается народное творчество, иногда в виде пророчеств, легенд или напутствий. «Не следует недооценивать значения этой разбуженной силы, таящейся в юртах кочевников…». <...>
А.В. Скиба
аспирант археологии НАН Украины,
(Киев)
Великое переселение народов в свете научных исследований Ю.Н. Рериха
(культурно-исторический аспект)
<...> Тема больших этно-исторических миграций занимает центральное место в научных исследованиях Ю.Н.Рериха, выдающегося ориенталиста, одного из основоположников номадистики. Проблематике Великого переселения народов Ю.Н. Рерих посвятил такие работы, как «Звериный стиль у кочевых племен Северного Тибета», «Тохарская проблема», «Память о тохарах в Тибете», «Монголия. Путь завоевателей», все еще не опубликованная «История Средней Азии» и др. По праву концептуальной можно назвать одну из наиболее ранних работ Юрия Рериха – «Расцвет ориентализма». Большой фактический материал содержится в экспедиционном дневнике «По тропам Срединной Азии». <…> «Звериный стиль» как явление искусства выходит далеко за пределы одного хронологического периода. Наряду с эпохой первого тысячелетия до н.э. мы видим широкое его распространение в начале раннего средневековья, как у кочевых, так и у оседлых народов на огромном пространстве от Центральной Азии до Скандинавии. <…> Широкое распространение «звериного стиля», его связь с богатыми культурными выражениями разных эпох позволяют рассматривать его как синтетическое выявление культуры.
|
||
|