Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2003 г.

2003 год – Международная научно-общественная конференция
«Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века»
(Пленарное заседание 9-11 октября)

Президент Международного Центра Рерихов Ю.М. Воронцов
открывает конференцию «Космическое мировоззрение –
новое мышление ХХI века». 2003

С 9 по 11октября 2003 года в Москве в Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялось заключительное пленарное заседание Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века».

Организаторы конференции – Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Российская академия естественных наук, Российская академия образования, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, при поддержке Федерации космонавтики России, Международной ассоциации фондов мира, Института истории естествознания и техники РАН, Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Международной Лиги защиты Культуры, Российского фонда культуры, Современного гуманитарного университета, Российского авиационно-космического агентства.

Информационную поддержку конференции осуществляли: «Российская газета», «Новая газета», газеты «Правда», «Губерния», «Коммерсантъ», «Культура», «Российская федерация сегодня», «Российские вести», журналы «Новости космонавтики», «Земля и Вселенная», «Наука и религия», «Смена», «Природа и человек», «Культура и время».

С приветствием к участникам конференции обратились:

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Госдумы РФ М.Е. Николаев, В.С. Савчук – с приветствием от заместителя Председателя Госдумы РФ Г.В. Бооса, директор Информационного Центра ООН в Москве А.С. Горелик, вице-президент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Б.Н. Кантемиров, первый вице-президент Федерации космонавтики России летчик-космонавт И.П. Волк, академик РАО Ш.А. Амонашвили.

В адрес конференции поступили приветствия от директора Московского бюро ЮНЕСКО Филиппа Кео; Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Республике Индия А.М. Кадакина; депутата Госдумы РФ, председателя Торгово-промышленной палаты РФ академика РАН Е.М. Примакова; президента Горбачев-Фонда М.С. Горбачева; вице-президента Национальной академии наук Кыргызской Республики академика В.М. Плоских; ректора Кыргызско-Российского Славянского университета В.И. Нифадьева; президента Общества «Мировая спираль» Г. Гавела (Германия); президента Федерации космонавтики России В.В. Коваленка и других высоких лиц и организаций.

В рамках культурной программы конференции в залах Музея имени Н.К. Рериха экспонировалась выставка «Неземные миры земных художников», на которой было представлено 26 художников-космистов. Научная библиотека МЦР организовала выставки «У истоков космического мировоззрения» и «Мыслители планетарного масштаба». Демонстрировались документальные фильмы о В.И. Вернадском и Г. Сковороде.

Пленарному заседанию конференции предшествовала работа восьми секций, состоявшихся в апреле-октябре 2003 года и осветивших очень широкий спектр научных направлений, отражающих развитие космического мировоззрения во многих областях знаний. Ученые, философы, космонавты, педагоги собирались для обсуждения этих актуальных проблем на секциях:

Секция 1. «Космизм в философии XX–XXI веков».

Секция 2. «Историко-научные основы формирования космического мировоззрения».

Секция 3. «Идеи космизма в педагогике и образовании».

Секция 4. «Космическое мироощущение и религиозный опыт».

Секция 5. «Космонавтика XXI века: безопасность и устойчивое развитие. Космос, человек, общество».

Секция 6. «Наука и новая система познания».

Секция 7. «Космическое мироощущение в искусстве».

Секция 8. «Космическое мировоззрение: прошлое, настоящее, будущее» (секция молодых ученых).

В этом широкомасштабном обсуждении проблем космизма приняли участие ученые самых высоких рангов, специалисты из самых различных областей науки. В работе секций и пленарном заседании приняли участие свыше 900 человек. В их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. Было прочитано 125 докладов, в том числе на пленарном заседании 20 докладов. Наряду с российскими учеными были представлены ученые из стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Ливана и Финляндии.

Конференция показала, что современные ученые разных специальностей успешно работают в направлении, задаваемом космическим мировоззрением.

Впервые столь представительный научный форум отметил актуальность Живой Этики как новой теории познания. В этой философской системе раскрывается новая картина мироздания, содержатся сведения о Великих законах Космоса, о космической эволюции человечества, о роли человека в глобальных и вселенских процессах. Представители самых разных областей науки согласились с тем, что философия космической реальности Живая Этика как новая теория познания нового космического мышления должна быть введена в научный оборот.


Выдержки из докладов

Л.В. Шапошникова
первый вице-президент Международного Центра Рерихов,
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, академик РАЕН и РАКЦ
Москва

Космическое мышление и новая система познания

<...> В пространстве и времени XIX–XX вв. сформировались и получили относительное завершение два главных направления в познании: научное и вненаучное. Под научным имеется в виду прежде всего эмпирическая материалистическая наука и ее экспериментальный способ познания. Так называемое вненаучное направление объединяет самые разные способы познания, но имеющие общие принципиальные особенности. Вненаучный способ познания формировался в течение ряда тысячелетий и развивался через человека, через его внутренний мир. Иными словами, этот способ существовал в духовном пространстве, границы которого много обширнее, чем те, которые имела эмпирическая наука, действовавшая в трехмерном поле плотной материи. Природа духовного пространства определила и особенности этого способа познания, основным методом которого было умозрение, или умозрительное действие. Научный же способ познания был всегда ограничен экспериментом. И хотя тот и другой способ имели общий источник возникновения и взаимодополняли друг друга, наука не брала в расчет вненаучный способ познания <…>.

<...> До сих пор в нашем образованном и грамотном мире вненаучный способ познания характеризуется такими определениями, как эзотерика, оккультизм, мистика и прочее. Ни одно из этих названий не дает ясного представления о самих знаниях и путях их получения, а, скорее, способствует различного рода непониманию и мифам. Если отбросить эти архаические термины и понятие «наука» взять в качестве основного, то такую систему познания можно было бы назвать сверхнаукой, или метанаукой. Этот метанаучный способ познания весь пронизан космизмом. <...>

Идущая из глубины веков метанаучная система познания сохранила свои накопления в основном на Востоке, наиболее древней в культурном отношении части нашей планеты, и укрепилась затем и на Западе. Она не имела отношения к эксперименту как таковому, а пользовалась свидетельством или информацией, шедшей через духовный мир человека из пространства инобытия, или, другими словами, из пространства материи иных состояний и измерений. Информация эта обладала одним важным качеством – она намного опережала сведения, полученные в результате эксперимента, и во многих случаях имела профетический, или пророческий, характер. <…>

Духовная революция XX века, в пространстве которой формировалось новое мышление космического мироощущения, несла в себе тенденцию к синтезу научного и вненаучного способов познания. Наиболее яркое выражение эта тенденция получила в трудах философов Серебряного века, тесно связанных с проблемами культурно-духовной эволюции человека. <…>

Научный взрыв 20-х годов XX века в значительной степени способствовал развитию такого процесса. Естественные науки, и в первую очередь физика, методологически оказались в критическом положении. Материя, в заданных обстоятельствах эксперимента, начинала вести себя непредсказуемым образом. Неделимое становилось делимым, в невидимых пространствах обнаруживалась бурная энергетическая деятельность, на «чистые» эксперименты в атомной физике стала влиять тонкая энергетика самого экспериментатора, в материи появились какие-то «нематериальные» структуры и частицы. <...> Накопления вненаучных областей человеческого знания вновь оказались востребованы. <…>

Ученые обратили внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса, о фундаментальном единстве макро- и микрокосма. Эти мысли находили подтверждение в научных открытиях. Особенно много для осмысления новых открытий дала умозрительная философия Востока. Новое космическое мироощущение вводило в науку категорию духа, приближало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования такой материи. <…>

Новое мышление, которое начало развиваться в XX веке в пространстве Духовной революции в России, явилось более серьезным и глубоким процессом, нежели мы себе это можем представить. Думаю, не ошибусь, если скажу, что происходит смена одного вида мышления другим. Этот процесс носит несомненно эволюционный характер. Мы оказались свидетелями событий космического масштаба, во всей их грандиозности и роковых столкновениях, суть которых нами еще до сих пор не осознана. <…>

Мнение о том, что космизм есть только часть научного мышления, в самой своей сути неверно. Космизм, или космическое мышление, много шире по своим концепциям современного научного мышления. Нам предстоит еще осознать, что последнее лишь часть уже формирующегося нового мышления, из которой в будущее перейдут ее лучшие познавательные элементы. Думать, что новое космическое мышление наступит сегодня или завтра, значит не уметь ориентироваться во времени процесса. Завершающий период формирования нового мышления может занять не менее двух веков, а возможно, и больше. <…>

В результате уже в начале XX века в сфере космического мышления сформировались его основные идеи:

1. Новое космическое мышление требует иной системы познания и иных методологических основ, нежели те, которые существуют в современных теориях познания. Осмысление и становление новой системы есть крайняя необходимость для дальнейшего развития космического мышления.

2. Космос рассматривается в новом мышлении не только как астрономическое понятие, а во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи.

3. Целостный подход к изучению Мироздания необходим для его правильного осмысления.

4. Взаимосвязь между космическими процессами и бытием человека должна учитываться при исследовании человека и Космоса.

5. Влияние на человека и земные процессы материи более высокого состояния следует рассматривать как причинные явления.

6. Макро- и микрокосм – едины.

7. Человек – часть Космоса, несущая в себе этот Космос.

8. Дух – одно из важнейших явлений, связывающих внутренний мир человека с глубинным Космосом.

9. Человек является субъектом и сотрудником космических сил, что нашло свое отражение в теории теургии В.С. Соловьева и во введенном им понятии богочеловека.

10. Космическое мышление – это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека.

11. Новая система познания, соответствующая новому мышлению, представляет собой синтез основных способов познания, научных и метанаучных, который приведет к восстановлению, на более высоком уровне, связи с Высшим.

12. Такая система познания будет теснейшим образом связана с нравственными и этическими моментами.

13. Космическое мышление содержит новый подход к исследованию проблем человека как космической структуры, в которой явление сознания составляет важнейшую эволюционную направленность. <…>

Охватывая широчайший диапазон космических процессов, Живая Этика способствует такому пониманию человеком событий, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной», по словам Н.К. Рериха. Осмысливая место человека в системе космической эволюции, создатели Живой Этики утверждают, что «человек является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил», что он есть «часть Космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи». <…>

Нижеследующие методологические положения Живой Этики дают нам возможность понять то новое, что она внесла в философскую мысль XX века, и те подходы к Космической эволюции человечества, которые становятся неотъемлемой частью концепции нового мышления.

1. Мироздание является целостной энергетической системой, состоящей из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. <…>

2. Эти процессы обусловливают существование и развитие самых разных состояний материи с различными измерениями, которые и образуют множественность миров в Космосе.

3. Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы.

4. Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в этом человеке. <…>

5. Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких ее измерений. <…>

6. Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели мироздания, которую мы находим в системе познания Живой Этики. Расширение сознания ведет к новым научным парадигмам, к открытиям и снятию противоречий на определенных ступенях познания. <…>

7. Расширение сознания обусловливает и эволюционный процесс, идущий на энергетической дистанции «объект – субъект». Путь от объекта к субъекту эволюции – это путь совершенствования человека, включение его в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна эволюция ни Космоса, ни человечества. Все вышесказанное дает основание утверждать, что Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества, таких, как наука, философия, религиозный опыт, искусство. <…>

8. С процессом расширения сознания и проблемой «объект-субъект» тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики – «Учитель – ученик». <…>

Все вышесказанное дает основание утверждать, что Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления.


С.П. Курдюмов
член-корреспондент РАН,
Институт прикладной математики АН РФ
Москва

Новые тенденции в научном мировоззрении

В наше время не случаен интерес к исследованию законов эволюции сложных систем. Подобные разработки ведутся в разных странах мира, в крупных институтах, большое количество работ уже опубликовано в Интернете. Эти работы, в которых поднимаются самые разные вопросы, связаны с обеспокоенностью судьбами мира не только одних ученых. Куда идет человечество на данной стадии развития? Каковы надвигающиеся кризисы и как их преодолеть? Какова будет следующая, посткризисная ступень развития?

На эти вопросы ученые пытаются ответить с позиций новой термодинамики — науки, которая прогнозирует течение процессов в открытых системах. То есть на определенном промежутке времени оказывается возможным прогнозировать будущее. Такой прогноз философы называют опережающим отражением. Так построена вся жизнь – всегда имеется возможность на примитивном или сложном уровне прогнозировать, следующий шаг.

Современная наука говорит о том, что мертвой природы не существует. Элемент «духовности», элемент прогноза, элемент памяти есть в каждом элементе мира. Это один из постулатов новых наук: термодинамики, синергетики, нелинейной динамики, теории сложных систем. Цель этих наук – попытаться найти закономерности развития на основе научного прогноза, а не методом проб и ошибок. Идея множественности – одна из главных идей этого направления. Существует не единственный путь в будущее, а много вариантов развития, множество форм приспособления к быстро меняющейся среде. Необходимо конструктивно искать эти формы приспособления, эти пути. <…>

При этом играют роль не закономерности типа законов Ньютона, к которым мы привыкли, а случайности; имеет значение направленное, даже очень слабое воздействие — мысль отдельного человека, написанная им книга, его слово или выступление. В стабильном состоянии, когда процесс установился, изменить его направленность очень сложно, практичеки невозможно. А в условиях неустойчивости системы малое воздействие может приводить к катастрофическим результатам, дальнейшим цепным реакциям, которые развиваются по своим законами приводят в действие мощные энергии. Это нужно предусматривать.

В китайской философии есть очень красивый образ: орел, летящий над долиной, испещренной множеством дорог. Но в нужном направлении можно двигаться по разным дорогам. Задача ученых – подобно орлу, обозреть все разнообразие путей эволюции, по крайней мере основных, магистральных направлений. Они могут переплетаться, расходиться – в этом и заключается сложность выбора пути: необходимо увидеть, какой из этого множества путей приведет к поставленной цели.

Новая термодинамика на основе математических расчетов определяет направление предполагаемого развития. <…>

Еще один закон синергетики, который должно учитывать человечество, – закон самоорганизации сложных систем. Например, на Солнце существуют конвективные ячейки, или гранулы, имеющие определенную форму. На Земле возникающая при определенных условиях форма имеет вид шестигранных ячеек. Можно объяснить это и построить теорию, чтобы показать, что в природе в определенных нелинейных средах, например, в солнечной плазме, есть условия для возникновения самоорганизации, имеющей такие же формы, как и самоорганизация по Платону.  Учитывать законы самоорганизации среды и органично в нее вписываться — значит следовать законам Дао. Поскольку в природе существует закон устойчивости, ученые должны знать, какие формы будут устойчивы, например, при выведении путем скрещивания новых видов животных или растений. В обществе тоже есть свои моральные законы, которые необходимо учитывать в научном поиске. К религиозным запретам, обеспечивающим устойчивость общества, человечество с чудовищными потерями давно пришло опытным путем. Табу религиозные и этические должны быть научно, математически обоснованы, чтобы обходиться без подобных потерь. <…>

И, как особенность современного развития, возникла новая наука – термодинамика режимов с обострением. Как мы проходим этот кризис? Что будет после него? Как просчитать модели развития человечества? Среди большого количества процессов надо выделить только те, у которых наиболее высокая скорость. В целом система может так развиваться, если согласовано развитие ее параметров, установлен консенсус между подсистемами, развивающимися с разными скоростями. При этом существенны быстрые процессы, они определяют развитие, и по ним создается модель. <...>

Общий результат таков: <…> вначале увеличение доли хаоса, а затем создание нового мировидения, новой культуры, новых социальных структур – ноосферной философии.


А.Г. Назаров
доктор биологических наук, академик РАЕН,
Экологический центр Института теории естествознания
и техники имени С.И. Вавилова РАН
Москва

Что такое космизм в идее ноосферы

Космизм – это первое, главное и необходимое условие самой идеи ноосферы и, конечно, идеи биосферы. Вернадский говорил о том, что эта оболочка Земли - космоземная оболочка, то есть она генетически связана с Космосом. В одной из своих ранних работ он провел совершенно замечательное сравнение: если бы вообще не было Жизни, связанной с Космосом, все пришло бы в равновесие согласно второму закону термодинамики - и все процессы на Земле прекратились бы. Космос и воздействие космических излучений, особенно солнечного, и наличие такого трансформатора энергии, каким явилась совокупность всех живых существ, определяет космический характер биосферы и затем ноосферы. <…>

Вернадский считал, что мысль имеет материально-энергетическую природу. Он писал также о том, что мысль – это не только и не столько материально-энергетическое проявление, это еще и что-то другое. <…> Мысль – это тот спусковой крючок, который иногда мгновенно меняет судьбы народов. Возможно, эти размышления были провозвестниками современного понятия информации.

Современный анализ проблемы ноосферного сознания позволяет сказать, что все-таки это сознание иного порядка, иного качества. В это понятие Вернадский совершенно сознательно включил космические истоки морали. Он писал, что должна быть новая мораль, соответствующая этим истокам. <…>

Изучение творчества Вернадского показало, что оно очень созвучно творчеству Рериха, в наследии этих мыслителей очень много схожих идей. Более того, Рерих ответил самостоятельно на некоторые поставленные Вернадским вопросы, и эти ответы имеют ноосферное звучание. Их драгоценную россыпь можно отыскать в Живой Этике. Здесь сливаются воедино научное предвидение ноосферной реальности и отвечающая ей должная духовная сущность ноосферного человечества.


Ф.Т. Яншина
академик, ведущий научный сотрудник института геохимии
и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН
Москва

В.И. Вернадский о философии и ее значении в развитии науки

<...> В.И. Вернадский – создатель новых научных дисциплин и направлений: генетической минералогии, геохимии, радиогеологии, биогеохимии, космохимии, метеоритики, учения о природных водах, биосфере и ноосфере; он - крупнейший организатор науки и ее историк, самобытный философ и мыслитель, который, по словам Л.С. Берга, «в своем лице представляет всю Академию». История науки не знает ни одного ученого, о котором такие слова были бы сказаны при его жизни. Во всех этих областях знания В.И. Вернадский оставил ярчайший след. <…>

Вместе с тем диапазон философских интересов в научном творчестве В.И. Вернадского был чрезвычайно широк, и интерес к философии сопровождал ученого всю его жизнь. Прекрасно зная древние языки еще с гимназических лет, он мог в подлиннике читать Платона и других греческих философов. Позднее он изучал труды философов Средневековья и эпохи Возрождения, а также Нового времени. Современную ему философию он также хорошо знал благодаря личному знакомству со многими философами. Его интересовали философские системы не только европейские, но и древней и средневековой Индии и Китая.

<…> рукопись «Научная мысль как планетное явление» – это вершина философского творчества В.И. Вернадского, подводящая итог его раздумьям о судьбах научного познания, о взаимоотношении науки и философии, о будущем человечества. Кратко ее можно охарактеризовать как «незаконченный, но впечатляющий синтез идей, развивавшихся ученым в последний период его жизни». Следует признать, что это первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. <...>

Его труды продвинули далеко вперед  многие разделы естествознания. В своих научных исследованиях он стремился пройти дальше достигнутого другими, расширить границы познанного и отказывался от традиционных парадигм. Именно поэтому современники не всегда понимали его, а нам он становится понятнее и ближе с течением времени. Так было, например, с его учением о биосфере и ноосфере. Отсюда же глубина и достоверность его научных прогнозов. <...>


Л.В. Голованов
доктор философских наук,
профессор Российской академии государственной службы,
Москва

Диалектика духа в век Космоса

<...> Пронизанность Космосом, опытом практической космической деятельности и обогащенными им новыми представлениями о мире в целом (бесконечном целом) и связях с ним Земли стала играть решающую роль в мировоззрении, а также во всех сферах общественного сознания, в теоретических философских концепциях и политологии. В международной юриспруденции возникла даже специфическая отрасль - космическое право. <...>

В свете творческого наследия К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, творческих успехов их последователей и продолжателей очевидно, что судьбы Космоса и нашей планеты неразделимы. Не будет преувеличением, если мы скажем, что на переломе столетий в качестве доминанты материалистически понимаемого духа как идеального феномена культуры сложно организованного общечеловеческого сознания стал утверждаться космизм. Успехи космонавтики ознаменовали становление нового качества в познании и практике. Можно не сомневаться, что всеобщий дух человечества все более будет «пропитываться» космизмом. <...>

В свете сказанного не может не вызывать, мягко говоря, удивления определение космизма как «психологического феномена» в только что вышедшем фундаментальном научном издании «Глобалистика: Энциклопедия».


Г.Н. Фурсей
академик РАЕН, вице-президент РАЕН
Санкт-Петербург

Свобода воли, ответственность и устойчивое развитие

<...> Чтобы реализовать свое предназначение в создании высокого качества жизни, человеку необходимо принять – осознанно и с радостью – один важнейший постулат: непрерывное, постоянное сопротивление эгоцентризму. Н.Н. Неплюев определил высшее качество жизни как ответственность, базирующуюся на дисциплине любви, осмысленном и радостном отношении к бытию – жизни, природе в целом и Высшему началу.

Эта идея и раскрытие сакрального смысла Любви, как главного и единственного пути к Храму, неоднократно обсуждались крупнейшими философами: Бердяевым, Вивеканандой, Соловьевым, Флоренским, Н.К. и Е.И. Рерихами. <…>

Смысл существования личности, народа, нации сконцентрирован и определяется полем, пространством ее культуры. В культуре сконцентрированы главные успехи и достижения человечества, и этом смысле она является фундаментом для его дальнейшего развития. Культурой определяется оптимальная траектория движения в настоящем и очерчиваются контуры и цели восхождения. Культура – это опыт поколений, в первую очередь опыт нравственный. <…>

Наука – наиболее осознанная часть культуры, располагающая количественными критериями и объективными представлениями об окружающем нас мире. Наука включает в себя накопленное человечеством систематизированное знание, носителей знания (ученых), систему передачи знания (образование) и основы нравственности, определяющие пути использования знания. <...>



PAGES  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов