Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2006 г.


А.Е. Акимов,
доктор физико-математических наук,
академик РАЕН

ДЕТИ СВЕТА, УЧИТЕЛЯ СВЕТА

Л.В. Шапошникова и Е.Н. Чернозёмова, отметили, что одаренные дети, как и дети нового сознания, рождались всегда. Однако в ХХ веке возникла иная ситуация, и началось заметное увеличение количества одаренных детей. А во второй половине ХХ века участилось появление детей с осмысленным от рождения выражением глаз, чего обычно у новорожденных не бывает. Экстрасенсы отмечали, что у таких детей в ауре доминируют фиолетовые цвета, что и послужило основанием в западной литературе назвать их «дети индиго». Однако, понимая суть мироздания как Мира Огненного, таких детей следует называть детьми Света. Справедливости ради надо сказать, что дети Света появлялись и в начале ХХ века. Вот что говорится об этом в Живой Этике: «Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями» [7, 542]; «Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни» [1, 97]; «Так происходит сближение двух миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям» [7, 542]; «Вы слышали о некоторых детях, которые могут видеть через твердые тела» [5, 13].

Дети Света рано взрослеют, если только понятие «взрослеют» к ним применимо. Более того, в отличие от одаренных детей, которые могут оперировать сложными категориями (однако только теми, каким их научили), дети Света пользуются категориями и высказывают суждения, которые, казалось бы, им неоткуда было узнать. И этот факт является принципиально важным, доказывающим, что дети Света – это не просто одаренные дети, но это новое явление в человеческой среде. Не случайно Е.И. Рерих писала: «Наука может получить ценные данные от детей» [6, 174]. Возможно, это предвестники новой расы, расы эпохи Водолея.

Однако, как это бывает довольно часто, общество и на Западе, и на Востоке оказалось не готово к появлению детей Света. Им изначально присущ более высокий по сравнению с обычными детьми уровень интеллекта, однако в детских садах и школах они должны находиться в группах детей своего возраста. Чужда им и среда взрослых, у большинства которых духовность и нравственность просто отсутствуют. Эти противоречия часто являются причиной депрессий у детей Света, а иногда и склонности к суициду.

Очевидно, что такое положение ненормально ни в педагогическом, ни в общественно­социальном смыслах. Одна из первых линий контакта, несомненно, лежит в русле педагогики. Но существующая педагогика ориентирована на работу с обычными, в лучшем случае с одаренными детьми. Она в стандартном понимании не имеет сколь­нибудь существенного опыта работы с детьми Света, с которыми должны работать педагоги Света. Но есть ли они? Вне всякого сомнения, таким педагогом Света является Шалва Александрович Амонашвили. Елена Николаевна Чернозёмова – тоже педагог Света. А тысячи учителей, работающих в рамках концепций Гуманной педагогики, – разве это не педагоги Света? Все они, и в первую очередь представители педагогической науки, ответственны за разработку методик, способов и средств работы с детьми Света.

Для всех учителей появление детей Света должно явиться убедительным доказательством справедливости слов Живой Этики: «Учитель должен приготовить дух для самых пламенных восприятий. Только при постоянном утверждении путей грядущих можно заготовить воинов духа» [5, 326]. В лице детей Света мы видим именно воинов духа.

Даже если бы методики работы с детьми Света уже существовали, оставалась бы вторая серьезная проблема – организация среды, которая была бы адекватна психологии поведения детей Света, их внутреннему миру и восприятию ими мира внешнего. В первом приближении, как мы уже отмечали, это две проблемы – детской среды и среды взрослых. Обе имеют некоторый позитивный базис.

Понимая, что основополагающими факторами жизнеспособности детей Света являются Духовность, Нравственность, Любовь, дети из школ Гуманной педагогики были бы наилучшей детской средой для детей Света, т.к. именно эти категории являются базовыми для учащихся таких школ.

Сделанное выше утверждение о том, что взрослая среда чужда детям Света, не должно восприниматься чересчур категорично. Простые люди, объединившиеся на основе Живой Этики, – люди Света – открыты для детей Света. Остается лишь сожалеть, что дети Света часто рождаются не только у людей Света, но и у живущих вне миропонимания на основе Живой Этики людей, которые часто не в состоянии понять, что у них необычные дети, которые требуют к себе особого отношения.

Появление детей Света заставляет еще раз обратиться к Учению Света. Е.И. Рерих писала: «…великое Учение Света имеет целью правильный рост духа человеческого» [10, с. 591]. К этому необходимо добавить важную мысль Е.И. Рерих: «Ведь духовность прежде всего есть сознание. Сознание лежит в основании Вселенной» [9, с. 88]. «…Будущие расы будут улучшаться и утончаться в формах по мере роста духовности. <…> Для этого сокровенного знания и действа и придет на помощь человечеству Великое Братство» [9, с. 90]. Появление детей Света и есть помощь Великого Братства человечеству. Это особенно важно в наше время. Как предупреждала Е.И. Рерих, «теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель» [9, с. 89]. Сам факт существования детей Света, по словам Е.И. Рерих, свидетельствует, что «загорается заря Новой Эпохи признания Духа» [10, с. 611]. Дети Света, вероятно, и являются первыми лучами этой зари Новой Эпохи.

Появление детей Света говорит о том, что «носителями духа» должны стать молодые люди: «…в будущих школах России, – сказано в Живой Этике, – пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь» [4, 15.02.1922]. Дети Света помогают познавать этот путь.

В «Мире Огненном» подчеркивается, что «духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце» [7, 148]. Многие даже не осознают, что дети Света приходят к нам с открытыми сердцами – сердцами, открытыми для космической любви. К сожалению, бесцеремонность людей, с которыми приходится иметь дело детям Света, при их открытости делает детей Света беззащитными. Это также говорит о том, насколько важно корректно и осмотрительно относиться к детям Света, стараться защитить их от того, что может нарушить внутреннюю гармонию таких детей.

Необычные качества детей Света, будучи изучены и поняты, могли бы многое дать всем людям, а возможно, и стать важным цивилизационным фактором. Однако наука, мягко выражаясь, старается не замечать этой проблемы. Как отмечается в «Надземном», «к сожалению, тонкие организмы не исследуются, и тем утеривается возможность для научных наблюдений» [8, 68]. В лучшем случае ссылаются на отсутствие необходимого оборудования. Но это не так.

Есть много опубликованных материалов об исследовании необычных явлений сознания с помощью оборудования картирования мозга при использовании электроэнцефалограмм. Совершенно уникальными являются методика и мобильная аппаратура для оценки динамического состояния мозга по пространственной регистрации центров дипольной активности, которые уже несколько лет используются к.м.н. О.И. Коёкиной, в том числе и в работе с детьми. Таким образом, начинает сбываться предвидение: «…скоро будут снимать ауры, будут измерять мысли, будут аппараты, определяющие эманации» [3, 515].

Фундаментальную значимость имеют слова Е.И. Рерих: «Истинные достижения утверждаются устремлением к познанию воли Высшего Разума. Трудно принять космическое направление без понимания воли Высшего Разума» [2, 458]. Поскольку мы считаем, что все, что происходит, является следствием воли Высшего Разума, значит, и появление детей Света не могло произойти без проявления этой воли. С этих позиций появление таких детей нужно рассматривать как важный этап в эволюции человечества.

Складывается новая ситуация, когда образование и воспитание не могут оставаться такими, какими они были до сих пор. Знания, которыми обладают дети Света, значительно опережают содержание современных школьных учебников, в которых даже современный уровень науки и техники представлен очень слабо. Большая часть материала – это далекое прошлое. «…Все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки, – так говорят ученые, и они правы», – писала в «Надземном» Е.И. Рерих [8, 272]. Образование необходимо устремить в будущее. Выпускники школ должны быть готовы к встрече с ним, они должны знать, что их там ждет, как им там жить и в чем их миссия.

Есть еще одна проблема, связанная с детьми Света. Возможно, моя точка зрения на нее многим покажется радикальной и потому неприемлемой, но проблема действительно существует. Раз дети Света рождаются с уже готовым базисом истинных знаний (возможность этого можно показать на простых физических моделях) и в будущем таких детей станет подавляющее большинство, а затем будут рождаться только такие дети, то возникает вопрос: «А есть ли будущее у педагогики?» У этой точки зрения есть веские возражения. Но не спешите делать выводы, мы заглядываем в слишком неизведанное и слишком далекое будущее.

Важно осознать не просто необходимость обретения духовности, но и глубокое понимание того, что именно она должна стать доминантой внутреннего мира уже в детстве, сделаться главным ориентиром в отношении к жизни. Ведь в будущем невозможно представить никакой иной цивилизации, кроме духовной, но создавать ее нужно в настоящем. Сегодня, когда в большинстве школ, где о духовности не только не вспоминают, но отсутствует само понимание духовности, по всей России создаются школы Гуманной педагогики, работают тысячи учителей, весь образ жизни которых, их духовный мир есть Мир Живой Этики.

В книге Учения «Мир Огненный» говорится о необходимости устремить сознание в будущее. Дети Света – это посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность. И, рассуждая о том, удастся или нет выжить нашей цивилизации, стоит вспомнить слова итальянского педагога М. Монтессори: «Если что-то и спасет нас, то только дети». Дети Света своим появлением словно напоминают о том, что наша судьба в руках детей, которые должны стать главной заботой человечества. Как гражданин, я готов поверить только тому президенту, той партии и тому правительству, в работе которых приоритетной будет забота о детях, забота об учителях, забота о школах.

Через детей Света мы получаем возможность подняться на следующую ступень восхождения. Надо только бережно и с благодарностью Великим Учителям принять эту помощь и правильно ею воспользоваться.


Литература

1. Учение Живой Этики. Аум.

2. Там же. Беспредельность.

3. Там же. Братство.

4. Там же. Зов.

5. Там же. Мир Огненный, ч. I.

6. Там же. Мир Огненный, ч. II.

7. Там же. Мир Огненный, ч. III.

8. Там же. Надземное.

9. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

10.Там же. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов