Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Приветствия|Публикации |Фоторепортаж |Резолюция|Список докладов

Марга Куцарова, Т.П. Сергеева. Знамя Мира Державы Рериха. Идеи Инициатора Пакта Рериха о защите ценностей культуры и их значение в прошлом, настоящем и будущем

Марга Куцарова – председатель Национального общества имени Рерихов (Болгария)

Как известно, Николай Рерих является инициатором первого международного договора, предусматривающего защиту сокровищ культуры во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Этот договор, названный по имени своего инициатора Пактом Рериха, заложил основу современной международной правовой системы защиты ценностей культуры. Основу широкую, жизненную и устойчивую.

Пакт Рериха, воплощая идеи своего Инициатора, впервые ввел в международном праве следующие принципы и правила:

— ценности культуры независимо от их принадлежности являются культурным наследием всего человечества;

— они безоговорочно подлежат защите и уважению во время вооруженного конфликта;

— культурные ценности теряют иммунитет только в случае их использования в военных целях;

— ценности культуры подлежат защите в равной мере как в международном вооруженном конфликте, так и в конфликте, не имеющем международного характера;

— культурные ценности подлежат защите в мирное время;

— ценности культуры должны быть зарегистрированы и включены в список с целью защиты как в мирное, так и в военное время;

— устанавливается общеизвестный и обязательный знак для защиты ценностей культуры как во время вооруженного конфликта, так и в мирное время – Знамя Мира;

— в отношении иностранных культурных ценностей применяется национальный режим защиты.

К этому следует добавить и подчеркнуть, что Пакт Рериха защищает в равной мере не только ценности культуры, но и образовательные и научные учреждения. Он защищает персонал музеев, художественных, научных, образовательных и культурных учреждений.

Как это часто бывает в истории, завоеванные основателями великих начинаний позиции не всегда удерживаются следующими поколениями. Известно, что универсальные международные конвенции в этой области в настоящее время защищают ценности культуры во время вооруженных конфликтов не безусловно, но с оговоркой о военной необходимости; вне международно-правовой защиты как в мирное время так и во время войны остались образовательные и научные учреждения, а также их персонал, т.е люди творческого труда.

Но можно сказать с уверенностью: за основой, широкой и устойчивой, заложенной Пактом Рериха - будущее! Ибо как нынешние, так и все будущие поколения не устанут искать лучших и более эффективных путей защиты культуры. Рано или поздно, тем или иным путем, основа охраны всех элементов Культуры под Знаменем Мира, заложенная Пактом Рериха, войдет прочно в нашу жизнь.

Только заложив основу здания, можно приступить к воздвижению стен и колонн. В 20-х и 30-х годах прошлого столетия проходила самая тяжелая борьба за охрану Культуры. В условиях тяжелых финансовых кризисов и надвигающейся мировой войны, Рериху нужно было спешить и юридически закреплять основу – защиту сокровищ культуры от агрессии войн и вандализма мирного времени. Не закрепившись сначала на этой основе, невозможно было настаивать на дальнейшем построении – например, на международной юридической охране исторических ансамблей в мирное время, либо на юридической охране нематериального культурного наследия.

Но можно было творить и действовать. Предвидев, что вслед за основой придет время воздвижения красивого здания охраны Культуры, Рерих оставил нам сокровищницу идей для самого лучшего его построения.

При подписании Пакта Рериха президент США Франклин Д. Рузвельт сказал: «Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте»[1]. Действительно, Пакт Рериха – это врата, которые открывают для нас неисчерпаемость идей мирного культурного строительства и сотрудничества Державы Рериха, Державы Культуры! Мы бы хотели теперь обратиться к этим идеям, выраженным в литературно-публицистическом и научном наследии Николая Рериха.

В области искусства, науки, общественного построения не раз появлялись творцы, которые своим гениальным талантом насыщали целые эпохи. Николай Рерих принадлежит именно к этой плеяде творцов – в том числе своей общественной деятельностью в области охраны Культуры.

К началу ХХ века Рерих, благодаря своей самоотверженной кипучей деятельности, стал одним из самых авторитетных деятелей в области защиты культуры в дореволюционной России. Он являлся одним из главных организаторов Совета Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, создателем и руководителем Общества возрождения художественной Руси, инициатором Фонда древней Руси для изучения и поддержания памятников старины, членом правления Общества архитекторов-художников[2].

В 1903 году, понимая огромное значение старины для будущего, Рерих напишет:

«Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, тот ансамбль, в котором он красовался в былое время, – хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; <...> Как это все старо и как все это еще ново»[3].

Десятилетиями позже, в Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении и современной роли исторических ансамблей, будет сказано: «Исторические или традиционные ансамбли и их окружение следовало бы активно оберегать от всякого ущерба, в частности, связанного <...> с ненужными пристройками и излишними или безвкусными перестройками во вред их самобытности»[4].

Важно отметить вклад Н.К. Рериха в разработку идей по охране красоты и характера пейзажей. Еще в 1901 году в статье «К природе», отмечая восстанавливающую роль красоты пейзажа, его природной гармонии для физических, моральных и духовных сил человека и формулируя «требования заботливого отношения к природе и сохранения ее характерности»[5], он пишет и о том, что внимание и меры по сохранению пейзажей и местностей должны распространяться на все области государства, ибо везде есть своеобразие и красота природных ландшафтов. Здесь же он говорит и о необходимости «сообразоваться при всяких сооружениях с окружающим пейзажем»[6], о «сохранении мест, уже освященных природой, о сохранении исторических пейзажей и ансамблей»[7].

Все это потом нашло свое выражение в Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей[8] и в ряде других международных актов ЮНЕСКО.

Во всем своем литературно-публицистическом творчестве Рерих не уставал писать, что самое важное в деле охраны культуры - это воспитание уважения и любви к ценностям культуры в народе.Он писал об этом на основе своего многолетнего опыта. Не забудем, что в 20-е и 30-е годы прошлого века Рериховские общества и Комитеты Пакта Рериха, созданные в более чем 80 странах Европы, Америки и Азии, всегда имели основной задачей обращение внимания широкой общественности на огромную ценность культурных сокровищ, на необходимость их охранять и уважать. Любовь к художественному и научному выражению народа, писал Рерих в 1935 году, священная внимательность к неповторимому творчеству должна принадлежать не только каким-то случайным чиновникам, но всей стране[9]!

Сегодня мы найдем утверждение о необходимости воспитывать в народных массах понимание культурных ценностей и уважение к ним почти во всех международных актах ЮНЕСКО - в рекомендациях, декларациях и конвенциях. В Рекомендации 1968 года ЮНЕСКО о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, сказано, что наилучшей гарантией сохранения культурных ценностей является уважение и любовь, проявляемые к ним самим народом,усиленные с помощью соответствующих мероприятий, проводимых государствами-членами[10].

Рерих был убежден, что искусство не может и не должно принадлежать элите. Он считал, что искусство, наука, духовность, иначе говоря - Красота и знание должна проникнуть и наполнить всю жизнь народа и тем самым преобразить ее. Он писал: «Дайте искусство народу, куда оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем...»[11] Когда эти строки писались, отмечает Рерих в 1931 году, «некоторые друзья улыбались между собою, перешептываясь: прекрасные мечты, но как отзовется на них жизнь?»[12] Жизнь полностью подтвердила чрезвычайную важность этой идеи Рериха. В преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира. В 1976 году ЮНЕСКО приняло специальную рекомендацию, посвященную этому вопросу – Рекомендацию об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь.

Говоря о деятельности Рериха во имя сохранения Культуры и ее развития, мы не можем не упомянуть и осуществленную им крупнейшую научную экспедицию ХХ века – Центрально-Азиатскую, также как и основанного Рерихами Института гималайских исследований «Урусвати». Во время экспедиции Рерихи идентифицировали, документировали, исследовали и сохранили огромный материал – богатейший фольклор стран Центральной Азии, легенды, предания, обычаи, а также знания этих народов, сохраненные в течение веков, относящиеся к природе и вселенной. Таким образом Рерихи имеют огромный вклад в охране нематериального культурного наследия стран Азии и этот вклад еще до конца не оценен в мировом масштабе. В условиях доминирующего тогда европоцентризма в науке, Рерихам удалось, благодаря Центрально-Азиатской экспедиции, создать уважение к нематериальному культурному наследию Индии, Монголии, России, Тибета, Китая. Они привлекли к нему внимание не только на местном и национальном уровнях, но на международном. Посредством Института «Урусвати» в научном исследовании этого уникального нематериального культурного наследия были привлечены международное научное сотрудничество и солидарность. Говоря об охране нематериального культурного наследия стран Азии, о воспитании глубокого уважения к нему, привлечения к нему внимания и международной солидарности в его научном исследовании – мы тем самым уже перечисляем все цели Конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО от 2003 года[13], которые Рерихи уже в далекие 20-е и 30-е годы прошлого столетия воплощали в жизнь в широком масштабе, включив потенциал науки и неправительственных организаций. Последнее, а именно потенциал научной мысли в сохранении нематериального культурного наследия, а также неправительственных научных, культурных и общественных организаций до конца еще на наш взгляд не осмыслен и не отражен в современных международных актах.

В Основных направлениях плана действий по осуществлению Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2001 года, сказано, что государства-члены обязуются сотрудничать в достижении «уважения и защиты традиционных знаний, в частности накопленных коренными народами; признания роли традиционных знаний, особенно в вопросах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, и поощрения синергии между современной наукой и знаниями местного населения»[14]. Огромный вклад Рерихов посредством Института «Урусвати» состоит в том, что уже в 30-е годы прошлого столетия ими было создано сотрудничество между современной наукой и знаниями местного населения, причем не только в области охраны окружающей среды, но и медицины, фармакопеи, филологических наук – перечисление далеко не исчерпывающе. Этот передовой опыт «Урусвати» в сохранении традиционных знаний народов Центральной Азии должен быть в будущем особо изучаем для изыскания лучших путей сохранения нематериального культурного наследия народов мира. Особо следует отметить тот факт, что в «Урусвати» работа ученых – представителей западной науки и местных традиций, производилась на основе методологии познания Живой Этики и космизма. Эта методология признает одинаково равноценными два источника познания - научный и метанаучный, знания добытые эмпирическим путем и знания, добытые через внутреннее духовное пространство человека. Именно эта методология дала возможность уже тогда не только смело подойти к традиционному знанию Азии, без предрассудков и предубеждений, но и привлекать к сотрудничеству местных носителей этого знания и глубоких, вековых традиций.

Все, кто знаком с творчеством Рериха, знают как много он писал о том, что именно Культура есть двигатель развития, в том числе и экономического развития[15]. Культура не отвлеченность, не абстракция, не развлечение для избранных и не бремя для бюджета. Именно культура, которая есть знание и Красота, может привести к расцвету стран. Об этом свидетельствуют целые исторические периоды. Эта важнейшая мысль Рериха медленно, но постепенно все более воспринимается и утверждается. Так, именно о культуре как важнейшем аспекте развития сказано в многих актах ЮНЕСКО: в Рекомендации о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ[16], в Рекомендации об охране культурного и природного наследия в национальном плане[17], в Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей[18], в Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь[19], во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии[20], в Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения[21]. Однако важнейший аспект, важнейшая грань этой мысли Рериха все еще не достаточно понята в глобальном масштабе. Мы имеем ввиду следующее:

«Кто-то может спросить, - пишет Рерих, - неужели именно теперь, во время общего материального кризиса, уместно говорить об искусстве и науке? Вот именно уместно.

Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного»[22].

Изучая осуществленное Рерихом, его творческое наследие, с одной стороны, и международные акты ЮНЕСКО, с другой, можно снова и снова удивляться тому насколько одни и те же идеи звучат в них. Рамки доклада не позволяют рассмотреть их все, но мы укажем на некоторые из них. Это и роль женщины; известно, что Рерих чрезвычайно высоко ценил творческий потенциал женщин и считал будущую эпоху – эпохой Культуры и эпохой женщины[23]. Это и положение, быт художников и людей творческого труда, о котором Рерих немало заботился[24]. Это и значение национальной культуры, а также достоинство и ценность культуры каждого народа[25]. Это и разнообразие культур, форм культурного самовыражения.

В начале нашего доклада мы восприняли образное сравнение со зданием – с прекрасным храмом Культуры, храмом ее охранения и развития. И если мы продолжим это сравнение, то мы скажем, что купол храма Культуры Рерих видел всеобъемлющим, вмещающим все культуры, все языки и все выражения, дающий возможность расцвета всем цветам культуры и обеспечивающий, наконец, прочный мир во всем мире.Не забудем, что эти идеи Рериха – о достижении мира через культуру и о мире во всем мире, при его жизни нередко считали утопией. Сегодня в том, что именно культура является путем к миру уже нет сомнений. Мы можем увидеть убежденность в этой величайшей идеи в Уставе ЮНЕСКО, в Рекомендации ЮНЕСКО, касающейся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев[26], в Декларации ЮНЕСКО принципов международного культурного сотрудничества[27], в Рекомендации о международном обмене культурными ценностями[28], во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии[29], в Конвенции об охране нематериального культурного наследия[30], в Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения[31] и в ряде других международных актов.Но пусть мы вслед за Рерихом со всей убежденностью повторим другую его величайшую идею – мир во всем мире возможен и его прочный фундамент – Культура. Знамя Мира напоминает молодежи, самой широкой общественности о необходимости оберегать, уважать и любить сокровища Культуры. Знамя Мира воспитывает терпимость, доброжелательность и уважение к культуре любого народа, к любому языку и к любому человеку. Оно, как пишет Рерих: «уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства»[32]. Знамя Державы Рериха, Державы Культуры - есть действительно Знамя Мира. Ибо, снова вслед за Рерихом мы можем сказать: «Там, где культура, там и мир»[33].

Творчество Николая Рериха чрезвычайно ценно для всех работающих в области Культуры, ее охранения и развития. Оно содержит кладезь идей, предложений и решений о лучшем охранении ценностей культуры, нематериального культурного наследия и природного наследия. Величайшее значение этих идей уже подтверждено самой жизнью.

Именно ввиду своей жизненности, эти идеи явились источником, который насыщал за прошедшие 75 лет все аспекты работы по охране культуры в планетарном масштабе. Международно-правовые акты ЮНЕСКО, в которых эти идеи Николая Рериха нашли не только выражение, но и подтверждение, лучшее тому свидетельство.

Но далеко не все идеи Рериха нашли отражение в современных международно-правовых актах в области культуры. Многие важнейшие из этих идей, также как и вполне конкретные предложения, ждут своего часа. Кроме того, Рерих не только писал, он действовал и создавал твердыни Культуры в Европе, Америке и Азии в труднейших условиях. Его пример служения Культуре, его опыт талантливого и успешного применения в жизни этих идей, заслуживает также пристального внимания. Сознательное изучение, исследование и практическое приложение творческого наследия Рериха означает улучшить, ускорить, сделать более эффективной защиту Культуры, создав таким образом действительные условия для ее расцвета.


1 Знамя Мира.: Сб. ст. Москва: МЦР. 2005. С. 192.

2. Рерих Н.К. Берегите старину. Москва: МЦР. 1993. С. 4-5.

3. Рерих Н.К. Памятники. – В: Рерих Н.К. Берегите старину. Москва: МЦР. 1993. С. 7-8.

4. Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей (РИА), 26 ноября 1976 года, ст. 4

5 Н.К. («К природе».) О старине моления. Листы. Сказки. М.: МЦР. 1999. – С. 82. Или: Человек и природа. М.: МЦР. 2005. – С. 36.

6 Н.К. («К природе».) О старине моления. Листы. Сказки. М.: МЦР. 1999. – С. 81. Или: Человек и природа. М.: МЦР. 2005. – С. 35.

7 Н.К. («К природе».) О старине моления. Листы. Сказки. М.: МЦР. 1999. – С. 86. Или: Человек и природа. М.: МЦР. 2005. – С. 38-39.

8 Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей, 11 декабря 1962 года.

9. Рерих Н.К. Неотложное. 1935 год. Пекин. – В: Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. С. 193

10. Рекомендация ЮНЕСКО о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ. 19 ноября 1968 года, Преамбула, пар. 12

11. Рерих Н.К. Корни Культуры. К десятилетию Института Объединенных Искусств Музея Рериха. — В: Рерих Н.К. Держава Света. Рига: «Виеда», 1992. С.43

12. Там же.

13. См. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 17 октября 2003 года, Ст. 1 «Цели Конвенции», а также ст. 2 «Определения».

14. Основные направления плана действий по осуществлению Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Приложение II к ВДКР, ст. 14

15. См. к примеру: Рерих Н.К. Восстановления. 1908 г. – В: Рерих Н.К. Берегите старину. М.: МЦР, 1993. С. 27

16. Преамбула – пар. 11; ст. 19.

17. Преамбула – пар. 2; ст. 7 и ст.8.

18. Ст. 33

19. Преамбула – пар. 4

20. Ст. 3 и ст. 11

21. Преамбула – пар. 3 и пар.6; ст.2, пункт 5; ст. 2, пункт 6; ст.13

22. Рерих Н.К. Мудрость радости. 1931 г. – В: Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: «Виеда». 1992. С. 50

23. См.: Рерих Н.К. Женщинам. 1931 г. – В: Рерих Н.К. Держава Света. Свещянный дозор. Рига, 1992. С. 39: «Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении. Перечислять совершенное и вдохновленное женщиной, значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что сужденная эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет самым верным союзником и проводником этих основ в глубине человеческого сознания?» См. также: Рекомендация ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, ст. 4, буква (с); Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, Преамбула, пар. 10.

24. См.: Рерих Н.К. Наскоки. 1931 г.: «Мне приходилось постоянно выступать за сохранение сокровищ творчества и за улучшение быта художников и ученых. И эти мои зовы никто не считал чем-то сверхъестестсвенно божественным, но, наоборот, к моему сердечному удовлетворению, мне неоднократно удавалось помочь моим собратьям в искусстве и науке». – В: Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1995. Т. 1. С. 34, Там же: Лихочасье. 1934 г., С. 48; Рекомендация ЮНЕСКО о положении творческих работников, 1980 г.

25. См.: Рерих Н.К. Духовные сокровища. 1931 г. – В: Рерих Н.К. Держава Света. Свещянный дозор. Рига, 1992. С. 31: «Конечно, наша основная программа действия – обмениваться художественными выявлениями всех отраслей и научными проявлениями, взаимно знакомясь с духовными ценностями всех народов». См. также: Рерих Н.К. К откытию Французского общества имени Рериха в Париже; Привет Франции («Пари Пресс»); Кооперация (Обращение к Британскому Обществу имени Рериха); Привет к открытию Болгарской Ассоциации; Вехи Культуры (Германскому Обществу имени Рериха в Берлине); Чары Финляндии (Финскому Обществу имени Рериха); Наследие майя (Южно-Американским Обществам имени Рериха); Гималаи (Обращение к Гималайскому обществу имени Рериха); Правильный путь (Обращение к Южно-Африканскому Обществу имени Рериха); Мир всему живущему (Обращение к Обществу Маха-Бодхи в Калькутте); Латвийскому Обществу имени Рериха; Обществу Славянской Культуры; Хвала Художникам (Вступление к книге «Художники Америки»); Любовь непобедимая (К ассоциации Св. Франциска Общества имени Рериха); Живая Мудрость (Ассоциация Спинозы при обществе имени Рериха); Слава Самураев (Японскому Обществу имени Рериха); Мир и Культура (Буддийской Ассоциации Молодежи в Коломбо); Здоровье духа (Вашингтонскому Обществу имени Рериха). — В: Рерих. Н.К. Держава Света. Свещянный дозор. Рига, 1992. См. также: Декларация принципов международного культурного сотрудничества. ЮНЕСКО, 4 ноября 1966 год, ст. 1, пункт 1: «Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять».

26. Преамбула – пар.5

27. Преамбула – пар. 3, пар. 4, пар. 5, пар. последний; ст. 4; ст. 7, пункт 2; ст. 9;

28. Ст. 11

29. Преамбула – пар. 7

30. Преамбула – параграф последний.

31. Преамбула – пар. 4.

32. Рерих Н.К. Знамя Мира. 1930 г. – В: Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: «Виеда», 1992. С. 70

33. Рерих Н.К. Знамя Мира. Конференция в Бельгии. 1931 г. – В: Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: «Виеда», 1992. С. 74


Вернуться к основному тексту